Самоанализ здоровьесберегающей педагогической деятельности

Целью моей педагогической деятельности, направленной на здоровьесбережение, является формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Основные компоненты моей деятельности: мотивационно-личностный компонент, когнитивный компонент, деятельностный компонент.   Уверенна, что положительный результат в здоровьесберегающей деятельности каждого педагога заключается во взаимосвязи культуры здоровья с физической культурой, включающей в с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ педагогической деятельности за 2011 -2013 учебный год

Каширина Т.М., учитель химии, классный руководитель 8А класса

МКОУ «СОШ №16» ИМРСК

«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр

Целью моей педагогической деятельности, направленной на здоровьесбережение, является формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основные компоненты моей деятельности:

- мотивационно-личностный компонент, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью;

когнитивный компонент - представляет собой целостную практикоориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития;

деятельностный компонент обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально- ориентированный здоровый образ жизни.

Уверенна, что положительный результат в здоровьесберегающей деятельности каждого педагога заключается во взаимосвязи культуры здоровья с физической культурой, включающей в себя физическое, эстетическое, нравственное, валеологическое воспитание.

К общим методам и методическим приемам относятся:

  • вовлечение учащихся в практическую оздоровительную деятельность;

  • самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ;

  • демонстрация индивидуальных достижений учащихся;

  • поощрение, одобрение;

  • беседа с опорой на жизненный опыт;

  • использование фактов исторических справок, примеров и образцов ЗОЖ;

  • игры, дискуссии;

  • приемы обратной связи.

Специфическими методами и методическими приемами формирования мотивации являются: показ положительных и отрицательных поступков, опора на желания учащихся, создание ситуации привлекательности здорового образа жизни стандартными и нетрадиционными способами, поощрение желания добиться признания.

Формирование основ здоровьесбережения учащиеся проводится целенаправленно по циклу мероприятий, рассмотренных заместителем директора по внеклассной работе, методсоветом школы и утверждённых директором школы. Цикл включает в себя классные часы, внеклассные мероприятия, акции, индивидуальные беседы, направленные на здоровьесбережение.

Цикл здоровьесбережения состоит из следующих направлений: «Гигиена школьника», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы правильного питания»», «Экология», «Этикет».

«Гигиена школьника». Учащиеся заполняют анкету "Моё здоровье", в которой отмечают (сначала с помощью родителей, а затем - самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем, обращая внимание на самочувствие, настроение, сон, аппетит. Результаты этих наблюдений систематически обсуждаю с каждым родителем индивидуально.

«Основы безопасности жизнедеятельности». Мероприятия в этом направлении предназначены для формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений по распознанию и оценке опасных ситуаций, определять способы защиты от них, а также ликвидировать их негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей в соответствии с возрастом объеме. В рамках данного курса проводятся тематические классные часы, индивидуальные беседы, встречи с представителями ГИБДД.

«Основы правильного питания». Работа в этом направлении одна из самых важных. Правильное питание благоприятствует нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению. В данном направлении предусмотрены не только тематические классные часы, индивидуальные беседы, но и организация горячего питания в школе.

«Экология». Экологическое образование неразрывно связано с формированием культуры поведения, осознания необходимости бережного отношения к окружающей среде. Учащиеся должны понимать, что их здоровье во многом зависит от благоприятной экологической обстановки.

«Этикет». Тематика классных часов в этом направлении предусматривает развитие качества личности, которое прежде всего проявляется в повседневном поведении человека, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе.

Результатом работы по данному циклу является то, что с учащимися из моего класса не случалось никаких чрезвычайных ситуаций, опасных для здоровья. Значительно снижены пропуски уроков по болезни. В классе нет детей с заболеваниями желудочно - кишечного тракта. При проведении акций, конкурсов по здоровьесбережению учащиеся моего класса становятся не только активными участниками, но и добиваются дипломов победителей, призёров. За период работы с 2011 по 2013 учебные годы охват учащихся различными секциями, кружками, студиями вырос от 45% до 82%. Зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся. Из 23 учащихся класса в наступающий летний сезон восемь детей проявили желание стать вожатыми в летнем оздоровительном лагере при школе. Успешно проходят курсы по подготовке к деятельности вожатых.

Инновационная и экспериментальная деятельность в области здоровьесбережения является основной в работе каждого учителя и классного руководителя и включает в себя направления, изложенные выше. Я выделяю важнейшие компоненты:

1.Технология оптимизации двигательной активности школьников заключается в следующем:

  • сохранении статического компонента в процессе учебных занятий в школе;

  • увеличении динамического компонента в основных формах физического воспитания;

  • обязательном медицинском контроле за уроками физкультуры;

  • внедрении внеурочных форм физического воспитания (утренняя зарядка, гимнастика до учебных занятий, динамические паузы между уроками, подвижные игры на перемене и т.д.);

  • регулярности внеклассных и общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

  • организации занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

  • привлечении школьников к общественно-полезному труду.

2.Питание детей в школе должно быть организовано с учетом следующих принципов организации здорового питания:

  • соответствие энергетической ценности рациона энергетическим затратам ребёнка;

  • сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;

  • максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;

  • оптимальный режим питания;

  • формирование культуры здорового питания у детей в условиях школы совместно с родителями.

Социальное партнёрство в первую очередь предусматривает сотрудничество с поликлиникой, родителями и включает в себя следующие виды совместной деятельности:

  • проведение анализа состояния здоровья учащихся в динамике лет с учетом возрастных особенностей и выделением периодов повышенной чувствительности к среде;

  • прогнозирование риска развития заболеваний на индивидуальном и групповом уровне с помощью регистрации физиологических параметров в динамике;

  • выделение «группы риска» учащихся (с донозологическими и преморбидными состояниями), требующих проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;

  • создание непрерывного процесса оптимизации здоровьесберегающей деятельности и эффективного проведения профилактической и оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Немаловажную роль выполняют встречи (лекции, беседы) с сотрудниками государственной инспекции безопасного движения на дорогах.

Как учитель - предметник начинаю работу с обеспечения гигиенических условий. Так как я являюсь учителем химии, уроки проводятся соответственно в кабинете химии. Важнейшим объектом не только моего внимания, но и администрации школы является вентиляция, которая состоит из принудительной и естественной систем. Обе системы достаточно мощные, особенно уникальна естественная вентиляция, которая образована скрытой задней стеной, имеющей выход наружу. Совместно с родителями продумали и создали интерьер класса, который озеленён и оснащён необходимой информацией. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. Поскольку основной "ячейкой" образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться основных правил здоровьесбережения.

Начало урока должно создать для каждого учащегося чувство комфорта, обеспечить положительный эмоциональный настрой. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну. Мне очень нравится совет В. Соловейчика из книги «Ученье с увлечением». Несколько перефразирую его, когда произношу для своих учеников: «Потрём руки, словно предвкушая удовольствие. Смешное упражнение, но попробуйте потереть руки и при этом не улыбнуться! Улыбка-то и дорога. Потрем руки, улыбнемся и скажем себе: «Сейчас я займусь химией и буду делать это с удовольствием! Я очень люблю химию!». Учебник придвинем к себе с любовью к нему и к тем, кто его создал.

Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.

В нашей школе стало правилом начинать первый урок с утренней зарядки, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.

В ходе урока двигательная активность поддерживается при переходе от одного этапа уроку к другому. Например, работа учащихся в малых группах предполагает переходы групп от одного эксперта к другому, перемещение к экспериментальным столам. При проведении он-лайн тестов, развивающих ребусов, кроссвордов, дети сменяя друг - друга, работают с интерактивной доской. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

Совершенно необходимы валеологические паузы, кинезиологические упражнения, самомассаж, дыхательная гимнастика, направленные на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья.

Кроме того, огромное значение имеет организация урока. Урок проводится в соответствии с динамикой внимания учащихся. В ходе урока учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Во избежание усталости учащихся нужна смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, эксперимент, «мозговой штурм». Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.

Объяснение нового материала предпочитаю проводить с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто использую распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.

При повторении, обобщении и контроле применяю методику свободного выбора учащимися разноуравневых заданий. Использую дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).

Немаловажное значение имеет продуманная система домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы, разработка миникейсов снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно - тематическому планированию.

Благодаря личному позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, способами формирования правильной осанки и т.д.

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность» В.А. Сухомлинский.

Как классный руководитель считаю, что необходимо осуществлять комплексный подход в воспитании детей: расширение кругозора, формирование познавательного интереса, приобщение к культуре общества и усвоению социальных норм, установок и ценностей.

Основные функции, которые я выполняю как классный руководитель:

  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

  • организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактической работы с родителями;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

  • организация диагностик уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

Считается, что здоровье ученика в норме, если:

в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;

в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.

Для создания правильной системы работы с детьми необходим мониторинг, который проводится по трем направлениям:

  • физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);

  • психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);

  • социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).

Моя задача, как классного руководителя, заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при воспитании. Любая личностно ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым классным руководителем, учителями, родителями совместно с врачом и психологом школы. Данный процесс должен носить систематический характер. Запланрованная деятельность состоит из следующих направлений:

Медицинское направление:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния кабинетов;

  • планомерная организация питания учащихся;

  • обязательное медицинское обследование.

Просветительское направление:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни).


Психолого-педагогическое направление:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации воспитательной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

  • привлечение детей к системе кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление:

Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

  • общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

  • текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

  • режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Учет состояния детей:

  • анализ медицинских карт;

  • определение группы здоровья;

  • учет посещаемости занятий;

  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

  • динамические паузы;

  • индивидуальные занятия;

  • организация спортивных перемен;

  • дни здоровья;

  • организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис и т. д.

Ожидаемые результаты:

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни;

  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья;

  • участие в районных и краевых спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;

  • снижение уровня заболеваемости школьников по основным показателям;

  • снижение пропусков уроков учащимися по причинам болезни;



Список литературы:

  1. Агаджанян Н. А., Труханов А.И, Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М, 2002. - 269 с.

  2. Айдаралиев А.А., Баевский Р.М, Берсенева А.П. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Илим, 1988. - 82 с.

  3. Айзман Р. И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации. Новосибирск, СО РАМН, 1996. - С. 28.

  4. Александрова И., Шумакова Т. Первичная профилактика заболеваемости учащихся. // Народное образование. 2003. - № 7. С.206-212.

  5. Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Вестн. Российской Академии медицинских наук. 1999. - № 9. -С. 40-42.

  6. Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей.// Магистр. -1999. -№3.- С 30-38.

  7. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.-176 с. (Б-ка учителя нач. классов).

  8. Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб, 1994.-С. 16-17.

  9. Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни (На материале образовательного процесса в лицее педагогического профиля): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. -28 с.

  10. Колесов Д. В. Здоровье школьников: новые тенденции // Биология в школе. 1996. - № 2. - С. 5-8.

  11. Тихомирова Л. Здоровый учитель здоровые дети. // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 71-74.

  12. Чайцев В.В. Формирование здорового человека как функция воспитания.// ОБЖ.- 2000.- № 10 С. 44-48.

  13. Якушева Е. Школьный стресс. // Здоровье детей 2003,- № 10 - С. 14.

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике

nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-kultury-zdorovya-mladshih-shkolnikov#ixzz2y2Aihe6X

© 2010-2022