Конспект занятия по этнокультурному воспитанию Встреча весны - Сороки

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Традиции русских народных праздников" - встреча весны «Сороки»

Задачи занятия

  • Обучение младших школьников забытым народным играм, другим жанрам устного народного творчества;

  • Воспитание школьников на этнокультурных традициях своего народа: любви к родному краю, интерес к её корням и традициям

  • Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности; дружелюбия и коммуникативности.

Формы организации познавательной деятельности - фронтальная, групповая.
Оборудование: таблички с буквами, разложенные в беспорядке на полу, берёза, нарисованная на листе ватмана, цветы из бумаги, яркие ленты, фантики, изображения перелётных птиц, канат, кегли-фишки

Предварительная работа: Заучивание закличек детьми, лепка жаворонков из теста, оформление зала.
Ход занятия
Дети заходят в зал (здороваются)

Учитель - Ребята, возьмите друг друга за руки, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, а я улыбнусь всем вам.

Учитель - Пожелаем друг другу добра. Я желаю вам добра! (подаю руку, дети кладут свои руки сверху, и все вместе произносим)

- Мы желаем всем добра!

Учитель - Ребята, а мне кажется, что даже солнышко ярче светить стало.

Учитель - А почему, как вы думаете?

Учитель - Потому что мы улыбнулись друг другу.(ответы детей)

Учитель - А еще, почему ярко светит солнце?

Учитель - Потому что наступила весна!(ответы детей)

Учитель - Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? - (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный)

Учитель - А какой месяц сейчас идёт? (ответы детей)

Учитель - Да, ребята, в народе так и говорят: «Пришел март - капельник и зима заплакала».

Учитель - Сегодня на занятии я познакомлю Вас с традицией нашего народного праздника .

Учитель - Вы знаете, что совсем скоро 22 марта будет необычный день (говорю загадочным голосом), потому что в этот день празднуется встреча весны, и называется он - «Сороки». Это день прилёта птиц, начала весны. Весну закликали несколько раз. Зачастую первую закличку весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снег тает, с крыш капает, птицы начинают петь особенно, по-весеннему. Но, тем не менее, именно 22 марта считается основной и главной встречей весны.

Сороки, какое-то слово это - старинное, да необычное. Кто знает, что означает это слово? На что похоже? (варианты ответов).

По старинной традиции в этот день совершали такой обряд: заклинали весну быть доброй и пекли из теста вестников весны - печенье - «птички», пряча вовнутрь конопляное или льняное семя. Ребята это печенье крошили, разбрасывая на четыре стороны на корм птицам.

А ещё этот день называют днём весеннего равноденствия.
Учитель - А кто-нибудь из вас знает, что это такое - равноденствие? (Ответы детей)

Учитель - У нас в народе в старину так говорили об этом дне:

Когда вода разольется,

Когда лес зазеленится,

Когда день и ночь равняются,
Когда птицы прилетают,

Тогда и весна приходит.

22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весенного равноденствия - днём, когда наступает Весна, днём, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток

Именно в этот день - 22 марта, День и Ночь силами меряются, да равняются. И пока не станут они равны - не видать нам весны, не слыхать нам голосов птиц перелётных. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить.

Учитель - Давайте тоже померяемся силою, сыграем в старинную русскую игру «Перетягивание каната»

Учитель - С давнего времени на Руси стали отмечать этот народный праздник, и совершать вот такой обряд. Утром хозяйки из ржаной или овсяной муки пекли 40 хлебных шариков-колобков, а затем выбрасывали каждый день по одному шарику на улицу, загадывая желание, тем самым задабривая мороз, и говорили:

Ученики - «Мороз - красный нос

Вот тебе хлеб и овёс.

А теперь убирайся подобру - поздорову.

Учитель - В народе считали, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт совсем, а прилетят 40 разных птиц и весну на крыльях принесут. А чтобы приблизить наступление весны, тепла, люди придумали ещё один обряд - петь заклички для птиц. А вот какая птичка весной первая из тёплых краёв возвращается, мы сейчас и узнаем.

Проведём весёлую эстафету «Сложи из букв название птицы».

Разделимся на две команды и будем птиц встречать, да зазывать!

ЖАВОРОНОК - 9 БУКВ (заготовки букв).

Учитель - Пришло время покликать жавороночков, по-старинному! А откуда к нам прилетают эти птицы? Это в какой стороне света? (называют стороны горизонта) На юге. Значит нужно их с юга кликать.

Ученики - Жаворонушки, перелётушки,

Прилетите к нам

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Учитель - В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, тёплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок или кулик. (фото птиц)

Учитель -А вы знаете, ребята, в старину девушки и дети ходили по улицам , и не только пели специальные песенки- заклички про птиц, весну, но ещё и водили хороводы, а в руках у них были маленькие булочки из теста, похожие на птицу. Давайте поддержим традиции наших предков и проведём хороводную игру «Хоровод-ловушка» (описание игры)

Все играющие встают в три круга. Внутренний и внешний движутся в одном направлении, а средний - в обратном. Все участники двигаются под весёлую ритмичную песню. В конце куплета ребята останавливаются, шедшие в крайних хороводах поворачиваются лицом друг к другу и быстро протягивают друг другу руки. Таким образом, получается много ловушек, в которые попадаются дети из среднего круга. Пойманные переходят в крайние ряды, и игра продолжается до тех пор, пока все дети не покинут средний круг. Можно вручить призы самым удачливым ребятам, не попавшимся в ловушки. Внимание! После окончания куплета ни ловцам, ни убегающим двигаться нельзя.

Учитель - Много и других обрядов существовало на Сороки. Ребята, взобравшись на крыши домов, махали самодельными бумажными или испечёнными птичками - жаворонками с распростертыми крылышками или насаживали их на шесты, бежали с ними в поле, при этом распевая песни, привлекающие жаворонков, а с ними - весну:

Ученики: Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Учитель - В жаворонков из теста со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется - тот женится или замуж выйдет, кому копейка - тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, - у того ребенок родится. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. На улице устраивали весенние игры-забавы, спортивные состязания.

Игра «Горелки»

Играющие образуют пары и становятся вереницей. Впереди на два шага «горящий» - тот, кто водит. Ему запрещено оглядываться назад. Играющие поют - выкрикивают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле -

Гляди в поле.

Погляди на небо -

Звёзды горят,

Журавли кричат -

Гу, гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

Беги, как огонь.

«Горящий» должен взглянуть на небо, а между тем задняя пара разъединяется и бежит - один по одну сторону вереницы пар, а другой - по другую, стараясь соединиться снова впереди «горящего». Если это паре удается, то «горящий» продолжает водить, если - нет и «горящий» ловит кого-нибудь, то оставшийся без пары водит - становится «горящим». Новая пара занимает место непосредственно за новым «горящим» - и игра продолжается.

Учитель - Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают. У нас тоже есть такое дерево и его нужно украсить цветами, лентами. (учащиеся вместе с учителем украшает дерево)

Учитель - Вот и подошло к концу наше занятие. Мы с вами встретили птиц, и повеселились, и поиграли, и День с Ночью уравняли.

Рефлексия

- Какие новые знания вы приобрели сегодня на нашем занятии? (ответы детей)

- Какой старинный русский обряд вам пришёлся по нраву?

- Ребята, придерживаясь традиции этого праздника, я принесла вам

печёных жаворонков, которые являются символом света, солнца и весны. Учитель угощает детей выпечкой, сопровождая словами:

- Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой - к богатству, с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая.

Учитель -Давайте попрощаемся! До новых встреч!



© 2010-2022