Информация родителям Подростковый возраст

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подростковый период у наших детей

Поговорим о том, что такое подростковый период, легко ли быть подростком, какие проблемы у ребят в такое бурное и разностороннее время. Сегодня мы постараемся приподнять завесу отношений между родителями и детьми, проследить их обратную связь.
Поэтому и тема родительского собрания: «Мы глазами своих детей».
Как сказала Вирджиния Сатир, американский психолог, автор книги «Как строить себя и свою семью»:
«Быть подростком очень тяжело. Наполненный энергией, одержимый возникшей потребностью к независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, подросток проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире».
Что же это за «подростковый период»?! Почему его выделяют как наиболее трудный в жизни ребенка?
«Переходный», «трудный», «критический» возраст…
Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости, насколько трудно бывает воспитателям - родителям и педагогам - найти правильную линию по отношению к подростку, принять правильное решение в той или иной ситуации.
Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является, чуть ли не самым важным временем на пути развития.
Подростковый период занимает особое место именно потому, что переход от детства к взрослости - это ни много, ни мало как переход от одной эпохи жизни к другой, но всегда ли мы осознаем грандиозность этого перехода, всегда ли мы понимаем, что он означает для самого ребенка и для нас взрослы? Умеем ли мы увидеть в подростке и правильно понять первые, только появляющиеся ростки взрослости?
Если взрослые продолжают относиться к подростку как к ребенку, то неблагоприятных последствий избежать, как правило, не удается. Такое отношение взрослого вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензиями на новые права. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то трудности и конфликты неизбежны. Далее события могут развиваться по-разному.
Во-первых, упорное стремление взрослого сохранить прежний стиль отношений наталкивается на сопротивление подростка, его протест, непослушание. Это может затянуться и принять форму хронического конфликта. Ребенок начинает лгать, приспосабливаться, притворяться, быстро нарастает отчужденность. В этой ситуации родители оказываются совершенно бессильными, практически утрачивая всякую возможность влиять на поведение подростка.
Во-вторых, взрослый под напором подростка, но вопреки собственным взглядам, начинает разрешать то, чего не разрешал раньше. Но в этом он непоследователен: одно и, то же, то разрешается, то запрещается. Столкновений, конечно, меньше, но все, же они возможны. Здесь самое тревожное заключается в том, что никто - ни взрослые, ни дети - не знают и не понимают, что можно, а что нельзя.
В-третьих, родители со временем все-таки начинают видеть в подростке не ребенка, а более взрослого человека и соответственно перестраиваются. В таких случаях трудности уменьшаются и могут исчезнуть вообще.
Очень важно, чтобы именно от взрослого исходила инициатива в изменении отношений: только в этом случае он сохраняет контроль над ходом событий, имеет возможность руководить развитием отношений с подростком и развитием его взрослости, а значит, в состоянии избежать ненужных трудностей. Когда же инициатором перемен становится подросток, то вероятность трудностей велика.
Быть подростком сегодня особенно тяжело. Общество внесло в жизнь юношей и девушек такие проблемы, которые не переживали их родители в своей молодости. Падение идеалов, безработица, инфляция, расслоение общества на богатых и бедных, увеличение преступности - все это вносит сумятицу, и беспокойство в души молодых людей. Где искать выход?! Каковы идеалы?! В чем смысл жизни?!
Психологи говорят, что сегодня может выжить тот, кто найдет опору в семье, в отношениях со своими родителями (близкими). Вот почему сегодня собрались за импровизированным круглым столом мы, обеспокоенные за судьбы своих детей!!!
На желания или мечты ребят время наложило свой отпечаток, ведь семья - это зеркало общества, в котором отражаются и проблемы, и ценности сегодняшнего дня. Разве могут оставаться равнодушными молодые люди, глядя на красивую жизнь в телевизионных рекламных роликах?
К сожалению, большинство родителей не могут дать и малой доли такой жизни своим детям. И тогда в молодой, еще не окрепшей душе начинает расти чувство ущемленности, безысходности, потери. Вот почему молодым людям сегодня, как никогда так необходима помощь взрослых!


Возрастные особенности подростков

7-8 классы



13 лет - начало длительного и одного из важных периодов развития человека, - "возраст второго рождения личности". В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются "детские черты" и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяже­нии предподросткового и младшего подросткового возраста.


Признаки наступления переломного момента между детством и пубертатной стадией:

  • настроение характеризуется повышенной лабильностью, постоянными переходами между веселостью и грустью, унынием с чувством неудовлетворенности собой и окружающим миром;


  • мир психических переживаний становится пронизанным парадоксальностью: уверенность в себе сменяется робостью и застенчивостью; чрезмерная активность - пассивностью; эгоизм чередуется с альтруистичностью; тяга к общению - с замкнутостью;


  • проявляется повышенная чувствительность к критическим замечаниям сверстников и взрослых (не родителей), к тому, как на него смотрят, и что о нем говорят; подросток становится легко возбудимым, раздражительным и одновременно незащищенным, ранимым;


  • - общее снижение работоспособности с чувством физического недомогания, которое может сопровождаться проявлениями вегето-сосудистой дистонии, функциональными нарушениями со стороны отдельных соматических систем - дыхания, пищеварения, кровообращения и пр.


Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Особенно большую роль играет воздействие окружения школьника, часто принимающее форму группового давления. А поскольку в подростковом возрасте потребность в одобрении поведения со стороны высока, то курение может стать той минимальной жертвой, которую готов принести подросток, чтобы быть принятым в компанию. Поэтому преодоление давления группы сверстников в подростковом возрасте - важнейшая проблема для профилактики употребления ПАВ, а информирование о вредных последствиях табакокурения, алкоголизма имеет только вспомогательное значение.



Следует также иметь в виду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, "жажду ощущений", причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведе­ния: курение, первое знакомство с другими психоактивными веществами.

Негативную роль в приобщении подростков к табакокурению, алкоголизму могут сыграть и некоторые характе­рологические особенности подростков, такие как акцентуация характера. Подростковый возраст - крити­ческий период проявления различных акцентуаций. В этом возрасте особенно резко проявляется характер, некоторые из его свойств, не будучи сами по себе патологическими, тем не менее, повышают вероятность психической травмы или отклоняющегося поведения. Психологи определяют акцентуацию, как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Подростки с акцентуациями характера составляют группу "по­вышенного риска", так как они податливы к определенным пагубным влияниям среды. Акцентуация требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте ак­центуированные черты могут провоцировать приобщение к курению, алкоголю и даже наркотикам.



По статистике именно у учащихся седьмых-восьмых классов происходит первое серьезное приобщение к табакокурению.

Именно в этих классах в соответствии с принципом о том, что активные профилактические мероприятия должны немного опережать возникновение у подростков первого "пика" интереса к курению, необходимо проводить основную профилактическую работу силами педагогов, психологов, медицинских работников и родителей.

Таким образом, предупреждение табакокурения у подростков необходимо проводить с учетом их возрастно-психологических особенностей. Одна из самых эффективных форм такой работы - проведение групповых дискуссий на темы, связанные с курением. На дискуссиях подростки обучаются четко формулировать аргументы против курения, а также активно использовать их в ходе обсуждения. В результате этого происходит формирование группового мнения, направленного против табакокурения и других вредных привычек, связанных с употреблением ПАВ.



Другая форма предупреждения табакокурения в подростковом возрасте - проведение ролевых игр, во время которых проигрываются основные ситуации, связанные с противодействием давлению сверстников. Подростки знают, что труднее всего бывает отказать не только группе, но и ближайшему другу, который настойчиво предлагает курить. Проведение такого рода тренингов показало, что основная ошибка подростков - хаотическая и разноплановая аргументация своего отказа закурить, недостаточное уважение к своему мнению, нечеткость собственной позиции.

Основная задача в работе с подростками - отработка социальных навыков (умения побеждать в споре, не поддаваться на уговоры и т.п..).


© 2010-2022