- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад на тему: «Использование видеороликов и видеофильмов, как одно из средств, трудового воспитания и профориентационной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида»
Доклад на тему: «Использование видеороликов и видеофильмов, как одно из средств, трудового воспитания и профориентационной работы с учащимися коррекционных школ VIII вида»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бикиева Г.М. |
Дата | 16.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Доклад
для выступления на методическом объединении классных руководителей
и воспитателей старшего звена
на тему:
"Использование видеороликов и видеофильмов, как одно из средств, трудового воспитания и профориентационной работы с учащимися коррекционной школы-интерната VΙΙΙ вида"
Учитель: Бикиева Г. М.
2014 г.
В современных условиях вариативности школьного образования большую актуальность приобретает создание разнообразных форм работы с детьми. Аудиовизуальные средства обучения (в том числе видеофильмы), способны занять достойное место среди других образовательных технологий. Просмотр видеоматериалов обогащает образовательный процесс, открывает новые пути к его активизации, придает ему большую четкость, целенаправленность и эмоциональность.
Аудиовизуальные средства обучения - это формы представления информации, обладающие огромной силой эмоционального воздействия на интеллект ребенка. Поэтому они становятся составной частью занятий для школьников или существенным дополнением к ним. Видеофильмы позволяют учителю за короткий срок донести информацию до детей, наглядно показать объекты в трехмерном измерении.
Обучающие видеофильмы очень полезны в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Они применяются как на фронтальных занятиях, так и для проведения классных и воспитательских часов, осуществления качественной индивидуализации обучения детей.
Видеофильмы несут образный тип информации, понятный школьникам, которые пока не умеют выявлять причинно-следственные связи. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание школьника.
Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни - полёт ракеты, знакомство с повседневной жизнью людей, знакомство с профессиями. Использование видеофильма на занятиях, классных и воспитательских часах подразумевает определённую последовательность:
1. Просмотр
2. Обсуждение
3. Ответы на вопросы
4. Выводы
Названия фильмов и слайды оформляются в едином стиле, с использованием разных изображений, в соответствии с содержанием сюжета. Каждый видеофильм дополняется звуковым сопровождением, т.е. педагог записывает своим голосом текст рассказа в формате МР3 или МР4, затем накладывает текст на фото или видео изображение. Видеофильмы поддерживают слуховое и зрительное внимание детей, способствуют более качественному закреплению полученного материала и представлений детей об окружающем мире.
В зависимости от ситуации, возможен показ, как целого фильма, так и его отдельных частей. Фото и видеоматериалы позволяют не только четко увидеть часть, конкретное действие или признак персонажа, но и вернуться для повторного просмотра. Подобранный авторами материал для озвучивания фильма, способствует активному эмоциональному восприятию информации, содержащейся в фильме. Он захватывает внимание ребенка, пробуждает желание увидеть следующий кадр или сюжет. В фильмах слово действует в единстве с изображением, поясняя происходящее на экране, точно отражает содержание зрительного ряда и, в то же время, несёт дополнительную информацию, обогащая словарь детей.
Работа с фильмом способствует формированию у школьников с интеллектуальной недостаточностью систематических, прочных и осмысленных научных знаний, умению работать с информацией, что облегчает ребенку усвоение школьной программы, а также служит повышению качества и эффективности.
Содержание видеофильмов включает научно достоверную информацию, соответствующую:
- образовательной программе;
- тематическому планированию;
- познавательным возможностям;
- уровню развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
К видеофильму применяются следующие критерии:
- продолжительность до 5 минут;
- полнота изложения информации;
- достоверность информации;
- доступность изложения;
- не перегруженность новыми понятиями;
- эмоциональность содержания;
- воспитательная направленность излагаемого видеоматериала.
Время просмотра любого фильма составляет от 3 до 5 минут. Это не утомляет детей, не сказывается отрицательно на зрении.
Просмотр видеофильмов использую на классных часах. Например, использовала материалы с сайта инфоурок «Здоровые дети в здоровой семье», «15 сентября - день работников леса», «Вредные привычки», «Уроки безопасности», «Опасность курения», «День Космонавтики», а также видеоролики на тему экологии. При знакомстве с различными профессиями применяю также видеоуроки на тему: «Твой характер и профессии», «Ты и твоя будущая профессия». Также с ребятами просматривали видеосюжеты знакомства с профессиями: цветовод, столяр, штукатур, швея. Ссылалась на то, что этим профессиям дети с ОВЗ могут обучаться в нашем аграрном техникуме. Тем самым готовлю наших выпускников к дальнейшей социализации.
Перечень видеофильмов помогает повысить вариативность планирования, его системность, обеспечить оперативность поиска необходимого материала и определения его места в образовательной работе с детьми.
Учебные видеофильмы помогают уточнять, расширять и обогащать словарь детей, значительно облегчают для ребенка процесс обучения практическим занятиям, составлению предложений и рассказа. Методика, использованная видеоматериала, доступна школьникам с интеллектуальной недостаточностью. Динамичность и эмоциональность способствуют более легкому закреплению теоретического материала в естественных, наглядно-действенных условиях. Использование фильма на занятиях классных и воспитательских часах помогает совершенствовать педагогический процесс, способствует внедрению ИКТ в современную педагогику.