Родительское собрание по теме «Вызывающее поведение подростков. Кто виноват? Кто в ответе?»

Родительское собрание: «Вызывающее поведение подростков. Кто виноват? Кто в ответе?» Форма проведения: консилиум  Класс: 9 Участники: родители, учащиеся, психолог, классный руководитель.  Цель: раскрыть сущность взаимоотношений между родителями и детьми; интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности, помочь понять, что открытое общение с родителями означает зрелость и ответственность, а не зависимость. Оборудование:  Мультимедиа Мячик Смайлики Сердечки (для...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вызывающее поведение подростков. Кто виноват? Кто в ответе?


Цель: раскрыть сущность взаимоотношений между родителями и детьми; интеграция воспитательных усилий семьи и школы в формировании подрастающей личности, помочь понять, что открытое общение с родителями означает зрелость и ответственность, а не зависимость.

Задачи:

- познакомить родителей с подростковыми поведенческими реакциями, выработать конкретные рекомендации, как на них реагировать;

- предупреждение конфликтных ситуаций в семье и в школе, поговорить о способах разрешения конфликтов, о том, что конфликты- это хорошо или плохо;

разобраться, кто виноват.

Оборудование:

  • Мультимедиа

  • Мячик

  • Смайлики

  • Сердечки (для рефлексии)

  • «узелки на память» (памятки для родителей)

  • Листки бумаги для игры «Снежинка»

  • Высказывания:

Воспитание детей- это не милая задача, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей.

Я.Корчак

В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе.

Ф.Бекон

Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале.

Л.Н.Толстой

Начало урока.

- Вступительное слово учителя:

(создание доброжелательной обстановки, настроя на работу, эмпатии, толерантности, этических норм поведения): по кругу передают мяч со словами: «Привет, имя , ты сегодня очень добр). Похлопали, улыбнулись соседу слева, справа, улыбнулись своим мамам, поприветствовали улыбкой гостей.

Добрый день, наши дорогие дети, добрый день, уважаемые родители, наши уважаемые гости. Мы рады видеть всех вас у нас в гостях. А собрались мы здесь на консилиум, чтобы разобраться в том, почему у наших детей бывает вызывающее поведение, почему возникают конфликты в семье и в школе, как их избегать. Хочется верить, что наше мероприятие пройдет успешно и будет полезно всем.

1 этап Слово учителя. В родильном доме на ручке каждого младенца привязана бирочка с именем его матери. Вот и всё. На первый взгляд все младенцы похожи друг на друга, ещё не видимы глазу характер и индивидуальность. А проявляется эта индивидуальность точно так же, как проявляется лист фотобумаги в ванночке с проявителем. Сначала проступают черты человека, потом изображение становится всё четче и четче. Так с годами происходит формирование личности. И вот здесь, как говорят психологи, самый опасный период- подростковый. Многие дети, ласковые, милые, спокойные, послушные, вдруг превращаются в неуправляемых, грубых, жестоких, непослушных. Почему? Попробуем разобраться в проблемном поведении, в том, почему возникают конфликты?

?Уважаемые родители и дети, скажите, а какие у вас возникают ассоциации со словом конфликт?

  • Столкновение взглядов, непонимание, ссора, ругань, спор, схватка…

? А что думает человек в конфликтной ситуации?

  • Меня хотят обидеть, меня хотят унизить, меня подавляют, надо мной хотят посмеяться…

? Что чувствует человек, находящийся в конфликтной ситуации?

  • Страх, обиду, раздражение, злость, плачет иногда…

? А почему случаются конфликты? Почему ссорятся дети и родители? Поможет найти ответ

Игра- задание: « Копилка»- дети и родители называют возможные причины конфликтов. ( на слайде появляются):

  • Из-за порванной куртки не разрешили пойти куда-то

  • Из-за того, что комната не убрана не дали денег

  • Уроки не выучил не купили модные брюки

  • Из-за разных взглядов на музыку

  • Не ходил в школу

  • Сказал неправду

  • Родители не понимают проблемы детей, сразу начинают учить, приказывать

  • Дети не всегда понимают, что родители устали на работе, не помогают им…

Видим, что проблемы встречаются практически в каждой семье, но важно,

? как себя вести в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов, что нужно сделать? Как вы поступили бы? (подумайте 1 мин). Ответы детей и родителей:

  • Я уступаю иногда дерусь

  • Я убегаю допускаю, что не прав

  • Ищу сотрудничества избегаю противника хочу, чтобы было по-моему

  • Я иду на компромисс пытаюсь выяснить, с чем согласен, а с чем-нет

  • Ухожу от споров меняю тему сдаюсь предлагаю мир

  • Предлагаю поговорить об этом завтра

- Хорошо. Спасибо. Вечная проблема- это непонимание двух поколений. Оно было всегда. Каждый по-своему старается выйти из конфликтной ситуации. Психологи вывели 5 основных способов разрешения конфликтов:

(слайды)


  1. конкуренция или соперничество (человек не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения)

  2. избегание ( не отстаивает свои права, просто уходит от конфликта)

  3. приспособление (человек действует совместно с партнером и не пытается отстоять свои интересы)

  4. сотрудничество ( человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера)

  5. компромисс (партнеры сходятся на «золотой середине»)

Вывод: таким образом, мы убеждаемся, что в разных ситуациях мы реагируем по-разному, и с разными людьми ведем себя тоже не одинаково, но, скажите, а самые лучшие способы какие? (4,5)- да, я согласна, что надо учитывать интересы и поведение партнера по общению для разрешения конфликтов.

? А как вы думаете, конфликты нам нужны? (ответы детей и родителей) да!!!

Учитель: в современном обществе невозможно без конфликтов, мы это понимаем. Они бывают везде: дома, на работе, в школе, в транспорте, в магазине… они нужны. Ведь в споре рождается истина. Их избежать нельзя. Конфликтов нет тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют. Но мы же- люди!

Давайте проведем игру «Снежинка»

Главное условие: работаем все молча и следуем моей инструкции:

«Возьмите листок бумаги, сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите ещё пополам. Ещё раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам и ещё раз оторвите правый верхний угол. Теперь нужно развернуть листок и показать получившуюся снежинку. Вы видите -все разные. А если бы были одинаковые, то это неинтересно. Вот и в обществе тоже все разные, а иначе было бы скучно. Значит, конфликты -это и хорошо, и плохо. Главное, чтобы они не были разрушительными для отношений с людьми.

- конечно, мы сможем помочь своему ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы, принимают его таким, какой он есть, пусть даже и трудный.

- Трудный ребенок… какой он?

Задание : нарисовать словесный портрет трудного ребенка

(слайды)

  • не слушается уходит из дома

  • огрызается

  • не реагирует на замечания

  • не появляется дома

? И снова вопрос: каковы причины нарушений в поведении, которые приводят к тому, что ребенок становится трудным? Прослушать ответы.

Да, и психологи вновь приводят основные причины недопонимания:

(слайды)

  1. Борьба за внимание. Детям не хватает внимания взрослых, которые вечно заняты. «Отстань!», «Не лезь!», «Не приставай!», «Надоел!»- часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подросток стремится к лидерству среди сверстников.

  2. Высокий уровень тревожности. В семье неправильно оценивают возможности ребенка: либо занижают, говоря: «Ничего хорошего у тебя не получится. Все равно не сможешь справиться с этим заданием», либо завышают, когда ожидают от ребенка высоких результатов. Ребенок не верит в собственный успех, у него низкая самооценка.

  3. Борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет борьбу вечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он хочет иметь собственное мнение, принимать свое решение

  4. Желание мщения.

Ребенок может мстить за:

  • Сравнение не в его пользу со старшими или младшими детьми

  • За унижение друг друга членами семьи

  • За развод и появление нового члена семьи

  • За несправедливость и невыполненные обещания

  • За чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.

Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, где он ищет понимания с другими подростками и взрослыми.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы дать

: (слайд)

- родители должны помнить, что ребенок воспитывается не столько проводимыми специально занятиями, сколько укладом жизни семьи, той атмосферой, которая царит в ней, характером взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Нужно найти общий язык-это не язык команды и послушания, это язык желаний. Это язык веры, язык надежды, язык любви.

Чтение стихотворения «Чем проповедь выслушивать»

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут всё без труда.

Слова порой запутаны-

Пример же -никогда.

Тот лучший проповедник,

Кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии-

Вот лучшая из школ.

И если всё мне показать-

Я выучу урок.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам.

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам

Чтобы увидеть добро в действии, проведем игру

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты» (2 мин. На обдумывание)

Родители и дети говорят друг другу законченную ими фразу:

-«Что мне нравится в моем ребенке/ родителе, так это…

-«Я люблю, когда мы с тобой…

- «Я благодарен моему ребенку/ родителю за…

- Спасибо. Какие наши родители добрые, заботливые, трудолюбивые, умные, а дети-то ласковые, веселые…

И всё же иногда в семье случаются ссоры, кто в них виноват? Попробуем ответить, разрешая следующие ситуации

Следующий этап- педагогический практикум. Нужно разрешить следующие ситуации, с которыми часто сталкиваемся: «А что делать, если…» (работа по группам 5 минут)

1группа. Ребенок упрямится, не выполняет ваших просьб. (надо попытаться понять, помочь ; надо продемонстрировать свою любовь к нему, обнять его, сказать ласковые или «волшебные» слова, сказать: я тебя люблю, сохранять спокойствие, не вымещать на ребенке свое бессилие, злобу, надо чаще хвалить за помощь, говорить о том, что вам без него не справиться, что его помощь очень нужна)

2 группа. Как поступить родителям, если разгорелась ссора? ( разрешить её мирным путем, попробовать посмотреть на ситуацию глазами ребенка, не надо искать виноватого, управлять своими эмоциями, не терять чувство юмора- шутка, смех- отличный выход из ситуации)

3гр. Как действовать, если ребенок ушел из дома?

( не паниковать, вспомнить, что препятствовало его уходу, проанализировать поведение и высказывания ребенка накануне ухода, позвонить в скорую помощь и милицию- вдруг что-то с ним случилось, собрать сведения о друзьях, знакомых, где он может быть, если найдете его у кого-то, не спешите вытаскивать оттуда, надо поговорить с кем-то , кто там находится, чтобы они стали вашими союзниками, выслушать ребенка, если в чем-то виноваты- признать это и попросить прощения, никогда не возвращаться к случившемуся и не укорять ребенка. Не стоит рассказывать обо всем друзьям, родственникам)

4 гр. Вас вызывают в школу после многочисленных замечаний в дневник вашему сыну или дочери. Ваши действия.

В это время дети решают свои конфликтные ситуации+ листок с ситуациями и выбором ответов)

Ситуация- сценка

У Светы постоянные проблемы с историей. И вот наконец-то она получила «5». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

- папа, папа! Я сегодня по истории пятерку получила!

Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

-Молодец!

- Папа, ты слышал? Я же по истории «5» получила.

-Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди встречай.

Света бросается к матери.

- Мам! У меня сегодня пятерка!

- ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не помыла и не прибралась. Вечно лодыря гоняешь.

Света мрачно начала мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

?

Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?

Ситуация следующая:

Ребенок поздно возвращается домой. Родители, заждавшись , налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается звонок и родители узнают, что их ребенок задержался по очень уважительной причине.

? в чем сложность ситуации? Попробуем её разрешить. Кто виноват?

(ответы детей, потом родителей)

Вывод: в том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него. Родителям надо уметь прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость- вот что нужно нашим детям. Тогда ребенку дома комфортно и спокойно.

.

Ещё одна ситуация: девочка приходит домой с мыслью, что сейчас она расскажет все свои новости приехавшей из командировки матери, но как только девочка входит в дом, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорчённая девочка уходит в свою комнату.

? Что правильно и что неправильно во взаимоотношениях?

Вывод: важно не упустить тот момент, когда мы нужны нашим детям, когда они тянутся к нам, хотят обсудить с нами важные для них вопросы.

Слово учителя: борясь с недостатками и развивая достоинства, человек стремится стать счастливым. Это и правильно, п.ч. каждый имеет право на счастье, но не всегда это так. И если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему, физической или эмоциональной жестокости, то он должен знать, что на его стороне (слайд) статья Конвенции прав человека: «Никто не имеет права обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать»

Уважаемые родители, напоминаем: если ребенок оказался жертвой жестокости со стороны своих родителей, он может получить помощь со стороны социальной службы, кроме этого, существует « Горячая линия», куда они могут позвонить и сообщить о насилии над ними по телефону

________________________________ ( записывают телефон в дневник)

В заключение нашего консилиума хочется обратиться к высказываниям (см. оборудование)

- Согласны ли вы? (ответы родителей)

Об этом же мы узнаем из «Корзины народной мудрости»

(дети и родители поочередно достают и читают пословицы, касающиеся проблем взаимопонимания в семье)

  • Лучше матери друга не сыщешь (рус)

  • Сердце матери лучше солнца греет(марийская)

  • Ради ребенка мать и в огонь бросится (белор)

  • Материнская молитва со дна моря вынимает (рус)

  • У дитя заболит пальчик, а у матери-сердце (укр)

  • Отец сына на худо не учит (рус)

  • Родители детям плохо не скажут (мордовская)

  • Что есть в сыне лучшего- от родителей (армянская)

  • Кто слушает родителей- не обеднеет (абхазская)

- Чтобы правильно строить свои отношения друг с другом, уметь правильно преодолевать трудности в поведении ребенка, мы вручаем нашим дорогим мамам «Узелки на память»

Дети получают «смайлики» ( (записывайте, с кем у вас произошел конфликт и как вы его разрешили, если вы постепенно научитесь правильно выходить из конфликтных ситуаций , а они будут иметь место в вашей жизни, то и в жизни вам легче будет уживаться с окружающими вас людьми, именно этому и был посвящен наш сегодняшний разговор)

Стихотворение читает Т.Бухаева. Р. Гамзатов

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился,

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его, вини дорогу,

Ты коня не торопись менять.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,

Ты судом поспешным не греши.

Гнев на друга может быть мгновенным,

Изливать покуда не спеши.

Люди, я прошу вас ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Итоги: «Притча о перевернутом камне»

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: (слайд) «Переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочитал:

(слайд) «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь».

И эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор. Дорогие мамы и папы, зачастую проблемы в поведении наших детей- в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии, лжи и двуличности. Самые главные слова, которые нужно сказать друг другу: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем». (пусть произнесут все вместе)

Рефлексия : оценить результат встречи по 5-и балльной системе:

  1. полезность встречи

  2. актуальность обсуждаемых проблем

  3. атмосфера встречи

Подарки-рецепты счастья (сделать сердечки со словами) : «Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости. Посыпьте добротой, плесните юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути» (родителям и гостям)

- Дорогие мои! Спасибо большое за участие, за дружескую встречу, всем здоровья, успехов в деле воспитания наших детей. Мира и счастья вашему дому!

До встречи.

Ведущий называет определённую группу людей. Те, кто относит себя к названной группе встают. Остальные участники им аплодируют.

-встаньте те, кто считает себя представителем женской половины общества. Аплодисменты

- встаньте те, кто любит читать детективы. Аплодисменты

- встаньте те, кому сегодня интересно. Аплодисменты.

- встаньте те, кто считает себя сильным. Аплодисменты.

- встаньте те, у кого сейчас хорошее настроение. Аплодисменты.














Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Представьте себя в конфликтной ситуации, а также свое обычное поведение в ней и ответьте на утверждения теста:

Да-3 балла

Иногда- 2 балла

Нет- 1 балл

Утверждения теста

В конфликтной ситуации я:

1. угрожаю или дерусь

2. стараюсь принять точку зрения оппонента, считаюсь с ней, как со своей

3. ищу компромиссы

4. допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно

5. избегаю противника

6. желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей

7. пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем- категорически нет

8. иду на компромисс

9. сдаюсь

10. меняю тему

11. настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего

12. пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего всё началось

13. немножко уступлю и подтолкну к уступкам другую сторону

14. предлагаю мир

15. пытаюсь обратить всё в шутку








© 2010-2022