Программа воспитательной деятельности 5-9 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей



ПРОГРАММА
воспитательной работы

на 2013-2018 гг.

(5-9класс)






Программа воспитательной деятельности 5-9 класс





Классный руководитель:

Бурлакова Н.В.











г. Узловая


ПАСПОРТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


1. Наименование программы

« Зажги свою звезду»


Цели и задачи программы,

-Воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

- Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
- Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
- Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
- Формирование культуры здоровья.

2. Основание для разработки программы

Успешный опыт многолетней воспитательной работы, давший хорошие результаты вывел на создание открытой воспитательной системы, основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса с целью формирования и раскрытия творческой личности детей, умеющих дорожить гуманистическими ценностями и традициями коллектива и способных к интеллектуальному, духовному и физическому саморазвитию

3. Авторы программы

Бурлакова Надежда Васильевна, классный руководитель, учитель физической культуры

4. Основные направления










- Интеллектуально - познавательное воспитание «Учение с увлечением»

- Гражданско-патриотическое воспитание
«Моя Россия и я ее гражданин»

Духовно-нравственное воспитание

«Через красивое - к человечному»

- Эколого - краеведческое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»

- Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Будьте здоровы!»

- Трудовое воспитание

«Творческая мастерская»

- Художественно - эстетическое воспитание
«Мир прекрасного».

- Ученическое самоуправление «Содружество»

«Секретные материалы»

«Домострой»

5.Сроки реализации.

2013г. - 2018 годы

6. Исполнители программы

Классный руководитель, содружество учащихся, родителей, педагогов и организаторов дополнительного образования.

7. Ожидаемые результаты

Творческий человек со сформированными гуманистическими ценностями , способный к самосовершенствованию.

8. Система контроля

Систематический анализ результатов личностного роста учащихся, проведение мониторинга воспитанности на промежуточных этапах и по окончанию реализации программы.









































Пояснительная записка


«Трагедия нашего воспитания состоит в том,

что оно в первую очередь

обращает внимание на недостатки…»

В. А. Сухомлинский

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. И вот вчерашние мальчишки и девчонки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Они идут в 5 класс. Для них открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и поражений. И, естественно, на протяжении всех лицейских лет обучение и воспитание неразделимы. Это единый, целостный процесс, способствующий равностороннему развитию личности.

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе - в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса - как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым" системным образованием. Воспитательная система класса - это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

В нашем лицее созданы все условия для углубленного и профильного изучения дисциплин физико-математического, естественнонаучного, социально-гуманитарного циклов, развития проектно-исследовательской деятельности лицеистов.

Лицей- центр воспитательного пространства, где формирование и развитие общих и специальных способностей учащихся , воспитание интеллигентного, образованного человека и гражданина, обладающего творческим и созидательным мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности является главной целью.

Воспитательная система класса складывается в результате реализации организационно-деятельностной игры «По ступеням взросления», где каждая ступень работает по своим воспитательным подпрограммам. На каждой ступени учащиеся зажигают свою звезду, за звездой, которые в течение пяти лет образуют созвездие личного успеха.

Актуальность.


Целесообразность принятия программы воспитательной работы класса обусловлена необходимостью перепроектировать систему воспитательной работы в школе в соответствии с новыми тенденциями гуманизации образования.

Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.

Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали следующие факторы:

Агрессивного воздействие внешней среды (низкопробных СМИ, беспардонной рекламы, экономического, политического, диалогического цинизма) вследствие которого, молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни.

Информационное безразличие молодёжи: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи.

Эмоциональная неразвитость подрастающего поколения, отсутствие душевной толерантности.

Обострение конфликта между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого-педагогической подготовки родителей.

Смена кумиров, когда подросткам предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, подлая и силовая героика.

Общество насильно навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи.

Большинство родителей не имеют общего полного образования, что негативно сказывается на их культурном уровне. От безработицы и безденежья люди начинают употреблять спиртное, а это значит что увиденное подростками на экранах, подкрепляется примером из их жизни.

Вследствие всех выше перечисленных факторов, мы наблюдаем отсутствие учебного мотива у подрастающего поколения. Подростки не находят истинного примера для подражания, им не на кого ровняться.

В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Педагогам необходимо привить подросткам истинные представления об общечеловеческих ценностях и показать негативную сторону, навязываемых СМИ и окружающим обществом норм жизни и поведения.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают мини программы, из которых состоит программа «Школа воспитания». Данная программа является документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.







Концептуальность

Основная идея: создание открытой воспитательной системы, основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса с целью воспитания современной творческой личности, способной к интеллектуальному, духовному и физическому саморазвитию.

В основу работы с классом изначально был положен приоритет гуманистических ценностей и педагогика сотрудничества. Большую роль в формировании данной воспитательной системы сыграли методики О. Газмана, Н. Щурковой, В. Караковского, В. Бедерхановой, А. Иванова, чьи идеи и формы работы с детьми всем близки и интересны.

Научить детей ценить друг друга, открыть для них удивительный мир красоты и творчества, увидеть в каждом неповторимую личность и помогать им развивать в себе свои лучшие качества, хочу найти в ребенке ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и научиться чувствовать, сопереживать, думать, отдавать - вот главные постулаты моей работы с ребятами.

И, пожалуй, самое главное - не жалеть души и времени для ребят. Дети легко прощают взрослым их промахи, но не равнодушие. Как часто к знаниям нужно прибавить интуицию! Можно ошибаться, но признавать ошибки, можно не знать, как поступить, но нужно точно знать, как нельзя поступать. И тогда можно рассчитывать на то, что когда-нибудь подросток захочет впустить тебя, по сути, постороннего человека, в свой мир. Быть ребенку старшим другом, спасателем, помощником - сколько ролей за день примерит на себя педагог! Мои ребята учатся жить в мире людей; пожалуй, эта задачка потруднее многих, поэтому я в любой ситуации должна быть рядом с ними: помочь, посоветовать, а иногда и просто вместе помолчать. Классный руководитель, как и друг, - понятие круглосуточное…

Придерживаюсь мнения, что отдельно взятое мероприятие, даже прошедшее с успехом, не может решить всех задач нравственного воспитания, не может создать такой коллектив, в котором каждому было бы комфортно. А значит, нужна кропотливая и каждодневная работа, нужна целая система воспитания, включающая все стороны жизни класса. Но «один в поле не воин». Даже самому талантливому и «классному» педагогу в одиночку не справиться с этой задачей. Воспитательная система создается усилиями всех ее участников: учителем, детьми, родителями. Такое сотрудничество - главный залог успеха.

Ключевыми понятиями в практической деятельности являются «развитие», «творчество», «личность», «интеллект», «нравственность», «система», «выбор», «доверие».

Они и стали принципами жизнедеятельности нашего классного коллектива:

принцип развития, предполагающий обеспечение нацеленности всех компонентов и средств педагогической деятельности на процессы развития и саморазвития личности учащихся, классного руководителя и родителей;

принцип творчества, характеризующий основную сторону жизнедеятельности класса, в которой творчество является одновременно и целью, и средством, и ценностью, и критерием эффективности педагогического процесса;

принцип интеллекта, подчеркивающий взаимосвязь творческого и интеллектуального развития личности учащихся;

принцип нравственности, обеспечивающий нравственную направленность творческого самовыражение личности, ее мотивом и жизненных ценностей;

принцип системности, необходимость которого объясняется тем, что творческая личность сама является целостной системой, а поэтому, должна развиваться в целостном педагогическом процессе;

принцип выбора, дающий детям возможность выбора цели, содержания и форм жизнедеятельности коллектива;

принцип доверия и поддержки, который позволяет ребенку быть уверенным в своей значимости для коллектива и рассчитывать на одобрение и поддержку своих инициатив.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 5 лет (5-9 классы)


Цель и задачи программы воспитания « Зажги свою звезду»

Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания « Зажги свою звезду» является воспитание духовно-нравственного развития ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.


Воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией - главная цель воспитательной программы.


В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.
3. Воспитание желания и стремления у учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию.
4. Формирование культуры здоровья.


Основные принципы программы « Зажги свою звезду»


Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы - наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и воспитанника в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
 Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Задача о здоровье воспитанника есть крайне важная общественная задача классного руководителя. Это забота о здоровье духа воспитанника.
 Принцип воспитания творческой личности ребенка. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к воспитаннику - доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
 Принцип опоры на классное ученическое самоуправление. Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления учащихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и учащимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, поездках, походах, соревнованиях сближает учащихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
 Принцип воспитания умения проявлять самостоятельность в принятии и реализации решений для достижения цели. В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является сам ребенок, поэтому одним из важных условий его развития является самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника. Основой самовоспитания является волевой компонент, который позволяет детям формировать в себе необходимые качества, проявлять самостоятельность в принятии решений для достижения целей и их реализации.
 Принцип сотрудничества. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей воспитателя и воспитанника. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».

Рекомендации по реализации программы воспитания

Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы - развлекательные мероприятия, походы и экскурсии, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.

Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями.
Программа рассчитана на период 2013-2018 годы.

В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые направления.

Научно-методическое обеспечение программы воспитания « Зажги свою звезду»

Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.


Работать в методическом объединении классных руководителей.


Направления реализации программы « Зажги свою звезду»

1. Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

2. Формирование гражданско-патриотических качеств личности.

4.Формирование культуры здоровья.


В деятельности классного руководителя за все время работы с классом следует выделить три возрастных периода, три этапа развития коллектива.


Этапы реализации

Этапы развития коллектива.

Сроки класс

Задачи этапа развития коллектива.

1 этап

2013-2014уч.год

5 класс

1. Развитие творческой активности, создание условий для ее проявления.
2. Формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям.
3. Формирование у учащихся начальных навыков самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
4. Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни.

2 этап

2014-2016уч.год

6-7 классы

1. Формирование стремления к развитию совершенствованию своих творческих способностей.
2. Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3. Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4. Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек

3 этап

2016-2018уч.год

8-9 классы

1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.

Реализация задач осуществляется через изучение психологических особенностей учащихся; дискуссии, диспуты; образовательные интеллектуальные и игры; соревнования; викторины; экскурсии. Опирается на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, предпрофильную.


Самоуправление класса
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя - это интересно!
Сотвори себя - это необходимо!
Утверди себя - это возможно!
Прояви себя - это реально!


Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность.
Для достижения данных принципов необходимо:
- предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;
- формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;
- воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.



.


Схема управления и самоуправления в классе

Сфера нашего класса

СОВЕТ созвездий:

Смотритель сферы - командир

Ответственный за порядок -

Хранитель классного журнала -

Мастер приятных сюрпризов -

Спортивный лидер -

Главный редактор -

Главный учёный -

Спасатель -


Созвездие «Учение с увлечением»

1.Сбор информации об учебном процессе в классе

2.Проверка дневников и учебников

3.Проведение интеллектуальных мероприятий

4.Помощь отстающим и болеющим ребятам

Созвездие«Мир прекрасного».

1.Участие класса в обшешкольных и городских мероприятиях

2.Классные огоньки

3. Работа ди-джеев



Созвездие «Будьте здоровы!»

1.Сбор информации о спортивных достижениях класса

2.Походы и соревнования

3.Трудовые десанты

4.Экологические акции

5.Охрана кабинета

Созвездие «Творческая мастерская»

Подшефный класс

Ветераны

Столовая

Медицинская помощь


Созвездие « Информационная»

  1. Фотоотчёты классных мероприятий

  2. Классная газета «Голос Планеты»

  3. Выпуски листов «Это важно!»

  4. Освещение итогов номинаций

  5. Фраза дня

  6. Поздравления именинников


Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся.

Классное собрание избирает:
• классный ученический совет, его председателя и заместителя;
• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;
• решает вопросы жизни классного коллектива;
• утверждает общественные поручения;
• слушает отчеты об их исполнении;
• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;
• вырабатывает предложения в адрес ДОО» Родник».


В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса.

В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Командир класса выбирается путем открытого голосования.

Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:
Сектор «Учение с увлечением» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.
Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.
- Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению России от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.
2.Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.
3.Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.
4.Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.
5.Сектор «Труда и заботы». Сектор организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета:
- принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;
- оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;
- организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.

Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников.

Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

Примерная тематика классных часов и КТД


- Интеллектуально - познавательное воспитание

«Учение с увлечением» Мы часто говорим детям, что учеба - это труд. Ждем от них только положительных результатов, призываем к осознанию важности и полезности получаемых знаний. Всех этих побед ученик может добиться только тогда, когда познание становится интересным, интерактивным, правильно организованным и мотивированным. Найти эту мотивацию - задача учителя.

Цель : формирование эмоционально-положительного отношения к учебному

труду, знаниям, науке через всестороннюю организации

интеллектуально-познавательной деятельности на уроках, вне урока и

в системе дополнительного образования.

Задачи воспитания:

формирование у учащихся добросовестного отношения к учебе;

формирование учебной мотивации учащихся и развитие учебных навыков;

улучшение качества знаний;

привлечение учащихся к научно-исследовательской работе;

поиск новых форм учебной и интеллектуальной деятельности;

совершенствование методов стимуляции учебного труда учащихся. изучение индивидуальных способностей учащихся с последующей коррекцией; создание условий для развития познавательной активности;

координация деятельности классного руководителя, учителей-предметников и администрации школы;

развитие умений учащихся организовывать свой умственный труд;

изучение и влияние на общий кругозор учащихся,на их познавательный интерес, увлечения;

организация внеклассных мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей;

организация просветительской и консультационной помощи семье в данном направлении.

Виды и формы деятельности:

Классные часы «Учись учиться»

«Подведем итоги»

« Великие имена ушедшего века»

«Загадки прошлого» и т.д.

Конкурсы, игры, викторины «Счастливый случай»

«Интеллектуальный хоккей»

«Золотое руно», «Русский медвежонок»,

«Кенгуру», «Робинзонада»

Научно-исследовательская Работа над исследовательскими проектами

деятельность учащихся Выступления на научно-практических

конференциях, участие в конкурсах

Факультативы, кружки «Геометрия - царица наук», «Физика»,

«Практическая психология», участие в работе

элективных курсов, дополнительные занятия

Учебный эксперимент «Лист личных достижений» «Лист защиты»,

«Заслуженная пятерка»

Родительские собрания «Научить учиться»,

«Адаптация пятиклассников»,

«Как помочь своему ребенку?»

«Что такое мотивация в учебе и как ее отыскать»

Работа с психологом Тестирование, анкетирование, групповые и

индивидуальные тренинги, беседы и

консультирование родителей

«Малый педсовет» Определение форм , методов и приемов

личностно-ориентированного подхода в

обучении и внеурочной деятельности


Прогнозируемые результаты.

Выработка учебной мотивации, повышение качества знаний, развитие познавательной активности, расширение кругозора, увлеченность и позитивное отношение к учебной деятельности - такой видится результативность проекта при условии совместной заинтересованности в положительном результате всех субъектов учебного процесса (ученики, педагоги, родители)



Гражданско-патриотическое воспитание
«Моя Россия и я ее гражданин»

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 «Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией
2 «У войны - не женское лицо». классный час
3 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа
4 «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер
5 Мы составляем наш автопортрет. анкетирование
6 "История Отечества - история лицея". единый урок
7 «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) классный час с презентацией
8 "Я ребенок - я гражданин". классный час: ролевая игра
9 "Символы государства". классный час
6 класс
1 "Ради жизни на земле" литературно-музыкальная

композиция с презентацией
2 «Знаменательные события, известные люди в истории Узловой». беседа
3 «Этих дней не смолкнет слава!» беседа
4 «Символика России». классный час: своя игра
5 «Я и мой класс». диагностический тест
6 "Защитник Отечества - каков он?" открытый урок: ролевая игра
7 "День защитников Отечества". праздник
8 "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане). классный час с презентацией
9 Всекузбасский классный час, посвященный основанию кузбасского края. классный час с презентацией
10 «Новый закон на защите детства» (О Законе Кемеровской области).
урок-презентация
7 класс
1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". классный час
2 Игра "Счастливый случай". классный час, посвященный 23 февраля
3 "Горжусь тобой, моя Россия". классный час
4 «Кузбасс-жемчужина России». урок гражданственности и патриотизма (с презентацией)
5 «Поговорим об ответственности». правовая беседа с презентацией
6 «Всему начало - отчий дом». классный час
7 «Закон, по которому мы живём». классный час с презентацией
8 «Семейная летопись». классный час
9 «Поле русской славы. Куликово поле». классный час с презентацией
8 класс
1 "Идут по войне девчата". классный час
2 "На войне детей не бывает". историко-литературная композиция
3 "Я ребенок - я гражданин". классный час
4 "Всекузбасский классный час». классный час с презентацией
5 "Я имею право на…" дискуссия
6 "Великая Отечественная война классный час с презентацией
7 «Афганистан - наша память и боль». классный час с презентацией
8 «Конституция - закон жизни». классный час с презентацией
9 класс
1 «О любви и войне».
литературно-музыкальная композиция
2 «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению россии от немецко-фашистских захватчиков
3 «Знай и люби свой край». классный час с презентацией
4 «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах. классный час
5 «Именем святой Екатерины». игра «Колесо истории»
6 Мы - русские, мы - россияне». классный час
7 День воина-интернационалиста». классный вечер
8 "Человек и закон". деловая игра

Духовно-нравственное воспитание направлено на

"возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни
«Через красивое - к человечному»
Нравственное воспитание - формирование чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, гуманного отношения к окружающим, бережного отношения к природе, законопослушности, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной и половой жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании. "В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". (Свадковский И.Ф.)

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 "По каким правилам мы живём?"
«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.
2 "Человек - сам себе враг?" "Уроки нравственности"
3 «Наш класс. Законы жизни». беседа
4 День памяти жертвам Беслана. беседа
5 «Отношение к школе и её имуществу». беседа
6 "Праздник мам". праздник
7 «Семейная летопись». классный час
8 «Он первый. День космонавтики. классный час с презентацией
6 класс
1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности". Диагностика духовных ценностей учащихся.
2 "Нет уз святее товарищества". "Уроки нравственности". Практикум
3 "Человек среди людей". "Уроки нравственности".
4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа
5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». беседа
6 «Дом без одиночества». классный час с презентацией
7 «Весенний калейдоскоп». праздник, посвящённый 8 марта
8 «Мои права и обязанности». классный час
7 класс
1 "Что такое культурный человек?" "Уроки нравственности"
2 "Что такое интеллигентность?" "Уроки нравственности"
3 "Сам себя воспитать должен". "Уроки нравственности"
4 "Сладкая жизнь." КВН, посвящённый 8 марта
5 «Как научиться управлять собой». классный час
6 «Я и учитель». диспут
7 «Мы составляем наш автопортрет». беседа
8 День памяти воинской славы. классный час
8 класс
1 "Внешний облик - внутренний мир". диспут
2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание". "Уроки нравственности"
3 "Человек и его судьба". "Уроки нравственности"
4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». "Уроки нравственности"
5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия
6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра
7 "Весеннее настроение". праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"
8 «Поощрение и наказание в семье». беседа
9 класс
1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей". "Уроки нравственности"
2 "Десять Заповедей - основа нравственности человечества". "Уроки нравственности"
3 "В чём смысл жизни?" дискуссия
4 "Как стать счастливым?" дискуссия
5 «И в шутку и всерьез». вечер, посвящённый 8 марта.
6 «Будем милосердны к старости!» "Уроки нравственности"
7 «Карманные деньги» дискуссия
8 «Соборы и храмы Кузбасса» классный час

Эколого - краеведческое воспитание
«Я отвечаю за окружающий мир»

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Учащиеся класса привлечены и активно занимаются в эколого-туристско-краеведческом клубе «Альтаир».
№ Тема Форма проведения
5 класс
1 «Как растения показывают погоду и время». классный час с презентацией
2 «Берегите эти земли, эти воды». классный час с презентацией
3 "Эти забавные животные". беседа
4 «Охрана и использование животного мира». классный час с презентацией
5 "Природа нашего края". беседа
6 «Мир вокруг нас». классный час
7 «Загадки осени». праздник
8 «Моё место в природе». беседа
6 класс
1 Конкурс знатоков природы. игровая программа
2 «Электрические станции на службе человека». классный час с презентацией
3 «Экология». классный час
4 «В защиту матери-земли». классный час
5 «Береги лес от пожаров». классный час
6 «Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя». КВН
7 «В мире животных». урок-путешествие
8 «День воды». внеклассное занятие
7 класс
1 «И я - природа» беседа
2 «Экологическая тропа». заочное путешествие по заповедникам
3 «Чернобыльская катастрофа». урок памяти
4 «Глобальный экологический кризис». классный час с презентацией
5 «Цветы в жизни человека». классный час
6 «Планета заболела». конкурс плакатов
7 «Знаешь ли ты деревья?». игра-лото
8 «Осень в лесу». праздник
8 класс
1 «Робинзонада с растениями». классный час с презентацией
2 «Зелёная жемчужина». беседа
3 «Птичьи разговоры». КВН
4 «Тайна старого леса». классный час
5 История возникновения и развития экологии. беседа
6 "Оранжерея на окне». классный час
7 "Жизнь под угрозой" внеклассное мероприятие
8 "Колобок на новый лад" игровая экологическая программа
9 "Цветы в легендах и преданиях" классный час с презентацией
9 класс
1 «Нет дерева сердцу милее» классный час с презентацией
2 Экскурсия в природу. классный час
3 «Что? Где? Когда?» игра-турнир по экологии
4 Цивилизация - начало борьбы с природой. беседа
5 "Этот пестрый, волшебный, загадочный мир" классный час, (Экологическая пьеса о лесе)
6 Внимание: бытовые отходы классный час
7 "Энергетика: вчера, сегодня, завтра…" деловая игра
8 "Берегите землю, берегите" классный час с презентацией

Физическое воспитание и здоровый образ жизни
«Будьте здоровы!»

Физическое воспитание есть процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Физическая культура - часть образа жизни человека, система сохранения здоровья и спортивная деятельность, знание о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил.

Тема Форма проведения
5 класс

1 «Здоровье - бесценное богатство». анкетирование
2 «О вкусной и здоровой пище». беседа
3 «В здоровом теле…». с презентацией
4 «Папа, мама, я - спортивная семья». спортивная игра
5 «Правила дорожные знать каждому положено». цикл бесед
6 Соблюдение правил техники безопасности. цикл бесед
7 «Урок здоровья». классный час
8 «Умелые пожарные». классный час
6 класс
1 «Я выбираю здоровье». беседа
2 «Вино вину творит». классный час с презентацией
3 «Путешествие в Египет» спортивное мероприятие
4 "Урок здоровья". ролевая игра
5 «Формула здоровья». дискуссия
6 «Суд над сигаретой». ролевая игра
7 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией
8 «Большие гонки». соревнование
9 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед
7 класс
1 "Спортивное казино". игровая программа
2 "Берегите жизнь". спектакль "
3 «Причины суицида среди подростков» беседа
4 «Человек и наркотики». классный час с презентацией
5 «Вместе мы сильнее наркомании». диспут
6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед
7 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
8 «Биологические добавки». классный час с презентацией
«Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». театрализованное представление.
8 класс
1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». классный час с презентацией
2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». классный час с презентацией
3 «Не пей, Митя». театрализованное представление.
4 Проблема наркомании.
5 Стресс в нашей жизни. тренинги
6 «Спид - болезнь 21 века». беседа
7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед Цикл бесед
8 «Коктейль здоровья». классный час
9 класс
1 День борьбы со СПИДом. классный час с приглашением медработника
2 «Наследственные болезни». классный час с презентацией
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. цикл бесед
4 «Дорожные приключения».
классный час
5 «Быть здоровым - жить в радости». классный час
6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад
7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). классный час
8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать как потушить». классный час

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. Трудовое воспитание направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации.

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 "Слава рукам золотым!" устный журнал
2 «Мой дом - наведу порядок в нём»
классный час
3 «Без труда ничего не даётся» классный час с презентацией
4 «Мои обязанности в семье» беседа
5 "Мамина помощница" праздник
6 "О лени и лентяях". классный час
7 "Книжкин праздник" десант в школьную библиотеку

6 класс
1 беседа
2 Беседы о профессиях. классный час с презентацией
3 «Волшебный узелок» Выставка
4 «Берегите нашу Землю». Субботник
5 "Об аккуратности" беседа
6 Картофельный банкет праздник
7 "В поисках будущей профессий» классный час
8 "Дежурный по школе» классный час
7 класс
1 Беседы о профессиях. Строительные специальности. Классный час с презентацией
2 "Труд в нашей жизни" беседа
3 Внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" классный час
4 Участие в субботниках.
5 «Его величество - Хлеб» классный час
6 "Подарок для мамы» мастерская
7 "Я в мире профессий" классный час
8 «Подари книге вторую жизнь» акция
8 класс
1 «Мир профессий и твоё место в нём». классный час
2 "Разделение труда. Классификация профессий". классный час
3 «День Земли». участие в субботниках
4 "Путешествие в Город мастеров". классный час с презентацией
5 "Сто дорог - одна твоя". классный час
6 Трудовые десанты.
9 класс
1 «Влияние темперамента на выбор профессии» классный час
2 «Профессии. Которые мы выбираем» классный час
3 «Чем пахнут ремёсла» классный час с презентацией
4 "Я в водители пошел..." классный час
5 "Новое время - новые профессии" классный час с презентацией
6 "Профессия моих родителей" классный час
7 Трудовые десанты

Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного».

Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодежи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности.
Эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы, эстетические идеалы.

№ Тема Форма проведения
5 класс
1 «Музыка и мы» беседа
2 «Красота внешнего облика. Мои жесты» беседа
3 «Юные дарования». конкурс
4 Культура чаепития. ролевая игра
5 «Голубые цветы Гжели» классный час с презентацией
6 Путешествие в страну "Чистых слов" классный час
7 «Лотерея вежливости». классный час
8 «Мы ищем Золушку». конкурсная программа
9 "Культура поведения в школе и школьный этикет" классный час
6 класс
1 «О красоте и мужестве» беседа
2 «Музыкальная семья» классный час с презентацией
3 «Жостовский букет» классный час с презентацией
4 «Широкая масленица» праздник
5 «Вдохновенный певец России» (о творчестве Хворостовского) беседа
6 «Русские посиделки.». праздник
7 «Царица Осень». праздник
8 "Для чего нужна улыбка?" классный час
7 класс
1 «Золотая хохлома» классный час с презентацией
2 «Птица счастья» классный час
3 "Волк и семеро козлят на новый лад". музыкальная сказка
4 «Гость в доме - хозяину радость» ролевая игра
5 «Русская басня». (познавательно-развлекательное занятие
с элементами театрализации)
6 Русские традиции. Масленица. классный час с презентацией
7 «Отговорила роща золотая» классный час с презентацией
8 "Как стать интересным собеседником" классный час
8 класс
1 «Красота и труд вместе идут» классный час
2 Человек и творчество. Великие творения человечества. классный час с презентацией
3 "Секреты Золушки". конференция идей
4 Русские традиции. Рождество. классный час с презентацией
5 «Осенний бал» вечер
6 "Светский этикет" классный час
7 "Умею ли я слушать" классный час
8 "Язык, мимика, жесты как средства общения" беседа
9 класс
1 «Что такое духовное богатство человека» дискуссия
2 "Музыка и мы" дискуссия
3 "Сервировка праздничного стола" классный час с презентацией, ролевая игра
4 "Этикет и мы" брейн-ринг
5 История развития туристской песни в Кузбассе. Лучшие авторы и исполнители. классный час
6 Туристско-экскурсионные возможности края классный час
7 «Наш друг - кино» устный журнал
8 «Игорь Тальков. Любимые песни» вечер

Акции «Спаси и сохрани», «Доброе сердечко»,

«Чужих детей не бывает», «Цветы ветерану» и т.д.

Конкурсы, игры, «Пасхальный сувенир», «Зажги свою звезду»,

фестивали «Мамино сердце»

«Поле чудес», «Красота.ru»

Концерты, выставки, Посещение художественных выставок, концертов

спектакли в музеях, школе искусств, ДК, театрах

Родительские собрания «Воспитать человека»

«Неформальные молодежные объединения»

«Духовные потребности юношества и их развитие»

«Роль эстетического воспитания в формировании

личности ребенка»

Работа с психологом Тестирование на выявление нравственных приорите-

тов, индивидуальные и групповые занятия, беседы


Прогнозируемые результаты.

Удачная реализация проекта «Через красивое - к человечному» должна подвести школьника к пониманию того, что нравственные качества определяют его социальную ценность, потому что от них зависит содержание жизненных целей, направленность и степень реализации его способностей, знаний и умений. Богатое же эстетическое восприятие украсит его жизнь яркими красками.


Критерии и способы изучения эффективности программы воспитания.
Для исследования эффективности программы воспитания «Новое поколение» целесообразно использовать следующие критерии:
1. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе;
2. Уровень воспитанности;
3. Сформированность ценностных отношений учащихся;
4. Формирование мотивации к обучению;
5. Умение общаться, сознавать свои поступки.
Для изучения эффективности программы воспитания используются:
• различные методики диагностики;
• беседы с учащимися;
• наблюдения;
• интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою
позицию.
Предполагаемые результаты.

В результате реализации данной программы воспитания предполагается воспитать у учащихся качества, соответствующие определенной модели:

• Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития.
• Активная гражданская позиция.
• Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Физическое воспитание и здоровый образ жизни «Будьте здоровы!»

- Трудовое воспитание

«Творческая мастерская»

- Эстетическое воспитание
«Мир прекрасного».

- Ученическое самоуправление «Содружество»

«Секретные материалы»

«Домострой»

Азбука проектов и КТД класса

А - « Аты-баты, шли солдаты» ( ежегодное поздравление мальчиков и учителей-мужчин с 23 февраля).

Б - «Будем вежливы» - (классный час), безопасность на дорогах ( цикл бесед и кл.часов по профилактике ДДТТ).

В - «Вот и закончился год» - КТД.

Г - Герои Советского Союза - туляки (урок мужества).

Д - День знаний, День матери, День здоровья, День рождения класса, День лыжника.

Е - «Если хочешь быть здоров!» (выход с классом на каток, на лыжах).

Ж - «Жили - были…» КТД.

З - «Здравствуй 5-й класс» кл.час, «Звёздный час» КТД, здоровый образ жизни ( цикл классных часов и бесед с врачами).

И - «Интеллектуальный марафон» КТД, «Ищу героя».

К - конкурсы рисунков, поделок, сочинений, творческих проектов и т.д.

Л - «Люблю тебя, мой край родной!» ( выход с классом в музей, на природу).

М - «Мир моих увлечений» ( классный час), «Мама милая моя» ( вечер для мам).

Н - Новогодний праздник, неделя безопасности дорожного движения, неделя пожарной безопасности.

О - олимпиады по предметам, «огоньки» в классе.

П - «Посвящение в пятиклассники» коллективное дело, правовая неделя.

Р - «Роскошь человеческого общения» ( классный час).

С - « Судьба России - моя судьба» ( коллективное дело), « Самый классный класс или чуть-чуть о каждом» ( классный час), смотр строя и песни.

Т - «Теперь итоги подведём» ( коллективное дело).

У - Урок здоровья, «Учись учиться» ( классные часы).

Ф - « Фотолетопись класса».

Х - « Хочешь быть успешным - будь им!» КТД.

Ц - «Ценности моей семьи» (вечер размышлений, совместно с родителями).

Ч - «Что означает чуткость? Что означают наши имена?» (цикл классных часов по нравственному воспитанию).

Ш - «Школьные годы чудесные» КТД.

Э - экологический месячник (коллективное дело).

Я - « Я и мои лицей» (коллективное дело)

Воспитательная система класса максимально открыта. Родители, ученики и педагоги школы- партнёры на уроках и во внеклассной деятельности. Это имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества решают какую воспитательную систему создать, как её моделировать и строить. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности обусловлены необходимостью реализации их общих потребностей. Существование этой системы происходит благодаря три "С": сотрудничество, сотворчество, сопереживание.


Ресурсное обеспечение программы

1. Нормативно - правовое:

Должностная инструкция классного руководителя;

Устав школы

Программа развития школы

Конвенция о правах ребёнка

Закон «Об образовании»

2. Организационное:

Изучение социального запроса;

Определение направлений работы с классным коллективом;

Презентация программы на методическом объединении классных руководителей.

3. Программно - методическое:

Диагностические материалы (тесты, анкеты, проективные методы);

Программа воспитательной работы школы;

План воспитательной работы классного руководителя;

Банк методических разработок.

4. Кадровое:

Педагоги, администрация школы, психологи, социальный педагог,

педагог-организатор, библиотекарь

5. Материально - техническое:

Классный кабинет;

Необходимое оборудование (музыкальный центр, компьютер)

Список использованной литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2002.

Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. - 2006. - № 4. - С. 37-41.

Воспитание индивидуальности. / Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005.

Воспитательная система класса: теория и практика (методические рекомендации). Москва, 2005.

Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

Колпачкова М.В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. - 2005. - № 8. - С. 16-18.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.

Роджерс К.Р. Становление человека: взгляд на психотерапию. М., 2001.

Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса// НМЖ заместителя директора школы. - 2007. - № 4. - С.4-7.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 1999.

Собчик Л.И. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М, 2003.

Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. - 2006. - № 4. - C. 5-19.

Степанов П. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 4. - C. 13-19.

Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160 с.

Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление - М.: ЦГЛ, 2003. - 200с.



© 2010-2022