Описание опыта работы классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Ермоловская средняя общеобразовательная школа

имени П.Д. Дорогойченко Вешкаймского района

Описание опыта работы классного руководителя

Рязанцевой Людмилы Алексеевны, участника районного конкурса «Самый классный классный» в номинации « классный руководитель-организатор».

Описание опыта работы классного руководителя



2015 год

«Воспитание детей - рискованное дело,

ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи -

горе, несравнимо ни с каким другим»

Демокрит.

III век до нашей эры.

Я - учитель начальных классов. У меня особая профессия, даже в чём-то уникальная: уж очень большие задачи стоят передо мной. Оттого - большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь - определяющее качество моей специальности: прежде всего любовь к детям - вряд ли без неё можно стать Учителем; конечно, любовь к человеку и даёт силу выдержать многие несуразности повседневности, любовь к жизни - без оптимизма к школе сегодня не выжить; любовь к труду - профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, рисовать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам. И мне это по душе, нравится быть нужной.

Но я не просто учитель - я классный руководитель. А классное руководство для меня - это не работа, а образ жизни.

Я очень хорошо понимаю, что для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с классным руководителем - это, прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать ему, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни. Не зря нас, классных руководителей, называют "вторыми мамами", а школу - "вторым домом".

За каждые четыре года к ребятам прикипаешь душой. И смеёшься вместе с ними, и плачешь с ними, и играешь, и многому учишься с ними и у них. И пожуришь их, и пожалеешь, как родных. Я живу вместе с ними эти 4 года общей жизнью и так тяжело их отпускать….

Но моя задача и цель не только научить, но и воспитать их настоящими людьми, за которых потом не будет стыдно! А это и есть самое сложное. Но если вкладываешь всего себя в это непростое дело, то в детских душах, ранимых и открытых, обязательно останется след одного из первых важных людей в их жизни - классного руководителя и первого учителя. Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. На любом мероприятии должно быть «много» ученика и мало воспитателя. Считаю, что ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он должен быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь. Каждый ученик уникален, талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться. Я знаю, что дети испытывают врождённую потребность в заботе и ласке. Ребёнок тянется к доброму человеку, отвечает на привязанность привязанностью. Обмануть его трудно - настоящее чувство он отличает от неискреннего безошибочно. Лгун не может научить правдолюбию, недобрый - гуманности, беспринципный - принципиальности. А в душе появляется такое душевное тепло и гордость, когда видишь улыбки, благодарные глаза ребят.

Поэтому, свою деятельность осуществляю по своим выработанным заповедям: «Быть примером для воспитанников - не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».

В школе основным структурным элементом является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая Описание опыта работы классного руководителяэмоциональная атмосфера.

Дата рождения класса, в котором я работаю в настоящее время - 1 сентября 2011 года. Мой 4 класс небольшой по численности. В классе 9 учеников: 6 девочек и 3 мальчика. 7 учащихся проживают в селе Ермоловка , 2 в селе Зимненки. Дети 2004-2005 года рождения. 7 ребят их многодетных семей.

Цель моей работы с классом - это создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика - личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели мной, как классным руководителем, были определены следующие задачи:

  • Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).

  • Изучение и анализ направленности интересов учащихся.

  • Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками.

  • Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.

  • Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы развития детского коллектива.

  • Организация различных видов деятельности учащихся.

Исходя из задач, для себя сформировала основные функции классного руководителя

1 - диагностирующая

2 - коммуникативная

4 - проектирующая

5 - организационно - деятельностная

6 - развивающая

10 - охранно-защитная

11 - корректирующая

Для успешной реализации воспитательной работы использую различные формы работы с детьми:

Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы ученического самоуправления ( выборы губернатора класса, составление плана работы на четверть активом класса, оформление газеты к празднику)

Индивидуальные (педагог-ученик). К ним относятся беседы, задушевный разговор, консультации, советы, обмен опытом и др. ( посещение учащихся на дому, анкетирование)

Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, походы, спортивные соревнования и т.д. («Мама, папа, я- спортивная семья»,

Смотр строя и песни, «Мама, папа, я - читающая семья», «День Матери», конкурс патриотической песни «Наследники Победы» и др.)

Описание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителяОсновные направления моей деятельности

Индивидуальная работа Формирование Работа

с учащимися детского с родителями

коллектива

В 1 классе для организации индивидуальной работы с учащимися использую психолого-педагогическую диагностику «Домики» (тест разработан О.А. Ореховой ), (Приложение №1) которую я провожу в новом коллективе в конце первой четверти и пользуюсь её результатами в дальнейшем, она позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает её особенно ценной с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе (к себе в новой роли, к учителю, к одноклассникам).

Ежегодно провожу мониторинг социальной зрелости учащихся:

- изучаю уровень воспитанности, развитие познавательных интересов у школьников (Приложение № 2, №3 )

- создаю социальный паспорт класса; (Приложение №4)

- исследую микроклимат класса, мотивацию достижений и самооценку учащихся;( Приложение №5, №6, №7)

- осуществляю мониторинг участия учеников в различных конкурсах и олимпиадах (Приложение №8)

- провожу анкетирование с родителями (Приложение № 9,№10)

Кроме того осуществляю диагностику успешности воспитательной работы в классе. Данная работа помогает мне правильно строить свое общение с детьми, поближе узнавать их, а значит вырабатывать такую систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации, поставленной мною цели, а именно: воспитание гармонично развитой личности.

Важное место в своей работе классного руководителя отвожу регулярным контактам с учителями, отслеживаю оценки учеников, в дальнейшем провожу индивидуальные беседы с учащимися, родителями. При возможности посещаю уроки своих коллег. Это также помогает мне в работе, так как дети по-разному себя ведут в тех или иных ситуациях.

Для меня приоритетной представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Поэтому, и класс мой считается одним из самых дружных и сплоченных.

Развитие ученического самоуправления - одна из моих задач воспитания.

В классе создан орган классного самоуправления города «Радужный» Губернатором города является Шорников Даниил, каждый учащийся класса входит в состав городских комитетов и имеет определенные обязанности, которые помогают в организации воспитательных мероприятий. Каждый ученик чувствует ответственность за порученное дело, поэтому в классе всегда хорошая дисциплина и порядок.

Описание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителя



Для формирования и развития детского коллектива использую следующие виды работы: беседы, классные собрания, классные часы, экскурсии, тренинги и т.д

Наверное, в силу своего характера, основной мой стиль общения - демократический. Рассматриваю своих воспитанников как равноправных партнеров в общении: учитываю их мнение в принятии решений, поощряю самостоятельность суждений, способствую созданию в классе непринужденной, дружелюбной, творческой атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

В своей педагогической деятельности не стараюсь бороться с недостатками, тратя свои и ребячьи нервы. Главное - поддержать и понять ребенка, дав ему возможность действовать дальше. Скромные поощрения «Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Я рада, что ты попробовал это сделать» не однократно помогали мне в работе и вселяли большую уверенность в моих воспитанников.

Диагностические исследования показывают, что наиболее значимым мотивом посещения школы для подавляющего большинства учащихся выступает желание общаться со сверстниками, участвовать в мероприятиях, проводимых после уроков. Поэтому, планируя коллективные дела, я стараюсь сделать досуговую деятельность школьников составной частью целого воспитательного процесса. А это является главным для формирования и развития классного коллектива.

Воспитательная работа в классе - это одно из звеньев общешкольной воспитательной системы.

В настоящее время работаю по программе «Радуга детства» разработанной на основе общешкольной программы «Правильное воспитание», включающая следующие направления: «Вектор интеллекта», «Ульяновск - авиационная столица», «Моя Родина - Ульяновская область», «Истоки духовности», «Славен человек трудом», «Моё здоровье - моё будущее», «Моё право»,«В кругу семьи», «Зелёная планета».

Данная программа позволяет полностью реализовать личностно - ориентированный подход, организовать индивидуальную работу с учащимися, родителями, организовать образовательный процесс на основе здоровьесберегающих технологий.

ПОписание опыта работы классного руководителяри работе с классом стараюсь сформировать у детей положительное отношение к природе. Считаю, что с раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребёнок свой особый поэтический образ природы, свой особый мир. Этот мир учит его быть добрым, смелым, стойким. Он помогает познавать красоту в окружающей действительности, будит творческие силы и ведёт к нравственному совершенствованию.

Походы, экскурсии, прогулки, различные праздники «День журавля», «День жаворонка» и т.д. служат воспитанию экологического сознания и чувства природы, повышению экологической культуры школьников, развитию эстетической и нравственной культуры; воспитывают у детей чувство ответственности за своё поведение в природе, вырабатывают потребность в общении с природой.

Описание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителяВ последнее время воспитание чувства патриотизма, любви к Родине становится наиболее актуальным. Воспитываю в детях стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне. Ежегодно принимаем участие в акции «Письмо защитнику Отечества!», «Смотре строя и песни», конкурс патриотической песни «Наследники Победы», провожу классные часы: «Дети - партизаны», «Герои России», «День героев Отечества», «Город - герой Ленинград», «Сталинградская битва». Прививаю детям любовь к своей малой Родине, посещая школьный музей, где знакомимся с историей села и её жителями, поздравляем ветеранов с Днем Победы, дарим им открытки, выполненные своими руками, читаем стихи и исполняем песни.

Поздравление ветерана Платонова П.Г.

Поздравление вдовы Князевой П.И.

Описание опыта работы классного руководителя Описание опыта работы классного руководителя

Много времени на классных часах я отвожу на нравственно - эстетическое воспитание учащихся. Учу ребят строить своё поведение в соответствии с нравственно - эстетическим воспитанием. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Провожу беседы о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Провожу обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, рисуют любимых литературных героев. У нас проходят беседы из серии «Азбука поведения» о поведении в общественном месте, в транспорте, дома, в гостях, на природе, на улице, в театре, в магазине. Также я провожу беседы «Вежливые слова», о хороших и дурных манерах.

Описание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителяЯ веду большую работу по формированию толерантного поведения, учу детей позитивному отношению к себе и представителям других народов и иных культур, учу уважать достоинство других людей. Дети читают сказки разных народов на уроках чтения, изучают разные страны на уроках «Окружающего мира», поют песни разных народов на уроках музыки, готовят выступления посвященные дню толерантности, рисуют плакаты на тему «Дружат дети на всей планете», участвуют в выставках творческих работ по теме «Я, ты, он, она - вместе целая страна», приняли участие в международном Интернет -проекте «Мосты дружбы» проводили акции (Акция «Красный тюльпан»), в которой принимали участие мои выпускники прошлого выпуска и 4 класс, проводим праздник «День именника».

Часть внеклассных мероприятий направлена на сохранение здоровья школьников, на предотвращение вредных привычек, на организацию безопасности жизнедеятельности учеников. (Классные часы «Я и моё здоровье», «Курить - здоровью вредить» «Мама, папа, я - спортивная семья». В рамках направления «Твое здоровье…» мы вместе с детьми и родителями успешно участвуем в региональном проекте «Спортивная суббота». Описание опыта работы классного руководителяЭти мероприятия - одни из любимых, так как дети участвуют вместе с родителями.

Описание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителя


На протяжении нескольких лет подряд в школе проходят общешкольные мероприятия, в которых принимают участие все школьники.

Конкурс патриотической песни «Наследники Победы

Учащиеся заняли 2 место, исполнив песню «Прости меня, дедушка!»

Описание опыта работы классного руководителя


СОписание опыта работы классного руководителямотр строя и песни

Младшие школьники вместе со старшеклассниками выступают на одной сцене. Главный критерий: обязательное присутствие и участие всего класса.

Эти мероприятия требуют огромной «отдачи» как от детей, так и от классного руководителя. Подготовка к ним объединяет усилия не только ребят и меня, но и родителей. А это один из главных показателей сплочения детей и взрослых. Ребята становятся более уверенными в себе, дух победы и участия на длительное время повышает их настрой на учебу.

СОписание опыта работы классного руководителяреди мероприятий, пользующихся успехом у детей можно выделить: «День учителя», новогодние утренники 3dn.ucoz.net/news/novogodnee_predstavlenie/2014-12-28-1023, фестиваль патриотической песни «Наследники Победы» 3dn.ucoz.net/news/obshheshkolnyj_konkurs_nasledniki_pobedy/2015-01-29-1065, смотр строя и песни, конкурс агитбригад.

Участвуя в любом мероприятии, дети получают заряд положительных эмоций, их организм открывается добру и красоте.

Мои ученики - активисты. Мы принимаем непосредственное участие в мероприятиях, организованных ЦСДК с .Ермоловка и сельской библиотекой.

Митинг 9 Мая Концерт для жителей села

Описание опыта работы классного руководителяОписание опыта работы классного руководителя


Библионочь в Ермоловской сельской библиотеке


Описание опыта работы классного руководителя

А Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Основное предназначение портфолио - продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Впервые такой «дневник достижений» мы создали в первые дни 1-го класса, для того чтобы фиксировать то, о чем ребята договариваются на своих первых уроках, обсуждая «правила игры», по которым будем строить нашу жизнь в первом классе. Отсюда возникло при совместном обсуждении на уроке идея придумать такое «место», где можно было, с одной стороны, Описание опыта работы классного руководителясобирать все «правила» и «школьные открытия», с другой стороны, собирать свои впечатления, свои размышления о себе, о классе и о школе, о тех правилах, по которым класс договорился жить в первом классе. Кроме этого, сюда вошли первые фотографии школьной жизни и результаты «стартовых» работ, с помощью которых каждый ребенок и класс в целом смогли увидеть то, с чем они пришли в школу. Сами работы также размещаются в отдельных файлах.

Основные разделы Портфолио:

♦ Я И МОЙ КЛАСС (я, моя семья, мой режим дня, что я люблю и умею, рассказы о себе, классе, о событиях в классе и достижениях класса, фотографии, правила класса);

♦ СВЕДЕНИЯ О ЗАНЯТОСТИ В КРУЖКАХ, СЕКЦИЯХ,КЛУБАХ

♦ МОИ ДОСТИЖЕНИЯ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ ( в этот файл попадает материал из других разделов, но только тот, который решит САМ ученик. Здесь размещаются детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, возможно, различные награды, дипломы, грамоты и т.п.);

♦ РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ

Свою роль вижу, прежде всего в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ним различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению. Особенно важно проявлять искренний интерес к помещаемым в портфолио работам, не оставляя без внимания деятельность ребенка по его формированию.

Столь разнообразная воспитательная работа приносит свои плоды. В коллективе запущен механизм успеха, создан здоровый микроклимат. У ребят формируются положительные межличностные отношения. Они учатся уважительно общаться друг с другом, сочувствовать и сопереживать, радоваться своим успехам и успехам своих товарищей. Дети берут на себя ответственность за порученное дело, помогают одноклассникам. Учатся высказывать своё мнение, отстаивать его, учатся признавать свою неправоту в случае ошибки. Интеллектуально развиваются, развивают кругозор, демонстрируют свои умения, достижения и знания. Укрепляют здоровье, следят за соблюдением санитарно - гигиенических навыков. Растут эстетически и нравственно. У детей формируется умение видеть прекрасное в окружающей природе, воспитывается бережное к ней отношение, развивается экологическая культура, расширяются и углубляются природоведческие знания. Активное участие в делах, познавательный интерес, жажда деятельности, вера в себя формируют у ребят трудолюбие. Способность трудиться активно, с удовольствием и радостью - это и есть цель обучения и воспитания.

Конечно, за годы работы, по песчинке опыт накапливается, но я продолжаю учиться. Я всегда иду за своими малышами: учатся они- учусь и я: понимать и прощать, сочувствовать маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать их и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, пока не научила…

С их помощью я открыла калитку в удивительный волшебный мир детства, научилась на многое смотреть их глазами, удивляться и радоваться.





© 2010-2022