Статья на тему: Коммуникативная компетентность

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К.В. Позолотина

Г. Томск, Томский государственный педагогический колледж

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. «индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения. Коммуникативная компетенция - одна из важнейших характеристик языковой личности» [1, 176].

Тема моего исследования заинтересовала меня, как бедующего педагога, который в дальнейшем собирается идти работать в школу. На мой взгляд, коммуникативная компетентность очень важна в наше время, ведь она является речевой деятельностью человека. А, как известно речевая деятельность это важный компонент в общении людей между собой, ведь она дана человеку для общения. Потому каждый человек должен учиться говорить не просто правильно и красиво, а говорить так чтобы его понимали окружающие. Особенно важно формировать эти навыки правильного общения, начиная с самого детства. Ребенок-младший школьник формирует свое представление об окружающем его мире, включает себя в социум, поэтому общение - важный фактор в становлении его личности. Именно поэтому возраст младшего школьника как ни как благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своего интереса к общению. Из чего можно сделать вывод, что развитие коммуникативной компетенции - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность учащегося, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать других, правильно высказывать свою точку зрения и обосновывать ее.

«Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения» [2].

К основе формирования коммуникативной компетенции можно отнести опыт человека и его общения в целом. А к основным источникам приобретения можно отнести опыт народной культуры, знание нескольких различных языков общения, а так же опыт межличностного общение людей. Все эти приобретения можно осуществить на уроках русского языка уже в начальной школе.

Изучая данную тему меня, заинтересовало все то, что связанно с коммуникативной компетенцией. В дальнейшем выйдя на преддипломную практику, а так же на работу в школу, я планирую применять различные методики формирования данной компетенции у своих учащихся. Одной из методик можно пользоваться на любом уроке литературного чтения иди уроке русского языка. Обучение самому оптимальному чтению можно провести с помощью пятиминуток чтения и маленьких письменных упражнений с буквами, слогами, словами со специально допущенными ошибками. Но самыми эффективными являются многократное чтение, чтение в хорошем темпе скороговорок, выразительное чтение с несколькими переходами на незнакомую часть текста, а так же хоровое чтение «жужжащее», либо чтение в парах. Если использовать хоть одну из методик на уроках русского языка и литературного чтения, то у ребенка будет не просто качественнее формироваться и пополняться не только словарный запас, а так же будет строиться правильная и выразительная речь, что является неотъемлемой частью общения людей между собой. Такие методики рекомендуется применять всем учителям начальных классов. Ведь именно учитель начальных классов вносит большой вклад в становлении личности каждого ребенка, который умеет правильно владеть своей речью.

  1. Сокорутова Л. В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников в национальной школе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф.,Т. I. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-179.

  2. Чекашкина О.В. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников. Электронный ресурс: Код доступа: URL: nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/formirovanie-kommunikativnoi-kompetentsii-mladshi.



© 2010-2022