ТРАДИЦИОННОЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Сегодня многие ученые, писатели, политические и общественные деятели, религиозные лидеры нашей страны единодушны в мнении, что современная Россия переживает глубокий социально – политический и  духовно – нравственный кризис. Жертвой этого кризиса становится в первую очередь современная   молодежь. В России молодые люди до 18 лет составляют около 23 % населения. Дети — одно из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния граждан государства, но и его социально-экономического роста ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бугайчук М.С.

Бугайчук

Марина Сергеевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ№8



ТРАДИЦИОННОЕ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ.

Сегодня многие ученые, писатели, политические и общественные деятели, религиозные лидеры нашей страны единодушны в мнении, что современная Россия переживает глубокий социально - политический и духовно - нравственный кризис. Жертвой этого кризиса становится в первую очередь современная молодежь. В России молодые люди до 18 лет составляют около 23 % населения. Дети - одно из ключевых слагаемых не только индивидуального благосостояния граждан государства, но и его социально-экономического роста и развития. В нашей стране социальное положение молодежи драматично. Состояние физического здоровья детей (от года до 14 лет) в последние годы вызывает озабоченность специалистов, родителей, педагогов. Растут невротизация молодежи, психо-соматические и психологические заболевания. О духовном неблагополучии молодежи свидетельствуют проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей, включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртоманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Другими объективными показателями неблагополучия детей являются их уход из дома, беспризорность и бродяжничество, рост подростковой преступности и жестокости, криминализация быта детей, беспрецедентный рост самоубийств несовершеннолетних. Сами ценностные установки, присущие молодежному сознанию, во многом деструктивны и разрушительны.

Сегодня молодежь - это та целевая группа, о социальном и нравственно благополучии которой заботится государство, общество и Церковь. В настоящее время, работая с молодежью, надо искать новые приемлемые формы работы. Молодежь захвачена информационными потоками, живет новыми культурными ценностями. Задача педагога - находить современный вид деятельности, в рамках которой происходит духовный рост ребенка.

Служители Церкви, деятели культуры, политики, работники образования отмечают, падение нравов и стремительный рост преступности - это общая тенденция в мире, связанная с отходом от христианства. Вместо Бога - культ богатства, вместо христианских заповедей любви и смирения - эгоизм, зависть и гордость.

Одной из страстей, захвативших молодежь, является телевидение и кинематограф. В плену телевизионной зависимости оказываются даже пожилые люди. Что же говорить о восприимчивой к греху молодежи? Современный человек находится в плену телевизионной пропаганды оккультизма. Наши люди, будучи крещеными, серьезно увлекаются изучением восточных культур, искусства фэн - шуй, разбираются в вопросах экстрасенсорики, знают по именам всех экстрасенсов из телебитв.

В отношении к телевидению выделяются две позиции: одна заключается в резко отрицательном отношении к тенденциям современной телевизионной индустрии, видя в ней угрозу для современной молодежи, в призыве к радикальным мерам - весь телеэфир очистить от всего недостойного, неприличного, вредного и показывать только доброе и хорошее.

Другая позиция предполагает не предание телевидения анафеме, а исправлять его. Сегодня молодежь перестала читать, это данность. И есть понятие картинки, которая востребована. В одиночку не спасаются, поэтому выходом и будет исправление телевидения. Сегодня появляются каналы, выполняющие функцию миссионера и катехизатора («Союз», «Радость моя», «Спас»). У них большая география и широкая аудитория.

Ныне наше общество вместе с демократическими изменениями получило целую индустрию развлечений. Ощутимое влияние на умы по - прежнему оказывает кинематограф, но несколько иначе: все больше пошлости, примеров распущенности и безнравственности распространяется через экран. Молодежь не в силах противостоять этому. Не имея нравственных ориентиров, молодые люди принимают насилие за геройство, поведение «звезд» за образцы, то есть воздействует то, что дезориентирует. Между тем в человеке все должно быть подчинено духовной доминанте: священное - главное в жизни.

Создание и поддержка нравственного кино сегодня необходимы: благотворное влияние оказали бы положительные герои, которые бы направили мыли людей к возвышенному, прекрасному, доброму.

Один преуспевающий британский кинорежиссер заявляет: «Людей интересуют, по существу, только две вещи: секс и насилие. Это я им и показываю». Молодежи говорят: «Понятие греха устарело, все дозволено, наслаждайтесь». И незаметно человек становится рабом собственных страстей.

В производстве фильмов коммерческий интерес стал единственным мерилом, даже творческий - на втором плане. И, разумеется, ни о каком нравственном критерии речь не идет вообще.

С 2004 года Институтом экспертизы образовательных программ и государственных конфессиональных отношений был учрежден фестиваль духовно- нравственного кино «Лучезарный Ангел», ставший приоритетным проектом Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Проводится ежегодно в разных регионах России. В 2012 году он прошел с 1 по 8 ноября в Москве.

Созданный в противовес массовому развлекательно-коммерческому кино, ставшему популярным в начале третьего тысячелетия, фестиваль ставил своей задачей привлечь в кинозалы зрителя заинтересованного, думающего, имеющего чувство высокой гражданской ответственности, ориентированного на идеалы духовного возрождения страны.

Как спасти молодое поколение, от которого зависит наше будущее? Можно привлечь к научно - техническому творчеству, к искусству. Но это удел немногих. Можно увлечь спортом. Но культ тела приводит к безнраственности, что мы видим на примере спортсменов, завершивших карьеру: мужчины пополняют преступный мир, женщины обнажаются для рекламы.

Сегодня подтверждается убежденность, что нравственное воспитание детей и молодежи - важнейшая проблема национальной безопасности России. Президент России В. В. Путин настойчиво и последовательно ставил вопросы нравственности, нравственного выбора в ежегодных посланиях Федеральному Собранию в 2000 - 2007гг.и в 2012 г. на первые места. Без опоры на тысячелетние традиции России нам не возродить страну, её национальную самобытность.

Для преодоления кризиса важно обратиться к духовным началам. В связи с этим духовно-нравственное воспитание молодого поколения приобретает чрезвычайную значимость.

Само слово «духовность» - это слово, производное от слова «душа». Душа же в русском языке всегда понималась, как внутренний, психический мир человека, его сознание. Имеется несколько мнений о источнике духовности в человеке. Согласно христианской традиции, источником духовности человека является личностный Бог. Немецкий философ XIX в. В.Ф. Гегель попытался рационализировать христианскую концепцию и выдвинул идею безличного Абсолютного Духа (Абсолютной Идеи, Абсолютного Разума), находящего свое инобытие в различных формах субъективного духа - науке, искусстве, этике, праве, религии и философии. Согласно третьей точки зрения, духовность конкретного индивидуума (индивидуальное сознание) есть результат проекции на него сознания коллективного и различных его форм (этики, науки, морали, религии). Такого мнения придерживались, в частности, французский социолог Э. Дюркгейм, немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.

Таким образом, можно увидеть, что если таким формам общественного сознания, как наука, философия, искусство и др., повезло в том смысле, что о них всегда говорилось в российской школе, то одной из важнейших составляющих человеческой культуры - религии, крайне не повезло, особенно в годы СССР.

Слово же «нравственность» происходит от слова «нрав», т.е. характер, совокупность душевных свойств. Отсюда нравственность надо понимать как правила, определяющие поведение человека; его духовные и душевные качества, необходимые ему для жизни в обществе, а так же выполнение этих правил, т.е. поведение.

Духовное и нравственное идут рука об руку, но первенство принадлежит духовному. Как следует из вышеприведенных определений, нравственность является неотъемлемой частью духовности; нравы - это нечто на века устоявшееся в традициях, обычаях, ценностях, бережно передающееся из поколения в поколение. Дух, дыхание - это нечто, не видимое физическими глазами, как воздух, как радиоволны, но от этого не перестающее существовать посредством человеческих мыслей и поступков. Стоит заметить, что можно быть нравственным, даже высоконравственным, но бездуховным человеком. Духовность же всегда включает в себя нравственный компонент. Если нравственность регулирует межличностные отношения, то духовность - отношение человека не только к себе подобному, но и к Богу, к Космосу, к Жизни.

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Сегодня наша страна взяла курс на стабильное и политическое развитие, что невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В этой связи в общей системе образования должны непременно присутствовать не только учебные, но и воспитательные дисциплины, основной целью которых являлось бы формирование духовно здоровой личности, любящей свою Родину, знающей и ценящей ее культуру и историю.

Современные школьные программы очень часто направлены лишь на интеллектуализацию, рассудочность, моральную нейтральность. Они расходятся с традиционным православным взглядом на педагогические приоритеты, забывают о важности воспитания вообще и нравственного воспитания в частности. Полноценный анализ последствий подобного воспитания еще впереди, но уже сегодня можно увидеть, что оно ведет к разрыву с отечественной культурной традицией, с ценностями православного миропонимания.

К сожалению, можно констатировать, что в системе мировосприятия большинства современных людей представление о духовной жизни отсутствует. Религия, к сожалению, перестала быть частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.

Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни. Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений.

Духовно-нравственная болезнь человека, семьи, общества - есть деформация или разрушение базовых духовных ценностей, потеря связи с религией. Само слово «религия» означает связь с Богом, богопочтение, благочестие - т.е. жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для каждой национальной и всей общечеловеческой культуры именно религия является основным культурообразующим фактором. Разрушение религии как стержня традиционной культуры ведет к гибели цивилизаций и народов.

В России современный духовно-нравственный кризис означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на осмыслении жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, которые бессменно хранит Православная Церковь. Отделение государства от русской православной культуры неминуемо приведет (и этот процесс уже происходит) к возникновению неоязыческих националистических движений. В стране, где разрушается Божественный порядок, выражающийся в признании иерархичности и основанных на этом порядке терпимости и любви, неизбежны проявления национализма как реакции на безрелигиозность государства.

То же самое можно сказать и о традиционной российской педагогике. В России духовно-нравственное воспитание содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление кризиса внутреннего мира человека, культуры, науки, образования.

Вопрос об изучении православной культуры решается сегодня положительно самой практикой. В школах, где преподаются основы православной культуры, как свидетельствуют проводимые опросы среди родителей и педагогов, возросла воспитанность, повысилась успеваемость, улучшились отношения между учениками.

Нравственное воспитание является делом общенациональной важности, и ответственность за осуществление процесса воспитания детей ложится, прежде всего, на семью и школу. Воспитание должно предшествовать образованию. Воспитание - это прочный фундамент, на котором созидаются все последующие способности человека и строится вся его жизнь.

Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии во всей полноте решить вопросы, связанные с воспитанием, чрезвычайно важным в современном обществе является укрепление семьи, поскольку в ней начинается воспитательная и образовательная работа, которая затем продолжается и завершается в школе. Семья является основной средой, где идет процесс непрерывного воспитания и образования.

Русский философ И.А. Ильин называет семью «первичным лоном человеческой культуры». То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ко времени поступления в школу он уже наполовину сформирован как личность. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек в юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

Современная семья призвана восполнить тот недостаток духовности, который присутствует в обществе, а школа, как основная социальная среда, в которой находится ребенок в течение большей части времени, в свою очередь должна оказывать важное влияние на нравственное становление личности, координируя и дополняя семейное влияние. Школа готовит будущих граждан, которые должны быть не только образованными, но и культурными, здоровыми физически и психически, социально и духовно, должны уметь самостоятельно строить свою жизнь, отвечать за свои поступки, не ущемлять права и свободу других.

Особая ответственность за формирование у детей уважительного отношения к окружающим, себе, закону, нормам морали, своему здоровью и личной безопасности, сознательное отношение к учебной деятельности ложится на педагогов. О роли и месте педагога в воспитании и образовании писали многие выдающиеся ученые, писатели, богословы. К.Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т.е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач.

Нравственное здоровье народа, как и само его существование, в конечном счете, во многом зависит от языковой среды, в которой этот народ пребывает. К.Д. Ушинский считал, что не нужно обладать какими-то специальными филологическими познаниями, «чтобы убедиться, что язык народа есть цельное органическое его сознание, возрастающее в своих народных особенностях из какого-нибудь одного, таинственного где-то в глубине «народного духа запрятанного зерна». По его мысли, язык народа несет на себе отпечаток всей его истории. Народ «в сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим, плоды глубоких сердечных движений, исторических событий, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости. Когда исчезает народный язык, - народа нет более». Через слово входит в нашу душу любовь к Богу, ближнему, Отечеству.

В настоящее время учитель сталкивается с препятствием в воспитании детей - искажением русского языка, с так называемым «новоязом», когда люди хотя и говорят как бы на русском языке, но совершенно не по-русски. Беда в том, что сами педагоги в той или иной степени бывают заражены «новоязом». Учитель должен внимательно следить за своей речью, чтобы донести до детей великое наследие богатейшей православной культуры.

Курс основ православной культуры - это только часть всей системы духовно-нравственного воспитания. Чтобы воспитание стало действительно целостным процессом, необходимо совершенствование всех учебных дисциплин в системе российского образования, всей воспитательной работы в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями.

Сохранение духовно-нравственного потенциала России через возрождение национальных православных традиций, преемственность поколений, духовное и патриотическое воспитание и образование подрастающего поколения, как мне кажется, должны стать главными приоритетами для современного общественного развития и государственного строительства.

В 2011 г. завершилась апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школах некоторых регионов. Уже начиная с 2012 г. преподавание курса проходит в общеобразовательных учреждениях всех субъектов РФ в штатном режиме. Одним из модулей курса ОРКиСЭ являются Основы Православной Культуры (ОПК).

Введение в школьную программу ОПК- один из шансов для спасения детей от духовной невидимой власти сил зла. Дать ребенку прочную основу, нравственный фундамент можно, только формируя духовную структуру его личности, как Божественного существа, созданного по Его образу и подобию. Тогда все культурные, бытовые, социальные отношения и связи в человеческом мире обретают смысл и значение, как пути к Богу или от него. Появляется система координат, душа уже не блуждает в потемках, уже может ориентироваться в понятиях, что есть добро, а что зло.

Курс ОПК рассчитан на младших школьников. Дети младшего школьного возраста живут глубокой внутренней жизнью, они серьезно переживают неуравновешенность окружающего мира. Их молодые души в большей степени, чем души взрослых, расстраивает и задевает зло и неправда.

В младшем школьном возрасте ещё есть возможность укрепить душу ребенка и склонить её к правде, объяснить, что зла нет, что зло - обман, ошибка, промах. Человек может выбирать только добро, и тогда зла не будет. Без веры в добро со временем душа свыкается с неправдой, закрывается от мира эгоизмом, себялюбием, отвечая злом на зло.

Ребенок не имеет опыта веры, у большинства нет примера верующих родителей, бабушек, дедушек. У школьников масса духовных недоумений. К этому плюсуется влияние духовной путаницы взрослых. Сориентироваться ребенку в духовном мире, помочь ему выстроить в сердце прочную систему жизненных ценностей - таковы задачи преподавателей ОПК.

В ходе апробации были выявлены как позитивные моменты, так и некоторые проблемы. В целом курс оказался востребованным и оценен участниками образовательного процесса положительно. Учителя, преподававшие курс, отметили рост интереса обучающихся к историко - культурным ценностям, повышение эффективности воспитательного процесса. Положительное влияние курса на взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми отметили родители. Надо заметить, что многие родители вначале отнеслись к введению нового предмета с настороженностью и непониманием, а к моменту окончания апробации кроме уже названных положительных результатов отметили значительное укрепление связи со школой.

Нельзя не отметить ещё один очень важный аспект: установились конструктивные отношения между учителями, обучающимися и их родителями, а также между светской системой образования и представителями общественных организаций.

ОПК - своеобразная ступень для начального духовно - нравственного роста и воспитания наших детей, но очень важно, чтобы сама школа хотела изучать православную культуру. Необходимо, чтобы школа не один год, а на протяжении всех лет обучения обращалась к духовным вопросам, к традициям, к истинным ценностям. Задача духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения, стоящая перед школой, не просто крайне сложна. Она выполнима только в случае, если, воспитывая личность духовную и высоконравственную, утвердившуюся в добре, сами воспитатели - преподаватели и родители - выбрали духовность и истинное Добро.

Хочется верить, что благие семена, брошенные в детские души на уроках ОПК в начальной школе, прорастут в будущей жизни Верой, с которой не страшны житейские бури, с которой человек идет навстречу Истине, а взаимодействие Церкви и школы в деле духовно - нравственного воспитания школьников укрепиться и принесет благодатные плоды.



Литература:

  1. Журнал «Тамбовские епархиальные вести», № 7, 2008.

  2. В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"

  3. Как разумно организовать духовно-нравственное воспитание в школе

Меньшиков В. М.



© 2010-2022