Планирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опоры

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Планирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опоры








ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ШУВАЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1448»






ПРОГРАММА

воспитательной работы с классом:



«ТОЧКА ОПОРЫ».




Срок реализации: 5 лет

Автор: Чайка Лариса Владимировна,

классный руководитель 10 «А» класса.











Москва, 2010






СОДЕРЖАНИЕ

СТР.

1

Актуальность.

2

2

Целевые ориентиры воспитательной деятельности в рамках программы.

4

3

Этапы построения воспитательной системы «Точка опоры».

8

4

Концепция воспитательной системы «Точка опоры».

9

5

Основные достижения, предполагаемые программой.

11

6

Диагностико-результативный компонент.

13

7

Ресурсное обеспечение.

17

8

ПРИЛОЖЕНИЯ:

18


  • Приложение №1: «Уклад классной жизни».

19

  • Приложение №2: «Малая Классная Академия».

22

  • Приложение №3: «Модель выпускника».

26

  • Приложение №4: Критерии и показатели учебно-воспитательного процесса.

29


  • Приложение №5: Диагностика эффективности учебно-воспитательного процесса.

30


  • Приложение №6: Диагностическая карта-схема.

31

  • Приложение №7: Программа индивидуальной поддержки учащихся на основе взаимодействия «Классный руководитель-учащийся-Родители».

34

  • Приложение №8: Результаты деятельности классного коллектива.

37

  • Приложение №9: Научно-методическое обеспечение программы.

40

  • Приложение №10: Нормативно-правовое обеспечение программы.

41

  • Приложение №11: Глоссарий.

42

  • Приложение №12: Литература.

44




Актуальность.

Слишком сильного сломает, тихого затрёт,

двуличного порой подкупит, бедному всегда

отрежет дорогу. Кто? Да никто-жизнь.

Януш Корчак


О том, что жизнь - непростая шутка, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (родители и учителя), выпуская в большой мир только-только оперившихся, неуверенно набирающих высоту выпускников, с тревогой смотрят им вслед: всё ли самое главное сказано? Не упущено ли что-то важное за суетой и будничными заботами? Достаточно ли прочные юношеские убеждения о правде и лжи, добре и зле, достоинстве и бесчестии?..

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования и воспитания. Это сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становиться личностно-ориентированное воспитание, при котором происходит развитие и саморазвитие личностных качеств школьников, становление ученика как личности с учётом индивидуальных особенностей, поэтому активизируется воспитательная функция в самых разнообразных направлениях: гуманистическом, социальном, диагностическом, коррекционном, экспериментальном. Предметом моей воспитательной системы является воспитание человека - гуманной свободной личности, способной жить и творить в обществе. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а также условий его жизнедеятельности. В моей воспитательной программе важная роль отводиться духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека, воспитанию гражданственности и национального самосознания. Воспитательная система класса была определена как гуманистическая. Она обрела своё имя - «Точка опоры».

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной системы

«ТОЧКА ОПОРЫ»:

  1. Совместное сотрудничество воспитанников, родителей и учителей в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых, и детей.

  2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения.

  3. Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.

  4. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Отечество, Семья, Человек, Знания, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

В предлагаемой воспитательной системе учитываются закономерности воспитания:

  1. Воспитание детерминировано культурой общества.

  2. Воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания.

  3. Эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенность его в самовоспитание.

  4. Эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех его структурных элементов: цели, содержания, форм, методов, средств адекватных ребёнку и взрослому, участвующим в воспитательном процессе.

Программа предназначена для работы с учащимися 7-11 классов, направлена на развитие нравственной и творческой личности в процессе усвоения основных закономерностей и методов культуры, самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной и семейной карьеры. Она рассчитана на пять лет (2007-2012 учебные годы), предполагает участие учащихся 10 класса, реализуется на базе общеобразовательной школы в учебное и внеурочное время.

Целевые ориентиры воспитательной деятельности в рамках программы.

Основная идея воспитательной системы «Точка опоры»:

Создание целостного образовательно-воспитательного пространства для развития и проявления индивидуальности учащихся. Внутренняя и внешняя среда должна превратиться в пространство для самореализации и самовыражения природных и социально приобретённых возможностей и способностей детей.

Зависит от системы ценностей

знаю

хочу

точка

пространство

С другими

САМ

опоры

могу

умею

Зависит от природы

Решая эту сложную задачу, я попыталась определить характерные черты, присущие этому пространству. К ним можно отнести следующие:

  • Наличие благоприятного духовно-нравственного и эмоционально психологического климата в классном сообществе;

  • Преобладание отношений доверия и поддержки между всеми участниками педагогического процесса;

  • Сформированность творческой, личностно значимой деятельности, соответствующей потребностям и интересам учащихся;

  • Существование реальной свободы выборов у детей и взрослых при участии в учебной и внеучебной деятельности;

  • Наличие у учащихся широкого спектра возможностей для самоопределения во всех сферах классной и школьной жизни.

Эти черты стали для меня своеобразными индикаторами при осуществлении анализа и оценки проектных замыслов или уже существующих моделей воспитательных систем.

Цель программы:


Организовать воспитательный процесс, содействующий воспитанию всесторонне развитой, конкурентоспособной личности:

  • способной к продолжению образования и самообразования, преодолению трудностей в будущей жизни;

  • имеющей высокий уровень работоспособности, стрессоустойчивости, способности к быстрому освоению нового дела и выстраиванию конструктивных взаимоотношений с партнерами, желание к самореализации и саморазвитию;

  • способной к принятию собственных решений и умеющей сделать выбор из создавшихся условий;

  • обладающей инициативностью и самостоятельностью, мобильностью и коммуникабельностью, динамизмом, конструктивностью и толерантностью.

Задачи:


  1. Формировать высокий уровень функциональной грамотности; знания о мире, способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям, желание к продолжению самообразования;


  1. Формировать навыки коммуникабельности, способности к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству, овладеть приемами личной саморегуляции и простейшими правилами психотерапии;


  1. Развивать умение моделировать своё поведение, анализировать его последствия; способность нести ответственность за принятые решения;


  1. Прививать общекультурные ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Мир, Земля, позволяющие в дальнейшем выстраивать конкурентные отношения цивилизованными методами и средствами;



  1. Способствовать формированию направленности на здоровый образ жизни как условию будущей конкурентоспособности, на занятия спортом и лечебной физкультурой; продолжить формирование комфортного психологического климата школьной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья;


  1. Усилить деятельность по ознакомлению учащихся с основами гуманитарного права, прививать правовую культуру учащихся: умение защищать свои права, стремление к правотворческой деятельности, содействовать социальной справедливости.

В реализации задач помогают следующие принципы воспитания:

  1. Самоактуализации.

Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию природных и социально приобретённых возможностей.

  1. Индивидуальности.

Каждый член нашего коллектива должен стать самим собой, обрести свой образ.

  1. Субъективности.

Помочь ребёнку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта.

  1. Выбора.

Учащиеся должны жить, учиться и воспитываться в условиях постоянного выбора. Обладать субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  1. Творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность (КТД) позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует к самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

  1. Доверия и поддержки.

Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

Этапы построения воспитательной системы

«Точка опоры».

I этап - становление системы (проектный) - 2007/2008

II этап -- обработка системы (практический) - 2008/2010

III этап - окончательное оформление системы - 2010/2012

IVэтап - перестройка воспитательной системы (обобщение) --2012/2013

Содержание деятельности на каждом этапе:

1.Диагностико - проектный: комплексное обследование уровня воспитанности учащихся 7 класса; разработка плана воспитательной работы с классом.

2. Содержательно - деятельностный : работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности учащихся.

3. Рефлексивный - изменение уровня воспитанности учащихся и активизация их жизненной позиции; определение системы дальнейшей деятельности классного руководителя.

Условия реализации программы

  • Определение стратегии и тактики деятельности.

  • Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.

  • Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.

  • Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

  • Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

  • Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.

Концепция воспитательной системы

«Точка опоры».

Строя классную систему воспитания, я прилагаю свои усилия, чтобы предоставить возможность каждому ученику для самовыражения в познавательной, коммуникативной, трудовой, игровой, эстетической деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Для этого важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с возрастными особенностями учащихся на всех ступенях обучения и воспитания мною определены программа и доминирующий вид деятельности.

  • 7 класс: Программа «Познай себя, чтобы познать других».

Доминирующий вид деятельности - коллективная творческая деятельность, с целью не только сплочения классного коллектива, но и проявления и развития индивидуальности ученика.

Проект: «Уклад классной жизни» (приложение №1).


  • 8-9 классы: Программа «Я человек, но какой?».

Доминирующий вид деятельности - педагогическое сопровождение и поддержка ребёнка, максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие талантов и создание условий для его нормального духовного, интеллектуального и физического самосовершенствования.

Проект: «Малая классная академия (МКА)» (приложение№2)

«Песни в военной шинели»

  • 10-11 классы: Программа «Я и моё будущее».

Доминирующий вид деятельности - профессионально-ориентационный мониторинг, который включает в себя знакомство с профессиями настоящего и будущего времени и психологическую предрасположенность учащихся к выбранным ими будущей профессии. Участие школьников в этой деятельности не только способствует обогащению их представлений об окружающем социальном и природном мире, но и содействует профессионально-личностному самоопределению. Наиболее удачной формой её организации, на мой взгляд, является Малая классная академия. Она объединяет учеников, стремящихся пополнить арсенал своих знаний, умений и навыков в определённой области науки и культуры, чтобы удовлетворить свою потребность в практической и творческой деятельности.

Проект: «Модель выпускника» (приложение №3).

В моей системе выделено пять основных компонентов:

  • Индивидуально-групповой;

  • Ценностно-ориентированный;

  • Функционально-деятельностный;

  • Пространственно-временной;

  • Диагностико-ориентированный.

Ориентирами в построении авторской программы классного руководителя по воспитанию в классе всесторонне развитой, конкурентоспособной личности составляют идеи системного, деятельностного, линостно-ориентированного подходов.

В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы:

  • Учебные занятия спецкурсов «Самосовершенствование личности» (Г.К.Селевко), «Философия жизни» (Н.Е.Щурковой);

  • Циклы тематических часов;

  • Игры-путешествия;

  • Тренинги саморазвития, личностного роста;

  • Мастерские самопроектирования;

  • Творческие самопрезентации;

  • Персональные выставки;

  • Экскурсии, походы и т.д.

Все перечисленное положено в основу моей воспитательной программы, которая позволит нам воспитать конкурентоспособную личность, способную выстоять в современном мире. Мы постоянно помним о том, что воспитание без обучения возможно, а обучение без воспитания теряет всякий смысл.

Основные достижения, предполагаемые программой.

1.Сформированный уклад жизни, позволяющий формировать конкурентоспособную личность, включающий:

  • оптимальный набор необходимых изучаемых предметов, спецкурсов, факультативов, дополнительных занятий;

  • предпрофильную и профильную подготовку учащихся класса через введения курсов «Профессиональное и жизненное самоопределение», «Маленькие секреты большой журналистики», «Предпрофильная правовая подготовка школьников», «Имидж и профессиональная карьера», «Основы экономики и предпринимательства», «Экономика», «Мировая экономика», «Профессиональное самоопределение (самопознание, диагностика способностей)» и др.;

  • контакты с вузами города по вопросам профориентации, определения условий и правил приема, диагностика поступления выпускников и их успехов;

  • программу «Коммуникативная культура учащихся» и как следствие ее реализации - сформированность у учащихся навыков коммуникабельности, способности к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству;

  • реальную работу органов самоуправления, позволяющую проявить творческий и деятельностный потенциал учащихся;

  • деятельность Интернет-ресурсов для оптимальной реализации субъектной позиции участников образовательного процесса во внешнем информационном пространстве;

  • деятельность классного пресс-центра и издательская деятельность как реализация творческого потенциала школьников;

2. Сформированные качества личности, определяющие ее конкурентоспособность:

  • развитие у учащихся всех положительных видов «самости» - самоутверждения, саморазвития, самообразования, самосовершенствования, саморегуляции;

  • развитие аналитических возможностей, умение школьниками составить свой профессиональный и жизненный план;

  • сформированность высоких духовных и нравственных качеств как залог цивилизованных методов и способов достижения целей,

  • положительная динамика здоровья учащихся как одной из главных качественных характеристик конкурентоспособной личности.


Диагностико-результативный компонент.

При отсутствии достоверной, тщательно проанализированной информации о развитии личности ребёнка, формирования коллектива класса, состоянии и результатах воспитательного процесса ставится под сомнение педагогическая целесообразность всей трудоёмкой деятельности по моделированию воспитательной системы класса, поэтому в моей программе этому вопросу уделяется особое внимание.

При разработке диагностико-аналитического инструментария я исходила из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как отношение достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному.

Материалом эффективности воспитательной системы служат критерии и соответствующие им показатели (приложение№4). Поскольку целевые ориентиры моей авторской воспитательной системы и деятельность направлены, прежде всего, на развитие ребёнка, то в качестве основных критериев и показателей мною избираются воспитанность учащихся, сформированность потенциалов их личности, интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. В соответствии с применяемыми критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах личности ребёнка. Наряду с педагогическими методами, используется социологические и психологические, что способствует изучению эффективности воспитательной системы. Для изучения классного коллектива использую методы психолого-педагогических исследований, таких как наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и т.д. (приложение №5) .

Полученные сведения анализируется, и заносятся в диагностическую карту-- характеристику, которая создана на каждого ученика и есть сводная по классу (приложение №6). Так как я учитель математики , мною была придумана графическая схема всестороннего развития ребёнка (структура развития ребёнка).

Структура развития ребёнка.


Зависит от моей системы ценностей

ЗНАЮ

ХОЧУ

Нравственный

потенциал

Познавательный

потенциал

Я

Я сам

Я с другими

Эстетический

потенциал

Физический

потенциал

МОГУПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыУ

УМЕЮ

Зависит от моей природы

Э Т А Л О Н

(площадь обучаемости и воспитанности)

Уровень воспитанности определяем, как длину вектора, проведённого из центра нашей схемы. Это делает каждый ученик, родитель и классный руководитель. В конце такой диагностики у каждого ребёнка получиться схема с секторами, заполненными векторами разной длины. Если соединить все концы векторов, то мы получаем некую площадь, которая будет у всех разной и будет определяться длиной вектора.



После этого делается вывод о том, какие качества, черты характера являются доминирующими, влияющими на учебную и личную жизнь школьника; какие особенности, недостатки в поведении, в учебной работе, в отношении с другими людьми необходимо изменять, улучшать; какое педагогическое влияние целесообразно применить. Для каждого ребёнка разрабатывается Программа индивидуальной поддержки учащихся на основе взаимодействия «Классный руководитель-учащийся

-- родители» (приложение №7).

Возможности ученика растут вместе с ростом каждого вектора. При росте хоть одного вектора, автоматически увеличивается площадь общего развития ребёнка.



Опыт показывает, что такое представление зависимости всестороннего развития от разных факторов не только вооружает учащегося знаниями о самих себе, но и играет мотивирующую роль в дальнейшей работе по саморазвитию. Ребятам хочется «запустить» эту схему, превратить её

в динамическую модель, чтобы посмотреть, как она работает. Каждый из этих факторов мы изучаем отдельно, поэтому каждому ребёнку предоставляется возможность выяснить про себя то, что поможет ему не только хорошо учиться, но и сознательно развивать в себе то, что обеспечит успех в дальнейшей жизни, в профессиональной карьере.

Мониторинг воспитанности класса.


Зависит от моей системы ценностей

ХОЧУ

ЗНАЮ

Я сам

Я с другими

Я

УМЕЮ

МОГУПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыУ

Зависит от моей природы

Э Т А Л О Н

(площадь воспитанности)

9 класс

8 класс

7 класс

КРИТЕРИИ:

Сообразительность Честность

Любознательность Стремление к здоровому образу жизни

Самостоятельность Патриотизм

Сочувствие Вежливость

Дружелюбие Дисциплинированность

Трудолюбие Самокритичность

Социометрия.

Зависит от моей системы ценностей

АКТИВ

ХОЧУ

ЗНАЮ

Я сам

Я с другими

Я

ЗОНА РИСКА

МОГУПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыУ

УМЕЮ

Зависит от моей природы

Критериями и показателями эффективности воспитательного процесса явились сформированность коллектива класса, удовлетворённость учащимися и их родителей жизнедеятельностью в классном сообществе, оценивание результативности работы по созданию в классе благоприятного нравственно-психологического климата .

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

  • Материально-техническое обеспечение.

  • Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;

  • Использование в работе материальной базы, оборудования класса;

  • Оснащение кабинета необходимыми ТСО;

  • Социальная защита учеников.

  • Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.

  • Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.






















ПРИЛОЖЕНИЕ №1: УКДАД ЖИЗНИ КЛАССА.

ЭМБЛЕМА КЛАССА


СССР





РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ



Традиции, законы, увлечения…


МЫ: Я+ТЫ+…




Страна Самостоятельность

Солнца Самоуправление

Счастья Самосовершенствование

Радости Решительность

Девиз:

«Дайте нам точку опоры, и мы перевернём весь мир!

ПРАВИЛА ЖИЗНИ В НАШЕМ КЛАССЕ:


«Я - дело».

Взялся за дело - доделай его до конца.

Ни одного дня без доброго дела.


«Я - зеркало».

Относись к другим так же, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Что посеешь, то и пожнёшь.


«Я - друг».

Нас классная семья недаром породила, мы - школьные друзья, и в этом наша сила.


«Я - энциклопедия».

Стремись объять необъятное.

Знания лучше всякого богатства.


«Я - здоровье».

Здоровому всё здорово.

Выбери любимый вид спорта и занимайся на здоровье.


«Я - гражданин».

Настоящий гражданин и сын Отечества - это одно и то же.

Родина - не любимый пейзаж, а идеалы, которые надо защищать.




ПЕСНЯ:«Нейлоновое сердце».


Говорят, что будет сердце из нейлона,

Говорят, что 200 лет стучать ему,

Может это по науке и резонно,

А по-нашему ребята ни к чему.


Кто-то слабого обидел и хохочет,

Кто-то трусом оказался и скулит,

А нейлоновое сердце не клокочет,

А нейлоновое сердце не болит.


Нет, ребята, не для нас определённо,

Жить, не видя и не слыша ничего,

Даже если будет сердце из нейлона,

Мы научим беспокоиться его.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2:

МАЛАЯ КЛАССНАЯ АКАДЕМИЯ.

Малая классная академия (МКА) - детская организация, созданная на основе трёх принципов: добровольность, научность, интеллектуальное и творческое саморазвитие.

Цель создания МКА: удовлетворить потребность учащихся в практической и творческой деятельности, в поиске оптимальных путей в достижении образовательных и жизненных целей; помочь детям с высокой мотивацией в различных областях науки и искусства почувствовать себя адаптированными к жизни в современном обществе.

Задачи:

  1. Формирование у учащихся умение организовать своё свободное время;

  2. Расширение кругозора учащихся;

  3. Развитие у учащихся коммуникабельности, организаторских способностей;

  4. Интеллектуальное развитие учащихся;

  5. Социализация учащихся путём формирования у них навыков самоорганизации и эффективной деятельности в коллективе.

МКА объединяет в себе всех учащихся класса.

ДЕВИЗ МКА:

«Считай несчастным тот день и тот час, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (философ).

ОБЯЗАТЕЛЬНО

узнай,

создай,

расскажи,

поделись,

обсуди

НОВОЕ



СТРУКТУРА МША.

КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ.


РЕКТОРАТ МКА:

  • Ректор МКА;

  • Проректор по организационной работе;

  • Проректор по связям с общественностью;

  • Учёный секретарь;

  • Деканы факультетов;

  • Кураторы.


МКА включает в себя три факультета.

Планирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опоры

Факультет «Образования».

Цель: развитие познавательных интересов учащихся, творческого подхода и активной позиции в образовательном процессе, для поиска новых образовательных форм во внеурочной деятельности.

Отделы:

  1. Лекторское бюро-подготовка лекторов и проведение научно-популярных лекций;

  2. Теоретический отдел - углубление знаний учащихся, интересующихся той или оной наукой; члены секции занимаются подбором и обработкой информации.

  3. Бюро научной и технической информации (БНиТИ) -систематическое ознакомление учащихся класса с новыми открытиями и изобретениями в различных областях науки, а также со знаменитыми датами календаря науки; члены секции проводят обзор научно-популярных журналов.

  4. Библиографический отдел-популяризация среди школьников научно-популярной и научно-фантастической литературы; члены секции следят за поступлением новых книг в школьную библиотеку, устраивают различные читательские конференции, создают стенды книжных новинок.

  5. «Думающая группа»-- занимается подбором различных вопросов и заданий для олимпиад, марафонов, интеллектуальных игр.

  6. Отдел по подготовке и проведению олимпиад, марафонов и интеллектуальных игр.

Факультет «Творчество».

Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление интересов, способностей и наклонностей.

Функции: планирует и организует на всех ступенях творческую деятельность в сфере нравственного, духовного и гражданского воспитания; ведёт учёт и разрабатывает систему поощрений творческих достижений отдельных учащихся или класса.

Отделы:


  1. Социальных инициатив - расширить рамки образовательного процесса, предоставив возможность общения с людьми интересными и компетентными в различных сферах жизни: культуры, литературы, медицины, политики, спорта, образования и т.д.;

  2. Игровой педагогики - всестороннее развитие учащихся путём вовлечения их в игровую деятельность; знакомство учащихся с многообразием мира игры; организация и проведение в школе игр различного типа и содержания; организация работы школьной игротеки.

  3. Отдел по проведению различных творческих конкурсов, выставок - занимается подготовкой, организацией и проведением различных мероприятий; вырабатывает критерии оценки того или иного мероприятия.

  4. Кадровое актёрское агентство-занимается подбором и подготовкой актёров и ведущих.

Факультет журналистики.


Цель: предоставить возможность творческого самовыражения каждому ребёнку; расширить кругозор ребёнка, через специфическую атмосферу масс-медиа, обогатить представление о мире печати, радио, телевидения, технике и технологиях современных СМИ; лучше узнать компьютерную технику, работу, возможности издательских программ.

Отделы:

Редакция классной газеты-работать в режиме школьного пресс-центра, повышать качество материалов и оформления, разнообразить темы и жанры, увеличивать объёмы номеров, готовить тематические выпуски, наращивать периодичность.



Планирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опоры



Планирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опорыПланирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опоры










ПРИЛОЖЕНИЕ №3:

Модель выпускника.

Нравственный потенциал личности:

  • наличие ответственности и гордости за принадлежность к своему Отечеству, своей семье,

  • сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;

  • творческое самовыражение личности, самооценка и самоанализ собственных возможностей, готовность к самоопределению, самореализации и самоутверждению в социуме;

  • понимание и принятие философии прав и свобод человека, политическая и правовая культура;

  • патриотизм и социальный оптимизм;

  • способность сделать осознанный, нравственный выбор.

Целеустремленность, наличие близких и далеких целей:

  • наличие жизненного и профессионального планов;

  • активная профессиональная подготовка,

  • стремление к материальному благополучию и готовность экономически себя обеспечить: при этом добивать я всего благородными методами и средствами;

  • желание быть счастливым в крепкой, благополучной семье.

Познавательный потенциал:

  • понимание необходимости в «обучении на всю жизнь», стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;

  • широкий информационный кругозор,

  • потребность перевода теоретических знаний в практические действия;

  • учение обобщать, анализировать, систематизировать, делать выводы;

  • гибкое, мобильное мышление, свободное от существующих догм;

  • умение ориентироваться в справочной, художественной, научной литературе, пользоваться ресурсами Интернета;

  • наличие навыков самообразования и самоорганизации;

  • доказательность и аргументированность суждений.

Отношение к трудовой деятельности, обязанностям:

  • добросовестность и обязательность;

  • старательность и настойчивость;

  • предприимчивость;

  • самостоятельность;

  • творческий подход к работе;

  • конкурентоспособность, умение реализовать свои притязания на право занять значимое место в обществе.

Коммуникативный и социальный потенциалы личности:

сформированная активная жизненная позиция, адаптация к жизни в современном обществе:

  • владение умениями и навыками культуры общения;

  • уважительное, гуманное отношение к мнению других, поступкам, личностным качествам окружающих;

  • интерес к людям, общительность, проявления альтруистической жизненной позиции;

  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству, диалоговому общению;

  • терпимость, толерантность, умение настоять на своем, но в некоторых ситуациях, после мысленного анализа уступить;

  • сдержанность и тактичность;

  • знание психологических основ общения;

  • умение соблюдать субординацию и дистанцию в общении;

  • владение культурой речи;

  • умение общаться при помощи Интернета.

Здоровье и здоровый образ жизни

  • отношение к здоровью как к одной из главных составляющих конкурентоспособной личности;

  • знание механизмов и способов поддержания здоровья;

  • постоянное и непрерывное физическое развитие, стремление к физическому совершенствованию;

  • стремление к устранению вредных привычек, соблюдение правил личной гигиены;

  • участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях по месту жительства;

  • умение использовать физические упражнения для повышения работоспособности, снятия эмоциональных стрессов.

Эстетическая культура:

  • эстетический кругозор и эстетический вкус;

  • умение отличать прекрасное и безобразное в природе, искусстве, общении, труде, учении;

  • развитое творческое начало;

  • умение рисовать, петь, танцевать;

  • умение одеваться со вкусом, соответственно случаю, со вкусом организовывать свой быт.

Отношение к природе:


сформированная экологическая культура со следующими главными составляющими:

  • рациональное использование природных ресурсов;

  • готовность охранять и защищать природу;

  • осознание долга заниматься восстановлением природы.

Планирование воспитательной работы: Программа воспитательной работы в классе Точка опоры


ПРИЛОЖЕНИЕ №4:

Критерии и показатели учебно-воспитательного процесса.

КРИТЕРИИ

ПОКАЗАТЕЛИ

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

Освоение учащимся образовательной программы.

Развитость мышления.

Познавательная активность учащихся.

Сформированность учебной деятельности.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

Нравственная направленность личности.

Сформированность отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника.

Коммуникабельность.

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Знания этикета поведения..

Сформированность эстетического потенциала личности выпускника

Развитость чувства прекрасного.

Сформированность других эстетических чувств.

Сформированность физического потенциала личности выпускника

Состояние здоровья выпускника.

Развитость физических качеств личности.

Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в школе.

Комфортность ребёнка в школе.

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе.

Сформированность общешкольного коллектива.

Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

Развитость самоуправления

Сформированность совместной жизнедеятельности.




ПРИЛОЖЕНИЕ №5:

Диагностика эффективности воспитательного процесса.

Аспекты изучения

Диагностические средства

Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

  • Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

  • Методики изучения развития познавательных интересов.

  • Школьный тест умственного развития (ШТУР).

  • Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала личности учащегося.

  • Тест Н.Е. Щурковой «размышляем о жизненном опыте».

  • Методика С.М. Петровой «Пословицы».

  • Методика П.В. Степанова и др. исследование процесса формирования ценностных отношение личности.

  • Методики для изучения воспитанности.

  • Педагогическое наблюдение.

Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника.

  • Методика выявления коммуникативных склонностей.

  • Педагогические наблюдения.

Сформированность эстетического потенциала личности выпускника

  • Педагогические наблюдения

Сформированность физического потенциала личности выпускника

  • Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

  • Выполнение контрольных нормативов.

Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в школе.

  • Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся жизнедеятельностью в школе».

  • Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворённости педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

Сформированность общешкольного коллектива.

  • Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)».

  • Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».

ПРИЛОЖЕНИЕ №6:

Диагностическая карта-характеристика.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ФИ ученика

успеваемость

ИНТЕРЕСЫ

Положение в коллективе

Культура общения

Трудовая активность

Активность в воспитательном пространстве

Воспитание «самости»

Ценностная ориентация

Индивидуальная поддержка

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть


Детские и молодёжные организации

Учебно-воспитательные дела в классе, школе

Внешкольное образование

Самостоятельность

Самооценка

Самопознание

Саморегуляция

Самоопределение

Индивидуальные задачи воспитания

1

Вавилов Виктор



























Работа с диагностической картой.

Для заполнения диагностической карты использовать анализ медицинских карт, набор методик и т.д. Оптимальный способ получения информации о детях - это наблюдение, опрос, анкетирование, беседы с учащимися и их родителями.

Заполнение диагностической карты необходимо провести в первые 1-1,5 мес. Результаты постепенно, после обработки вносятся в колонки диагностической карты. Вы можете избрать те обозначения полученных результатов, которые для вас наиболее приемлемы, удобны. Последовательность заполнения карты:

№1. Номер блока карты.

№2. ФИ учащегося (мальчиков и девочек) заполняется отдельно, на разных страницах, с целью дифференциации воспитательной работы.

№3. Сведения об успеваемости выставляются:

«О»-отличик(ца)

«У»-хорошист(ка)

«Т»-троечник(ца).

№4. Интересы учащихся можно выявить с помощью анкеты с тремя блоками: общественные дела, личные мотивы, престижное положение. В дневнике отмечается:

«О»-общественные дела

«Л»-личное участие в делах

«П»-желание иметь престижное положение в коллективе.

№5. Положение в коллективе. Позволяет выявить явных, скрытых лидеров, отверженных учащихся, социально-активных членов класса. Полученные сведения могут быть учтены при определении уровня сплочённости классного коллектива, помогут выявить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке.

№6. Культура общения. Может быть выявлена в процессе наблюдения за детьми или анкетирования. Полученные сведения можно отметить:

«К»-коммуникабелен

«Р»-раздражителен «З»-замкнут.

№7. Трудовая активность учащихся выявляется с помощью наблюдения, бесед, ситуаций, мнения других учителей, родителей. Фиксировать результаты можно на усмотрение классного руководителя.

№8. Воспитательное пространство:

  • Принадлежность к детским молодёжным организациям выявляется в беседе с учащимися, их родителями. Запись проводится на усмотрение классного руководителя.

  • Активность учащегося в делах класса, общешкольных делах отмечается конкретно (какие кружки, секции, клубы и т.д.) посещает ребёнок, как активно участвует в различных формах воспитательной работы: «А»-активен, «П»-пасивен, «И»-иногда.

  • Какие учреждения дополнительного образования посещает учащийся. Запись в дневнике на усмотрение классного руководителя.

№9. Воспитание «самости»

  • Самостоятельность учащегося может быть выявлена с помощью наблюдения, бесед, ситуаций, мнения других учителей, родителей. Запись в дневнике может быть следующая: «С»-самостоятелен, «НС»-недостаточно самостоятелен, «Б»-безответственен.

  • Самооценка может быть выявлена с помощью наблюдения, бесед, ситуаций, мнения других учителей, родителей. Запись в дневнике может быть следующая: «АС»-адекватная самооценка, «С˂З»-заниженная самооценка, «С˃З»-завышенная самооценка.

  • Самопознание определяется по 5-ти бальной шкале, если учащийся на большинство вопросов анкеты поставил высокие, средние или низкие баллы, то в карту выставляется тот балл. Который чаще всего выставлял себе ученик.

  • Самоопределение определяется по 5-ти бальной шкале, если учащийся на большинство вопросов анкеты поставил высокие, средние или низкие баллы, то в карту выставляется тот балл. Который чаще всего выставлял себе ученик.

№10. Ценностная ориентация - для каждой ступени обучения, в каждом классе могут быть свои. За основу желательно брать такие: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Запись в дневнике на усмотрение классного руководителя.

№11. Индивидуальная поддержка учащихся. В этой графе отмечаются знаком (×) те учащиеся, которые требуют особого к себе внимания (ленивые, капризные, неорганизованные, с проблемами в обучении, поведении, общении, с проблемами в семье).

№12. В этой колонке формируются те проблемы воспитания, которые характерны для данного ученика. На основе выявленных проблем (в результате диагностики) формируется общая цель воспитательной системы класса, определяются направления и задачи воспитательной работы с классом и с каждым ребёнком индивидуально.



ПРИЛОЖЕНИЕ №7:

Программа индивидуальной поддержки учащихся на основе взаимодействий

«Классный руководитель-учащийся-Родители».

Индивидуальная поддержка учащегося должна целенаправленно и чётко определять последовательность действий по достижению цели. Оказывать поддержку тем, учащимся, которые особо в этом нуждаются. Это дети со слабой мотивацией в учении; с трудностями в общении как со сверстниками, так и со взрослыми; это безынициативные, безответственные дети как по отношению к себе, так и к другим; ленивые, на самостоятельные иди чрезмерно избалованные и изнеженные; с проблемами в поведении. Для каждого такого ребёнка составляется программа поддержки, которая состоит из трёх этапов: диагностико-коррекционного, деятельностного и результативного.


  1. Диагностико-коррекционный этап:


ФИ ученика ____________________________________________________________

(оценивается по 5-ти бальной системе).


Качества необходимые для саморазвития.

Самооценка

Классный руководитель

Родители

1

Инициативность:

  • Охотно ли берёшься за дела, которые необходимо сделать.

  • Можешь сказать о себе, что ты активный.

  • Закончив одно дело, включаешься в другое или ждёшь, когда тебя попросят.

  • Часто участвуешь в общешкольных, классных делах.

  • Предлагаешь свои варианты выполнения дела.

2

Заинтересованность:

  • Ты с интересом ходишь в школу.

  • Тебе интересна учёба, внеклассная жизнь или просто общение с друзьями.

  • Тебе в школе не интересно и ты ходишь, потому что надо.

3

Самостоятельность:

  • У тебя есть обязанности по дому.

  • Ты всегда сам начинаешь выполнять учебную и домашнюю работу.

  • Если сталкиваешься с трудностями, преодолеваешь их самостоятельно.

  • Критически сам оцениваешь свои результаты.

4

Ответственность:

  • Ты умеешь разумно планировать своё время на уроки, отдых.

  • Ты сам отвечаешь за своевременный приход в школу, за выполнение порученных тебе дел.

  • Ты отвечаешь за свои действия, поступки, слова.

  • Ты отвечаешь за результативность своей работы на уроках.

  • Ты осознаёшь необходимость дополнительной работы по учебным предметам.

5

Взаимодействия с другими.

  • Ты доброжелателен в общении со своими сверстниками, взрослыми.

  • Ты можешь быть терпеливым, умеешь помогать другим, желаешь достижения хороших результатов для всех.

  • Если кому-то рядом плохо, ты придёшь на помощь.

6

Требовательность.

  • Ты всегда стараешься добиться хороших результатов в учёбе, общественных делах.

  • Ты справедливо оцениваешь результаты своей работы и других.

  • Если тебе нужно выполнить какое-либо задание. А тебе не хочется, ты можешь преодолеть свою лень.



  1. Определение цели саморазвития (совместно с учащимися и родителями).

ЦЕЛИ

I полугодие

II полугодие

1.

2.

3.

4.

5.



  1. Деятельностный этап.

    Деятельность учащихся.

    1

    2

    3

    4

    5

    В учебной деятельности.

    Выступления с докладом.

    Защита реферата.

    Участие в различных предметных викторинах, олимпиадах, марафонах, конкурсах.

    Индивидуальная работа по предмету.


    Во внеклассной деятельности.

    Участие в классных делах, собраниях.

    Участие в конкурсах, праздниках, концертах.

    Участие в трудовых делах класса, школы.


    Во внешкольной деятельности.

    Занятие в домах детского творчества.

    Членство в детских и молодёжных организациях.

    Занятия спортом.

    Творчество, художественно-эстетическая деятельность.



  2. Результативный этап.

ОЦЕНИ СЕБЯ

Самооценка

Классный

руководитель

Родители

1

Учебная деятельность:

  • Изменилось ли твоё отношение к обучению.

  • По каким предметам заметно улучшились результаты, а на каких ты ещё чувствуешь себя неуверенно.

  • По каким личностным качествам тобой достигнуты хорошие результаты, назови их.

  • В каком внеклассном или внешкольном деле, в котором ты участвовал, ты больше всего себе понравился.

  • В каких делах ты принимал активное участие.

2

Помощь учащимся проанализировать себя и сделать выводы.

  • Над какими личностными качествами ещё надо серьёзно поработать.

  • По каким предметам нужна помощь, а по каким сам можешь подтянуться.

  • Какие умения надо ещё развить.

  • Что следует изменить в своих взаимоотношениях со сверстниками, друзьями. Старшими.

  • Какие творческие способности ты в себе обнаружил и хотел бы развить.

  • Над подготовкой к какой профессии тебе следует задуматься.





ПРИЛОЖЕНИЕ №9:

Научно-методическое обеспечение проекта.

Обращение ученых разных научных областей к понятию «конкурентоспособность» обусловлено стремлением обозначить социальную активность личности во всех сферах ее жизнедеятельности.
Так, в работах ученых-социологов Г.И. Морозовой, А.И. Пригожина, H.A. Саломатина, P.A. Фатхутдинова, Э.А. Уткина и др. представлены основные характеристики конкурентоспособных организаций.

В исследованиях ученых-психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. изучаются принципы развития конкурентоспособной личности.

Формирование конкурентоспособного специалиста рассматривается в работах B.C. Безрукова, В. Пузикова, В.А. Сластенина.

Обращают на себя внимание работы, в которых описываются модели конкурентоспособного специалиста (A.A. Вербицикий, В.В. Краевский, М.И. Митина, Р. Петрушева, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури).
В исследованиях М.А. Лукашенко, М.М. Поташника, СИ. Солонина, П.И. Третьякова рассматривается конкурентоспособность образовательных учреждений.
Проблема управления качеством образования как условия конкурентоспособности образовательного учреждения рассматривается в трудах В.П. Беспалько, С.Г. Воровщикова, Т.М. Давыденко, Д.В. Татьянченко, Т.Н. Шамовой. В ходе исследования использовались труды отечественных ученых A.B. Беляева, И.С. Кона, B.C. Лазарева, A.B. Мудрика, И.А. Малашихиной, Г.К. Селевко, Г.М. Соловьева, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга по общим проблемам педагогики, формирования личности и управления школой.

На начало работы над нашей программой информации о подобной деятельности в образовательных учреждениях России практически не было. В последнее время деятельность по разработке и внедрению программ по формированию конкурентоспособной личности ведется в Мордовии (г.Саранск. Лицей №4), в Ставропольском крае (г. Новоалександровка. СОШ №1), в Татарии (г.Казань), в г.Кострома (СОШ №22).

Из последних публикаций можно выделить следующие:

  • Степанов С.В. Формирование ключевых учебных компетенций как конкурентоспособности личности//Роль человеческого капитала в инновационном становлении России - Казань: Академия управления "ТИСБИ", 2006. - с. 352.

  • Степанов С.В. Реализация направления "Формирование конкурентоспособной личности в условиях образовательного учреждения" на экспериментальных площадках г. Ставрополя//Актуальные проблемы развития образовательного комплекса города Ставрополя - общ. ред. В.Н. Гурова, В.И. Новиковой, С.В. Степанова. - Ставрополь, 2007. - Вып. 4. - с.116.

  • Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М: МОДЭК, 2008. - с.400.

ПРИЛОЖЕНИЕ №10:

Нормативно-правовое обеспечение воспитательной программы.



  1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2002.

  2. Об образовании. Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266-1 (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 23 декабря 2003 года).

  3. Концепция Модернизации образования на период до 2010г от 23.07.02г № 2366.

  4. Конвенция о правах ребёнка.

  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  6. Приоритетный национальный проект «Образование».

  7. Федеральная программа развития образования.

  8. Национальная доктрина образования в РФ.

  9. ФЗ РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений».

  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

  11. Письмо КО от 07.03.2007 № 04-828/00 «Методические рекомендации для руководителей ОУ и классных руководителей по проведению родительских собраний по теме «Формирование у учащихся основ толерантного сознания и поведения, представлений о толерантной городской среде, воспитание школьников в духе культуры мира и согласия

ПРИЛОЖЕНИЕ №11:

Глоссарий.

  1. Адаптация - процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, ее умение приспособиться к своеобразию социума и одно из условий социализации. Показателем является успешность человека в деятельности и взаимоотношениях.

  2. Взаимодействие - система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных

  3. Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей; социально и педагогически обусловленный процесс раскрытия сущностных сил человека, его потенциальных человеческих возможностей

  4. Конкурентоспособная личность - это личность, обладающая такими интегральными характеристиками, как направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая), позволяющие ей добиться успеха в деятельности, общении и самосознании.
    Конкуренция - соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично.

  5. Конкурентоспособность работника - свойство работника успешно выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с работниками аналогичных профессий и уровня квалификации.

  6. Мотивация - интегративное качество личности, имеющее иерархию, протяженность во времени и обусловленное как личными особенностями, так и системой педагогических средств; наиболее сложная структура личности, обеспечивающая ей способность придавать личностный смысл событиям и собственной деятельности, отношениям с людьми, принятию решений по обоснованию своей деятельности посредством таких процессов, как эмоционально-ценностное и содержательно-смысловое переживание социального и познавательного опыта

  7. Научно-исследовательская деятельность - 1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности.

  8. Образование личностно-ориентированное - процесс, создающий условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

  9. Образование непрерывное - процесс развития, самосовершенствования самореализации личности на протяжении всей жизни, обеспечения каждому человеку возможности получения, углубления и пополнения знаний; послевузовское образование в различных формах.

  10. Прогнозирование - научно обоснованное предсказание чего-либо на основе имеющихся данных.

  11. Проектирование личности - научно обоснованное предвидение педагогом наиболее оптимальных результатов взаимодействия в педагогическом процессе между общими целями воспитания, конкретными педагогическими задачами, личными целями, с одной стороны, а с другой - условиями, средствами воспитания и индивидуально-психологическими возможностями данного индивида.

  12. Развитие личности - наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала возможностей.

  13. Самоактуализация - 1. самостоятельная учебная деятельность, сориентированная на приведение знаний, понимания и умений в соответствие с современными требованиями; 2. процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности; 3. высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности.

  14. Самовоспитание - качество личности, возникающее не только как продолжение воспитания, а как качественная особенность, закономерно возникающая в ходе диалектического развития личности в современных условиях

  15. Самоменеджмент - управленческая деятельность, направленная на самого себя, элементами которой являются самовоспитание, саморазвитие, самореализация.

  16. Самоопределение - степень самооценки себя; содержательная сторона направленности личности; определение человеком себя в обществе как личности, занятие им активной позиции относительно социокультурных ценностей и тем самым определение смысла своего существования (с ориентацией на будущее).

  17. Саморазвитие - способность системы к преодолению противоречий своего развития усилиями самих участников образовательных процессов, способность к самоуправлению: постановке целей, проектированию нового состояния системы образования и этапов его достижения, корректировке образовательно-воспитательных процессов, объективному анализу их хода и результатов, выдвижению новых перспектив и т.д.

  18. Самореализация - стремление к признанию своего «Я» окружающими, самостоятельное создание условий для его полного проявления.

  19. Социализация - как специально организованный, так и стихийно происходящий процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения; обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде.

  20. Субъектный опыт - существующий, имеющийся в наличии опыт личности; опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемый ребенком в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков, переживаний своих успехов и неудач, саморефлексии.

  21. Цель - осознанный образ, предвосхищаемого в сознании результата, который определяет целостность и направленность поведения. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует поведение как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.

  22. Цивилизационный подход - 1. один из основных концептуальных ориентиров педагогического процесса; 2. способ осмысления целей, средств, механизмов, условий результатов воспитания; 3. один из путей раскрытия гуманистической сущности и перспектив мирового педагогического процесса.

  23. Экономическое мышление - процесс познания человеком, социальной группой, обществом экономической действительности, экономических отношений, осознания своего места в них и выработки соответствующего образа экономического поведения.


ПРИЛОЖЕНИЕ №12:

Литература.


  1. Березина В.А. Развитие воспитания - приоритетное направление деятельности в системе образования//Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.: Вентана-Графф, 2003.-384с.

  2. Бурдинская С.В. Воспитательная программа "Вокруг тебя - мир…"// Классный руководитель, 2004, №4, с.19-23.

  3. Голованова Н. Панорама взглядов на воспитание//Воспитание школьников, 2004, №7, с.2-5.

  4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"//Воспитание школьников, 2006, №2, с.2-7.

  5. Ильенко Л.П. Программа развития общеобразовательного учреждения: Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием.- М: АРКТИ, 2005, 128с.

  6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.-М.-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 2000, 192с.

  7. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы//Классный руководитель, 2003, №5, с.33-43.

  8. Линский И. Политика в области воспитания: новые идеи//Воспитание школьников, 2005, №5, с.8-13.

  9. Лузина Л. Воспитание как событие//Воспитание школьников, 2004, №9, с.4-6.

  10. Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса: Методическое пособие. Часть 4. Ценностные ориентации школьников. - Ульяновск: УИПКПРО, 2003, 44с.

  11. Михайлова Л.А. Комплексная программа воспитательной деятельности школы №618 г. Санкт-Петербурга//Классный руководитель, 2003, №5, с.44-63.

  12. Мудрик А.В. Воспитание в системе образования: характеристика понятия // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.: Вентана-Графф, 2003. - 384с.

  13. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М: МОДЭК, 2008. - 400 с.

  14. Поляков С.Д. Модель мониторинга организации воспитания в средней общеобразовательной школе. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005

  15. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы//Воспитание школьников, 2000, №1, с.6-9.

  16. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: Сфера, 2005.

  17. Степанов С.В. Формирование ключевых учебных компетенций как конкурентоспособности личности//Роль человеческого капитала в инновационном становлении России - Казань: Академия управления "ТИСБИ", 2006. - с. 352.

  18. Степанов С.В. Реализация направления "Формирование конкурентоспособной личности в условиях образовательного учреждения" на экспериментальных площадках г. Ставрополя//Актуальные проблемы развития образовательного комплекса города Ставрополя - общ. ред. В.Н. Гурова, В.И. Новиковой, С.В. Степанова. - Ставрополь, 2007. - Вып. 4. - с.116.

  19. Сафонов Г.Н., Потылицына Н.Р. Программа воспитательной работы Бийского лицея//Классный руководитель, 2003, №3, с.27-41.

  20. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе.- М: Центр "Педагогический поиск" , 2002. - 169 с.

  21. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М, 2000. - 256 с.

  22. Щуркова Н.Е. Ключевой вопрос воспитания и профессиональный субъект воспитания//Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.: Вентана-Графф, 2003. - 384с.

24. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2002. - 354с.


© 2010-2022