Классный час на тему Воспитанность-необходимое качество личности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиКлассный час на тему Воспитанность- необходимое качество личностиГУО «Средняя школа №6 г. Орши»

Воспитанность-

необходимое

качество личности.



Классный руководитель: Жгирова О.В.

Воспитанный человек - это тот,

кому собственная вежливость

не только привычна и легка,

но и приятна.

Д.С.Лихачев.

Цель: помочь учащимся сформировать твердое понятие о том, что такое воспитанность, какого человека можно считать воспитанным.

Задачи:

  1. Развить у учащихся стремление к самооценке и самоанализу;

  2. Вызвать желание к самовоспитанию, саморазвитию.

Предварительная подготовка к классному часу:

Вопросы:

- По каким качествам характера вы судите об уровне воспитанности человека?

- Кого из нашего класса вы считаете человеком воспитанным?

Форма классного часа: беседа на нравственно-этическую тему.

Ход беседы.

Для создания доброжелательных отношений и хорошего настроения участников беседы - игра «Давайте говорить друг другу комплименты».

Инструкция игры: у каждого ребенка красное сердечко с именем одноклассника, которому он должен сделать комплимент. Ребята обмениваются сердечками с приятными похвалами друг другу.

  1. Слово учителя.

- Вам хорошо знакомы слова старой песенки о школе: «…с доброй книгою дружить и воспитанными быть учат в школе…». Поговорим о воспитанности. Быть воспитанным - что это значит?

( В обычном понимании, воспитанность - это соответствие неким принятым в данном обществе правилам хорошего тона. В более широком смысле, воспитанность - результат воспитания, а воспитание штука уже серьезная)

- Какими признаками должен обладать человек, чтобы мы могли его назвать воспитанным?

(на доске прикреплена вырезанная из бумаги фигурка человека, от нее начерчены расходящиеся лучи)

Долг и ответственность ответствеответсвеность

Бережливость

Дисциплинированность

Честность и правдивость

Товарищество

Простота и скромность

Доброта и отзывчивость

Вежливость

Добросовестное отношение к труду

Ответственное отношение к учебе


  1. Сообщение учащегося.

Вежливость

Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым. Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.

Правила вежливости запрещают:

- входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола);

- шуметь, тревожить и раздражать окружающих;

- критиковать чьи-либо религиозные убеждения;

- унижать чью-либо национальность;

- смеяться над ошибками и промахами других людей;

- наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами;

- отсылать по обратному адресу письмо или подарок;

- в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника;

- коверкать фамилии и имена;

- открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов;

- самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.


  1. Работа в группах.

Класс делится на три группы. Каждой группе дается карточка с заданием. Учащимся отводится 3 -5 минут на обсуждение.

  1. Карточка.

О каком качестве воспитанного человека идет речь?

Непреложное правило воспитанного человека не вскрывать и не читать чужих писем. Есть множество вопросов, которые воспитанный человек задавать не будет: «Что тебе сказал по секрету Владик?», «Куда вчера вечером ходила твоя мама?». Находясь в чужом доме, воспитанный человек не открывает ящики столов, шкафов и прочее, не переходит без приглашения из одной комнаты в другую, не открывает без разрешения чужих сумок и портфелей, даже если они принадлежат близким людям. (Деликатность. Быть деликатным - значит уважать чужую жизнь и не совать нос не в свои дела).

  1. Карточка.

Какое качество воспитанного человека отсутствует у Маши?

Владик выскочил из-за стола, не закончив обед, едва успел впрыгнуть в отъезжающий автобус, перебегая улицу, чуть не попал под машину. И вот он в условленном месте, Маши нет. Он вздохнул с облегчением. Через четверть часа он опять вздохнул, но уже по-иному. Маша появилась через час. Знакомая картина, не правда ли? И у вас, конечно, есть подружка, которую вечно приходится ждать. Ее ждут, собираясь выйти из дома, - потому что она еще не уложила как следует свои локоны; ждут на улице - потому что ей необходимо основательно изучить все витрины; ждут, пока она - «на минуточку, только занесу журнал» - забежит к подруге; ждут, когда она выйдет из ванной - ведь там есть зеркало! Такой человек - вор, он крадет ваше время.

(Пунктуальность - высшее проявление вежливости).

  1. Карточка.

Какое качество воспитанного человека отсутствует у данного героя?

Спросил у приятеля: «Кто эта уродина в синем платье?» Услышал в ответ: «Моя сестра». Повернулся спиной к пожилому человеку. Сказал на дружеской вечеринке: «Приятный сегодня вечер. Никак не ожидал». Предложил гостье-толстушке салат: «Ешь, не бойся, от него не полнеют». Сказал в гостях: «Пирожки с морковью - жуткая гадость». И тут как раз их подают. Походя, не подумав, обидел, огорчи, поставил в неловкое положение людей. И пусть для всех очевидно, что в поступках героя нет злого умысла, все равно очень неприятно.

(Тактичность - желание не обидеть, сердечность, понимание чувств другого человека).

Учитель: Т.о., воспитанный человек тот, кто умеет себя вести среди людей, кто чист и опрятен, у кого всегда и во всем порядок, кто бережет чужое время.

А.П. Чехов о воспитанных людях говорил: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы уступчивы… Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома… Они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями… Таковы воспитанные люди».

Что ставит на первое место А.П. Чехов, говоря о воспитанности? - Прежде всего - это уважительное отношение к людям. Человек живет среди людей и свои поступки он должен соизмерять с тем, как их воспримут другие.

Так считает не только А.П. Чехов, но и другой известный писатель Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Это очень трудная наука, потому что совершая какой-либо поступок, человек должен думать о том, как этот поступок отразиться на других людях.


  1. Решение ситуационных задач.

  1. У вас за стеной живет пожилая соседка или сосед, которая (который) часто жалуется, что вы играете на пианино именно тогда, когда ей (ему) необходимо отдохнуть.

- Вот вредная, - реагируете вы на ее (его) жалобу, - каждый раз ложится спать в 14 часов. А для меня это самое удобное время.

Правы ли вы?

  1. Дома вы очень бережно и аккуратно относитесь к своим вещам. Прибираете свою комнату, чистите свои вещи. А в школе рисуете на партах, небрежно убираете в классе. Можно ли считать воспитанным того, кто по - разному относится к вещам в школе и дома?

Придумайте продолжение следующим ситуациям:

  1. Коля взял у Сережи из сумки жвачку без разрешения, а Сережа заметил и…

  2. Бездельник позавидовал предприимчивому человеку и написал на него лживое письмо, а тот…


  1. Игра.

Посмотрите внимательно на себя. Какие качества воспитанности в себе вы могли бы назвать? Запишите эти качества на листочке. Теперь передайте листочек соседу по парте, который ставит «+», если согласен; «-», если не согласен; «*», если сомневается. Теперь передаем листочки через парту. Задание то же. После этого возвращаем листочек хозяину.

Есть над чем задуматься?


  1. Рефлексия.

Воспитание хороших манер требует постоянной тренировки. Если ты станешь вести себя по - разному, в зависимости от обстоятельств, дома и на людях - ты никогда не приобретешь навыков хорошего поведения. Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль - одну у себя дома, другую напоказ, - я предлагаю такую игру.

У каждого из нас наверняка есть знакомый, мнением которого мы очень дорожим, на которого хотим производить благоприятное впечатление. Мы думаем об этом человеке, стараемся почаще бывать в его обществе. А теперь представьте себе, что этот знакомый всегда находится неподалеку и постоянно за тобой наблюдает. Это изменит тебя до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть и быть вежливыми с окружающими. А через некоторое время горбушка хлеба в грязной руке уже не покажется такой вкусной, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире - раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали твоей привычкой и внутренней потребностью.



© 2010-2022