- Преподавателю
- Классному руководителю
- Совместная деятельность семьи и школы в интересах детей
Совместная деятельность семьи и школы в интересах детей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ладонкина Е.Ю. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Взаимодействие школы с семьей как с главным партнером воспитательного процесса»
(Слайд № 1)
Педагоги, проработавшие в школе 10-20 лет, единодушно утверждают - воспитывать детей становится все труднее и труднее. Причин тому много: изменились дети и родители, стремительно меняется обстановка в мире и в нашей стране, меняются взгляды на воспитание и развитие детей.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, выдвигают единые требования к воспитанию ребенка.
Воспитатель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Наше доброе общение с родителями должно позволять им выразить все их желания, знания о своих детях. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей.
Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью позволит родителям увидеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое.
Нельзя успешно осуществлять работу по воспитанию детей, если не сотрудничать с семьей. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом (а в этом направлении основная роль принадлежит именно классному руководителю) без предварительной постоянной работы с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека. Существует также мнение, что «современные родители - чаще пропитатели, а не воспитатели. Они сужают родительство до бытового обслуживания детей. Но, конечно же, не по своей воле, а в силу сложившихся экономических условий» (Ю.А.Конаржевский). Таких родителей надо учить воспитывать детей, ибо «не хлебом единым сыт человек».
(Слайд № 2)
Структура работы классного руководителя в этом направлении:
-
Изучение семей своих учеников, положения детей в семье и условий их жизни;
-
Организация на основе диагностики психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, собеседований.
-
Установление контактов с людьми, которые для ребенка являются наиболее значимыми и имеют на него положительное влияние;
-
Привлечение родителей учеников класса к сотрудничеству по всем направлениям деятельности классного руководителя;
-
Организация взаимного творчества детей и родителей;
-
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса;
-
Сотрудничество с социально-психологической службой школы, обучающей семьи умению преодолевать и предупреждать семейные конфликты и развивающей рефлексивные умения родителей и детей;
В начальной школе у родителей интерес к школе достаточно высок. Родители посещают родительские собрания, участвуют во всех школьных и классных мероприятиях, принимают самое активное участие в процессе воспитания. В старшем звене (9 - 11 классы) родители тоже достаточно активны, они как будто просыпаются от спячки, в которую впадают в период с 5 по 8 классы.
(Слайд № 3)
Получается, что в начальной школе родители, опекая своих, как они считают маленьких детей, невольно являются активными участниками воспитательного процесса, в старшем звене родители проявляют не менее живой интерес. Они жизненно заинтересованы в хороших знаниях, в хорошем воспитании и опять, как в начальной школе, родители посещают родительские собрания, проявляют живой интерес ко всему, что касается их детей. Но почему-то возраст 11 - 15 лет менее интересен для родителей, и перед нами стоит задача: «Заинтересовать родителей наших учеников на весь период обучения в школе с 1-го по 11 классы».
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством.
В связи с этим особое внимание необходимо уделить нормативному закреплению роли родительской общественности в жизни школы. Во-первых, это заключение договора о предоставлении общего образования между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. Во-вторых, это локальные акты образовательного учреждения, обеспечивающие государственно-общественный характер управления школой. И, в-третьих, иные договоры, соглашения и т.д., необходимые для жизнедеятельности учреждения, например, соглашение с родителями (законными представителями) обучающихся об использовании персональных данных обучающихся.
Ещё одним важным аспектом работы с родительской общественностью в рамках введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение.
С введением новых стандартов школа предлагает каждому ребенку внеурочную деятельность, представленную в форме различных кружков, студий, экскурсий, соревнований. Организуется внеурочная деятельность с учетом индивидуальных особенностей ребенка и пожеланий родителей. На этом этапе важно установить партнерские отношения родителей с педагогом, создать атмосферу взаимной поддержки и общности интересов. Мы должны помнить, что семья является первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной средой. Именно в семье он приобретает доверительные отношения и любовь к окружающим, у него целенаправленно формируется познавательная творческая активность в предметных, сюжетных и ролевых играх. Хорошая семья создает атмосферу для свободного творческого развития ребенка. Именно здесь впервые формируется отношение человека к себе: его самооценка на основе оценки взрослых, которая становится впоследствии основой его личностного становления. Новые стандарты призывают учителя воспитывать у ребенка любовь к своей семье. Но думается, что эта любовь воспитывается, прежде всего, самой семьей, всей системой семейных отношений.
В арсенале педагогов нашей школы есть целая система методик изучения взаимоотношений в системе «родители-ребенок», «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения», «Анкеты для изучения взаимодействия педагогов и родителей» и т.д. Это очень помогает в работе. В нашей школьной «Методической копилке» есть много книг, которые помогают в работе с семьей, как начинающим, так и опытным классным руководителям. Одной из наиболее популярных является книга Н.Е.Щурковой «Школа и семья». В своей работе мы стараемся придерживаться тех принципов, которые прописала Надежда Егоровна, а именно:
(Слайд № 4)
-
ПРИНЦИП СОГЛАШЕНИЯ (прежде, чем плыть, договоримся на берегу) - это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о возможно максимальном развитии ребенка.
-
ПРИНЦИП СОПРЯЖЕНИЯ (если хотим доплыть, гребем в одну сторону) - это согласное установление взаимосвязи двух разных сфер жизни ребенка, семьи и школы, через определение их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии, так, чтобы действия одного партнера сопровождались обязательно соответствующими действиями другого.
-
ПРИНЦИП СОПЕРЕЖИВАНИЯ ( скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов) - это взаимное выражение отношения к происходящему в жизни семьи и школы, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка.
-
ПРИНЦИП СОПРИЧАСТНОСТИ (в общем плавании разделим полномочия) - это проявление взаимного непосредственного или опосредованного отношения к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной сферах жизни во имя практического созидания наилучших условий для развития ребенка (не затрагивая его личной, частной жизни, ребенок имеет право на тайну).
-
ПРИНЦИП СОДЕЯННОСТИ (доплывем, если объединим усилия) - это реальное свершение обоюдных практических действий, способствующих «здесь и сейчас» повышению условий жизнедеятельности развивающегося ребенка.
Перечислим методические формы взаимодействия школы с семьей в целях реализации перечисленных принципов, которые используются в нашей школе:
Принцип соглашения:
-
Совет школы - объединяет усилия педагогов, родителей и школьников на выработку стратегических направлений развития школы. Поддерживает и распространяет передовой опыт обучения и воспитания детей в школе и семье.
-
Ознакомление с Уставом школы - устное и письменное представление текста, отражающего основы школьной жизни.
-
Общешкольное родительское собрание и родительские собрания по классам - деловое обсуждение организации образовательного процесса и меры достижения, поставленных школой и родителями задач.
-
Родительские лектории - организация курса научно-популярных лекций по педагогике, возрастной психологии, гигиене, этике.
-
Информационный листок для родителей - регулярные сообщения о мероприятиях в школе и событиях особой важности, а также записка от педагога с сообщением о текущих оценках.
-
Ознакомление с Договором для родителей - устное и письменное предоставление текста Договора о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.
-
Родительский комитет - группа родителей, избранная общим собранием для постоянной связи со школьной администрацией, педагогов с родителями.
Принцип сопряжения:
-
Посещение учебных занятий детей - открытые для родителей уроки в целях ознакомления с педагогическими требованиями школы к ученику.
-
Просьба педагога - письменные или устные, переданные через детей, указания на возможные способы улучшения условий или дополнительных средств для развития ребенка.
-
Задания детям, которые можно выполнить вместе с родителями - рисунки, поделки, домашние стенгазеты и т.п.
-
Социально-психологические игры как часть родительского собрания или педагогического просвещения - по пособию об игровых методиках, на классных собраниях, на праздниках, в форме веселого состязания.
Принцип сопереживания:
-
Поздравления праздничные - устные, переданные через детей, письменные краткие поздравления перед праздником или при успехах детей.
-
Сообщения об успехах детей - письменное или устное краткое сообщение о состоянии индивидуальной деятельности ребенка.
-
Приглашение на торжественный акт - приглашение в связи с торжеством в школе.
-
Подарки и сувениры - изготовленные детьми поделки для поздравления родителей.
-
Спортивные конкурсы «Папа, мама, я - спортивная семья»
-
Наши профессии - рассказ родителей на классных часах о своих профессиях.
-
Рисунки «Моя любимая мама» - на праздник матерей, или на 8 марта - делается выставка работ в школе.
Принцип сопричастности:
-
Деловая встреча - приглашение родителей для обсуждения одного конкретного вопроса.
-
Родительский опрос «Чем я могу помочь?» - предложение родителей своей помощи школе в самых разнообразных формах.
-
День пожилого человека - чествование бабушек и дедушек с приготовлением подарков, сделанных своими руками и концерта.
-
Встреча с ветеранами войны и труда - разговор более старшего поколения с детьми.
Принцип содеянности:
-
Субботник и ремонт класса и школы - добровольная работа родителей в благоустройстве школы.
-
Общешкольный праздник - массовое торжество с песнями, танцами, играми.
-
Спортивный праздник «Моя спортивная семья» - спортивные соревнования между семьями, где вместе с детьми соревнуются папы и мамы.
-
Осенняя и весенняя ярмарка - продажа изделий изготовленных руками детей и зимних заготовок и овощей.
-
Туристические походы, путешествия
-
Школьные вечера и праздники - можно пригласить родителей в гости. А могут и родители устроить праздник детям.
Это конкретные дела, которые мы проводим совместно с родителями, и хочется отметить, что отношения с родителями после проведенных мероприятий заметно улучшаются. Многие поменяли свое отношение к школе, чаще стали приходить просто, чтобы узнать как дела у ребенка, не нужна ли их помощь классному руководителю, но конечно еще далеко не у всех родителей поменялось мнение о школе. Нам есть еще над чем работать, самое главное, что у педагогов и у родителей есть желание.
Стандарт нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Семья в решении этих вопросов является нашим главным партнером.