Классный час Добро и зло вокруг нас

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Добро и зло вокруг нас" (час общения с учащимися начальной школы по духовно-нравственному воспитанию)

Разработала учитель начальных классов МАОУ СОШ №81 Грищенко Е.Г.

Задачи занятия:

  1. Формировать представления у младших школьников о многогранности и сложности бытия.

  2. Развивать представление о существовании в жизни добра и зла.

  3. Формировать нравственную ответственность человека за содеянное.

  4. Развивать умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

  5. Осваивать содержание заповедей христианской морали.

-Ребята! Сегодня мы с вами будем говорить о доброте и добрых делах. Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, Мама. Учитель…

-что есть зло? Это нечто противоположное добру: плохое, дурное, беда, несчастье… - Вспомните, когда вы встречали в жизни добро и когда зло? (дети дают ответы).

Ребята читают стихотворение:

Стать добрым волшебником

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нежно особой.

Понять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!

Нам клумбе цветок,

Его листья повисли.

Грустит он… о чем?

Угадал его мысли?

Он хочет напиться

Эй, дождик, полей!

И дождик спустился из лейки своей

А что же сестренка

Скучает в сторонке!

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

И ты обернулся

Ретивым конем-

Галопом сестренка

Помчится на нем!

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Ее думы, заботы.

«Вернусь,

Хорошо бы пошить, почитать…

Да надо с уборкой возиться опять».

И ты совершаешь великое чудо-

Пол засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись, домой:

- Да это, как в сказке.

Волшебник ты мой!

-какого же человека можно назвать добрым?

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла-

Тот людям вовеки не делает зла.

-добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

А теперь послушайте пословицы русского народа о доброте:

  • Будь добр с тем, кто от тебя зависит.

  • Доброта-язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

  • Доброта лучше красоты.

  • Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым.

  • Когда мы счастливы, мы всегда добры, но когда мы добры, мы не всегда счастливы.

-как вы думаете, ребята! Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

Учитель показывает самодельные чашечные весы.

-на одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь)

-чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас , и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Приготовить мелкие игрушки)

Чаша «добра» перевесила чашу «зла».

-вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь , превращаются в ручеек, ручейки- в реку, река-в в море добра.

- Давайте вспомним правила и законы, по которым мы живем изо дня в день.

(Дети называют правила, упорядочивающие движение транспорта и пешеходов; порядки, существующие в их семьях; особые правила, действующие в школе).

- А есть ли какие-нибудь правила или законы, где говорится о воровстве, честности, отношении к родителям, заключении брака, займе денег? Что было бы, если бы этих правил (законов) не существовало?

- Благодаря правилам и законам у человека формируется совесть. Что такое совесть?

(Возможный ответ: это особое чувство, позволяющее отличить добро от зла и вызывающее в человеке внутреннее побуждение к добрым поступкам).

Знакомство с Библией, Детской библией

- Из уроков истории вы знаете о том, что наше летоисчисление ведется от рождения Иисуса Христа, что наша Русь в 988 году приняла крещение и стала христианской. В Библии как раз и рассказывается об этом человеке, о его учении, о правилах, по которым должны жить люди. (Показ книги).

- Библия - первая в мире печатная книга (1452-1455 гг. - Гуттенберг). Вследствие повышения грамотности и распространения христианства, Библия читалась все большим и большим числом людей. В настоящее время распространение Библии возросло. Она переведена на 2000 языков. У кого дома есть такая книга? Что вы знаете об этой книге?

- А вот "Детская библия" (показ книги). Она подготовлена для молодых читателей. Длинные рассказы сокращены и упрощены, описаны не все, а только некоторые события. В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами, говорится о том, что - хорошо, а что - плохо. Послушайте одну из них.

Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. ( Наш кружок так и назван «Чистое сердце»)…

Во всем у них был достаток и довольство…

Среди животных не было вражды-сильные не трогали слабых. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.

Но самое высшее блаженство Адам и Евы было в молитве, то есть в частой беседе с Богом.

Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.

Бог создал людей так же, как и ангелов, для того чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божьей.

Поэтому так же, как и ангелам, он дал им свободу выбора: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Соотнесение нравственных законов (христианских заповедей) с их разъяснениями

- Прочитайте написанное на доске. Определите, какое разъяснение соответствует каждому закону.

Нравственные законы Разъяснение

- почитай отца твоего и матерь твою - мы обязаны уважать своих родителей

- не убей - жизнь человеческая неприкосновенна

- не укради - никто не имеет право брать то, что принадлежит другому

- не произноси ложного свидетельства на своего друга - люди должны всегда говорить правду: дома, в школе, на отдыхе.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем общее доброе дело.

На чистый лист ватмана каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.

-как назовем картину?

-Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (делать добрые дела приятно и радостно).

© 2010-2022