- Преподавателю
- Классному руководителю
- Проект Без притчи и века не изживёшь
Проект Без притчи и века не изживёшь
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Гудим Н.В. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Муниципальноебюджетноеобщеобразовательноеучреждение
«Средняяобщеобразовательнаяшкола№1»
Ученический проект покурсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
«Без притчи века не изживёшь».
Автор мультимедийного проекта:
Баштанникова Софья,
ученица 4а класса.
Руководитель проекта: Гудим Н.В.
г. Нефтеюганск
2015 г.
Аннотация
Проект ««Без притчи века не изживёшь»
Автор: Баштанникова Софья, ученица МБОУ СОШ №1, 4а класса.
Добро и зло - это понятия, с которыми человек знакомится с самого рождения. Добро и зло не зависят от пола и возраста, образования, национальности… это действия и результат того, что делает сам человек. Добро - это всё, что делает человека человеком, а зло - то, что удаляет его от человеческого состояния.Тема добра будет актуальна во все времена, потому что добро - это всё, что делает человека человеком, а зло - то, что удаляет его от человеческого состояния. Очень ярко тема добра и зла рассматривается в притчах, доступных, понятных каждому ребёнку, которые мы изучали и анализировали на уроках ОРКСЭ. Эти короткие рассказы дают возможность увидеть, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Самое главное, что в притче есть два главных принципа: краткость и мудрость. А ведь именно дети 10 - летнего возраста больше всего нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, порой сказочной и краткой форме. Ценность притчи заключается в том, что она даёт читателю намёк на то, как должно или не должно быть, побуждая его к размышлениям. Притчи в доступной, не откровенно назидательной форме повествуют о смысле жизни и других основополагающих ценностях. В течение года на каждом уроке ОРКСЭ мы с ребятами знакомились с притчами, анализировали их, сравнивали, делали выводы, рисовали иллюстрации, находили притчи самостоятельно и слушали те, которые рассказывал учитель. Проанализировав все притчи, которые мы узнали в этом году, я поняла, что мне и ребятам лучше воспринимать притчи не только на слух, а визуально, с музыкальным оформлением. Поэтому я решила создать данный мультимедийный проект.
Содержание
I. Введение
1.1. Обоснование выбора темы и её актуальность
1.2. Новизна и практическая значимость проекта.
II. Основная часть
2.1. Притча, её виды и особенности
2.2.Работа над мульимедийным проектом.
III. Заключение.
Список литературы.
Приложение.
I. Введение.
1.1. Обоснование выбора темы и её актуальность
Добро и зло - это понятия, с которыми человек знакомится с самого рождения. Добро и зло не зависят от пола и возраста, образования, национальности… это действия и результат того, что делает сам человек. Добро - это всё, что делает человека человеком, а зло - то, что удаляет его от человеческого состояния. Ровно 70 лет тому назад, наша страна победила страшное зло - фашизм. Главными чертами, которого являются: насилие над человеком, контроль над общественной и личной жизнью, всевластие, эксплуатация человека, господство «избранной расы». Сегодня для каждого человека нашей страны День Победы - это не просто праздник, это событие, которое заставляет вспомнить прошлое, оценить настоящее и подумать о будущем… о том, чтобы это никогда такое зло не повторилось. Тема добра будет актуальна во все времена, потому что добро - это всё, что делает человека человеком, а зло - то, что удаляет его от человеческого состояния. Очень ярко тема добра и зла рассматривается в притчах, доступных, понятных каждому ребёнку, которые мы изучали и анализировали на уроках ОРКСЭ. Эти короткие рассказы дают возможность увидеть, что всегда можно найти много путей решения одной проблемы. Притча позволяет не осудить человека, но осудить порок. Самое главное, что в притче есть два главных принципа: краткость и мудрость. А ведь именно дети 10 - летнего возраста больше всего нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, порой сказочной и краткой форме. Ценность притчи заключается в том, что она даёт читателю намёк на то, как должно или не должно быть, побуждая его к размышлениям. Притчи в доступной, не откровенно назидательной форме повествуют о смысле жизни и других основополагающих ценностях. В течение года на каждом уроке ОРКСЭ мы с ребятами знакомились с притчами, анализировали их, сравнивали, делали выводы, рисовали иллюстрации, находили притчи самостоятельно и слушали те, которые рассказывал учитель. Проанализировав все притчи, которые мы узнали в этом году, я поняла, что мне и ребятам лучше воспринимать притчи не только на слух, а визуально, с музыкальным оформлением. Поэтому я решила создать данный мультимедийный проект.
Цель проекта: изучить особенности жанра притчи и создать мультимедийный продукт на основе светских притч.
Задачи:
-
проследить историю развития жанра притчи и её особенности;
-
проанализировать светские притчи с точки зрения морали и особенностей языка;
-
определить нравственный смысл притч;
-
создать мультимедийный продукт на основе изученных притч.
1.2. Новизна и практическая значимость проекта.
В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» притчи играют особую роль, так как в них отражаются религиозные и светские традиции наших предков, передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения. Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения детей.Наглядность притчи даёт ребятам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления словом, сделать для них возможно более конкретным, более реально и точно представленным тот или иной круг явлений. Поэтому мультимедийный продукт поможет ребятам лучше понять, представить, почувствовать и проанализировать притчи.
II. Основная часть
2.1. Притча, её виды и особенности
«Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча - один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.Словарь В. И. Даля толкует притчу как «поучение в примере». В притче действия и персонажи схематичны и схематичен рассказ в них. Он всегда прямолинеен: не забегает вперёд, чтобы создать драматическое напряжение, не возвращается назад, чтобы сообщить дополнительные сведения. Он останавливается только на главных моментах, не отвлекаясь на подробности или описания, и поэтому притча всегда производят впечатление краткости, как бы детально ни было описано её главное действие. В ней много глаголов и мало прилагательных - это рассказ о действии, а не о лицах и обстановке.Жанр притчи - особый жанр. В нем высока степень условности. Народы разных стран, стремясь осмыслить и закрепить свой жизненный опыт, обращались к форме притчи. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами. Притча - это «общечеловеческая форма изложения истины, нацеленной на нравственное усовершенствование личности». Причем такие нравственные идеи внушаются в притче не напрямую, а «через скрытый совет, тайный намек». Человек всегда жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению. В трудностях, проблемах ищет совета и наставления. Именно эти простые уроки здравого смысла преподают нам притчи.
Функции притчи:
-
Функция зеркала.
Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чём рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному образу.
Функция модели.
Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
Функция опосредования.
Между двумя людьми (учеником - учителем, взрослым - молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
Функция хранения опыта.
Истории являются носителями традиций, становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития.
Категории притч:
-
светские притчи, основанные на жизненных ситуациях
-
притчи религиозного характера, требующие толкования культурного и исторического содержания
Свойства притчи:
-
краткость
-
не требует доказательств
-
подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации
-
дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность, осуждается не человек, а порок
-
предполагает мыслительную деятельность.
Способы использования притчи на уроке ОРКСЭ:
-
Обсуждение основной идеи и смысла притчи.
-
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы.
-
Придумать название притчи.
-
Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться).
-
Выделить ключевые слова - понятия, с последующим комментированием.
-
Сделать разбор текстового документа.
-
Инсценировка притчи.
-
Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка)
-
Подбор пословиц, поговорок.
-
Сравнение с басней (определить).
-
Найти или предложить вставить пропущенные слова.
-
Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями.
-
Определение ценностей, которые отражает притча.
2.2. Работа над мульимедийным проектом.
На уроках ОРКСЭ есть темы, которые затрагивают такие важные понятия и ценности как добро и зло, ценность семьи и материнства, умение трудиться и уважать чужой труд, взаимоотношения и взаимопонимание между людьми. Ведь если ребята будут с ранних лет понимать и развивать в себе эти качества, то они будут становиться добрее и терпимее к людям. Чтобы разобраться в этих понятиях, проанализировать и сделать выводы, на каждом уроке мы изучали притчи. Многие притчи нам рассказывал учитель, что - то мы находили сами и рассказывали в классе, но однажды притчу мы не просто слушали, а посмотрели через проектор на экране, т.е. было слуховое и визуальное восприятие. Я спросила своих одноклассников, как больше им понравилось знакомиться с притчами. Ответ был один - на основе мультимедийного продукта.Тогда я и решила создать свой мультимедийный проект.
-
этап.Собрав притчи, которые мы изучили,япопросила ребят 4 классов ответить на вопрос: «Какие притчи вам понравились и были интересны больше всего?». Опрос дал следующий результат:
-
Притча «Добро и зло» -37 чел.
-
Притча «Берёза» - 35 чел.
-
Притча «Телевизор» - 33 чел.
-
Притча «Чужой труд» - 29 чел.
-
Притча «Поганка» - 26 чел.
-
этап. Меня заинтересовало, почему именно эти притчи выбрали ребята. Я обратилась с этим вопросом к школьному психологу Бахтеевой Т.А. Она изучила притчи и дала мне объяснение: тема добра и зла, семьи, нравственные ценности, труд волнуют детей младшего школьного возраста. Потому что они занимают главное место в жизни. Так же психолог пояснила мне, что ребята в этом возрасте воспринимают информацию лучше не только на слух, но и визуально, из - за того, что у них преобладает конкретно - образное, наглядное мышление. Я и сама убедилась на своём опыте, что лучше воспринимаю информацию через иллюстрации.
3 этап. После собранной информации, опроса детей и работы с психологом я начала рисовать иллюстрации к притчам. Затем все иллюстрации отсканировала и подобрала музыкальное сопровождение к ним.
4 этап. В школьной студии звукозаписи я работала со звукорежиссёром Тимченко Н.А. Мы наложили мой голос на музыку в записи, но сначала отработали выразительность исполнения притчи.
5 этап. В программе Movermaker я создала мультимедийный продукт.2 притчи были с голосовым сопровождением, 2 с текстовым, а притчу «Поганка» помогла озвучить мой руководитель проекта, чтобы все притчи можно было воспринимать по - разному.Готовые притчи были записаны на диск.(см. приожение).
6 этап. Я провела презентацию готового продукта для учащихся 4 классов, а затем все ролики были показаны по школьному телевидению.
III. Заключение.
Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не потеряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения.Мудрость, поданная в простой ясной форме учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может даже посмеяться над своими ошибками.Цель проекта достигнута, мультимедийный продукт готов. Ребятам и взрослым было интересно смотреть видеоролики и обсудить их. Притчи - это семена, которые попав в сердце ребёнка обязательно прорастут и дадут свои всходы. И как мне кажется, те притчи, которые я оформила в мультимедиа, возможно помогут не только детям, но и многим взрослым не совершать ошибок, не делать зла, быть терпимее по отношению к другим.
Список литературы:
-
Бабанова И. «И учил их притчами». Омск, 2003г.
-
Ганус Г. А., Кукушкин С. А. «Наука побеждать. Притчи.», М., 2003.
-
Маслов А. А. «Лучшие притчи: обычные истории о людях необычайных», Ростов н/Д: Феникс; Краснодар, 2009г.
-
Наджеми Р. Э. Современные притчи. - М.: «София», 2004г.
-
«Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский. М; «Ариант» 2011г.
-
«Притчи», - Москва; «Астрель», 2012г.
-
Филатов К. А. «Иерархия ценностей», М.: «Магистр пресс», 2011г.
Интернет ресурсы:
-
nsportal.ru - «Социальная сеть образования»
-
itunes.apple.com/ru/ - «Портал притч»
-
pritchi.in/sovremennie.php - «Современные притчи»
-
naitysebya.ru - «Найти себя в притче»
-
prav-vzglyad.com- «Православный взгляд»
-
idealrelations.ru›blog/pritchi - проект «Притчи.ру»
-
skazkidobroty.ru - «Притчи доброты»
-
istochnick.at.ua-«Источник - притча»