Рабочая программа начального военного образования Юный кадет

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа начального военного образования Юный кадетГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС-ИНТЕРНАТ-

ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»











Программа

гражданско-патриотического воспитания обучающихся

классов военно-музыкальной направленности

обучения и воспитания





«Кадетом быть …

А что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это значит честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить!»









г. Керчь

2015 год


ВВЕДЕНИЕ.


В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностного потенциала, определение жизненных позиций.

Заметным явлением в системе российского образования стал новый вид общеобразовательных программ - кадетское образование. Основными целями деятельности кадетского объединения являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность эксперимента: В последние годы кадетское обучение и воспитание становится популярным как среди детей, так и среди родителей, но остро встает проблема его доступности. Центрами кадетского обучения и воспитания являются большие города и детям из малых городов и сельской местности, оно становится малодоступным. Это достаточно сложно для многих семей, которые хотели бы дать детям кадетское обучение и воспитание. В данной ситуации реальным и оптимальным выходом явилось создание кадетских классов в лицее, как структуры общеобразовательного учебного заведения. Организация кадетского класса повышает возможности воспитанников для дальнейшего обучения в военных учебных заведениях и прохождения срочной службы в рядах Российской армии. Данный подход позволяет повысить доступность кадетского образования для обучающихся и воспитанников из сельской местности. Он создаёт структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально-активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание обучающихся.

Система гражданско-патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, массовую патриотическую и волонтёрскую работу, организуемую и осуществляемую педагогами и воспитателями лицея при поддержке государственных структур и общественных организаций.

Создание системы патриотического воспитания предполагает консолидацию деятельности школы с внешкольными организациями, советом ветеранов, военно-патриотическими союзами города, другими общеобразовательными учреждениями по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания. Исходя из требований времени и особенностей развития школы и общества, в целом, разработана эта программа: «Юный кадет». Программа содержит основные цели и задачи, сроки и этапы ее использования, систему мероприятий, в том числе нормативного и ресурсного ее обеспечения.








ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.

В работе по организации и функционированию кадетских классов в общеобразовательных учреждениях применяются следующие понятия:

Кадетское образование - это обучение и воспитание, направленное на интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Кадеты - обучающиеся кадетских школ, кадетских школ-интернатов, кадетских классов общеобразовательных учреждений.

Кадетство - явление, связанное с существованием организованного кадетского образования.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ.

Создание и функционирование кадетских классов в общеобразовательных учреждениях осуществляется на основе действующего законодательства Российской Федерации:

  • Конституции Российской Федерации;

  • Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»;

  • Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

  • Распоряжения Правительства РФ от 07 февраля 2011г. № 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015годы»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. №373, (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009г., рег. № 17785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. N 1427 "Об утверждении Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)"

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;

  • Приказом от 15февраля 2010 года № 117 Министерства Образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате»;

  • Приказом Министерства Обороны Российской Федерации и Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 24 февраля 2010г №96 №134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в учебных пунктах»;

Локальные акты

  • Устав лицея;

  • приказы директора лицея;

  • положения о кадетском классе и кадетском совете.

При определении содержания образования и воспитания в кадетских классах можно руководствоваться:

- законом Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах в России» от 13.03.1995 г. № 32- ФЗ;

- законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 5№ 32- ФЗ 3- ФЗ;

- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской федерации от 05.10.2010 г. № 795;

- Письмом Минобразования РФ от 27 июня 2002 г. N 01-50-841/32-05 «О роли и месте кадетских школ, кадетских школ-интернатов в современной системе образования»



ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы деятельности кадетских классов является - создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи для формирования социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите, Гражданина России, способного сделать верный выбор в начале жизненного пути и нести полную ответственность за принятое решение.


Цель программы:

Основными целями деятельности кадетского объединения лицея являются интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их социализация в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Данная цель может быть достигнута при соблюдении следующих требований:

  • Создание системы взаимодействия кадетских классов по военно-патриотическому воспитанию.

  • Наличие воспитательно-образовательной программы и возможность качественного педагогического и психологического сопровождения учебного процесса.

  • Наличие в лицее традиций патриотического воспитания и базовых структур, на основе, которых развернуты кадетские классы.

  • Позитивное отношение к идее кадетства администрации, педагогического коллектива лицея, родителей и детей;

  • Поддержка деятельности кадетских классов органами городского самоуправления, образования, социальными партнерами учебно-воспитательного комплекса, ветеранами ВОВ и военной службы.

  • Наличие ресурсного обеспечения деятельности кадетских классов.

  • Разработки и реализации обеспечения для обучающихся кадетских классов перспективы по окончанию обучения для поступления в учебные заведения.

На сегодняшний день государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Керченский учебно-воспитательный комплекс-интернат-лицей искусств» располагает всем необходимым для успешной реализации программы кадетских классов, как внутришкольной образовательной и воспитательной структуры. В ходе данной работы предполагается выполнение следующих учебных, воспитательных и социальных задач:

  • образование в пространстве базового федерального учебного плана и системы дополнительного образования на принципах развивающего, углубленного и личностно-ориентированного обучения в сочетании с четкой организованной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования;

  • создание благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эмоционального, психического и физического формирования личности кадетов, всемерное развитие их способностей и творческого потенциала;

  • четкая регламентация всей системы взаимоотношений и жизнедеятельности в учебное время с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;

  • привитие с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам, уставам, командирам и требованиям общественной морали при активном развитии чувства собственного достоинства, а также формирование высокой общей культуры, нравственных и деловых качеств, способствующих выбору жизненного пути;

  • учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого воспитанника, позволяющий создавать оптимальные условия для воспитания верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству. Честному выполнению обязанностей обучающегося кадетского класса и утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к воинским традициям, повышению престижа учебного заведения;

  • создание эффективной системы патриотического воспитания в социальном пространстве общеобразовательного учреждения, обеспечивающей воспитание у обучающихся любви к Родине, традициям, верности конституционному долгу, ответственности перед обществом за судьбу Отечества, потребности в упорном труде во имя его процветания;

  • оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании и социальной защите подростков, формировании у них навыков самостоятельной жизни, адаптации к современным реалиям жизни, трудолюбия, дисциплинированности, целеустремленности.

Условия реализации Программы:

Организация кадетских классов в ГБОУ РК «КУВКИЛИ» стала возможной по ряду сложившихся условий:

  • интерес детей к данному виду учебно-воспитательной деятельности;

  • активное содействие родителей в учебном и воспитательном процессе;

  • наличие и развитие материальной базы в лицее для организации системы дополнительного военно-музыкального образования;

  • высококвалифицированные педагогические кадры;

  • установившиеся связи учебного заведения с учреждениями ВС РФ, МВД, МЧС, ветеранскими и казачьими объединениями, культурными и историческими организациями.

Методическое обеспечение:

  • библиотечный фонд;

  • программа кадетского движения;

  • знамя кадетского корпуса;

  • аудитория для организации деятельности кадетского класса;

  • оборудованные спортивные сооружения (стадион, спортивная площадка, стрелковый тир и т.д.);

  • плац для проведения строевой подготовки в летний и зимний периоды;

  • помещение для ежедневного построения кадетов;

  • специализированный кабинет с интерактивным оборудованием;

  • аудитория музей или музейная экспозиция;

  • аудитория для занятий творчеством.

  • программы дополнительного образования по «Хореографии», «Огневой подготовке», «Хоровой», спецкурсу «Юный кадет», учебные пособия «Основ безопасности жизнедеятельности», методические пособия для учителя по проведению классных часов и родительских собраний;

  • учебные DVD- фильмы по ОБЖ и военной подготовке, военно-патриотические фильмы;

  • учебные таблицы, плакаты по военной подготовке;

  • пневматические винтовки, мишени, учебные гранаты и магазины с патронами;

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:


  • формирование у обучающихся гражданско-патриотической позиции;

  • укрепление физического здоровья обучающихся, формирование ценностей «здорового образа жизни»;

  • формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у обучающихся;

  • профилактика негативных явлений;

  • совершенствование организации досуга, приобщение к творчеству, выявление талантов и дарований среди обучающихся;

  • создать условия для реализации каждым обучающимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

  • способствовать улучшению материально-технической базы лицея и кадетских классов в вопросах гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

  • усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения;

  • приобщение к воспитательной работе родителей, включение семьи в единое воспитательное пространство;

  • Формирование у обучающихся стремления к усвоению правовых знаний, чувства гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих;

  • Приобщать детей и молодежь к ценностям мировой, национальной и региональной культуры;

  • Развивать у обучающихся и воспитанников личностные черты, свойственные национальному характеру и менталитету русского народа, крымским национальностям;

  • Создавать условия для становления граждан правового, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой ответственностью и нравственностью;

  • Повышать престиж военной службы и формировать у юношей и девушек позитивную мотивацию к службе в рядах Российской армии;

  • Воспитывать чувство национального достоинства, уважения и гордости к истории своего народа, обеспечивать историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культуры;

  • Вовлечь обучающихся в физкультурно-массовую, оборонно-спортивную и оздоровительную работу, в общественно-полезную, трудовую, экономическую и социокультурную деятельность в интересах общества, государства, его важнейших институтов.

Основные концептуальные идеи:


  • Принцип системности (интегративности) выражается в целенаправленном комплексном подходе к патриотическому воспитанию. Предполагает единство учебной и внеурочной деятельности при решении задач патриотического воспитания, взаимодействие общего и дополнительного образования, школы и общественности.

  • Принцип сквозного характера патриотического воспитания заключается в непрерывности этого процесса, начинающегося в детстве и продолжающегося в течение всей жизни человека. Значит, эта работа должна актуализироваться с учетом особенностей возрастной и социальной психологии воспитанников.

  • Принцип природосообразности заключается в учете половозрастных особенностей, в изучении и развитии индивидуально - личностных свойств воспитанников.

    • Принцип культуросообразности предполагает, что патриотическое воспитание обучающихся основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, которые не противоречат друг другу. Этим самым обеспечивается уважительное отношение к различным общностям людей, их мировоззрениям культур, религий и народов, как предпосылка развития патриотических чувств у детей.

    • Технологически реализуется этот принцип посредством культурно - средового подхода к организации патриотического воспитания. Это означает, что микросреда должна способствовать воспитанию любви к родному краю, Родине, гордости за родных и близких, которые своим ратным и мирным трудом заслужили славу и уважение среди окружающих.

    • Принцип Я - сообразности (деятельностного подхода), предполагающий овладение основными видами практической жизнедеятельности; признание уникальности и ценности каждой личности.

Основные направления патриотического воспитания обучающихся:


  • Патриотическое воспитание в учебной деятельности, опирающееся на содержание учебного предмета (спецкурс «Юный кадет»). Изучение истории, науки и места в ней отечественных ученых.

  • Военно-патриотическое и героическое воспитание обучающихся: формирование любви к Родине, ее славной истории, готовности служить в рядах Вооруженных сил России и защищать ее независимость.

  • Волонтёрская работа и акции милосердия. Проведение благотворительных акций «Подари игрушку детям», по сбору средств детям - сиротам, организация праздников «Этот День Победы» для ветеранов Великой отечественной войны, «Новогодняя феерия» для сирот и больных детей.

  • Историко-краеведческая работа, знакомство обучающихся с историей родного края, историческими и памятными местами Ростовской области.

  • Литературное краеведение, изучение литературного наследия писателей и поэтов Крыма, прославивших родную культуру, мест, связанных с их жизнью и творчеством.

  • Туризм и географическое краеведение: воспитание любви к родной природе, восхищения ее красотами, изучение природных особенностей Крымского полуострова.

  • Воспитание патриотических чувств в процессе экологического воспитания. Природоохранная работа.

  • Патриотическое воспитание обучающихся средствами художественного ремесла, декоративно - прикладного искусства, устного народного творчества, музыкального фольклора.

  • Патриотическое воспитание в процессе разнообразной внеучебной деятельности культурного досуга.

  • Воспитание добросовестного отношения к труду, вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность, работу по самообслуживанию, самоуправление.

  • Физкультурно-массовая и оборонно-спортивная работа «Армейский калейдоскоп», «Киммерийские зарницы».

  • Культивирование здорового образа жизни. Борьба с вредными привычками, закаливание, воспитание силы и выносливости, опираясь на традиции русского воинства.

  • Исследовательская и поисковая работа обучающихся, работа в архивах, экспедициях, музеях по изучению истории Великой отечественной войны, жизни героев и ветеранов. Оформление кадетской комнаты.

  • Проведение народных праздников, слётов, концертов художественной самодеятельности, конкурсов по истории семьи, страны, государственных символов и воинских викторин.

Основные национальные ценности русского народа, которые должны быть возрождены в умах и сердцах молодого поколения:


  • Самоценность жизни и человеческой личности.

  • Русский язык и народный фольклор.

  • Многообразие, бесценное наследие русской культуры, культуры славянских народов.

  • Величие и богатство русской и крымской земли, многонационального государства, его территория и природные сокровища.

  • Семья, хранящая духовную культуру родного народа.

  • Историческое богатство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.

    • Святость и доблесть защитников родины, милосердие и жертвенность народных героев.

    • Духовная сила свободного труда.

    • Комплекс черт и качеств русского национального характера: любовь к Отечеству, готовность к его защите, чувство товарищества, единения, уважения к старшим, мужество, помощь слабым, обостренное чувство правды, справедливости и истины, чувство долга, гостеприимство, совестливость.

Основные заповеди, которых следует придерживаться кадету:


1.Быть верным России.

2. Соблюдать православие, уважать молящихся.

3. Помнить чье имя носишь.

4. Любить лицей.

5. Уважать и почитать старших.

6. Соблюдать форму кадетской одежды.

7. Подчиняться по доброй воле.

8. Сохранять строй и выправку.

9. Быть добрым, закалять свою волю.

----------

10. Смотреть людям в глаза.

11. Быть благородным. Быть, а не казаться.

12. Быть честным во всем.

13. Безропотно терпеть лишения.

14. Не лгать, не хвастаться.

15. Не быть грубым, не хамствовать.

16. Не сквернословить, не вести себя грубо и нагло.

17. Быть чистоплотным.

18. Быть скромным, соблюдать приличие.

----------

19. Знать свои недостатки.

20. Не оправдываться.

21. Всегда помогать товарищам.

22. Поддерживать выдающихся кадет.

23. Делиться.

24. Не оскорблять.

25. Не драться, не бить младших.

26. Охранять младших кадет как братьев.

----------

27. Не соблазняй.

28. Поссорившись, думай о мире.

29. Не доноси и не сплетничай.

30. Презирай развратников, воров и хулящих корпус.

31. Будь почтителен в общежитии.

32. Не бойся быть вежливым.

33. Уважай чужое горе, печаль, труд, сон и покой.

34. Никогда не бери пищи до раздачи.

35. Соблюдай за едой приличие.

36. Не проявляй и не вызывай брезгливость.


Содержание кадетского образования:


  1. Основное образование, определяемое государственным образовательным стандартом основного общего, среднего (полного) образования.

  2. Дополнительное военно-музыкальное образование, направленное на расширение военных знаний и навыков обучащюихся, а также получение музыкально-хореографического образования.

  3. Воспитательная работа на основе развития самоуправления.

Виды деятельности и организационные формы патриотического воспитания:

Этапы реализации программы:

I этап: вводно-ознакомительный.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  • изучить нормативную базу, подзаконные акты;

  • разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию;

  • проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;

  • подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

Начальное кадетское образование (5-й класс).

  • Изучение истории возникновения кадетского движения в России и лицее, культуры общения и поведения («Заповеди кадета»).

  • Изучение норм поведения, распорядка дня, правил ношения формы одежды.

  • Воспитание у детей любви к родному дому, городу, к родным местам, к героям и защитникам Родины, восхищение перед подвигами юных героев и стремление подражать им в играх («Армейский калейдоскоп»).

  • Знакомство со структурой ВС РФ, начальная строевая подготовка.

  • Посвящение в кадеты.

  • Воспитание желания работать на общую пользу, выполнять посильные общественные поручения, участвовать в коллективных делах класса, осознавать ответственность перед товарищами.

Формы работы: лектории, советы, игры, викторины, экскурсии, беседы, презентации, соревнования, практические занятия, торжественные мероприятия.

II этап: основной.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

  • отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;

  • обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания;

  • проводить акции гражданско-патриотической направленности;

  • развивать ученическое самоуправление;

  • разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города;

  • вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

  • проводить мониторинг реализации программы;

  • принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

Среднее кадетское образование (6-й класс).

  • Расширение и углубление представлений воинских званиях и наградах.

  • Знакомство с Уставами ВС РФ.

  • Знакомство с военной историей.

  • Знакомство с нормативными актами кадетского движения.

  • Изучение основного стрелкового оружия и боеприпасов к нему, правил прицельной стрельбы и мер безопасности.

  • Совершенствование навыков строевой подготовки.

  • Углубление интереса к проблемам нравственности, самовоспитание и самообразование обучающихся, активизация процесса формирования идеалов.

  • Воспитание любви к России, устойчивого интереса к ее прошлому, настоящему и будущему, чувства уважения к своему народу и другим народам, проживающим на территории Ростовской области, стремление готовиться к защите Отечества.

  • Углубление понимания нравственного долга и готовности следовать ему, умения дорожить интересами класса и школы.

  • Воспитание у детей любви к спорту.

Формы работы: поисковые формы, лектории, советы, игры, беседы, викторины, экскурсии, презентации, соревнования, практические занятия, торжественные мероприятия.

III этап: заключительный.

Цель: закрепление и совершенствование полученных навыков, анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  • обобщить результаты работы кадетских классов;

  • провести коррекцию затруднений в реализации программы;

  • спланировать работу на следующий период.

Старшее кадетское образование (7-й класс).

  • Совершенствование строевой выучки.

  • Изучение законодательства РФ в области защиты Отечества.

  • Изучение родов войск ВС РФ.

  • Изучение основных положений строевого, дисциплинарного и внутреннего Уставов ВС РФ

  • Овладение практическими навыками огневой подготовки, ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи.

  • Знакомство с целями и задачами гражданской обороны и основными средствами защиты

  • Не только вовлечение обучающихся в общественную деятельность, но и привитие им организаторских навыков, навыков управления и руководства порученной работой.

  • Выработка у школьников чувства гражданского долга, умения сочетать в работе требовательность и исполнительность, знание дела с социальной инициативой.

  • Развитие понимания сущности морали как формы общественного сознания, умения критически оценивать поступки других и быть самокритичным, желания бороться за возрождение славы России своим трудом и талантом, а при необходимости и защищать ее независимость.

  • Выпуск кадет.

Формы работы: поисковые формы, лектории, советы, игры, беседы, викторины, экскурсии, презентации, соревнования, практические занятия, торжественные мероприятия.

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Программа предусматривает преемственность между возрастными ступенями. По завершении программы кадетам-выпускникам вручаются свидетельства об окончании спецкурса «Юный кадет».

Участники программы:


  • Обучающиеся и воспитанники;

  • Воспитатели и классные руководители;

  • Учителя - предметники;

  • Руководители кружков, секций;

  • Педагог - организатор;

  • Психолог;

  • Родители;

  • Социум.




Тематика спецкурса «Юный кадет»:

5 класс. (Кадеты)

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

Знакомство

-Кадет - это звучит гордо. Кто такой кадет? (История создания в России кадетских корпусов)

-Кадеты нашей школы. Как все начиналось. (История создания кадетских классов лицея, их традиции)

2

1

1

2

Я учусь быть кадетом.

Заветы кадету

Заповеди кадета

2

1

1

3

Правила жизни.

- Поведение в школе. Поведение на уроке и на перемене.

- Правила поведения в столовой, порядок сервировки столов, несение дежурства по столовой.

- Культура поведения на общественных местах (культурный центр, театр, экскурсия).

- Соблюдение режима дня - воспитание характера.

- Каждой вещи свое место (правила организации рабочего места - порядок в портфеле, порядок на парте).

- Дисциплина и дисциплинированность кадета. Что такое дисциплина, на чём основывается и чем достигается.

- Этикет взаимоотношений между мальчиками и девочками. Взаимоотношения между кадетами.

- Групповой мини-проект «Составление правил жизни настоящего кадета».

- Презентация мини-проектов «Правила жизни настоящего кадета».

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

«Детство в погонах» посещение музейного уголка кадет лицея.

1

5

Школьная форма. Форма одежды кадета.

1

6

Российские символы: гимн, герб, флаг.

1

7

Города-герои.

1

8

Города воинской славы

1

9

Я живу в Керчи. Город-герой Керчь.

1

10

Основы военной подготовки

Вооруженные Силы России на современном этапе. Структура военной организации государства.

1

1

23.02 презентация

11

Строевая подготовка

Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из одной шеренги в две и наоборот.

Воинское приветствие. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй.

Движение строевым и походным шагом.

Воинское приветствие отделения на месте и во время движения. Ответы отделения на приветствие и поздравление.

Выполнение строевых приёмов на месте и в движении. Исполнение строевой песни.

Подготовка к посвящению в кадеты

7

1

1

1

1

1

2

12

Уставы ВС РФ

Устав - Закон жизни воина. Уставы ВС РФ и их содержание.

Основные положения строевого Устава ВС РФ (1-е 16 статей)

Основные положения Устава внутренней службы (общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата)

Обязанности солдата перед построением и в строю

6

1

2

2

1

13

Итоговый урок

1

14

15

Итого:

34 ч.



6 класс. (Военная история)

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

Военная история

Воины античного периода (развитие оружия, тактические приёмы)

Средневековые войны (развитие оружия, тактические приёмы)

Петр I основатель Русской армии и флота

Великие Русские полководцы.

Война 1812

1-я мировая и машины на войне

Гражданская война образование СССР

Война с фашизмом (Основные битвы ВОВ)

Зарождение фашизма в Германии

Нападение на СССР, оборона Москвы

Блокада Ленинграда

Сталинградская битва

Курская битва как перелом в ВОВ

Освобождение Европы от фашизма и взятие Берлина

Военные конфликты современности (Афганистан, Чечня, Донбасс)

Воинские награды

17

1

1

1

2

1

2

1

(6)

1

1

1

1

1

1

1

1





09.05

презентация

2

Основы военной подготовки

Вооруженные Силы России на современном этапе. Структура военной организации государства.

1

1

23.02 презентация

3

Строевая подготовка

Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из одной шеренги в две и наоборот.

Воинское приветствие. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй.

Движение строевым и походным шагом.

Воинское приветствие отделения на месте и во время движения. Ответы отделения на приветствие и поздравление.

Выполнение строевых приёмов на месте и в движении. Исполнение строевой песни.

10

1

2

3

1

3

4

Уставы ВС РФ

Воинские звания в ВС РФ, знаки различия

Размещение военнослужащих, внутренний порядок в расположении роты, суточный наряд и его обязанности

Распорядок дня воинской части

6

3

2

1

5

Итого:

34 ч.

7 класс. (Основы военной подготовки)

Темы кадетских часов

Количество часов

Примечания

1

Строевая подготовка

Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из одной шеренги в две и наоборот.

Воинское приветствие. Выход из строя, подход к начальнику, возвращение в строй.

Движение строевым и походным шагом.

Воинское приветствие отделения на месте и во время движения. Ответы отделения на приветствие и поздравление.

Выполнение строевых приёмов на месте и в движении. Исполнение строевой песни.

Подготовка к торжественному выпуску кадет

7

1

1

1

1

1

2

2

Основы военной подготовки

Законы РФ о защите Отечества. (Конституция РФ, Закон о статусе военнослужащего, Закон о порядке прохождения военной службы)

Вооруженные Силы России на современном этапе. Структура военной организации государства.

Сухопутные войска

Военно-воздушные силы

Военно-морские силы

Порядок прохождения военной службы (кадетские корпуса, Суворовские и Нахимовские училища, высшие военные училища и академии)

6

1

1

1

1

1

1


23.02 презентация

3

Уставы ВС РФ

Строи и их элементы

Боевое знамя воинской части

Воинские звания и знаки различения.

Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Порядок обращения к начальникам, отдания и выполнения приказов.

5

1

1

2

1

4

Огневая подготовка

Личное оружие и экипировка солдата в бою. Меры предосторожности при обращении со стрелковым оружием.

Устройство автомата Калашникова. Снаряжение магазина патронами.

Боеприпасы для стрелкового оружия, их разновидность и классификация.

Правила прицеливания. Выполнение стрельб из пневматической винтовки, отработка элементов прицеливания.

Виды гранат. Способы метания гранат.

Отработка способов метания гранат.

6

1

1

1

1

1

1

5

Военно-медицинская подготовка

Понятие о ране. Виды ран и кровотечений. Понятие о переломах и вывихах. Виды переломов. Наложение повязок. Наложение кровоостанавливающего жгута.

Порядок проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Правила оказания первой медицинской помощи при утоплениях, обморожениях, тепловых ударах.

Правила транспортировки потерпевших при разнообразных повреждениях и ранениях.

3

1

1

1

6

Топографическая подготовка

Понятие о топографических картах и их масштабе. Условные обозначения, которые применяются на картах

Чтение карты и измерение расстояний на карте.

Суть ориентирования на местности. Определение сторон горизонта по компасу, небесным светилам и местным предметам.

Порядок определения азимута на объект, движения по азимуту, обход препятствий, поиск объектов.

4

1

1

1

1

7

Основы гражданской обороны

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Сигналы и порядок оповещения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Действия по предупредительному сигналу.

Виды и типы средств индивидуальной и коллективной защиты.

Тренировка в использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания.

3

1

1

1

8

Итого:

34 ч.


Объединения дополнительного образования:

Кружок «Основы военной подготовки» 2 часа в неделю

Кружок «Стрелковая подготовка» 1 час в неделю

Занятия по хореографии «Учимся танцевать» 1 час в неделю


Мероприятия по реализации программы:

Система мероприятий представляет комплекс мероприятий, распределенных по месяцам на основе ежегодного цикла в период на три года, и предусматривает их обновление и дополнение.

№п/п

Содержание мероприятия

Участники

Сроки

Исполнители

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

1.

Формирование нормативно-правовой базы

Воспитатель

кадетского класса


1-й год

Зам. директора

2.

Разработка положений локальных актов, регламентирующих деятельность кадетского класса

Воспитатель

кадетского класса


1-й год

Зам. директора по ВР

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.

Семинар «Формы и методы работы по

военно-патриотическому воспитанию» в кадетских классах


Воспитатели

кадетских классов

1-й год


Зав. кафедрой естественных наук

2.

Привлечение военных специалистов ГУ МЧС РФ

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

1 раз в год

Воспитатели

кадетского класса

3.

Формирование методической копилки

Воспитатели

кадетского класса

В течение учебного года

Руководитель МО классных руководителей

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.

Спасательная подготовка и туризм

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года

Гаркуша О.Н.

2.

Общефизическая подготовка

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года

Учитель физкультуры

3.

Юный исследователь

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года

Учитель истории

4.

Хореография

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года

Педагог по хорелграфии

6.

Кружок «Основы военной подготовки»

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года


Воспитатели

кадетских классов

7.

Кружок «Стрелковая подготовка»

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года


Воспитатели

кадетских классов


СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО - ДОСУГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

1.

Экскурсии

По выбору

1-й - 3-й годы

Воспитатели кадетских классов

Родители кадет

2.

Праздники

*Посвящение в кадеты

*День защитников

Отечества

*День Победы

*Выпуск кадет

*День России

*День народного единства

* День государственной символики

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Февраль

Февраль

Май

Май

12 июня

Ноябрь

Апрель, август

Заместитель директора по ВР

Воспитатели кадетских классов

3.

Конкурсы

* «А-ну-ка девушки»

*Государственные символы России.

*«Знаешь ли ты Конституцию»

* «Государственные символы республики Крым» ко дню герба и флага РК

*Рисунков

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Январь

В теч. года

Воспитатели кадетских классов

Заместитель директора по ВР

Воспитатели кадетских классов


Воспитатели кадетских классов

4.

Игры

*Лицейская «Армейский калейдоскоп»

* спортивные игры

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Апрель-Май

В теч.года

Воспитатели кадетских классов

Руководитель физвоспитания

5.

Военно-полевые сборы

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Не планируются

6.

Уроки мужества

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Февраль-май

Воспитатели кадетских классов

7.

Дни воинской славы (победные дни России)

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение учебного года

Воспитатели кадетских классов

ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИЙ

1.

День кадета

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

4 октября

Воспитатели кадетских классов

2.

Уход за монументом Славы, Парком Победы. Возложение цветов к Монументу.

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Декабрь - Май

Воспитатели кадетских классов

3.

Организация встреч с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, воинами-интернационалистами и участниками локальных войн

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

В течение года

Воспитатели кадетских классов

4.

Празднование дня рождения инженера Тотлебена в крепости Керчь

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

20 мая

Воспитатели кадетских классов

5.

Посвящение в кадеты

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

К 23 февраля

Заместитель директора по ВР

Воспитатели кадетских классов

6.

Выпуск кадет

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

Май

Заместитель директора по ВР

Воспитатели кадетских классов

ОРГАНИЗАЦИЯ КАНИКУЛЯРНОГО ВРЕМЕНИ

1.

Осенние каникулы

1.Организация экскурсий

2. Спортивные состязания

Кадетский класс по выбору

Октябрь-Ноябрь

Воспитатели кадетских классов Родители кадет

2.

Зимние каникулы

1.Организация экскурсий

2. Спортивные состязания

Кадетский класс по выбору

Декабрь-Январь

Воспитатели кадетских классов

Родители кадет

2.

Весенние каникулы

1.Организация экскурсий

2. Спортивные состязания

Кадетский класс по выбору

Март-Апрель

Воспитатели кадетских классов Родители кадет

3.

Летние каникулы

1.Организация экскурсий

2.Военно-полевые сборы

Кадетский класс по выбору

Июнь-Август

Воспитатели кадетских классов

Родители кадет

ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО УКЛАДА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1

2.


3.

4.

Утренняя и вечерняя поверка

Структура кадетского класса

1е отделение

2е отделение

3е отделение

Назначение командного состава: зам. ком. взводов, ком. отделений

Проведение кадетских советов

Кадетский класс

Кадетский класс


Кадетский класс

Обучающиеся и воспитанники кадетских классов

07.00, 20.00


На часах общения, кадетских собраниях

По мере необходимости

Воспитатели кадетских классов


Воспитатели кадетских классов

Воспитатели кадетских классов

Возможные риски и пути их решения:


Риски

Пути решения

  1. Недостаточность осведомленности социума и родителей обучающихся о программах, условиях обучения и воспитания в кадетском классе

  2. Отрицательное отношение большого количества граждан к воинской службе

  3. Недостаточность финансирования


  1. Разный уровень воспитанности обучающихся

  2. Разная степень мотивации

    1. Информация на сайте лицея, проведение открытых уроков и мероприятий, привлечение городских СМИ.


    1. Профориентационная работа с учащимися и родителями обучающихся


    1. Спонсорская помощь, социальное партнерство, взаимодействие с шефами


    1. Индивидуальная работа


    1. Психологическое сопровождение

Критерии и показатели мониторинга патриотического воспитания:

Критерии

Показатели

Воспитанность

Гуманность личности

Повышение уровня развития самодисциплины

Воспитанность гражданских качеств личности.

Уровень развития культуры общения и взаимодействие с людьми.

Развитие мотивации участия в совместной (коллективной) деятельности.

Освоение социокультурной среды.

Социальная адаптированность, освоение социальных ролей.

Широта кругозора.

Развитие коммуникативных навыков.

Знание социальных норм, правил общежития и правовых актов, регулирующих жизнедеятельность школы.

Развитие умений коллективной деятельности.

Освоение навыков успешной (трудовой) деятельности.

Овладение умениями и навыками художественного творчества и творческого преобразования окружающего мира.

Творческая активность.

Социальная зрелость обучающихся.

Развитие самостоятельности.

Общественная активность

Развитие лидерских качеств личности. Уверенности в себе, умений делать выбор и принимать решения.

Социальная ответственность.

Построение жизненной перспективы. Готовность к выбору профессии.

Созидательно - творческая направленность личности, трудолюбие.

Работа человека по саморазвитию. Самообразованию и самовоспитанию.

Сформированность Я - концепции.

Адекватность самооценки.

Устойчивость интересов.

Сформированность представлений о жизненных целях и о возможном выборе профессии.

Умение планировать саморазвитие.

Повышение самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Работа с проблемными детьми:

Действия

Ожидаемые результаты

1. Регулярное посещение на дому.

Оказание помощи семье

2. Индивидуальная беседа с законными представителями (опекунами).

3. Учёт опозданий и пропусков обучающегося.

4. Учёт нарушений обучающегося.

Индивидуальная работа с учениками:

План мероприятий

Цели и задачи воспитательной работы

1. Индивидуальная беседа с обучаемыми.

Поддержание интереса к учёбе.

Обеспечить комфортное ощущение каждого обучающегося в условиях лицея, класса.

Помощь обучающимся в достижении высокого уровня организованности.

Развитие самооценки каждого ребёнка.

2. Контроль успеваемости обучающихся.

3. Постоянный контроль и беседы с неусидчивыми ребятами, поддержка способных, но нетрудолюбивых обучающихся.

По окончании подготовки учащиеся:

должны знать:

  • Виды Устав ВС РФ и наставления, их основные требования;

  • основные положения Законов "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О статусе военнослужащих";

  • обязанности командира отделения и солдата перед построениями в строю;

  • обязанности дежурного и дневального по роте;

  • приемы оказания первой медицинской помощи;

  • средства для оказания первой медицинской помощи;

  • способы переноски и транспортировки пострадавших;

  • основные правила стрельбы;

  • технику безопасности при работе со стрелковым оружием и взрывчатыми веществами.

  • свои индивидуально-психологические особенности, методы, приемы управления собственным состоянием.

уметь:

  • применять полученные знания в практической деятельности;

  • обращаться с оружием, выполнять приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия;

  • выполнять строевые приемы по команде: "Становись", "Ровняйся", "Смирно", "Вольно", повороты налево, направо, кругом;

  • двигаться строевым шагом, перестраиваться;

  • отдавать воинское приветствие в головном уборе и без него;

  • исполнять ритуал при прохождении торжественным маршем и с песней;

  • выполнять неполную разборку и сборку автомата;

  • применять средства индивидуальной защиты (общевойсковой противогаз, респиратор, простейшие средства защиты органов дыхания);

  • использовать медицинские средства индивидуальной защиты

ознакомиться с:

  • историей военного искусства;

  • основными положениями воинских Уставов;


Оценка эффективности реализации программы:

Оценка результативности программы осуществляется на основе достигнутых обучающимися и воспитанниками результатов в области уважения прав человека, толерантности, личного достоинства, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, патриотического и духовного воспитания.


Ожидаемые результаты:

Выпускник кадетского класса как образованная, нравственно и физически здоровая, социально - активная личность. Сформированные и развитые у обучающихся чувства патриотизма, верности гражданскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, как важнейших духовно-нравственных ценностей.

Методическое обеспечение:


  1. Грецов А. Тренинг общения для подростков.- Питер,2009.

  2. Иванов-Катанский Шаг-маятник..-М.: Фаир-Пресс, 2002

  3. Милюкова И.А., Винокурова Н.М. Патриотизм в системе ценностных ориентаций старшеклассников.- Петрозаводск, 2007

  4. На службе Отечеству.-М.: Воениздат, 2005.

  5. Развитие личности №3-4, 2001

  6. ЦОР «Система работы по воспитанию патриотизма у обучающихся 5 - 11 классов»

  7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ, 2008г.

  8. Учебно-методическое пособие «Поведение в кримоногенных ситуациях», 2006г.

  9. Учебно-методическое пособие «Гигиена», 2008г.

  10. Учебно-методическое пособие «Терроризм», 2008г.

  11. Учебно-методическое пособие «Символы воинской чести», 2009г.

  12. Учебно-методическое пособие «Пожарная безопасность», 2009г.

  13. Учебно-методическое пособие «Правила оказания 1 медицинской помощи», 2008г.

  14. Учебно-методическое пособие «Оружие России», 2007г.

  15. Учебно-методическое пособие «Здоровый образ жизни», 2008г.

  16. Учебно-методическое пособие «Факторы, разрушающие здоровье человека», 2009г.

  17. Митяев А. Книга будущих командиров, 1985г.




© 2010-2022