Материал к классному часу «Путешествие по музеям»

Не каждый может куда-то выехать, к сожалению. Но ведь путешествовать можно по-разному: смотря телепередачи, читая книги, слушая рассказы родных и друзей. Я приглашаю Вас и Ваших учеников в заочное путешествие по необычным музеям России. Можно побывать в музеях кирпича, хлеба, шоколада. Интерес вызовет рассказ о музеях валенка, тульского пряника, причёски... Нашему взору открылось огромное количество всевозможных залов, предметов, вошедших в историю. Исходя из этого можно сделать вывод, что п...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ангарский музей часов открылся в 1968 году. Это событие приковало к Ангарску любителей старины и собирателей измерителей времени . Основой для его создания послужила коллекция ангарчанина Павла Васильевича Курдюкова (1908-1985гг.), которая формировалась на протяжении 50 лет.
Формирование музейной коллекции проходило поэтапно. Большая часть часов приобретена у П.В.Курдюкова, некоторые экспонаты - это дары П.В. Курдюкова, посетителей и почитателей музея.
Собрание часов, очень разнообразное и интересное, ныне насчитывает более 1100 экспонатов: часы XVIII - XX веков стран Западной Европы, России в корпусах из бронзы и мрамора, фарфора и дерева. Дополняет собрание старинных измерителей времени коллекция современных часов. Музейные экспонаты - прекрасные образцы декоративно - прикладного искусства мастеров прошлых столетий и современного декора.
Коллекция часов Ангарского музея уникальна, представляет большую художественную и историческую ценность.
В фондах музея хранятся коллекции картин и графики советских художников (50-70 годы XX века), предметов ДПИ, документов и фотографий, связанных с историей города Ангарска.

Музей игрушек - (Muzeum Hracek) - находится в районе Пражский град на Златой улочке. Музей расположен в одной из бывших графских палат и занимает два этажаМузей игрушек - это настоящее игрушечное королевство. Здесь есть всевозможные игрушки со всех концов света. Основатель этой коллекции - кинорежиссер Иван Штайгр, в 1968 году он эмигрировал из Чехии. Первую свою игрушку Иван Штайгр приобрел в Германии для съемок фильма. Красота старых игрушек очаровала режиссера, и он не захотел с ними прощаться. Через пятнадцать лет активного собирательства в квартире Штайгров в Мюнхене собралось огромное количество игрушек. После бархатной революции в Чехии, в 1989 году появилась возможность открыть музей старых игрушек в Праге. Самые старые и самые редкие экспонаты в пражском музее - это игрушки сделанные из хлеба, которые для своих детей делали индейцы. А также игрушки, сделанные в древнем Египте. Одной из выставленных кукол более двух тысяч лет. Все эти игрушки сделаны из природных материалов, из камня, дерева или из хлеба. Самые ценные игрушки в музее, это, пожалуй, металлические автомобили и корабли. Хотя нельзя точно сказать, какая из игрушек самая ценная. Уникальны и кукольные домики, и куклы с фарфоровыми головками, коллекция рождественских украшений, так как все это антикварные, высокохудожественные предметы. Самые разные отделы посвящены различным типам игрушек. Есть коллекция рождественских игрушек и елочных украшений. Большая коллекция оловянных солдатиков, среди которых можно найти исторических героев: Сталина, Черчилля, Гитлера, Шарля де Голя. Большинство механических игрушек из коллекции Ивана Штайгра, несмотря на достаточно солидный возраст, функционируют. Модель паровой машины, которая служила в качестве наглядного пособия на уроках физики, до сих пор способна пыхтеть, вращая шестеренки игрушечных станков. Кукольные домики отличаются своим уникальным сходством с настоящими домами. Если в плите на игрушечной кухне развести огонь, то можно готовить обед. Если превратиться в маленького гнома, то вполне можно поплескаться в роскошной кукольной ванной. В домиках работают и души, и туалеты. Количество экспонатов в пражском Музее игрушек постоянно увеличивается. Последняя коллекция, которую Иван Штайгр начал собирать, уже вместе со своим внуком, коллекция так называемых "Экшн-менов". Это куклы известных киногероев и знаменитых людей. Уже сейчас за стеклом музейной витрины Вы можете найти Скарлетт О'Хара и Ретта Батлера, персонажей фильма "Унесенные ветром", злобную Круэллу из "Сто одного далматина", героиню "Титаника", Элвиса Пресли, Мерлин Монро, принцессу Диану, Майкла Джексона. Не забыты и чешские спортивные знаменитости, например, хоккейная звезда Яромир Ягр. Вот уже несколько лет в пражском Музее игрушек открыта выставка, посвященная сорокалетнему юбилею Барби. Можно сказать, что это личная коллекция Йоханны Штайгер. Еще в детстве со своим отцом она начала собирать самых популярных кукол современности. Йоханна знает о Барби абсолютно все. Мало кто знает, что Барби не американка, подобно тому, что знаменитость голливудских кинокартин, силач Арнольд Шварценегер, по происхождению - австриец. Бабушка Барби родилась в Германии. В музее можно увидеть Барби в самых разнообразных платьях. Отдельная витрина посвящена Барби, платья для которых придумали известнейшие кутюрье мира, Джани Версачи, Готье, Диор. Все эти куклы являются коллекционными предметами, приобрести которые можно было только на аукционах.

Музей карет. Посещение Музея Карет в Лиссабоне - обязательно. Вы потратите всего полчаса на осмотр - экспозиция очень компактная и при этом впечатляющая, это самое обширное собрание такого рода. Невероятно, но чувство морального удовлетворения от поездки уже гарантировано, ведь ничто так достоверно не характеризует нацию, как материальная культура. В музее карет отражается, как в зеркале, Португалия последних четырех столетий. Ни один настоящий автолюбитель не устоит перед искушением проникнуть в секреты эволюции роскошного средства передвижения от сомнительного удобства гремящей телеги с грубыми металлическими ободами на колесах до великолепного, точно сработанного легкого резного королевского экипажа. Древние домкраты, ливреи фонарщиков, сапоги форейторов - история из дали веков вдруг оказывается в одном шаге, время в стенах удивительного здания словно преломляется, и вот уже появляется из небыли прозрачная величественная фигура всадника с копьем и алым щитом, глуховато цокающая по арене, усыпанной опилками.

Музей матрёшки

Куда ни посмотри - кругом стройным хороводом матрешки. Большие и маленькие, старые и современные, классические и авангардные, 3-местные и 30-местные - так их много в Музее матрешки. В наше время о существовании этой игрушки с более чем вековой историей многие уже забыли. При слове "матрешка" перед глазами возникает Арбат, зима, продавцы в тулупах и шапках-ушанках, оренбургские платки, шаржи на Ленина да Путина и переливы ломаной русской речи: "Сколько-сколько?". "Арбатских матрешек нельзя называть откровенной халтурой, ведь каждая матрешка все-таки ручная работа, - объясняет директор музея Ирина Петровна. - Но искусством это назвать сложно. А вообще, иностранцы любят красное с золотом, тут не прогадаешь".История матрешки уходит на сто лет назад. Точной даты ее рождения никто, конечно, не знает, но отсчитывают от 1900 года, когда мир впервые увидел матрешку на выставке в Париже в коллекции прикладного искусства. Наша Матрена (самое распространенное в России в конце XIX века женское имя) очень понравилась европейцам за идею материнства и бесконечности жизни: мама родила дочку, дочка - дочку, и так до конца терпения художника.Прообразом матрешки, по всей видимости, стала японская игрушка с острова Хонсю (в начале XX века многие в Европе и России увлекались Востоком), фигурка добродушного лысого старичка - буддийского мудреца Фукуруму. Возможно, такая фигурка появилась и в мастерской Анатолия Ивановича Мамонтова в Леонтьевском переулке, где сейчас располагается Музей матрешки. Автором матрешки считается работник этой мастерской Сергей Малютин, придумавший и расписавший первую игрушку, а выточил ее из дерева Василий Звездочкин. Правда, оригинала первой матрешки здесь нет, только копия.Зато есть много не менее интересных экспонатов. Экскурсовод подробно расскажет историю старинной игрушки, объяснит, чем отличается, например, Тверская и Семеновская матрешка, поведает о художниках и тонкостях искусства. Здесь можно несколько раз для внутреннего равновесия пересчитать 30-местную матрешку по мотивам сказки "Руслан и Людмила", посмеяться над забавными рожицами характерной матрешки из Новокузнецка и разложить по ролям сказку "Репка" с помощью матрешки-коробейника.

Музей прически

В марте в Москве был создан Музей парик-махерского, постижерного искусства и декоративной косметики. Подобные музеи были уже существуют в Дюссельдорфе, Топлице (Чехия) и Флиссингене ( Голландия).На выставке "Весенний Вернисаж", которая проходил в Москве, в Гостином Дворе с 21 по 23 марта среди фирм, выпускающих оборудование, инструмент, принадлежности, косметические товары была экспозиция самого молодого Музея прически. В канун Дня музеев он получил всю необходимую докумен-тацию, подтверждающую его статус.

Девизом стенда на "Весеннем вернисаже" был выбран "От Ивана Андреева до Долорес Кондрашовой". На нем были представлены уникальные фотоматериалы о тех, кто содействовал становлению и развитию парикмахерского, постижерного искусства, декоративной косметики в нашей стране. Обязанности экскурсовода выполнял лично директор музея Сергей Егорович Мещеряков. Музей прически находится в Москве, на Артековской улице. Он расположен на 2-м этаже парикмахерского салона, здесь же постижеры работают над изготовлением париков, постижерных изделий. "Наконец осуществилась мечта моего наставника Леонида Александровича Годова, замечательного мастера, художника, прекрасного человека, - рассказывает С.Е. Мещеряков, - Годов всегда мечтал создать Музей прически в России, в Москве".Смотря на аккуратно разложенные в за стеклом витрины ножницы, гребешки, бритвы, щипцы, словно попадаешь в мир московской старины, Гиляровского и Иванова с его "Метким московским словом", в котором есть и глава о парикмахерах. Работа в салонах требовала знания обхождения с клиентами, умение обращаться с косметическими средствами. Во время работы парикмахеры вели светские беседы, часто рассказывали модные сплетни, выполняли роль сводников. Некоторые помогали устроить выгодные дела во время причесывания или бритья, само собой разумеется, что за этим следовал солидный гонорар. Во время работы было принято щелкать щипцами и ножницами за это работники получили прозвище " щелкачи".Если жизнь в городах была весьма сытной, то бродячие ци-рюльники терпели голод , а холод; испытывали различные лишения. Со стулом ,надетым на шею , ящиком на длинном ремне через плечо, путешествовал по селам, деревням в поисках работы цирюльник. В музее можно увидеть большое количество разных бритв, принадлежностей которые они использовали в работе. Привлекают внимание смешные маленькие фигурки, которые находятся среди принадлежностей. Они изображают момент завивки, бритья. Несколько женских головок с историческими прическами, сделанные из гипса, раскрашенные красками напоминает бюсты большей величины, которые было принято выставлять в витринах салонов- парикмахеров. Инициативная группа помогает собирать книги, иллюстративный материал по прическе, макияжу, постижу. Уже сейчас в запасниках музея есть старинные фотографии, по которым можно наглядно изучать историю прически. Скрупулезно накапливает директор музея материалы о людях, которые в разное время писали книги, статьи, работали в области парикмахерского, постижерного искусства. Сейчас еще можно что-то найти, приобрести, через десятилетие может быть поздно, так как из жизни уходят люди, работавшие старинным инструментом, принадлежностями. Все собранные предметы тщательно восстанавливаются. Директор музея прически Сергей Егорович Мещеряков хорошо знает секреты и все премудрости парикмахерского и постижерного искусства. Сам он проработал несколько лет в Лаборатории при ЦБНТИ. Вместе с руководителем лаборатории В.В. Важентукевич и главным художником по прическам Долорес Кондрашовой он активно разрабатывал документацию, модели, являлся специалистом-художником по постижерным изделиям. Обладающий необычайно энергией, Сергей Егорович полон планов по развитию своего детища. Несмотря на то, что музей еще не принимает посетителей, планы руководства - большие. Предполагается проводить конкурсы парикмахеров среди подростков, чтение лекций специалистов, авторов книг по прическе, постижерному делу, парикмахерскому искусству.

На фото: Постижи из каталога 1913-1914 года

P.S. Иван Андреев - талантливый парикмахер-самоучка. Пришел пешком в Москву, доучивался в парикмахерской, выполняя несколько лет " черные" работы. Бедствовал, голодал, но сумел преодолеть все невзгоды. Из ученика стал сначала подмастерьем, затем мастером. Талант, упорство помогли Ивану Андреевичу Андрееву открыть свое дело в Москве, на Кузнецком мосту. Он изучал парикмахерское, искусство за границей, перенимал все лучшее и внедряв в работу свое-го салона. Андреев выезжал на конкурсы, в Париже он был награжден высшими наградами, получил звание профессора Академии парикмахерского искусства, " бриллиантовые пальмы". Он выпустил алъбом причесок в 1909, 1912гг. Его портрет по праву занял свое место в российском музее прически.

Музей Утюга, созданный коллекционером Андреем Воробьевым при участии Дома художника г. Переславля был открыт 29 июня 2002 года.

Первое упоминание о металлическом утюге появляется в 1656 году в книге записей расходов царицы: "Кузнецу Ивашке Трофимову выдаю 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный. " Сейчас в коллекции насчитывается 5 типов металлических утюгов: углевой, цельнолитой, утюг, нагревающийся с помощью дополнительного предмета, чугунный, спиртовой, электрический.

Углевой утюг. разогревается раскаленными березовыми углями. В коллекции представлены углевые утюги: чугунные, 11 бронзовые, даже алюминиевый; заводские утюги, утюги ручной работы. Русские, польские, белорусские.

Цельнолитой утюг - сделан из чугуна или бронзы. Нагревается на печи, электроплитке, газовой плите на медленном огне минут 50. Пользоваться им без прихватки нельзя. Существовали более усовершенствованные конструкции цельнолитых утюгов - парные утюги: одна общая съемная ручка на два чугунных полотна. Одно полотно нагревают, другим гладят, в результате - непрерывный процесс глажения белья. Один из самых старых утюгов в коллекции цельнолитых утюгов - утюг - лев.

Один из самых молодых утюгов - утюг, напоминающий кита. Утюг, нагревающийся с помощью дополнительной чугунной ПЛАШКИ. К утюгу прикладывались дополнительно 2-3 плашки. Их можно попеременно нагревать и менять. Процесс глажения получается непрерывным. Такие утюги были в XVI I , XIX и XX веках.

В Музее несколько видов таких утюгов: бронзовый, похожий на швейную машинку; чугунный похожий на телефон; бронзовый, напоминающий ракету. Все утюги разные, но каждый - произведение искусства. Чувствуется, что сделан он на века и сделан с душой.

Спиртовой утюг. В 1905-1915 годы спиртовые утюги считались одними из самых практичных приборов: ими можно пользоваться безо всяких перерывов всегда, везде. Ни дыма, ни копоти, ни запаха - простота-1 конструкции, изящество, безопасность. В короткий срок произошло развитие производства спиртовых утюгов. Спиртовой утюг марки «Слава» - никелированный, дорожный, весом 2,5 фунта, ценой 5 рубля. Через 10 минут после зажигания утюг готов. Расходует всего на 1,25коп. спирта в час (по ценам 1905г). Для зажигания горелка извлекается из утюга, ставится на специальную подставку, в чашку которой заливается спирт и зажигается. Когда весь стержень горелки покрывается огоньками - ее вкладывают в утюг и ждут, когда утюг нагреется. Чтобы погасить горелку , ее вынимают, огонь задувают.

Музей самовара и тульского пряника

В 1990 г. в доме № 8 а по улице Менделеевской, построенном в 1910 - 1911 гг. по проекту архитектора В. Н. Сироткина, был открыт музей "Тульские самовары" - филиал музейного объединения "Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей". Основу экспозиции музея составила коллекция самоваров, собранная в различные годы в объединении "ТОИАЛМ". Экспозиция музея, которая состоит из трех залов, знакомит с историей возникновения и развития одного из наиболее известных тульских промыслов - самоварного. Первый зал рассказывает о самоварном производстве Тулы в XVIII - XIX вв. Среди уникальных образцов конца XVIII в. - "сбитенник" - предшественник самовара, сосуд для приготовления сбитня - напитка из трав, пряностей, меда; самовар первой тульской мастерской Лисицыных. Самовары первой половины XIX в. представлены образцами фабрик Сомовых, Маликовых и др. Для этого времени характерны самовары в форме бочонка, декоративной вазы, кратера. Выпускали самовары различные по назначению: самовары-кофейники, дорожные; по устройству: жаровые, с керосиновой топкой, самовары "Паричко" со съемным кувшином. Со второй половины XIX в. Тула становится крупнейшим поставщиком самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, а также и за ее пределы. Ни одна всероссийская и международная выставка не обходилась без тульского самовара. В экспозиции музея представлены медали, полученные Н. Баташевыми на Всемирных выставках в Париже (1889), Чикаго (1893), Лондоне (1909), на Всероссийских выставках в Москве (1882), Нижнем Новгороде (1896). Второй зал. Самоварное производство Тулы второй половины XIX - нач. XX вв. представлено "Товариществом паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева в Туле" - одной из наиболее крупных и известных тульских фабрик. В экспозиции также представлены мемориальные предметы-фотографии членов семьи, портрет А. С. Баташева - одного из братьев. Среди наиболее уникальных изделий фабрики 5 миниатюрных самоваров, подаренных в 1909 г. от Баташевых детям императора Николая II. Самовары советского периода 20 - 40 гг. представлены интересными образцами: ваза "Турецкий кальян", самовар-ваза - подарок С. И. Сепанову, директору Тульского патронного завода в 30-е годы; самовар 1949 г. к 70-летию И. В. Сталина. Экспозиция третьего зала знакомит с продукцией машиностроительного завода "Штамп" им. Б. Л. Ванникова, единственного завода Тулы, выпускающего самовары. Здесь представлены образцы жаровых, электрических комбинированных, а также самоваров с художественной росписью, выпущенных в различные годы.

Музей "Тульский пряник" - один из самых молодых музеев города Тулы, но за два года своей работы он приобрел большую популярность не только в Туле, но и в Москве, Калуге, Серпухове, Чехове и многих других городах страны.
В музее представлена история уникального старинного лакомства, пришедшего к нам их глубины веков, пережившего взлеты и падения, потери и возрождение. Вам расскажут о старинных традициях и обрядах. Вы увидите, как его делают в современных условиях, и увидите пряники, изготовленные на старинных формах.
Здесь же в экспозиции представлен и самый маленький, чуть больше полтинника, пряник и гигантский - пудовый, единственный в стране. За время посещения музея можно даже ознакомиться с представленной на пряниках историей нашей страны и событиями, проходившими за многие годы. В экспозиции музея - пряники поздравительные, праздничные, заказные, исторические, именные, фигурные и почетные. Кроме того, туристам предлагается дегустация пряника с чаем и возможность приобрести свежайшие вкусные сувениры.

Появился самовар не сразу. Его прадедушкой был сбитенник. До нашего времени сохранились сбитенники XVIII века, а вот когда родился первый из них, неизвестно. Сбитенник XVIII века можно увидеть в зале музея "Тульские самовары". Внешне он напоминает чайник с большим изогнутым носиком, но внутри у него припаян кувшин, куда накладывали угли (позднее такое устройство кувшина мы увидели в самоваре), а внизу сбитенника -поддувало. Такие сбитенники делали в Туле. Они служили для приготовления горячего ароматного народного напитка (сбитня) из воды, меда, пряностей и трав.



© 2010-2022