- Преподавателю
- Классному руководителю
- Самоанализ здоровьесберегающей педагогической деятельности
Самоанализ здоровьесберегающей педагогической деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каширина Т.М. |
Дата | 02.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Самоанализ педагогической деятельности за 2011 -2013 учебный год
Каширина Т.М., учитель химии, классный руководитель 8А класса
МКОУ «СОШ №16» ИМРСК
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». А. Шопенгауэр
Целью моей педагогической деятельности, направленной на здоровьесбережение, является формирование у учащихся ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Основные компоненты моей деятельности:
- мотивационно-личностный компонент, включающий совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе общественных отношений, развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья, совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью;
когнитивный компонент - представляет собой целостную практикоориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития;
деятельностный компонент обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально- ориентированный здоровый образ жизни.
Уверенна, что положительный результат в здоровьесберегающей деятельности каждого педагога заключается во взаимосвязи культуры здоровья с физической культурой, включающей в себя физическое, эстетическое, нравственное, валеологическое воспитание.
К общим методам и методическим приемам относятся:
-
вовлечение учащихся в практическую оздоровительную деятельность;
-
самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ;
-
демонстрация индивидуальных достижений учащихся;
-
поощрение, одобрение;
-
беседа с опорой на жизненный опыт;
-
использование фактов исторических справок, примеров и образцов ЗОЖ;
-
игры, дискуссии;
-
приемы обратной связи.
Специфическими методами и методическими приемами формирования мотивации являются: показ положительных и отрицательных поступков, опора на желания учащихся, создание ситуации привлекательности здорового образа жизни стандартными и нетрадиционными способами, поощрение желания добиться признания.
Формирование основ здоровьесбережения учащиеся проводится целенаправленно по циклу мероприятий, рассмотренных заместителем директора по внеклассной работе, методсоветом школы и утверждённых директором школы. Цикл включает в себя классные часы, внеклассные мероприятия, акции, индивидуальные беседы, направленные на здоровьесбережение.
Цикл здоровьесбережения состоит из следующих направлений: «Гигиена школьника», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы правильного питания»», «Экология», «Этикет».
«Гигиена школьника». Учащиеся заполняют анкету "Моё здоровье", в которой отмечают (сначала с помощью родителей, а затем - самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем, обращая внимание на самочувствие, настроение, сон, аппетит. Результаты этих наблюдений систематически обсуждаю с каждым родителем индивидуально.
«Основы безопасности жизнедеятельности». Мероприятия в этом направлении предназначены для формирования у учащихся сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений по распознанию и оценке опасных ситуаций, определять способы защиты от них, а также ликвидировать их негативные последствия и уметь оказывать само- и взаимопомощь в доступном для детей в соответствии с возрастом объеме. В рамках данного курса проводятся тематические классные часы, индивидуальные беседы, встречи с представителями ГИБДД.
«Основы правильного питания». Работа в этом направлении одна из самых важных. Правильное питание благоприятствует нормальному росту школьника, укреплению его здоровья, а значит, успешному обучению. В данном направлении предусмотрены не только тематические классные часы, индивидуальные беседы, но и организация горячего питания в школе.
«Экология». Экологическое образование неразрывно связано с формированием культуры поведения, осознания необходимости бережного отношения к окружающей среде. Учащиеся должны понимать, что их здоровье во многом зависит от благоприятной экологической обстановки.
«Этикет». Тематика классных часов в этом направлении предусматривает развитие качества личности, которое прежде всего проявляется в повседневном поведении человека, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе.
Результатом работы по данному циклу является то, что с учащимися из моего класса не случалось никаких чрезвычайных ситуаций, опасных для здоровья. Значительно снижены пропуски уроков по болезни. В классе нет детей с заболеваниями желудочно - кишечного тракта. При проведении акций, конкурсов по здоровьесбережению учащиеся моего класса становятся не только активными участниками, но и добиваются дипломов победителей, призёров. За период работы с 2011 по 2013 учебные годы охват учащихся различными секциями, кружками, студиями вырос от 45% до 82%. Зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся. Из 23 учащихся класса в наступающий летний сезон восемь детей проявили желание стать вожатыми в летнем оздоровительном лагере при школе. Успешно проходят курсы по подготовке к деятельности вожатых.
Инновационная и экспериментальная деятельность в области здоровьесбережения является основной в работе каждого учителя и классного руководителя и включает в себя направления, изложенные выше. Я выделяю важнейшие компоненты:
1.Технология оптимизации двигательной активности школьников заключается в следующем:
-
сохранении статического компонента в процессе учебных занятий в школе;
-
увеличении динамического компонента в основных формах физического воспитания;
-
обязательном медицинском контроле за уроками физкультуры;
-
внедрении внеурочных форм физического воспитания (утренняя зарядка, гимнастика до учебных занятий, динамические паузы между уроками, подвижные игры на перемене и т.д.);
-
регулярности внеклассных и общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
-
организации занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;
-
привлечении школьников к общественно-полезному труду.
2.Питание детей в школе должно быть организовано с учетом следующих принципов организации здорового питания:
-
соответствие энергетической ценности рациона энергетическим затратам ребёнка;
-
сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ;
-
максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона;
-
оптимальный режим питания;
-
формирование культуры здорового питания у детей в условиях школы совместно с родителями.
Социальное партнёрство в первую очередь предусматривает сотрудничество с поликлиникой, родителями и включает в себя следующие виды совместной деятельности:
-
проведение анализа состояния здоровья учащихся в динамике лет с учетом возрастных особенностей и выделением периодов повышенной чувствительности к среде;
-
прогнозирование риска развития заболеваний на индивидуальном и групповом уровне с помощью регистрации физиологических параметров в динамике;
-
выделение «группы риска» учащихся (с донозологическими и преморбидными состояниями), требующих проведения профилактических и оздоровительных мероприятий с учетом индивидуальных адаптационных возможностей организма;
-
создание непрерывного процесса оптимизации здоровьесберегающей деятельности и эффективного проведения профилактической и оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Немаловажную роль выполняют встречи (лекции, беседы) с сотрудниками государственной инспекции безопасного движения на дорогах.
Как учитель - предметник начинаю работу с обеспечения гигиенических условий. Так как я являюсь учителем химии, уроки проводятся соответственно в кабинете химии. Важнейшим объектом не только моего внимания, но и администрации школы является вентиляция, которая состоит из принудительной и естественной систем. Обе системы достаточно мощные, особенно уникальна естественная вентиляция, которая образована скрытой задней стеной, имеющей выход наружу. Совместно с родителями продумали и создали интерьер класса, который озеленён и оснащён необходимой информацией. Комнатные растения, цветовая гамма класса вызывают положительные эмоции, позитивно влияют на психику учащихся. Поскольку основной "ячейкой" образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки работы учителя. Поэтому при проведении урока я стараюсь придерживаться основных правил здоровьесбережения.
Начало урока должно создать для каждого учащегося чувство комфорта, обеспечить положительный эмоциональный настрой. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: использование положительных установок на успех в деятельности, умение настроить себя на положительную волну. Мне очень нравится совет В. Соловейчика из книги «Ученье с увлечением». Несколько перефразирую его, когда произношу для своих учеников: «Потрём руки, словно предвкушая удовольствие. Смешное упражнение, но попробуйте потереть руки и при этом не улыбнуться! Улыбка-то и дорога. Потрем руки, улыбнемся и скажем себе: «Сейчас я займусь химией и буду делать это с удовольствием! Я очень люблю химию!». Учебник придвинем к себе с любовью к нему и к тем, кто его создал.
Одним из важнейших условий рациональной организации обучения я считаю обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.
В нашей школе стало правилом начинать первый урок с утренней зарядки, которая помогает школьникам активно включаться в работу с утра, воспитывает волевые качества характера.
В ходе урока двигательная активность поддерживается при переходе от одного этапа уроку к другому. Например, работа учащихся в малых группах предполагает переходы групп от одного эксперта к другому, перемещение к экспериментальным столам. При проведении он-лайн тестов, развивающих ребусов, кроссвордов, дети сменяя друг - друга, работают с интерактивной доской. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.
Совершенно необходимы валеологические паузы, кинезиологические упражнения, самомассаж, дыхательная гимнастика, направленные на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья.
Кроме того, огромное значение имеет организация урока. Урок проводится в соответствии с динамикой внимания учащихся. В ходе урока учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. Во избежание усталости учащихся нужна смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, эксперимент, «мозговой штурм». Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Объяснение нового материала предпочитаю проводить с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети учатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственную позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.
Применение в учебном процессе индивидуально-дифференцированной технологии дает возможность работать с разными детьми, помогать неуспевающим учащимся, не забывая уделять внимание наиболее успешным. При таком подходе часто использую распределение на уроке учебного материала, согласно уровням обученности детей в виде карточек с индивидуальными заданиями.
При повторении, обобщении и контроле применяю методику свободного выбора учащимися разноуравневых заданий. Использую дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися во внеурочное время, консультации с сильными (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам).
Немаловажное значение имеет продуманная система домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы, разработка миникейсов снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.
Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно - тематическому планированию.
Благодаря личному позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, способами формирования правильной осанки и т.д.
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность» В.А. Сухомлинский.
Как классный руководитель считаю, что необходимо осуществлять комплексный подход в воспитании детей: расширение кругозора, формирование познавательного интереса, приобщение к культуре общества и усвоению социальных норм, установок и ценностей.
Основные функции, которые я выполняю как классный руководитель:
-
санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
-
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
-
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
-
организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
-
организация и проведение профилактической работы с родителями;
-
организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;
-
организация диагностик уровня знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.
Считается, что здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане - здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане - ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане - учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самостоятельность.
Для создания правильной системы работы с детьми необходим мониторинг, который проводится по трем направлениям:
-
физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских осмотров, двигательная активность);
-
психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие познавательных процессов, самооценка);
-
социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
Моя задача, как классного руководителя, заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при воспитании. Любая личностно ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.
Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым классным руководителем, учителями, родителями совместно с врачом и психологом школы. Данный процесс должен носить систематический характер. Запланрованная деятельность состоит из следующих направлений:
Медицинское направление:
-
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
-
проведение физкультминуток;
-
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
-
четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния кабинетов;
-
планомерная организация питания учащихся;
-
обязательное медицинское обследование.
Просветительское направление:
-
организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни).
Психолого-педагогическое направление:
-
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации воспитательной деятельности;
-
предупреждение проблем развития ребенка;
-
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
-
развитие познавательной и учебной мотивации;
-
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
-
организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Спортивно-оздоровительное направление:
-
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
-
привлечение детей к системе кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
-
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление:
Проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:
-
общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;
-
текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
-
режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Учет состояния детей:
-
анализ медицинских карт;
-
определение группы здоровья;
-
учет посещаемости занятий;
-
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
-
динамические паузы;
-
индивидуальные занятия;
-
организация спортивных перемен;
-
дни здоровья;
-
организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
-
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис и т. д.
Ожидаемые результаты:
-
повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
-
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
-
повышение приоритета здорового образа жизни;
-
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
-
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
-
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья;
-
участие в районных и краевых спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта;
-
снижение уровня заболеваемости школьников по основным показателям;
-
снижение пропусков уроков учащимися по причинам болезни;
Список литературы:
-
Агаджанян Н. А., Труханов А.И, Шендеров Б.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья. М, 2002. - 269 с.
-
Айдаралиев А.А., Баевский Р.М, Берсенева А.П. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе: Илим, 1988. - 82 с.
-
Айзман Р. И. Концепция валеологического образования и пути ее реализации. Новосибирск, СО РАМН, 1996. - С. 28.
-
Александрова И., Шумакова Т. Первичная профилактика заболеваемости учащихся. // Народное образование. 2003. - № 7. С.206-212.
-
Баранов А.А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты // Вестн. Российской Академии медицинских наук. 1999. - № 9. -С. 40-42.
-
Безруких М.М. Школьные факторы риска и здоровье детей.// Магистр. -1999. -№3.- С 30-38.
-
Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.-176 с. (Б-ка учителя нач. классов).
-
Воронцова В.Г. Аксиологические аспекты готовности учителя к решению проблем гуманизации образования // Гуманизация образования. Теория. Практика. С-Пб, 1994.-С. 16-17.
-
Вульфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни (На материале образовательного процесса в лицее педагогического профиля): Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. -28 с.
-
Колесов Д. В. Здоровье школьников: новые тенденции // Биология в школе. 1996. - № 2. - С. 5-8.
-
Тихомирова Л. Здоровый учитель здоровые дети. // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 71-74.
-
Чайцев В.В. Формирование здорового человека как функция воспитания.// ОБЖ.- 2000.- № 10 С. 44-48.
-
Якушева Е. Школьный стресс. // Здоровье детей 2003,- № 10 - С. 14.
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике
nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osobennosti-formirovaniya-kultury-zdorovya-mladshih-shkolnikov#ixzz2y2Aihe6X