Родительское собрание на тему «Знаем ли мы своего ребенка»

Цель: познакомить родителей с особенностями младшего школьного, подросткового возрастов Родители могут отравлять радость познания вопросом: «Какую оценку сегодня ты получил?» Если за «тройку» его ругают, то понятно, почему в дневнике «тройка» превращается в «пятерку», «единица» в «четверку», а порой исчезают страницы из дневника. Правильно спросить ребенка по- другому: «Что нового, интересного ты узнал сегодня в школе?» Некоторые родители заставляют переписывать домашнее задание по нескольку ра...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОУ СОШ с. Соловцово

в с. Дмитриевка


Родительское собрание на тему «Знаем ли мы своего ребенка»




Родительское собрание

на тему:

«Знаем ли мы своего ребенка».


(Провела: Ципилина Н.В.)







2011 г.

Цель: познакомить родителей с особенностями младшего школьного, подросткового возрастов

Ребенок пошел в школу, его отличает от дошкольника учебный труд. Учеба дошкольнику приносит радость. И важно, чтобы с первых дней не отравить эту радость познания.

Младшие школьники стремятся в процессе учебы не столько к получению знаний, не столько к высоким отметкам, сколько к тому, чтобы заслужить одобрение старших. Без помощи родителей детям бывает трудно обойтись. Здесь нужно помочь правильно распределить силы, организовать рабочее место, режим работы, потом все это войдет в привычку к ребенку и ему будет значительно легче. Родители могут отравлять радость познания вопросом: «Какую оценку сегодня ты получил?» Если за «тройку» его ругают, то понятно, почему в дневнике «тройка» превращается в «пятерку», «единица» в «четверку», а порой исчезают страницы из дневника. Правильно спросить ребенка по- другому: «Что нового, интересного ты узнал сегодня в школе?» Некоторые родители заставляют переписывать домашнее задание по нескольку раз, причем ребенок с каждым разом выполняет все хуже. Для ребенка это пытка, наказание. Дети идут в школу с различной подготовленностью. Самые слабоподготовленные дети - из неблагополучных семей. Эти дети не умеют правильно себя вести, организованно выполнять задания. Они чаще получают замечания учителя, у них появляются плохие отметки, за которые их наказывают в школе и дома. У таких детей возникает боязнь школы, отвращение к учебе, неприязнь к учителю.

В начальных классах учитель для школьника - главный авторитет. Попробуйте, переубедите ребенка, который говорит : «А Ирина Алексеевна нам вот так велела».

Коллективные отношения между детьми развиты слабо. Дети смотрят друг на друга глазами учителя.

Те школьники, которых учитель постоянно хвалит, верят в свои силы, у них появляется стремление учиться. Они стараются вести себя так, чтобы заслужить похвалу, одобрение. С такими одноклассники стараются дружить, вместе сидеть, оказывать услуги.

С теми, кого постоянно ругают, дети не хотят общаться. Над ними надсмехаются, оскорбляют, обижают. Чаще в таком положении бывают дети из неблагополучных семей, эти дети слаборазвитые, слабоуспевающие, часто неопрятные. В школу ребенок приходит из семьи. Все его удачи, беды связаны с тем багажом знаний, умений, психологических качеств, которые он принес из дома. Если что-то упустили в воспитании в младшем школьном возрасте, то в подростковом периоде очень трудно, а порой и невозможно исправить.

Подростковый возраст - это дети средних и старших классов. Этот возраст считают самым трудным. Потому что в это время возникает множество противоречий. Он уже вырос, считает себя взрослым, а дома его считают еще маленьким, он хочет казаться взрослым, он хочет быть независимым от родителей, учителей, а надо подчиняться их указаниям, он стремиться к личной свободе, а не умеет правильно пользоваться этой свободой. Подростки очень возбудимы, сильно обидчивы, чересчур критичны по отношению к старшим. Если все эти особенности взрослыми не учитываются, то могут привести к отклонениям в нравственном развитии и поведении, которые нередко могут привести к проступкам и правонарушениям.

В дошкольном возрасте авторитетом для детей является мнение родителей, в младшем школьном возрасте - мнение учителя, а для подростков - мнение сверстников, коллектива класса. Если ребенка поругать при товарищах, он начинает дерзить, хотя и признает вину, но стоит поговорить с ним наедине, он будет молчать.

Стремление играть в коллективе какую-то роль, которая бы удовлетворила его потребность в самоутверждении - вот что главное в его социальных потребностях. Каждый подросток стремится сыграть роль умного, способного человека. Ему можно сказать: «Ты лентяй, бездельник, разгильдяй!», он стерпит, а если справедливо, то тем более. Но скажите ему: « Ты тупой!», такого оскорбления не стерпит. Некоторые школьники просят: «Не ставьте «2», поставьте лучше «1». Почему? Единица говорит о том, что ученик вообще не знает по этому вопросу, это его устраивает, пусть лучше товарищи подумают, что он не учил, лентяй. Ему гораздо легче перенести упреки учителей, что он способный, но ленивый, чем подозрения товарищей в том, что он выскочка, зубрила. Двойка говорит о том, что ученик пытался что-то ответить, но у него не получилось, и товарищи могут подумать, что он неспособный, тупой.

Постарайтесь не одаривать подростка всякими эпитетами, они очень тяжело это переносят, и может возникнуть между ним и вами конфликт.

Некоторые подростки пытаются завоевать репутацию сильной, волевой, смелой личности. Тогда они начинают заниматься спортом. Именно в споре многие подростки обретают уважение, признание сверстников.

Есть и другие каналы самоутверждения: многие школьники выступают в самодеятельности: поют, танцуют, коллекционируют марки, открытки, играют в шахматы, добиваются какого-то признания.

И, наконец, есть еще одна группа подростков, которые никакими талантами не отмечены, но их любят. Это просто хорошие ребята, надежные друзья, активные общественники, они добросовестны, исполнительны.

За всех этих подростков мы можем быть спокойны, они как-то нашли себя, нашли свое место в коллективе сверстников.

Но вот есть еще одна группа подростков, которые не смогли добиться положения ни в одной из положительных ролей. С ними не очень хотят общаться. Те, кто побойчее, дерзят, чтобы показать, что они никого не боятся, пропускают уроки, чтобы доказать свое пренебрежение к отметкам, дерутся с товарищами, чтобы заставить окружающих бояться себя. Таких школьников ставят на учет. Такой подросток чувствует вокруг себя изоляцию, вакуум. Долго находиться в таком состоянии он не может. Ему необходимо общение с кем-то, старается найти партнера по общению. Так как в семье такого нет, то он ищет таких на улице. Как правило, он находит таких, которые его поймут и поддержат, это такие же, как и он отверженные. Так возникают уличные группы, у этих ребят формируются свои ценностные ориентации: грубость расценивается как проявление независимости, воровство - как проявление ловкости, хулиганство - как доказательство смелости.

Педагогически запущенные подростки получают около 64% всех нравственных представлений вне семьи и школы, причем эти сведения носят искаженный и антиобщественный характер. Слово улица иногда пугает и родителей и педагогов. Одна мама рассказывает: «Сережа рос спокойным, ласковым, послушным мальчиком. Бывало родители кричат: «Коля, Миша, идите домой!» Те будто и не слышат. Сережа не был таким. Одного моего слова было достаточно - и он беспрекословно выполнял все мои требования. Учился Сережа неплохо. Все было хорошо, пока я не работала. А потом пошла работать. Когда Сережа делал уроки, сколько времени гулял, с кем он был на улице, я не знала. Сначала я заметила, что сын стал огрызаться на мои замечания, а через год я его не могла узнать. Вскоре Сережа попал под суд, уличные дружки втянули его в преступление. Вечером он с пьяного мужчины снял часы, и избили его».

Таких историй много, когда виновата улица. Но ведь на улице, во дворе своего дома ребенок постигает незаметно для самого себя правила поведения в человеческом обществе, учится подавлять в себе эгоизм, быть великодушным, смелым, ловким.

Одни дети легко поддаются плохим примерам, а другие, наоборот, закаляются, становятся сильнее. Это как в медицине. В каждом человеке множество бацилл разнообразных болезней. Но болеют не все, а те, у кого определенная предрасположенность, неблагоприятные условия.

Так же происходит и здесь. Каждый ребенок по-своему воспринимает отрицательное влияние улицы. Один, как губка, впитывает в себя все плохое, а другой выбирает самое ценное, нравственное.

Улица прежде всего опасна тем подросткам, которых оттолкнули взрослые, которые не нашли себе места в среде одноклассников. Но не всякий подросток из неблагополучной семьи может находить для себя лишь дурное, плохое. Один шестиклассник говорил: «Уроки делаю сразу, как только прихожу из школы и стараюсь закончить до того, как приходит отец. Он всегда приходит, выпивши, начинает шуметь, приставать. Я ухожу к ребятам. У нас во дворе есть беседка, там мы вечерами собираемся, играем на гитаре. У нас класс недружный, учителя вредные. Как вспомню про отца, про школу, так возвращаться не хочется, хоть ночуй на улице».

Нередко правонарушения совершаются подростками из благополучных семей, от которых никак нельзя было ожидать: Олег, ученик 7 класса, оказался на скамье подсудимых, сорвал с головы прохожего шапку и был задержан. Его арестом все поражены: и родители, и товарищи, и учителя. Никто, оказывается, не знал, что Олег уже 2 года был связан с компанией взрослых, большинство из которых были уголовниками. Олег обладал отличными физическими данными, его товарищи восхищались им. А он скучал в их среде. Товарищи казались ему серыми, неинтересными, учителя - нудными, родители - пресными, отсталыми людьми, и он потянулся к старшим ребятам, имеющим жизненный опыт. Не имея моральной закалки, он стал игрушкой в руках преступников.

Это еще раз говорит о том, если подростка не удовлетворяет положение и общение в своем коллективе, он тянется к уличным группам, туда, где чувствует свою свободу, где ему интересно быть.

Поэтому, товарищи взрослые, если ребенок чувствует свою изоляцию в коллективе, если у него нет близких товарищей, друзей, если ему не хочется идти в школу, если у него постоянные конфликты с учителями, если только на улице он чувствует себя счастливым - вашему ребенку нужно помочь.

У подростка не идут дела в школе, он теряет веру в свои силы, а родители вместо того, чтобы стать ему психологической опорой, упрекают за неудачи и прибегают к санации ремня.

Ни в коем случае нельзя лишать ребенка права посещать спортивные секции, запрещать увлекаться марками под предлогом, что мешает учебе. «Пока не исправишь двойки, ничего не разрешим!» И подростку тем самым прикрывают возможные каналы самоутверждения, лишают его той психологической отдушины, которая снимала напряжение от школьных неудач, восполняла дефицит полезного общения.

Чаще всего отдушина находится в семье. Здесь его ценят, с ним считаются, и, самое главное, удовлетворяют право на взрослое общение, на уважительный тон. А если этого нет? Если с ним разговаривают, как с маленьким, если вместо уважительного тона - категорическое требование, тогда как? Юноша это поймет, объяснит заботой о себе. Ученик начальных классов на это не обратит внимания, так и должно быть. Подросток этого не принимает. Состояние неудовлетворенной потребности озлобляет его, окрашивает его отношения со сверстниками и взрослыми в мрачные тона.

Подросток - это еще ребенок, претендующий на взрослость, отвергающий все детское. Но он не подготовлен на самостоятельность, не всегда правильно умеет распределить свои обязанности, свое время, дать правильную оценку поступкам товарищей, взрослых и своим собственным. Когда родители и педагоги понимают это, считаются с данной ситуацией, они меняют тактику. Здесь нужно доверие к ребенку. Но это не значит, что надо отказаться от контроля, наоборот, только его форма и содержание меняется.

Подростку говорят: «Ты уже взрослый!» Но как только подросток претендует на что-то как взрослый, ему говорят: « Ты еще ребенок». Чтобы избежать такого противоречия, нужно немножко изменить взгляд на ребенка и на самих себя. Мы считаем дошкольников и мл.школьников маленькими, даем советы и требуем обязательного их исполнения.

С подростками иначе. Требование взрослых он принимает лишь в том случае, когда оно носит характер совета, а не директивы-требования. Советовать, значит давать ребенку право выбора поведения в той или иной моральной ситуации, делать упор на его сознание, на чувство чести, долга.

Это очень не просто. Надо хорошо знать весь запас нравственной воспитанности подростка, постоянно анализировать его поведение, его поступки.

Взрослым необходимо отказаться от представлений о собственной непогрешимости. Иногда наши знания, наш опыт не могут быть использованы подростками. Важно не ошибиться, иначе можно легко потерять с ними контакт, взаимопонимание.

Спасибо за внимание.



© 2010-2022