Конспект на тему «Первые шаги к самоуправлению»

"Описание материала: В нашей школе с пятого класса работает орган «Совет школы», где организовано и активно развивается ученическое самоуправление. Но чтобы каждый ребёнок почувствовал себя активным участником этого процесса, основы к деловому общению со взрослыми на равноправной основе закладываются в начальной школе. Поэтому в моей статье я привожу материалы из опыта работы по этому направлению, так как считаю, что самоуправление способствует формированию гражданского поведения, социальной дея...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дуданова Г.Ю., учитель начальных классов. Первые шаги детского самоуправления.

Первые шаги детского самоуправления

Дуданова Г.Ю., учитель начальных классов

В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема - сделать ребёнка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности.

В предлагаемой вашему вниманию статье приводятся материалы из опыта работы по организации детского самоуправления в начальной школе, повествуется о первых шагах по закладке основ самоуправления и развития коллектива.

А.С. Макаренко полагал, что решающее значение в движении коллектива имеет предъявление требования, т.е. коллектив должен пройти путь от требования педагога через требование актива к требованию всех членов коллектива, выраженному в общественном мнении.

В этой формуле представлены следующие этапы развития коллектива:

1 этап:

Организационную функцию классный руководитель берёт на себя:

  • предъявляет требования;

  • задаёт правила и нормы взаимоотношений;

  • призывает к интересу детей совместной деятельности.

2 этап:

Выбранный актив берёт на себя часть организаторских функций. Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

3 этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищённость личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может быть связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.

Каждый раз учитель испытывает затруднения, когда вновь берёт 1 класс и пытается вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И тут возникают вопросы:

  • Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?

  • Как лучше распределить поручения среди учащихся в этом коллективе?

  • Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?

В связи с этим определяется цель: воспитание гражданина с высокой демократической культурой, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности и общества; ставятся следующие задачи:

  1. Сплочение детского коллектива.

  2. Развитие социальных умений функционирования коллектива в обществе.

  3. Создание благоприятных условий для самоутверждения, самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.

  4. Сохранение и укрепление здоровья учеников.

  5. Воспитание граждан - патриотов.

Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:

  1. Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.

  1. Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов.

  2. Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.

  3. Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

  4. Ответственность. Необходимость регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед общим собранием.

Как происходит механизм построения и функционирования системы самоуправления с 1 по 4 класс?

Целесообразно поделить учащихся класса на 5 команд - по рядам. Первые шаги по самоуправлению начинаем с организации дежурства.

Обязанности дежурной команды:

  • Прийти в школу в 8ч.10 мин.

  • Подготовить класс к уроку (чистая доска, наличие мела, намочить губку…)

  • После каждого урока проветрить класс.

  • В течение учебного дня обеспечить на переменах порядок в классе.

  • Обеспечить организованный вход в школьную столовую согласно графику питания и соблюдение норм этики в столовой (бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду).

  • После уроков обеспечить уборку кабинета.

В связи с этим, обязанности были распределены между членами команды:

  • ответственный за чистоту доски;

  • ответственные за уборку в столовой;

  • ответственный за проветривание;

  • ответственные за полив цветов, поведение на переменах.

Во 2 классе проводится анкетирование детей с целью выявить их интересы:

Методика «Древо желаний».

Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:

  • В каких мероприятиях класса хотелось бы участвовать?

  • В каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь?

  • Какие мероприятия надо провести в классе обязательно?

Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю, который при составлении плана воспитательной работы учитывает пожелания детей.

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность в другом товарище.

И вот уже в 3-м классе, ознакомившись с профессиями, дети сами придумали название сообщества класса - "корпорация".

Все вместе составили рабочую структуру "корпорации". Тут детям предлагалась игровая ситуация: "Кем ты хочешь быть в корпорации?"

Для того чтобы ребятам было легче определиться, список работников корпорации был наглядно представлен.

Рабочая структура работников корпорации:

Генеральный директор корпорации


Фирма Альфа

Фирма Бэта

Фирма Гамма

Директор

Директор

Директор

Каждая фирма имеет своих специалистов:

Менеджер

Специалист по спорту

Специалист по культуре

Журналист

Библиотекарь

Функциональные обязанности

  • Генеральный директор - координирует и контролирует работы фирм.

  • Директор фирмы - организует и контролирует работу фирмы, создаёт условия для эффективной работы подчиненных.

  • Менеджер - несет ответственность за качество выполнения учебной деятельности и проверяет ведение дневников.

  • Журналист - отвечает за своевременное издание и выпуск газеты, поздравительных открыток, пишет статьи в газету школы, отчёт о проделанной работе на сайт школы.

  • Библиотекарь - собирает и хранит книги, журналы, газеты и выдает их ученикам, следит за сохранностью учебников (1 раз в месяц проверяет обложки, закладки).

  • Специалист по спорту - проводит утреннюю зарядку, организует подвижные игры на переменах, руководит и организует спортивные мероприятия.

  • Специалист по культуре - распечатывает объявления о предстоящей экскурсии, вклеивает каждому ученику в дневник, выпускает отзыв о спектакле или рекламу, чтобы учащиеся других классов посетили данный спектакль, помогает в организации культурно-массовых игр, праздников.

На этом этапе целью является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении, самореализации. Особенности функционирования нашей системы:

  • Система самоуправления нашего класса - максимально открытая система.

  • Дети, родители, классный руководитель - сотоварищи.

  • Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.

  • Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.

Собрания "Корпорации" по планированию деятельности проводятся на первой неделе каждого месяца. Они включают в себя:

  1. Информацию о событиях в классе за неделю (3-5 мин.).

  2. Планирование деятельности (5-7 мин.), (работа в группах 4 - 5 чел.).

  3. Обсуждение (5 мин.).

  4. Выбор ответственных (3-5 мин.).

  5. Распределение времени и места для подготовки (3-5 мин.).

  6. Рефлексия (3 мн.).

  7. Тренинг (3-5 мин.).

Структура итогового собрания:

  1. Информация о событиях в "Корпорации" за неделю.

  2. Анализ деятельности фирмы. Информация о наиболее интересном и важном.

  3. Рефлексия

  • Что понравилось и почему?

  • Что не понравилось и почему?

  • Что нам мешает и как это препятствие устранить?

  1. Проекты работы

  • Что? Где? С кем?

В других классах начальной школы были созданы организации «Солнечный город", «Мореплаватели». Воспитание детей осуществлялось на "полянках развития", каждая из которых несет на себе определённую задачу и является ступенькой в развитии творчества детей.

«Полянки развития»: "Учебная", "Знайкина", "Спортивная", "Дыхание природы", "Добрые дела", "Почемучка", "Самоделкина".

У мореплавателей класс разделен на экипажи:

  1. . "Алые паруса";

  2. . "Солнышко";

  3. . "Дельфин";

  4. . "Светлячок".

На заседании научно - методической кафедры учителей начальных классов, учитывая возможности и пожелания детей, определены следующие направления работы:

  1. Трудовые дела - «Каждое дело с пользой».

  2. Познавательные дела - «Познаем мир».

  3. Дерзайте, вы талантливы! - «Каждый может стать известным».

  4. Бодрость, сила, здоровье - «В здоровом теле - здоровый дух!»

  5. Готовим праздник - «Дарите другим радость».

  6. Мы - патриоты.

  7. Школа родителя.

Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса, где даётся коллективный анализ и оценка всех проведенных мероприятий.

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как добиться этого? Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом кабинета, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы в горы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа - ученик - родители.

Важно помнить, что поручения периодически меняются (1 раз в триместр или в полугодие), так, чтобы ребята могли пробовать свои силы в различных областях общественной занятости. По истечении периода обязательно итоги подводятся спокойно и доброжелательно.

Желательно, чтобы работа в классе была проведена с учетом пожеланий каждого ребёнка попробовать свои силы в различных качествах. Это дает возможность научить ребят самостоятельности, умению осуществлять свой выбор, подготовить их к 5-му классу основной школы для работы в ученических органах самоуправления.

Нельзя забывать, что именно в начальной школе и закладываются характеры, формируются будущие личности, способные сами управлять школьной жизнью. А задача взрослых - помочь детям сохранить лучшие качества, стать способнее, инициативнее.

Исходя из опыта организации ученического самоуправления, приходим к следующим выводам:

  • Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.

  • Цель самоуправления в современных условиях - адаптация к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.

  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и страны.

Итак, самоуправление в начальных классах возможно, более того, оно необходимо, мы сможем воспитать детей хозяевами своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

Если не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине,

Но только самым лучшим деревцем!

Будь кустиком, если не можешь быть деревцем!

Будь травой у дороги и дай отдых усталым путникам.

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело!

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди своё дело

И старайся быть самым лучшим!

© 2010-2022