- Преподавателю
- Классному руководителю
- Система воспитательной работы классного руководителя
Система воспитательной работы классного руководителя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цыганкова Ю.Г. |
Дата | 27.09.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новоярковская средняя общеобразовательная школа» Каменского района Алтайского края
СИСТЕМА
воспитательной работы классного руководителя 10-11 классов
«ВМЕСТЕ»
подготовила
заместитель директора
по воспитательной работе,
учитель географии
Цыганкова Юлия Геннадьевна
С. Новоярки
ВВЕДЕНИЕ
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте - родители и педагоги»
А. С. Макаренко
В последние годы в связи с процессом гуманизации сферы образования уделяется все больше внимания организации воспитательной работы школы, как в нашей стране, так и за рубежом. Отражением этой тенденции можно считать введение должности социального педагога, специалиста по коррекционной педагогике и др.
Однако наряду с этим в отечественной школе сохраняется институт классного руководителя как основного воспитателя класса. Дальнейшее его развитие с учетом современных условий способствует реальному осуществлению личностно-ориентированного воспитания. Роль классного руководителя заключается в создании таких условий, которые помогли бы подросткам найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни.
Современные концепции деятельности классного руководителя ориентируют его на применение продуманной воспитательной системы, на создание в классе условий для успешного усвоения базисной культуры и самореализации каждого ребенка.
По определению Л. Н. Новиковой, воспитательная система - это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
В основу построения воспитательной системы были положены общечеловеческие ценности, использованы современные представления о развитии личности старших школьников, их индивидуальных психолого-педагогических особенностей.
Воспитание - это целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Последние школьные годы (10 и 11 классы) - самые ответственные и запоминающиеся в жизни человека. Меняется у ребят образ мысли, стиль жизни, происходит переход из подросткового периода в юность. Насколько плавным и гармоничным будет этот переход, насколько подготовленным вступает ученик в эту пору жизни, зависит и от классного руководителя, учитывая степень тесноты общения с каждым ребенком, и в целом с классным коллективом. И это будет происходить только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у будущего выпускника внутреннюю положительную реакцию и побуждает к собственной активности в работе над собой.
Сегодня в нашем обществе идет процесс переосмысления идей, теорий, фактов. И очень важно, чтобы ценностные ориентиры у старшеклассников были направлены на добро, сострадание, милосердие, патриотизм, любовь, взаимопомощь, честь, совесть. Для того чтобы у них была развита способность принятия обдуманного решения, которая, к моменту выхода из школы, уже должна проявляться при профессиональном ориентировании выпускника и выборе дальнейшего пути с целью получения образования, отвечающего требованиям современной жизни.
Цель воспитательной системы: мобилизовать и направить деятельность классного руководителя и представителей среды, на развитие личности учащегося, с устойчивым нравственным поведением, способным к самоопределению, самоорганизации, самоадаптации в социуме.
Для достижения целевых ориентиров ставятся такие задачи:
-
ориентировать старшеклассников на будущее: воспитывать уверенность в себе, своих силах, мобилизовать внутренние резервы
-
научит старшеклассников понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей
-
помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя, и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений
-
развивать коммуникативную культуру старших школьников
-
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности и самореализации учащихся
-
совершенствовать систему самоуправления классного коллектива
-
воспитывать деловые качества, нравственность и инициативу
-
активизировать работу по взаимодействию с семьями учащихся, учителями - предметниками, школьным психологом, социальным работником
-
взять под особый контроль детей и семьи, находящиеся в социально - опасном положении
-
контролировать досуговую деятельность учащихся
-
обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе
Управление развитием воспитательной системы осуществляются по следующим приоритетным направлениям (по Д. В. Григорьеву):
-
Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса
-
Переход от «воспитательных мероприятий» к системе «ключевых дел»
-
Поддержка детского самоуправления
-
Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического ученического и родительского сообществ
-
Расширение среды, освоенной субъектами воспитательной системы
Название проекта «ВМЕСТЕ» раскрывает смысл идеи воспитательной системы: взаимодействие и сотрудничество всех представителей социума должно быть направлено на позитивный результат в воспитании старших школьников.
НИ ШАГУ НАЗАД, НИ ШАГУ НА МЕСТЕ, ТОЛЬКО ВПЕРЕД И ТОЛЬКО ВМЕСТЕ!
-
О воспитательной системе класса
«Воспитание успешно, если оно системно».
Ф. П. Черноусова
Педагоги школы понимают, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна воспитательная система, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания «человека».
Воспитательная система - это достаточно сложное социально - педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Ядром компонента, да и всей воспитательной
системы в целом являются учащиеся класса.
Классный руководитель определяет
уровень развития ученического коллектива,
сформированность в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы потом избрать наиболее оптимальные формы и способы построения воспитательной системы. Родители не должны оставаться вне рамок функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги (учителя - предметники, психолог, социальный работник, руководители детских объединений».
Данный компонент представляет собой совокупность элементов:
- классный руководитель;
- учащиеся класса;
- семья ребенка;
- педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Воспитания без цели не бывает. Классный
руководитель всегда помнит об этом и уделяет
более пристальное внимание целеполаганию.
Говоря о конкретных целях воспитания, педагог
ориентируется на основания для их определения.
Основания могут быть связаны:
- с развитием каждого индивида, раскрытием того потенциала, которым одарила человека природа, - с формированием его индивидуальности.
- с отношением человека и общества.
Таким образом, все педагогические цели можно условно разделить на две взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные; последние конкретизируются в задачах формирования индивидуальности и развития личности.
В качестве элементов данного компонента выступают не только цели и задачи воспитания, но и перспективы жизнедеятельности классного общества и принципы построения воспитательной системы.
Основу данного компонента составляет совместная
деятельность и общение членов классного
коллектива. При планировании воспитательной
работы классный руководитель использует
некоторую совокупность форм, методов и приемов педагогической деятельности. Учитель направляет педагогические средства на изучение классного сообщества и его членов, моделирование будущего образа класса и жизнедеятельности, вовлечение учащихся и родителей в процесс коллективного планирования.
Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы (воспитательной, защитной, компенсирующей, интегрирующей и коррекционной). Успешность реализации функций зависит от целесообразной и эффективной деятельности классного руководителя. Ведущие роли классного руководителя:
- контролер;
- проводник по стране знаний;
- нравственный наставник;
- носитель культуры;
- социальный педагог;
- старший товарищ;
- фасилитатор - оказывающий помощь учащемуся в самопознании, самоопределении, самореализации.
Элементами данной системы являются:
- эмоционально - психологическая, духовно -
нравственная и предметно - материальная среда;
- связи и отношения классного коллектива с другими общностями детей и взрослых;
- место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Любая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.
Классный руководитель заботиться об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об установлении и укреплении связей класса со сверстниками других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за ее пределами.
В настоящее время классный руководитель
овладевает знаниями и умениями психолого -
педагогической диагностики. Это необходимо для оценки результативности воспитательной работы в классе. Для этого используются различные критерии и методики, формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
Для исследования результативности функционирования воспитательной системы социокультурного комплекса целесообразно использовать следующую совокупность
критериев, показателей и методик изучения:
Критерии эффективности воспитательной системы
Показатели
Методики изучения
1. Сформированность индивидуальности учащегося школы
Самоактуализированность личности учащегося школы
Портфолио учащегося, метод анализа личностных достижений детей
Нравственная направленность
Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», педагогическое наблюдении
Креативность личности учащегося
Краткий тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма), метод экспертной оценки продуктов творческой деятельности учащихся
Самоэффективность личности учащихся
Тест на определение самоэффективности (Р. Шварцер)
2.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса
Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе
Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе
Методика Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка, его положением в школьном коллективе.
Анкета для родителей (В. А. Андреева)
-
Деятельность классного руководителя по организации воспитательной работы со старшеклассниками
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности подрастающего поколения на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, саморазвития личности, на оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Закон «Об образовании» установил принцип гуманистического сотрудничества и открытости школы с демократической системой управления. В центр всей воспитательной системы поставлен ребенок с его возрастными потребностями, познавательными интересами; повысилась ответственность учителей и родителей за воспитание детей и юношей.
В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой воспитания образовательного учреждения, опираясь на возрастные особенности учащихся. Так же, Положение о классном руководителе МОУ «Новоярковской СОШ Кам. р-на» регламентирует деятельность классного руководителя этого учреждения образования.. Деятельность и содержание работы классного руководителя в современных условиях определяется также разработанными в Министерстве образования России «Программами развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. и 2002-2004 гг.». В основу программ положены принципы государственной политики России в сфере образования. Они направлены на обоснование содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Данный проект воспитательной системы рассчитан на учащихся 10 - 11 классов, т. е. школьников старшего подросткового и юношеского возраста. Старшие подростки четко определяют свои склонности и способности, критически оценивают свои успехи и неудачи, терпеливо пытаются преодолеть трудности в освоении учебных предметов. У старших подростков хорошо развито целеполагание и мотивация учебной деятельности, самостоятельность мышления и суждений. Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и суждений.
Особенностью старших подростков является то, что им хочется признания со стороны взрослых их права на взрослость. При этом их хочется быть не такими как все, есть желание выделиться, соригинальничать не только внешне, но и внутренне, обратить на себя внимание.
Старшим подросткам интересно общение со сверстниками, но наравне с этим растет желание общения с взрослыми, учителями, воспитателями. У них появляется желание проверить свои суждения, свои мыс ли в общении со значимым взрослым.
К сожалению, не всегда в число значимых взрослых входят родители старшеклассников.
Взросление старших подростков характеризуется изменением самооценки и самосознания. Подростки становятся более требовательными! к себе и окружающим их людям. В этом возрасте часто дает трещину старая дружба и привязанность, так как меняются и закрепляются ценности и идеалы будущей взрослой жизни. Дружба основывается на принципах сходства и равенства.
Самооценка старших подростков становится более адекватной и справедливой. Старшеклассники склонны к более четкому определению своих недостатков, чем достоинств. Они предоставляют право другим людям определять их достоинства. Своими положительными чертами они считают верность, умение дружить, ответственность, способность быть справедливым в оценке себя и других.
Иное дело - интеллектуальная сфера старших подростков. В этой области самооценка остается по-прежнему высокой. Учащиеся завышают свои интеллектуальные возможности, не хотят признавать проблемы в развитии интеллектуальной сферы. Организация внеклассной работы со старшеклассниками должна учитывать эти особенности и создавать условия для качественного развития интеллекта подростков. Огромное значение организаторы воспитательной работы со старшеклассниками должны уделить формированию их внутреннего мира, нравственных качеств, гражданственности. Подростков интересует их собственный характер, возможности его формирования, вопросы преодоления плохих и приобретения хороших привычек.
Для старших подростков типичны в этом возрасте следующие противоречия:
-
стремление к самовоспитанию и закаливанию воли, характера без помощи, рекомендаций и руководства взрослых;
-
восприимчивость к оценке своих поступков и действий со стороны сверстников и коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, желание действовать и поступать по-своему.
-
стремление к идеалу, желание проявить себя положительно в больших делах и беспринципность в малом.
-
проявление стойкости, самообладания в большом и преувеличение горестных проявлений в незначительных ситуациях. Старшеклассники склонны к экспериментам и исследованиям не только в учебных дисциплинах, но и в социуме. Склонность к экспериментам и исследованиям в учебной деятельности можно только поощрять и поддерживать. Но есть иная сторона исследований и экспериментов. Иногда склонность к риску, авантюрным действиям может привести их к приобретению опасных привычек, за которые приходится расплачиваться собственной жизнью.
Старшеклассникам свойственна потребность в эмоциональном контакте, особенно если подросток чувствует себя в своей семье или в среде сверстников одиноким и незащищенным. Они нуждаются в любви, в понимании, проявляют устойчивый интерес к противоположному полу, но не всегда осознают собственную ответственность, проявляя чувство любви.
У старшеклассников гораздо выше интерес к учению, чем у подростков. Это связано с формированием мотивационной структуры учения. В этом возрасте становятся главенствующими мотивы самоопределения и подготовки к самостоятельной жизни.
В мотивационной структуре на первое место выходят социальные мотивы. Они проявляются в стремлении подростков стать полноценными членами общества, в желании приносить пользу другим людям, обществу, государству. На втором месте находятся познавательные мотивы учения, интерес к содержанию и процессу учения. Избирательность познавательных мотивов старшеклассников часто связана с жизненными планами, профессиональными намерениями, которые влияют на изменение отношения к учебной деятельности. Надо отметить, что, в отличие от младших подростков, в старшем школьном возрасте учебная мотивация становится произвольной, учащиеся сознательно ставят себе учебные цели, руководствуясь собственными намерениями.
В дискуссиях старших школьников, которые характерны для них в учебной и внеклассной деятельности, возникают новые идеи, оригинальные мнения и решения не только учебных, но и социальных, мировых проблем. В воспитательной работе со старшеклассниками нужно помнить, что их очень интересуют нравственные, этические темы. Для старшеклассников характерны поиск истины в дискуссии и споре. Для старшеклассника важно найти истину именно в общении, в разговоре. Старшекласснику нужны точные и ясные ответы взрослых на поставленные вопросы. Если таких ответов школьник не получает, это вызывает у него неверие в компетентность взрослого и приводит к потере авторитетности последнего в глазах учеников.
Внеклассная работа со старшеклассниками должна моделировать те жизненные ситуации, которые их ждут в будущем, должна формировать умение говорить «нет», если того требует определенная жизненная ситуация.
В работе со старшеклассниками необходимо соединять чувство и волю, давая, таким образом, новый стимул к развитию и совершенствованию интеллектуальных и нравственных качеств личности старших подростков.
Решая задачи воспитания учащихся 10-11-х классов, необходимо:
-
воспитание культа здоровья, труда, знаний, семьи;
-
воспитание нравственной гражданской позиции;
-
преодоление нравственного максимализма;
-
создание условий для социального и нравственного самоопределения;
-
создание условий для будущего профессионального самоопределения.
-
развитие планетарного мышления.
Качества личности, нуждающиеся в развитии в этом возрасте:
-
Познавательный потенциал:
- стремление к творческим достижениям;
- потребность в самовыражении;
- критическое мышление;
- выбор в принятии решения;
- способность к адекватной оценке;
- ценность интеллектуальных достижений;
- способность самоконтроля;
- потребность в самоопределении.
-
Нравственный потенциал:
- поиск внутреннего «Я»;
- ответственность за собственные действия;
- сформированность системы социальных ролей;
- способность к самоанализу;
- бескорыстие;
- жертвенность;
- патриотизм;
- интернационализм;
- верность традициям своей страны, своего народа;
- надежность, верность, преданность идеалам;
- способность к сотрудничеству, демократичность;
- стремление к совершенствованию себя.
-
Физический потенциал:
- принятие своего внешнего «Я»;
- разумность в физическом совершенствовании;
- воля в физическом совершенствовании;
- рациональность в питании;
- способность к пониманию значения гармонии в физическом совершенствовании;
- культура здоровья;
- понимание значения и применения физической силы;
- этика поведения и физическое здоровье.
Первостепенной задачей классного руководителя является учет возрастных особенностей учащихся и целенаправленное следование их развитию в организации воспитательной работы.
Классный руководитель должен формировать в себе чувство социальной ответственности за воспитание детей, полагаясь на реализацию следующих принципов:
-
принцип гуманистической направленности воспитания - предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях;
-
принцип природосообразности - основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов воспитания сообразно возрасту учащихся, на формировании ответственности за собственное развитие, за экологические последствия своих действий и поведения;
-
принцип кулътуросообразности - основа воспитания на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах национальной культуры и религиозных традициях, не противоречащих общечеловеческим;
-
принцип эффективности социального взаимодействия - предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации;
-
принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребенку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении
Основное направление деятельности классного руководителя в воспитательном процессе - создание условий для раскрытия потенциальных талантов каждого школьника старшей ступени обучения, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Поскольку класс является компонентом воспитания, а классный руководитель - ключевой фигурой воспитательного процесса, внутриклассная деятельность выдвигается на первый план всей внеурочной деятельности. Она чрезвычайно важна еще и потому, что является самым непосредственным и быстрым образом выходить на личность ребенка.
Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно - воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Без активной работы классных руководителей в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых подростки могут себя по - настоящему раскрыть и творчески реализовать.
Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь осуществляется познавательная деятельность, развивается личность обучающегося, формируются социальные отношения между учащимися. В классе проявляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплоченность коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с родителями. В практике нашей школы сложилась концепция классного руководства: традиционный классный руководитель.
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
-
условиями работы школы, особенностями воспитательной системы;
-
экономическими возможностями школы, родителей;
-
возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
-
подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Основные функции классного руководителя:
-
Концептуальная. ( Концептуализация: теоретический анализ и выбор соответствующей воспитательной теории или опора на совокупность воспитательных принципов.)
-
Целевая. ( Целеполагание: отбор, систематизация целей и задач воспитания).
-
Диагностическая. ( методы диагностики: наблюдение, беседы, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия).
-
Планирование. ( Планирование: отбор и структурирование форм, методов воспитания, проектирование деятельности учащихся, проведение конкретных мероприятий).
-
Организаторская. ( Организационные : организация органов самоуправления класса, коллективной деятельности обучающихся).
-
Стимулирующая. ( Стимулирование: активизация деятельности и позитивного поведения учащихся, их интересов и творчества).
-
Коммуникативная. ( Коммуникативные: беседы, дискуссии, обсуждения, ориентация на коммуникативное взаимодействие.)
-
Контрольно - оценочная. ( Контроль и оценка: анализ, учет и оценка результатов воспитания, стимулирование самоконтроля и самооценки).
-
Коррекция. ( Коррекционные: коррекция взаимодействия и поведения обучающихся, методы разрешения конфликтов.)
-
Прогностическая. ( Прогнозирование: моделирование возможных ситуаций воспитания, прогнозирование возможного хода воспитательного процесса).
Задачи классного руководителя:
-
Изучение личности воспитанника, его склонностей,
интересов, сфер дарований, особенностей характера
с целью оказания ему помощи в саморазвитии,
самоопределении и самореализации;
-
Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучающегося и необходимых педагогических корректив в системе его воспитания;
-
Создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех ее способностей;
-
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
-
Организация всех видов индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно - ценностные отношения;
-
Обеспечение соблюдения правил и свобод учащихся, охрана их жизни, здоровья и безопасности в период образовательного процесса;
-
Координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников;
-
Вовлечение учащихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности, в систему дополнительного образования в школе и вне нее.
В системе работы классного руководителя можно выделить следующие направления:
-
Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических и педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности и обученности, индивидуальные особенности и т.д.)
-
Постановка воспитательных задач ("перспектив") общих для класса или отдельных групп, учеников класса.
-
. Планирование воспитательной работы - составление плана для работы с учениками, учителями, родителями, содержащего перечень задач и дел по их решению.
-
Организация, проведение и корректировка различных видов деятельности в соответствии с поставленными задачами и намеченным планом: проведение классных часов, коллективных творческих дел, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и т.д.
-
Организация работы с родителями учащихся: систематическое информирование об успеваемости, поведении учащихся, посещение учащихся на дому, осуществление педагогического просвещения родителей, привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.
-
Анализ и оценка результатов воспитания: наблюдение, опросники и другие методы, позволяющие судить о результатах и ставить новые задачи.
Большое внимание классный руководитель должен уделять документам, которые являются иллюстрацией организации воспитательного процесса классе. Все материалы можно условно разделить на несколько групп:
Первая группа документов «Деятельность классного руководителя»
-
Циклограммы работы классного руководителя на год, месяц, неделю
-
Графики посещения внеклассных мероприятий и классных часов ЗВР
-
Рекомендации ЗВР
-
График проведения классных часов, часов общения, ключевых дел
-
График работы кружков, секций, клубов и т. д.
-
Памятки с семинаров и МО классных руководителей
-
Результаты участия учащихся класса в школьных, районных, краевых мероприятиях
Вторая группа документов «Методическая работа»
-
Положение о классном руководителе и механизмах, регулирующих его деятельность
-
Личная карточка классного руководителя, регламентирующая его деятельность в динамике за год
-
Методические бюллетени
-
Материалы обобщения опыта работы классного руководителя с классным коллективом
-
Материалы, иллюстрирующие результативность работы классного руководителя
Третья группа документов «Классный руководитель и его деятельность»
-
Положения о конкурсах «Классный руководитель года» и материалы участия
-
Материалы, иллюстрирующие деятельность классного руководителя, использующего в воспитании различные технологии
-
Отчеты классного руководителя по всем направлениям организации воспитательного процесса
Четвертая группа документов «Папка классного руководителя» или ее еще называют «Дневник классного руководителя», в котором отражены все сведения о детях класса, их родителях, работа по всем направлениям, состояние здоровья учащихся, поручения и т. д..
Пятая группа документов «Сотрудничество с учителями - предметниками»
-
Лист посещения урока
-
Материалы диагностических исследований и др..
Шестая группа документов «Сотрудничество с психологом и социальным педагогом»
-
проблемные учащиеся и их семьи
-
материалы консультаций, собеседований с проблемными семьями и их детьми
-
протоколы заседаний совета профилактики
-
материалы коррекционной работы с проблемными учащимися, вовлечение их во внеклассную деятельность в школе
-
индивидуальные коррекционные программы отдельных учащихся
-
материалы посещения учащихся на дому
-
сценарии мероприятий социального педагога с учащимися
-
график работы социального педагога и психолога
-
график проведения консультаций для учащихся и родителей
-
материалы семинаров для классных руководителей
-
диагностика исследований отношения учащихся школы к курению, алкоголю, наркотикам
-
план мероприятий по преодолению вредных привычек у учащихся;
Седьмая группа документов «Нормативные документы»
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Декларацией прав и свобод человека
-
Конвенция о правах ребенка
-
Положения из Устава школы
-
Положения из Программы воспитания образовательного учреждения
-
Положение о классном руководителе МОУ «Новоярковской СОШ Кам. р-на»
-
Функциональные обязанности классного руководителя и др..
Восьмая группа документов «Профориентация старшеклассников»
-
Диагностики
-
Портфолио учащихся
-
Листы профессиональной консультации
-
Памятки «Как правильно выбрать профессию?»
-
Буклеты и справочники учебных заведений и др..
-
Роль классного руководителя в развитии социальных качеств личности старших школьников
Меняется время. Становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость роли классного руководителя не снижается. Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психологического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом.
Старшие школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, в большей степени нуждаются в помощи классного руководителя, который поможет сориентироваться в макросоциуме.
Ядром данной воспитательной системы является старший школьник, способный адаптироваться в социальной среде. Классный руководитель лишь проводник и воспитатель. Он определяет ключевые моменты в процессе воспитания, которым необходимо уделить особое внимание. В данном случае это:
-
Эмоциональная поддержка групп внутри класса,
-
Созданию положительного психологического климата в коллективе,
-
Развитие детского самоуправления,
-
Созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя с окружающими,
-
Включение учащихся в систему реальных социальных отношений,
-
Индивидуальная работа с детьми, особенно с «трудными»
-
Профориентация будущих выпускников
-
Развитие ученического самоуправления в коллективе старшеклассников
Ученическое самоуправление - понятие родовое по отношению к другим формам организации жизнедеятельности учащихся. Все эти виды можно классифицировать по тому, кто является субъектом. Ученическое самоуправление можно определить как демократическую форму организации жизнедеятельности ученического коллектива, обеспечивающую развитие самостоятельности учащихся в принятии и реализации решений для достижения общественно - значимых целей.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем.
Роль классного руководителя в системе ученического самоуправления определяется поиском гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной с учащимися деятельности.
Процесс развития ученического самоуправления, особенно в юношеском коллективе, предполагает последовательную смену состояний, которые обеспечивают перевод класса из управляемой системы в самоуправляемую систему.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Круг поручений в классе ребята определяют сами. Поручения могут быть такими:
- дежурные по классу, этажу;
- медицинская служба класса;
- служба СМИ класса;
- хозяйственная служба;
- культмассовый сектор;
- спортивная служба;
- вожатский клуб и другие.
Круг обязанностей каждой группы четко определяется внутри коллектива.
Самое главное - классный руководитель видит и большой, и маленький успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощряет его.
Принципиальная особенность ученического самоуправления - удовлетворение потребности в самоорганизации, присущей всякому сообществу, особенно детскому. В нем непременно и стихийно выдвигаются лидеры. При этом важно педагогическое стимулирование лидерства.
Важной формой работы классного руководителя с детьми является классное собрание, где дети учатся демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности. Классное собрание - это высший орган самоуправления в ученическом коллективе. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива, слушает доклады учеников о выполнении поручений. Здесь же можно провести работу с активом класса. На заседаниях актива класса рассматриваются вопросы дисциплины и успеваемости, обсуждаются проекты плана учебного и внеурочной деятельности, обучение методике подготовки и проведение родительских собраний, тематических вечеров, олимпиад и т.д.
Проводится еженедельная систематическая работа внутриклассных структур, планерок по контролю посещаемости и успеваемости учащихся.
Ученическое самоуправление среди старшеклассников больше напоминает ролевую игру, где у каждого своя важная роль, свои права и обязанности. Это позволяет школьникам моделировать систему реальных отношений социума, развивать лидерские качества, раскрывать творческий потенциал, профессионально ориентироваться, искать пути и варианты решения различных жизненных ситуаций.
Структура классного самоуправления в данной воспитательной системе представляет собой Содружество Творческой, Энергичной Молодежи (СТЭМ). Высшим органом управления является Собрание класса, где обсуждаются и принимаются решения. Руководит деятельностью и представляет интересы Содружества в детской и подростковой организации староста. Он координирует работу учебного сектора, сектора спорта, сектора ЧиД, культмассового сектора, сектора СМИ. Каждый сектор осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, составленным в начале года и функциональными обязанностями, разработанными и утвержденными на Собрании.
Структура органов самоуправления:
-
Работа классного руководителя с «трудными» детьми
Нет плохих, неисправимых детей,
есть трудные судьбы, неграмотное воспитание
и безответственность, легкомыслие, а порой и
жестокость родителей, по отношению к
своему ребёнку.
М.И.Голикова, О.А.Кирсанова
«Трудные» дети - это не только те, что живут в семье, находящейся в социально - опасном положении, но и дети, живущие в благополучных семьях, имеющие неадекватное, девиантное поведение. Причины тому могут быть самые разнообразные. Но классный руководитель принимает их такими, какие они есть, пытаясь помочь и понять.
Проблема перевоспитания "трудных" школьников актуализируется с каждым днём. Для правильной организации перевоспитания необходимо учитывать фактор среды, а также факторы воспитания, самовоспитания и перевоспитания во взаимодействии. Чтобы добиться воздействия, следует понять цель каждого фактора, Цель воспитания - всестороннее развитие личности; Цель перевоспитания-коррекции отклонений от нормы; Цель самовоспитания - привитие желания сегодня стать лучше, чем вчера, а завтра, лучше, чем сегодня. О результате прекрасно сказал А.С. Макаренко: "На войне можно победить за несколько месяцев, а культурно победить в такой срок нельзя, но самому существу дела тут нужен срок более длинный, и надо к этому сроку приспособиться, рассчитывая свою работу, проявляя наибольшее упорство, настойчивость и систематичность".
Чтобы помочь «трудному» ребенку, необходимо мобилизовать силы всего социума, педагогов, администрации.
- выявить всех проблемных детей, начиная с первого класса, и завести на них тетрадь по форме:
№ п/п
ФИО
Дата рожд.
Класс
Дата постановки на учет
Причины постановки на учет
На каком учете состоит
Занятость в кружках, факультативах
Успеваемость
Пропуски неуважительные
ФИО род. и адрес
Заполняется по четвертям;
-путём систематических наблюдений за детьми,
изучение результатов их деятельности, установить
характер их педагогической запущенности;
- путём наблюдения, социометрических измерений и анкетирования установить) положение ученика в классном коллективе; характер взаимоотношений с ним, наметить пути и способы улучшений;
- изучить интересы и склонности, способности ученика, возможные включения его во внеурочную кружковую, общественно-полезную деятельность;
- установить входит ли "трудный" в другие группы, компании и объединения, направленность этих групп, характер их влияния на ученика;
- изучить положение ребёнка в семье: тип семьи и трудновоспитуемого ребёнка, характер взаимоотношений, влияние семьи, пути оптимизации этого пути;
- изучение валеологического здоровья детей и подростков с помощью карты-схемы/
- вести систематический учёт пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;
- организовать помощь в учебной деятельности, необходимую для ученика;
- установить и поддерживать доброжелательные систематические отношения и контакты с родителями проблемных детей. Оказывать им помощь в воспитании детей;
- вести систематический учёт особо сложных и неблагополучных семей, учащихся класса, проводимой с ними работы и её результатов;
- задавать систему общественных ценностей, нравственных идеалов, определяет направление, содержательные перспективы личностного развития "проблемных".
-
-индивидуальные беседы по правилам гигиены с проблемными детьми;
-
приглашение специалистов/врач-нарколог, участковый, органы опеки/ для профилактической работы с детьми и их семьями;
- работники милиции выступают с лекциями, помогают школе выявлять очаги отрицательного влияния на учащихся и нейтрализовать это влияние;
- заместитель директора по воспитательной работе обеспечивает
1/ оказание методической помощи классным руководителям в вопросе воспитания "трудных" "школьников;
2/ организацию общешкольных мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений и вредных привычек; 3/сотрудничает с органами опеки и попечительства, для поддержки детей из неблагополучных семей;
4/поддерживает систематические контакты с участковым;
5/ анализирует работу педколлектива по воспитанию и перевоспитанию "проблемных" школьников.
-- оказание помощи классным руководителям в обеспечении материалом/анкеты, карты-схемы, таблицы и т. д./ для систематизации детей по конкретным проблемам;
-диагностировать причины трудностей и предлагать возможные методы и способы организации жизнедеятельности подростков по запросу классного руководителя, родителя ребёнка;
- разработка и проведение психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми;
- консультирование всех участников, образовательного процесса;
- разработка памяток, схемы для индивидуальной работы с проблемными детьми;
- повышение психологической культуры педагогов, родителей по работе с проблемами.
- контроль над деятельностью участников образовательного процесса;
- координация действий классных руководителей;
- осуществляет связь с общественностью, направляет работу с родителями.
- привлекать проблемных детей к участию в культурно-массовой и спортивной работе, отмечать их успехи и достижения в ней;
-
развивать читательские интересы и вкусы, организовать посещение библиотек;
-
организовать ненавязчивый контроль за проведением свободного времени;
-
проводить работу по правовому воспитанию10 -11классы - уроки географии, литературы, истории, классные часы/;
- оказывать помощь в организации летнего отдыха.
-
Профориентация будущих выпускников
Социальная защита нужна человеку не только в период обучения в школе, но и после ее завершения. Хотя рынок создает условия для свободы выбора жизненного и профессионального пути, он одновременно приводит к невостребованности части рабочей силы, а проще говоря - к безработице. В этой ситуации забота школы об обоснованном выборе профессии ее выпускниками, формирование у них качеств, которые позволят им быть востребованными, становятся крайне актуальными задачами, решив которые школа реализует свою гуманистическую функцию, поможет молодым людям осуществить социальное и профессиональное самоопределение. Это возможно только, если существует система профориентационной работы, под которой понимается взаимодействие личности и общества, направленное на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.
Профессиональная ориентация как сложная система, как явление междисциплинарное имеет многоплановые аспекты: социальные, экономические, психолого-педагогические, медико-физиологические. Если профориентация - система, то она должна иметь структуру, состоящую из взаимосвязанных подсистем. Существуют различные подходы к этому вопросу. Традиционно выделялись следующие компоненты профориентационной работы: профессиональное просвещение, профессиональная активизация, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная активизация, профессиональная адаптация.
В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе, именно классный руководитель может реально помочь школьнику составить объективный образ собственного «Я».
В ходе профориентационной работы классный руководитель решает следующие задачи:
-
оказывает помощь школьникам в самопознании,
-
осуществляет психологическую подготовку учащихся к труду,
-
участвует в организации их общественно полезного и производительного труда;
-
организует систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий, пропагандирует те из них, которые необходимы региону;
-
изучает личность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности;
-
организует разнообразные виды деятельности, в которых школьники могут осуществить своеобразную «пробу сил», стимулирует их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;
-
устанавливает и поддерживает контакты с организациями и учреждениями, осуществляющими профориентацию учащихся (УПК, предприятия, внешкольные учреждения и т.п.);
-
проводит работу с родителями учащихся, помогает выпускникам в трудоустройстве, определении места учебы, выявляет удовлетворенность избранным жизненным путем;
-
координирует действия учителей, работающих в классе.
В содержание работы классного руководителя 10-11-х классов по проблемам профессиональной ориентации можно включить следующее.
-
Беседы на темы: «Что значит правильно выбрать профессию?», «Как готовить себя к будущей профессиональной деятельности?», «Здоровье и выбор профессии», «Уровень образования и выбор профессии», «Выбор профессии в условиях рынка», «Как избежать безработицы» и др.
-
Встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство.
-
Экскурсии на УПК, в профессиональные учебные заведения.
-
Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии» , написание и защита рефератов о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».
-
Включение каждого школьника в сферу, способствующую развитию интересов и склонностей: кружковые и факультативные занятия, общественная деятельность, шефская работа.
-
Организация общественно полезного труда школьника как проба сил для выбора будущей профессии.
-
Изучение читательских интересов школьников. Совместное с библиотекой составление индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
-
Оформление на каждого учащегося профориентационного «дела», в котором собираются его сочинения о выборе профессии, заполненные им анкеты, опросники, выявляющие интересы и склонности, документы, отражающие результаты наблюдения за учащимся, «Лист профессиональной консультации».
-
Рекомендации школьникам 10 -11 классов о дальнейшем образовании и профессиональной подготовке. Оказание помощи в выборе профиля обучения.
-
Участие в работе ученических трудовых объединений.
-
Доклады на родительских собраниях на темы: «Что значит правильно выбрать профессию», «Роль семьи в подготовке школьников к выбору профессии». Конференция на тему: «Как мы можем помочь нашим детям найти свое профессиональное призвание».
Возрастные особенности выпускников школы и социальная ситуация требуют от педагогов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределении.
Большую помощь старшеклассникам в формировании личности, в обучении принимать жизненно важные решения, поиске цели в жизни, в выборе профессии оказывает классный руководитель совместно с психологом школы.
-
Сферы взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы со школьниками 10-11 классов
Классный руководитель - своеобразный проводник между всеми представителями микро- и макросоциума, окружающего школьника: он управляет и взаимодействует.
Горизонталей уровня управления - несколько, причем каждая из них, весьма значима для классного руководителя, по-своему ему необходима. Прежде всего, это взаимодействие с учителями-предметниками, преподающими в данном классе, семьями учащихся, клубными объединениями, которые посещает старший подросток; школьным психологом и социальным педагогом.
Схема
взаимодействия классного руководителя в системе воспитательной работы со старшеклассниками:
-
Сотрудничество классного руководителя с педагогами,
работающими в классе
Успешность воспитательного процесса в классе невозможна без сотрудничества с педагогами-предметниками, работающими в коллективе. Классный руководитель и учителя обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др..
Центром координации и организации учебно - воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями - предметниками решает следующие задачи:
-
изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми,
-
изучение особенностей преподавательской деятельности учителя, его контактов, отношений с детьми,
-
регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями,
-
определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению,
-
педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.
Формы взаимодействия классного руководителя и учителей - предметников могут быть самыми разнообразными:
-
конкурсы по предметам,
-
различные диагностики,
-
классные собрания,
-
круглые столы,
-
конференции,
-
вечера вопросов и ответов,
-
обсуждение проблем,
-
педагогические консилиумы,
-
посещение учебных занятий, с последующим обсуждением,
-
индивидуальные беседы
Успех взаимодействия с учителями - предметниками зависит от личных контактов классного руководителя и заинтересованности с обеих взаимодействующих сторон.
-
изучение учебной мотивации учащихся; поиск путей ее повышения;
-
изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами в учебной деятельности;
-
выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
-
развитие коммуникативных умений педагогов, работающих в классе;
-
сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности;
-
помощь педагогов учащимся класса по ликвидации пробелов в учебной деятельности учащихся
-
Взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно - воспитательного процесса
-
Взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем
-
Заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика
-
Совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач
-
Совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов
-
Совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися
Составление памяток для учащихся. В начале учебного года классный руководитель должен познакомить учащихся класса с теми требованиями, которые предъявляются к учащимся для успешного изучения учебных предметов. Для этого учителя-предметники могут подготовить для учащихся памятки по учебным предметам. Эти памятки ребята либо могут взять домой, либо они могут храниться в кабинете.
В памятке по учебным предметам можно отразить следующие аспекты:
- как готовиться к контрольной работе по математике;
- как выполнить домашнее задание по русскому языку;
- как писать сочинения и др.
Памятки ребята могут иметь дома и всегда воспользоваться ими при подготовке домашних заданий, что, естественно, повысит результативность учебной деятельности, обеспечит контроль учебной деятельности учащихся со стороны родителей, поможет наладить сотрудничество родителей, педагогов и учащихся.
Классный руководитель должен обращаться, с просьбой к учителям-предметникам познакомить учащихся со структурой школьного учебника, требованиями педагога к работе с учебником.
Изучение отношения учащихся к учебному предмету. Учителям-предметникам, работающим в классе, можно порекомендовать проводить изучение отношения учащихся к учебному предмету, используя для этого следующие вопросы:
1. Какую учебную тему мы закончили изучать?
2. Какие понятия являются главными в этой теме?
3. Какие уроки данной темы были самыми интересными?
4. Как ты можешь оценить свою активность на уроках по теме?
5. Какие отметки, полученные тобой по данной теме, ты хотел бы исправить?
6. Какие вопросы данной темы остались тебе непонятными?
Организация помощи учащимся. В конце каждой учебной четверти классный руководитель должен выяснить, чем объясняется ухудшение учебных результатов учащихся по учебным предметам и организовать помощь педагогов учащимся, если проблемы связаны с тем, что ребенок долго болел или не усвоил учебный материал в силу каких-то других обстоятельств.
Бывая на уроках в своем классе, классный руководитель должен обратить внимание на преподавание тех учебных предметов в классе, по которым учебные результаты учащихся самые низкие. Для этого можно использовать следующую педагогическую диагностику: присутствуя на уроках, классный руководитель фиксирует активность участия учащихся класса в уроке по собственной инициативе и по инициативе педагога, который ведет урок.
Результаты данного исследования должны лечь в основу беседы классного руководителя с учителями-предметниками с целью активизации учебной деятельности учащихся класса и ее результативности.
Классный руководитель уделяет большое внимание развитию познавательной активности учащихся класса. С этой целью он изучает вопросы привлечения в урочную деятельность учащихся дополнительной литературы по предмету, нестандартных форм проведения урока, помогает учителям вместе со своим классом готовить предметные недели и внеклассные мероприятия по учебным предметам.
Особое внимание классный руководитель должен уделить сотрудничеству с учителями-предметниками, которые готовят учащихся к предметным олимпиадам и научным конференциям. Ребята должны иметь возможность дополнительных занятий с педагогом, консультаций и факультативов.
Помощь проблемным учащимся. Особая забота классного руководителя - проблемные дети и дети, у которых по некоторым предметам констатируется стойкий неуспех. В самом начале учебного года классный руководитель должен обратить самое серьезное внимание учителей-предметников на учащихся, у которых есть проблемы, связанные с поведением. Эти проблемы могут быть связаны:
- с трудной семейной ситуацией;
- с болезнью ребенка;
- с проблемами в общении;
- с особенностями характера.
Мини-педсовет «Проблемные учащиеся моего класса». Классный руководитель может подготовить и провести совместно с администрацией школы мини-педсовет по названной теме. Цель данного мини-педсовета, на котором присутствуют педагоги класса, классный руководитель и администрация школы - обсуждение путей решения проблемы трудностей в поведении учащихся и в их учении, а также конкретные и конструктивные пути выхода из трудной ситуации отдельных учащихся.
Решение малого педсовета по классу или отдельным учащимся обсуждается через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения произошли в поведении учащихся.
Малый педсовет может дать следующие рекомендации:
- пригласить родителей учащихся класса на тематическую и индивидуальную консультацию;
- посетить учащихся на дому, проанализировать бытовые условия учащихся, атмосферу семьи;
- организовать дополнительные занятия для учащихся, консультацию учителей-предметников, помощь учащихся класса;
- привлекать учащихся к участию в работе кружков, факультативов;
- привлекать учащихся к участию в подготовке предметных вечеров, дней творчества;
- организовать самоотчеты учащихся по результатам учебной деятельности,
- провести тематические классные часы по проблеме малого педсовета;
- провести индивидуальные собеседования с учителями-предметниками и т. д.
Проведение тематического классного часа. Одной из форм сотрудничества педагогов, работающих в классе, учащихся и классного руководителя может быть тематический классный час, который можно назвать «Разговор на заданную тему». Педагоги, работающие в классе, могут поделиться своими сомнениями, предположениями о готовности класса к учебной деятельности, могут обратить внимание на требования по своему предмету, учащиеся же класса могут рассказать о тех трудностях, с которыми они встретились при изучении этого предмета, своем отношении к выполнению домашних заданий. Главное назначение такого классного часа - не предъявление взаимных претензий, а совместное обсуждение и принятие конкретных мер по ликвидации трудностей, которые возникают у учащихся при изучении предмета. В ходе таких часов ребята вместе с учителем-предметником могут выработать правила, ритуалы, традиции урока.
Правила профессиональной деятельности учителя-предметника. Такие правила можно выработать на основе совместного обсуждения учителей, классного руководителя и учащихся. Вот примерный вариант таких правил.
Это здорово, если мой учитель:
- досконально знает свой предмет;
- умело связывает теорию и практику учебного предмета с реальными ситуациями сегодняшней жизни;
- спокойно позволяет своим ученикам оценить себя на уроке, а ученики позволяют ему оценить их вклад в урок;
- с удовольствием исключает из урока назидание, нотации и наказания;
- постоянно использует разминки, физкультурные паузы, минутки отдыха;
- позволяет себе ошибаться в пользу ученика;
- создает ситуацию успеха для каждого ученика;
- интересуется мнением учащихся после окончания урока;
- дает возможность обратиться с вопросами, возникшими в ходе урока, уже после урока;
- видит перспективу в обучении любого ученика.
Реализация совместных действий осуществляется классным руководителем и учителями, чаще всего, в повседневном общении и требует небольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы.
4.2 Система отношений «классный руководитель и психологическая служба школы»
Необходимость взаимодействия классного руководителя, социального педагога и психолога школы обусловлена, прежде всего, тем, что их работа связана самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.
Функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом во многом сходны. Различие - лишь в объеме реализации.
Классный руководитель является связующим звеном между учащимися, социальным педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семье не приносят желаемого результата.
Взаимодействие классного руководителя, социального педагога, школьного психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально - педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
Существует ряд проблем, которые классный руководитель решает вместе со специалистами:
-
организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого - педагогических особенностей личности ее микросферы, условий жизни ребенка;
-
выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей - с другой стороны;
-
своевременное решение конфликтных ситуаций,
-
оказание социальной помощи и поддержки учащихся;
-
способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;
-
обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
-
развитие демократических основ жизни детских коллективов;
-
поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
-
взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных
-
служб в оказании помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и
попечительстве, а так же, попавшими в экстремальные ситуации;
-
участие в разработке социально - образовательных программ школы.
Общие формы работы могут быть такими:
-
совместные консультации на основе диагностик,
-
психолого - педагогические практикумы с детьми и их родителями,
-
семинары,
-
игры,
-
совместные родительские собрания,
-
посещение учебных занятий, наблюдения и т.д..
-
Взаимодействие с клубными объединениями
Процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников.
Досуговая деятельность способствует развитию творческого потенциала учащихся; наклонностей, призвания, одаренности.
Клубные объединения в школе сегодня разнообразны:
-
собственно клубы,
-
секции,
-
кружки,
-
студии и др..
Каждое из них имеет свои особенности, но все они - добровольные объединения учащихся по интересам.
Важнейшие признаки клубного объединения
По отношению к классному коллективу клубные объединения выполняют три функции: компенсаторную, стимулирующую и интегрирующую.
Классный руководитель помогает определить школьнику свое место в коллективе, предоставляет ему поле деятельности для самоутверждения, для завоевания настоящего авторитета среди одноклассников.
Роль классного руководителя - способствовать вовлечению всех учащихся класса во внеурочную деятельность, особенно детей, находящихся в СОП. Порою для таких ребят клубы и кружки являются единственным местом, где они могут проявить себя. А иногда классный руководитель выполняет контролирующую функцию, строго следя за посещением кружков учащимися, потому что, в некоторых случаях, лишь они могут спасти детей от вредных привычек, разгульной жизни.
Несомненно, одно: досуг детей должен быть обязательно занят, соответственно их интересам, потребностям, с пользой для самих себя и окружающих.
-
Классный руководитель и семьи учащихся
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
(И. Брандт)
Необходимость и важность сотрудничества с семьей никогда не ставились под сомнение. Воспитание будет успешным лишь в том случае, если просвещение семьи опережает просвещение ребенка, то есть используется предваряющая реакция.
Все яснее становится понимание роли семьи в поддержании и развитии познавательных интересов ребенка. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями. Если ребенка холят и лелеют по поводу и без повода, то ему достаточно сложно будет принять нормы коллектива, адаптироваться и реализовать социальные потребности.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Резкое расслоение (деление) общества на богатых и бедных обусловливает и характер внутрисемейных отношений. И в том, и другом случае родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека.
Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребенок.
Увеличивается число разводов, а воспитательная функция передается бабушкам и дедушкам. Одним из способов компенсации внимания к ребенку со стороны родителей являются подарки, которые отнюдь не укрепляют семью.
Работа, направленная на развитие личности старшеклассника, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Поэтому одно из направлений в работе специалистов школы - это работа с родителями школьников. Она включает в себя вопросы диагностики, просвещения, профилактики, коррекции детско-родительских отношений.
В соответствии с результатами диагностики нужно строить план работы с родителями. Конечно же, ключевым звеном в системе школа-семья является личность классного руковдителя. Именно на нем лежит большая мера ответственности за то, каким будет это взаимодействие. Безусловно, данная работа должна осуществляться с привлечением специалиста - школьного психолога.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
1) со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
2) с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель - ребенок.
Основа взаимодействия классного руководителя и семьи в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
Основной задачей при взаимодействии с родителями является выработка взаимопонимания; единение, сплочение семьи, установление комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.
Принцип взаимодействия с родителями:
Отказ от репрессивного характера общения. традиционное донесение родителям об успеваемости детей, об их проступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы её возможностей и ответственности.
Деятельность классного руководителя по организации работы с родителями:
-
Просветительская: научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
-
Консультативная: совместный психолого- педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
-
Коммуникативная: обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Критериями эффективности работы педагогов с родителями являются:
В среднем и старшем звеньях - сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка, уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.
Запреты:
-
Запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет за родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагога с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно- воспитательном процессе.
-
Запрет на обсуждение с родителями внутришкольных отношений. Все вопросы и претензии, возникающие у родителей , принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.
-
Запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональная реакция и т. п.
Формы взаимодействия с семьей старшеклассника:
-
Разработка тематического оформления по работе с семьей
( уголок для родителей). родительские собрания;
-
« круглые столы»;
-
родительские лектории;
-
тематические конференции;
-
диспут;
-
дискуссия;
-
индивидуальная работа;
-
родительский комитет;
-
родительский клуб;
-
общественные форумы знаний;
-
творческие отчеты по предметам;
-
дни открытых уроков;
-
праздники знаний и творчества;
-
турниры знатоков;
-
совместные олимпиады;
-
« Семья - эрудит»;
-
« Семейное увлечение»;
-
конкурсы, КВНы,
-
туристические походы;
-
экскурсионные поездки
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:
-
Составление характеристик семей обучающихся ( состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.)
-
Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
-
Организация психолого - педагогического просвещения родителей. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и учащихся.
-
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи,
в профилактике и диагностики наркомании
-
предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
-
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении , организации учебно - воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет).
-
Активное включение в работу с семьёй психолога, социального педагога, старшего вожатого, библиотекаря, классных руководителей.
-
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовка старшеклассников к семейной жизни (факультативы «Этика и психология семейной жизни», школа молодой хозяйки»).
Ожидаемые результаты взаимодействия с семьей
-
Возрождение традиций семейного воспитания, учреждение здорового образа жизни.
-
Улучшение микроклимата в семье.
-
Обучение родителей навыками социально - поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком и подростком.
-
Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
-
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде.
Взаимодействие с родителями учащихся - ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье.
Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств.
Довольно трудно привлечь к общей деятельности родителей из семей, находящихся в СОП. Но система отношений с классным руководителем и школой в целом, в большей степени, нужна не родителям, а самим детям, чтобы не чувствовать себя ненужными обществу.
1.Информационно-
просветительское
2. Творческое
3 Пропагандистское
Формы работы:
-
индивидуальные беседы, лектории, диспуты, информационные родительские часы,
-
привлечение к проведению классных и общешкольных мероприятий: помощь в создании декораций, костюмов, оформление сцены; конкурс фотографий из семейного альбома; совместный досуг,
-
мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни: беседы, рейды, просмотры
и обсуждения фильмов и др..
Воспитательная функция семьи очень важна. Согласитесь, что ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями. Но это не умаляет роль школы в формировании и воспитании личности. Те семена, которые были посеяны родителями, равно могут погибнуть или прорасти в школьной среде под влиянием классного коллектива, учителей и классного руководителя особенно. Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанного на позитиве.
Литература
-
Андреева В.А. Педагогический совет. - «Педагогика поддержки ребенка и процесс его развития в системе личностно - ориентированного воспитания» \\ Классный руководитель. 2005. №4
2. Андреев А. А. - Методика для изучения удовлетворенности педагогов, учащихся и их родителей. \\ Классный руководитель. 2000. № 2
3. Баке Е. Л., Баке А. А. Исследование жизненных ценностей старшеклассников. \\ ЗДВ: научно - методический журнал. 2005. №1
4. Бахирева Т.А Система воспитательной работы
5. Воспитательная система школы \\ Классный руководитель. 2001. №3
6. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю., Артюхова И. С. Справочник классного руководителя 10 -11классы. - М.: ВАКО, 2006
7. Диагностика и анализ воспитательной работы \\ Классный руководитель. 2001. № 2
8. Иченская М. А. Из опыта работы классного руководителя в 10 -11 классах: взаимодействие с родительским коллективом, беседы, лекции. - Волгоград: Учитель, 2006
9. Купряшина H. Д. ОРГАHИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ИЗ HЕБЛАГОПОЛУЧHЫХ СЕМЕЙ
10. Максименко Н. А. Спутник классного руководителя 10 - 11 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
11. Рожков М. И. Классному руководителю. Учеб. метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
12. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2000
13. Степанова Е. Н. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2000
14. Фалькович Т. А. Нестандартные формы работы с родителями. - М.: 5 за знание,2005
15. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004
16. Яковенко О. В. Комплексно-целевая программа работы с "проблемными" детьми.