Конспект классного часа Тайна моего имени

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Тайны имени»

Цель: углубление и расширение кругозора учащихся, развитие у учащихся умения понимать и ценить окружающий мир, знакомство с историей имен и их значением, воспитание уважения к своему имени и имени других людей.

Проведение тренинга Учитель предлагает ребятам разбиться на 4 группы по тем временам года, в которые они родились: весной, летом, осенью, зимой. Затем каждая группа, посоветовавшись между собой, должна составить общую характеристику лиц , родившихся в данный сезон природы.

Насколько совпадает человеческий характер с характером природы, подвластны ли люди, родившиеся в это время, годовому циклу, чем они отличаются от других людей, какими способностями и талантами обладают? Ребята должны продемонстрировать умозаключения на собственном примере.

Учитель. Ребята, у каждого человека есть имя. На свете есть очень много имён. Что вы уже знаете про имена?

Какова же история имен? Почему человек не может жить без имени?

С рождения всю жизнь звучит для нас наше имя. Наши предки давали своим детям имена, больше напоминавшие прозвища. Они говорили об особенностях внешности, характера, порядка появления в семье и так далее, вот некоторые имена предков, попробуйте догадаться, почему их так назвали: - Любим, Несмеяна, Кудряш, Добрыня, Метелица, Друган. Беляк, Чернява, Толстой, Головач, Лобак и другие (учащиеся называют варианты).

В древности наши предки наделяли имя магической силой. Существовали особые запреты на произнесение имени. А у некоторых племен самым страшным наказанием было лишение человека имени.

Имя человека - одна из важнейших составляющих его индивидуальности.

Иногда это были заслугами человека - храбрый и умелый воин звался Ратибором (борющим рать), опытный предводитель, приносящий своему племени победу над врагом - Станиславом (постоянно славный), неутомимый в пути становился Дорогой.

К древнеславянским относятся такие имена, как Вера (верная), Светлана (светлая), Любовь (любящая), Надежда (надёжная), Людмила (людям милая).

Имя - это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир, с именем он проходит по жизни, встречает взлеты и падение, имя вспоминают родные и близкие на могиле усопшего. Огромную роль играет значение и тайна имени, то что в него заложено веками. Вы узнаете про значение и тайну имени человека и о том, какое влияние оно оказывает на характер. Одно звучание имени дает большое количество информации. Имя может звучать благозвучно, ласково, возвышенно, приятно, а может - настораживающе, сухо, устрашающе, неприятно. Есть стародавнее поверье: каждый человек имеет свое отражение в окружающем мире.

Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая, скрытая связь. Более того - судьба человека предопределена его именем.Некоторые современные психологи исходят, в частности, из того, что имя влияет не только на формирующийся характер, но и поведение в обществе.

Часто имя давали ребенку по святцам (сборникам имен святых) - какое имя приходилось на день рождения по календарю, то и давали (календарное имя). Родители, как правило, не имели права выбора.

Вспомните стихотворение М. Владимирова:

Был в старину такой обычай:

Несли младенца в церковь. Там,

В страницы святцев пальцем тыча,

Поп имена давал по дням.

Коль ты родился в день Ефима.

То назван именем таким.

Но если в день Иеронима,

То - хошь не хошь - Иероним!»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОДСКАЗКА

На Руси можно выделить пять групп имен, вошедших в православный календарь, месяцеслов:

1. Имена древнееврейские. 2. Имена греческие. 3. Имена латинские. 4. Имена варварские, т. е. пришедшие к нам от окружавших греческий мир народов: Мардарий, Азат, Аифа-ил. Этимология этих имен неясна. 5. Имена славянские: Борис, Глеб. Светлана.

На Руси самое распространенное имя было Иван. В церкви регистрировали ребенка с этим именем почти каждый день.

Приходилось ли вам расшифровывать имена? Как они образовались?

Владеть миром-Владимир

Изо льда-Изольда

Герой труда-Гертруда

А какие имена носят ваши дедушки и бабушки? Есть среди них очень старинные имена? (Поликарп, Ефросинья)

А давайте подумаем, какие знаменитости носили или носят ваше имя.

Владимир - Винокур, Маяковский, Путин,…

Александр - Малинин, Пушкин,…

Дмитрий - Донской, Менделеев,…

Узнали интересные факты из истории имен?

Мы часто в обращении друг к другу искажаем имена (Леха, Танька и т.д.) Нравится ли вам, когда так к вам обращаются?

А теперь каждый с вами наоборот, будем придумывать уменьшительно-ласкательные варианты имен, например:

Александр - Саша, Сашенька, Сашуля, Санек, Санечка, Сашулечка, Сашунька…

Что вы узнали об истории имен?

(имена предков давались по каким-то признакам, имя несет какое-то значение, влияет на судьбу).

А что вы знаете о своих именах? (если ученики знают, могут рассказать кто им дал имя, что оно обозначает, почему дали именно это имя, кто из знаменитостей носит это имя).

Я предлагаю провести мини-исследование вашего имени, спросить у родителей, поискать информацию самим, оформить красиво на листе А4 (можно с фотографией) и сделать альбом «Мы и наши имена».

Рефлексия.

Продолжите предложение:

1. Мне было интересно …

2. Теперь я знаю ….

3. А еще хочу сказать ….



© 2010-2022