Методическая разработка заседания литературной гостиной на тему Великий поэт Сергей Есенин

Методическая разработка заседания литературной гостиной, посвященное творчеству Великого русского поэта Сергея Есенина. Данная разработка предназначена для классных руководителей, сотрудников библиотек, а также педагогов и может быть использована при подготовке внеклассных мероприятий. Цель данного мероприятия углубить знания студентов о жизни и творчестве самобытного русского поэта, чтобы они смогли проникнуться гуманизмом Есенина, его любовью ко всему живому....
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка заседания литературной гостиной на тему Великий поэт Сергей Есенин

ВВЕДЕНИЕ

Проблемные ситуации сегодняшнего дня, связанные с подготовкой молодого человека, как специалиста к жизни, не похожи на все прежние ситуации. Жизнь всей страны круто изменилась, а система воспитания личности во многом осталась консервативной, не учитывающей перемен в обществе, в жизненных ориентирах личности.

Не случайно, поэтому для педагогов в период отсутствия четкой национальной идеи, разрушения прежних устоев, в условиях нарастающей бездуховности, пассивности, безверия встала проблема поиска новых путей решения основных вопросов воспитания.

В процессе достижения поставленной цели за последние годы было апробировано множество различных воспитательных методов, критериев, приемов. Но при проведении мероприятий было отмечено, что многие из них недействительны, что сами по себе, вне системности воздействия на личность они являются малоэффективными.

Это убеждает преподавателей в необходимости выбора более современных методов воспитания личности. Наиболее созвучной с поставленной главной целью проведения внеклассной работы по духовно - творческому воспитанию оказалась организации деятельности такой формы внеурочной работы, как литературная гостиная.

Если посмотреть на стройное системно-ролевое (генеалогическое) древо личности, составленное профессором Н.М. Таланчуком, то с удивлением можно констатировать всеобъемлющий, пронизывающий все сферы жизнедеятельности характер русской словесности.

Какую бы порой сферу деятельности личности не взяли, - будь то, например, сфера «Я и коллектив», проблемы художественного произведения обязательно проникнут и в другие сферы: «Я и семья», «Я и общество», «Я и мир» особенно, в «Я - сферу». Эту роль литературы прекрасно озвучили великие классики России. Как пример иллюстрации данной мысли можно привести слова Н.А. Некрасова: «Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она (литература) не должна ни на шаг не отступать от своей цели - возвысить общество до своего идеала, - идеала добра, света и истины!» Но цель литературы, как жизнеспособной, объединяющей системы, не только и не столько в этом. Как писал М. Горький, «цель литературы - помочь человеку понимать самого себя».

Человек, как личность, без книги, художественного слова, не мыслим. Огромный потенциал литературы помогает выяснить взаимосвязь прошлого, настоящего, будущего русской классической литературы и нашей современности (например, Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?», Н.Г.Чернышевский «Что делать?»). Законы движения и развития могут быть раскрыты на примере творчества одного писателя (например, проблемы войны и мира у Л.Н. Толстого - от «Севастопольских рассказов» натуралистического плана до романа-эпопеи «Война и мир»). А закон гармонии?! Только вслушайтесь в музыку поэзии Сергея Есенина, почувствуйте слияние личности и окружающей природы, стремление человека быть духовно богаче, чище, краше.

Или закон сообразности... Вся литература - это переплетение, огромный энергетический сгусток проблемных вопросов. Буквально каждая строка художественного произведения ставит читателя в тупик. Вопросы «а зачем?», «с какой целью?», «почему?» заставляют взглянуть и на реальную жизнь по-другому, соотнести поэтическое видение мира и свое, реальное... И участники вечера чувствуют свою сопричастность ко «всем тревожным жителям земли», воспринимают себя как частицу великого Космоса. А после личностного сопереживания, вхождения в мир лирического героя у исполнителей и слушателей стихотворений С.Есенина уже не возникает крамольной мысли: «А зачем необходима поэзия, литература, книга?».





«ВЕЛИКИЙ ПОЭТ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»

Цель: углубить знания студентов о жизни и творчестве самобытного русского поэта, чтобы они смогли проникнуться гуманизмом Есенина, его любовью ко всему живому.

Задачи: 1. Студенты смогут полнее изучить жизнь и творчество поэта.

2. Участники проявят свои творческие способности в выразительном чтении, художественном творчестве, самодеятельности.

3. Студенты приобретут навыки неформального общения и совместного проведения культурного досуга.

Место и время проведения: читальный зал библиотеки, 60-70 минут.

Участники: студенты разных курсов и преподаватели - любители поэзии Есенина (30 человек).

Оформление и оборудование: книжная выставка о Сергее Есенине, выставка рисунков студентов по произведениям поэта, диафильм «Сергей Есенин», 6-8 столов со свечами, букетами, чайный стол с самоваром, чайной посудой, конфетами.


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ


Подготовительный этап


  1. Оформление объявления о вечере в литературной гостиной.

  2. Разработка программы и сценария вечера.

  3. Определение участников конкурсов на лучшее исполнение стихотворения Есенина, на лучший рисунок по творчеству Есенина.

  4. Репетиции с участниками музыкально-поэтической композиции.

  5. Приобретение призов победителям викторины и конкурса рисунков, продуктов для чайного стола.

  6. Организация фотографирования.


СЦЕНАРИЙ

Ведущий: Заседание нашей литературной гостиной проходит в день памяти Сергея Есенина. На вечер памяти поэта собрались сегодня те, кому близка и дорога его поэзия. В начале нашего вечера мы хотим предложить вам посмотреть диафильм о Сергее Есенине, чтобы вы смогли восстановить в памяти, а, возможно, и узнать что-то новое о его творческом пути.

(Просмотр диафильма. Текст читает сам ведущий или заранее подготовленный студент, участник вечера).

Ведущий: В диафильме, как вы заметили, нет ничего о любовной лирике Сергея Есенина. А ведь его часто называют певцом любви. И вопрос о любимых женщинах поэта всегда вызывал особый интерес. Думается, что вам, дорогие гости, тоже будет небезынтересно кому-то еще раз, а кому-то, может, впервые услышать имена тех женщин, с кем Есенина свела судьба, кого он любил и с кем расставался, кто вдохновлял его петь о любви.

Итак, о любимых женщинах Сергея Есенина рассказывает... (называет имя одного из участников вечера).

Участник вечера: Рассказ о любимых женщинах поэта сотрудники музея-заповедника Сергея Есенина в с. Константиново обычно начинают с Анюты Сардановской, которой посвящено стихотворение «За горами, за желтыми долами». Внучка местного священника, она училась вместе с Сергеем в епархиальном училище. Была юношеская влюбленность при очень высокой сельской морали той поры.

Да, были клятвы в верности. Но Анна первой вышла замуж и умерла при родах.

(Один из участников вечера читает названное выше стихотворение).

Была еще милая (Мария Бальзамова), которой Сергей, бросив мясную лавку в Москве, где работал отец, и поступив помкорректора в Сытинскую типографию, слал и слал полные отчаянной любви письма. С Маней связаны строки «Со снопом волос своих овсяных отоснилась ты мне навсегда». (Звучит стихотворение).

Вскоре он подружился с работавшей в типографии Анной Изрядновой. Вместе ходили в университет Шанявского, говорили о литературе, по вечерам Сергей провожал ее пешком через всю Москву домой на Серпуховку, где она жила в небольшой комнате. Судя по воспоминаниям Изрядновой, она приютила у себя бездомного поэта, ночевавшего у друзей или где придется, и стала его гражданской женой, родила сына. Анна Изряднова была самоотверженной, любившей Есенина и так и не вышедшей позже замуж женщиной. Она знала, что он уйдет, и отпустила без всяких условий.

А летом 1917 года в одной из редакций он разговорился с красивой машинисткой. Это была Зинаида Райх. Вскоре вместе с ней и другом - поэтом Ганиным - поехали на пароходе на Север. И по пути, сойдя с парохода, Есенин и Райх обвенчались в одной из церквушек. Так Есенин вступил в брак, от которого родились непохожий на него Костя и похожая Таня.

Зинаида Райх была самой любимой из близких Есенину женщин. «Любил он Зинку, - свидетельствует сестра Екатерина, - собирался идти к Мейерхольду бить морду, говорил: «Спал у меня под столом и увел Зинку».

Мейерхольд безумно любил Райх и, разрешая Есенину встречаться с детьми, ревновал Зинаиду, запрещал общаться с ней.

В стихах поэта нет прямых посвящений ей. Но есть выношенные строки для нее и о ней. Они расстались в 1921 году, а через три года он пишет «Письмо к женщине». И «Собака Качалова» - это тоже для Зинаиды, и, наконец, «Цветы мне говорят прощай» - для нее. (Звучит стихотворение).

Зинаиду Райх, как и первого сына Сергея Есенина Георгия Изряднова, постигла ужасная участь. В 1939 году, через полтора месяца после того, как был репрессирован Мейерхольд, за которого она безуспешно хлопотала по всем инстанциям, Зинаида попала в засаду в собственной квартире и была зверски убита. Ей было 44 года.

Есенин был уже знаком и с обожавшими его Надеждой Вольпин и с Галиной Бениславской, когда в 1921 году в России в третий раз появилась танцовщина с мировым именем, 44 - летняя ирландка Айседора Дункан, пылавшая революционным романтизмом. В опустошенной гражданской войной стране, где голодало 10 миллионов, она решила открыть танцевальные школы для масс. Трое наркомов - Луначарский, Дзержинский, Подвойский рвались стать опекунами прекрасной Айседоры, любившей танцевать босой. Но Дункан предпочла сытых вождей пролетариата голодной петроградской богеме. На вечеринке у художника Якулова она впервые встретилась с Есениным и, не зная ни слова по-русски, вдруг заговорила: «Ан-гел, ан-гел»... Говорила, гладя его волосы и заглядывая в васильковые глаза, а он целовал ей руки.

Друзья были в шоке, когда узнали о браке 26-летнего поэта с 44-летней Дункан - Дуней, как он ее называл.

Благодаря браку с Айседорой русский поэт побывал за границей, во многих странах мира, о чем он мечтал. Поездки сопровождались скандалами, виновником которых не всегда был Есенин.

Побывав за рубежом, Есенин убедился, что хоть и дешева там бумага, да стихи его никому не нужны.

Айседора скачет из города в город, из страны в страну, не давая ему сосредоточиться. Она не знает русского, он не знает и знать не хочет других языков из убеждения, что это повредит ему как национальному поэту. Полные раздражения друг к другу, они вернулись в Россию, где вскоре расстались по инициативе Сергея.

Есенин переехал вместе с сестрой в комнату Галины Бениславской. Она была его гражданской женой, секретарем, доверенным лицом в издательствах.

В марте 1925 года Есенин, стремившийся к каким-то причалам, вступил в брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей Толстой. Но портреты великого старца в ее квартире смотрели на него со всех стен, раздражая. И прожили Есенин и Толстая вместе недолго. Софья Есенина-Толстая стала вдовой и хранительницей наследия поэта.

Но светил поэту в те годы и иной - несказанный свет... 20-летняя актриса Камерного театра Таирова Августа. Миклашевская стала для Есенина Анной Керн. Именно ей посвящены стихи из цикла «Любовь хулигана», полные восторга перед женской красотой. К ней обращены строки стихотворения «Я помню, любимая, сиянье твоих волос». (Звучит стихотворение).

Когда они встретились впервые, Есенин вечером зашел к ней на квартиру: «Я пришел просто посмотреть на вас». Они не были физически близки, но Августа Миклашевская напишет в воспоминаниях, что всю жизнь жалела об этом.

Много претенденток было после гибели поэта на прообраз Шаганэ, пока истинная Шаганэ Нерсесовна Тальян, бывшая учительница из Батуми, не предъявила сборник стихов Есенина с дарственной надписью - Шаганэ. Позже она побывала в Константиново, и здесь нашли ее похожей на Зинаиду Райх.

Ведущий: Всеми признано, что есенинская лирика очень музыкальна. Часто его стихи хочется не просто читать, а именно петь, что и делают и знаменитые артисты, и простые люди. Еще не до конца осознано, что Есенин вообще дал сильный толчок развитию лирической песни 30-40 и дальнейших годов. Влияние песенной лирики Есенина чувствуется в поэзии таких поэтов, как Михаил Исаковский, Алексей Фатьянов, Яков Шведов, Борис Корнилов, Иван Приблудный, Павел Васильев, которые тоже писали стихи для песен.

У нас в гостиной тоже сегодня прозвучат популярные песни на стихи Сергея Есенина. ( Студенты вокального кружка исполняют песни «Не жалею, не зову, не плачу» и «Отговорила роща золотая» Солист может исполнить «Письмо матери» аккапельно).

Ведущий: Песни на стихи Есенина не только хочется слушать еще и еще раз, но иногда хочется двигаться, танцевать красиво и плавно, так же, как звучит песня «За окошком месяц...» (Поет вокальная группа девушек, танцуют девушки танцевальной группы техникума).

У каждого поэта в его собственном творчестве есть свое любимое произведение. У Есенина - это поэма «Анна Снегина». «Вещь эта мне и самому очень дорога», - признавался он. Послушаем, как начинается эта поэма. (Исполняется начало поэмы до слов:

«Такие печальные вести возница мне пел весь путь

Я в радовские предместья скакал тогда отдохнуть...»)

Поэма автобиографична, в ней отражено очень много личного из жизни поэта.

Прообразом Анны Снегиной стала Лидия Ивановна Кашина, владелица имения в с. Константиново. Есенин познакомился с ней, когда был уже известным поэтом и приехал в 1917 году из Петрограда домой. Послушаем и посмотрим, как говорится об этой встрече в поэме. (Инсценируется отрывок из поэмы «Анна Снегина» со слов: «Однажды, вернувшись с тяги, я лег подремать на диван» до слов: «Есть что-то прекрасное в лете, а с летом прекрасное в нас»).

Позже, когда комиссары отобрали и дом, и имущество, а лояльная к советской власти Кашина работала в управлении связи РККА, Есенин был у нее и в московской квартире. Было преклонение, восторг перед Лидией Ивановной как женщиной. Эта богатая наследница, помещица, которую революция лишила всего - имения в Константинове, дома в Москве, не уехала из России, не озлобилась, не потерялась. Работая переводчицей, машинисткой, живя очень скромно, она не теряла жизнелюбия. Именно она была организатором встреч с артистами, поэтами, на которых бывал и Есенин.

Умерла Лидия Ивановна Кашина в 1937 году, похоронена на Ваганьковском кладбище - там же, где Сергей Есенин. Москва им, поэту и героине его поэмы, дала свой последний приют. Наверное, эта удивительная женщина была единственной, в которой он не обманулся, не разочаровался. Она навсегда оставалась Прекрасной Дамой в его жизни и в его поэзии.

Ведущий: Следующую часть нашего вечера можно назвать «Мое любимое стихотворение Есенина». Мы предлагаем всем желающим прочитать то, что вам больше всего нравится в лирике поэта.

(Свои любимые стихи Есенина читают и преподаватели, и студенты).

Ведущий: А теперь мы предлагаем определить среди наших гостей лучшего знатока жизни и творчества Сергея Есенина. Так будет назван тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов викторины (приложение 1). Викторину проводит библиотекарь...

(Помощник из числа участников вечера отмечает тех, кто первый дает правильные ответы. Победителю в викторине вручается приз).

Ведущий: До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова.

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но жить, конечно, не новей.

Считается, что это самое последнее стихотворение Сергея Есенина. В 1925 году оборвалась жизнь поэта, а тайна его смерти остается до сих пор еще не разгаданной. В последние годы в печати публиковалось очень много материалов, авторы которых пытались доказать, что Есенин был убит, но все это пока остается на уровне версий. Желающие побольше узнать о тайне смерти поэта, могут прочитать об этом в рекомендуемой литературе.

(Библиотекарь представляет следующие материалы (приложение 2)).

Ведущий: И все же, что бы ни было причиной смерти Сергея Есенина, он остается и останется жить среди нас своей поэзией, яркой, образной, простой и искренней. Он пел о вечном, значит, и жить ему вечно в людских сердцах. (Далее ведущий объявляет конец вечера, благодарит всех гостей за участие в нем).







ЛИТЕРАТУРА


  1. Богданова Н. «Была ты песня и мечта» // Российская газета. - 1995. - 30 сентября. - с. 4.

  2. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. Т.2. Стихотворения. Проза. Статьи. Письма (Сост. и коммент. Ю.Л. Прокушева. - М.: Советская Россия, 1990.

  3. Дорошенко Н. Сергей Есенин как зеркало русской революции // Завтра. - 1995. - № 46. - с.6.

  4. Кошечкин С. «Эта улица мне знакома...» // Правда. - 1988. - 30 сентября. - с.4.

  5. Куняев Сергей, Куняев Станислав. Божья дудка: Жизнеописание Сергея Есенина // Литературная Кострома. - 1995. - № 10. - с.3-7.

  6. Озеров Л. На каторге чувств // Книжное обозрение. - 1995. - 3 октября. - с.16-17.

  7. Прокушев Ю. Вечный образ. - М.: Знание, 1977.

  8. Прокашев Ю. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. - М.: Советская Россия, 1979.

  9. Пушкарь А. Любимые женщины Сергея Есенина // Российский фермер. - 1995. - № 27. - с.28.

  10. Сергей Есенин: Воспоминания родных. Сборник (Сост. Т. Флор, Н. Есенина, С. Митрофанова. - М.: Московский рабочий, 1985.

  11. Шубникова-Гусева Н. Всем чужой и каждому близкий: О мемуарной биографии Сергея Есенина // Библиотекарь. - 1990. - № 9. - с.68-72.




ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

  1. Как называлась первая книга стихов С. Есенина? («Радуница»)

  2. Кто сказал о поэте: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные...» (А. Блок, 1915 г.)

  3. Какой исторической личности Есенин посвятил одну из своих значительных поэм? (Емельяну Пугачеву)

  4. Назовите стихотворения С. Есенина, которые стали песнями.

  5. Что ответил поэт на слова: «Если крикнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю ............... . (Я скажу: не надо рая

- Дайте Родину мою)

  1. Какая поэма Есенина написана по впечатлениям от посещения родины в 1917-1918 гг.? («Анна Снегина»)

  2. Как называется песня «Ты жива еще моя старушка..»? («Письмо матери»)

  3. Кому Есенин посвятил строки «Ты мое васильковое слово. Я навеки люблю тебя...» (Сестре Шуре)

  4. Кто такая Екатерина Александровна Наседкина? (Старшая сестра Есенина Катя)

  5. О ком из родственников Есенина идет речь: «...Расстрелян 27 июня 1937 года в Москве, где и родился по обвинению в подготовке к покушению на Сталина». (Юрий, сын С. Есенина и Анны Изрядновой)

  6. Какую фамилию получил Есенин при регистрации брака (апрель 1922г.) с танцовщицей Айседорой Дункан? (Есенин-Дункан)

  7. В каком лирическом стихотворении есть строфа, ставшая афоризмом: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». («Письмо к женщине», 1924 г., посвященное Зинаиде Райх, жене поэта).

  8. Продолжить строки: «И ничто души не потревожит...»

  9. На каком московском кладбище похоронен С. Есенин? (Ваганьковское)

  10. Что такое «Англетер»? (Гостиница в Петербурге)

Приложение 2


МАТЕРИАЛЫ О ТАЙНЕ СМЕРТИ С.ЕСЕНИНА


  1. «Англетер». Ловушка поэту: по своей ли воле расстался с жизнью С.Есенин // Комсомольская правда. - 1990. - 8 сентября . - с. 4.

  2. И все-таки это убийство // Литературная Кострома. - 1995. - № 1.

  3. Лебедев А. «Здравствуй ты, моя черная гибель» // Сельская жизнь. - 1995. - 4 июля. - с.3.

  4. Николаев Г. «Восьмистишье для друга». Из будущей книги «Загадка Есенина» // Книжное обозрение. - 1995 . - №40. - с.15.

  5. Сергей Есенин «Меня хотят убить. Я, как зверь, чувствую это» // Костромской край. - 1994. - 22 сентября.

  6. Сидорина Н. «Меня хотят убить». О последних днях жизни С. Есенина // Слово. - 1989. - № 10. - с.68-73.

  7. Смерть Есенина: новые штрихи и детали // Россия молодая. - 1991.- № 4.






Приложение 3

* * *

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зелень ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.


Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклонится любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

1916





Письмо к женщине

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните.

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелая ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Её направил величаво.

Ну, кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Тогда и

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость,

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мной сталось!

Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне…

Я знаю: вы не та -

Живите вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин

1924





Собаке Качалова

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Такую лапу не видал я сроду.

Давай с тобой полаем при луне

На тихую, бесшумную погоду.

Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь, ты, что жизнь на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,

И у него гостей бывает в доме много,

И каждый, улыбаясь, норовит

Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,

С такою милою доверчивой приятцей.

И, никого ни капли не спросив,

Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и не всяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

1925




Цветы

I

Цветы мне говорят - прощай,

Головками кивая низко.

Ты больше не увидишь близко

Родное поле, отчий край.

Любимые! Ну что ж, ну что ж!

Я видел вас и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

II

Весенний вечер. Синий час.

Ну как же не любить мне вас,

Как не любить мне вас, цветы?

Я с вами выпил бы на «ты».

Шуми, левкой и резеда.

С моей душой стряслась беда.

С душой моей стряслась беда.

Шуми, левкой и резеда.

III

Ах, колокольчик! Твой ли пыл

Мне в душу песней позвонил

И рассказал, что васильки

Очей любимых далеки.

Не пой! Не пой мне! Пощади.

И так огонь горит в груди.

Она пришла, как к рифме «вновь»,

Неразлучимая любовь.

IV

Цветы мои! Не всякий мог

Узнать, что сердцем я продрог,

Не всякий этот холод в нем

Мог растопить своим огнем,

Не всякий, длани кто простер,

Поймать сумеет долю злую.

Как бабочка - я на костер

Лечу и огненность целую.

V

Я не люблю цветы с кустов,

Не называю их цветами;

Хоть прикасаюсь к ним устами,

Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,

Который врос корнями в землю,

Его люблю я и приемлю,

Как северный наш василек.

VI

И на рябине есть цветы,

Цветы - предшественники ягод,

Они на землю градом лягут,

Багрец свергая с высоты.

Они не те, что на земле.

Цветы рябин - другое дело.

Они как жизнь, как наше тело,

Делимое в предвечной мгле.

VII

Любовь моя! Прости, прости,

Ничто не обошел я мимо.

Но мне милее на пути,

Что для меня неповторимо.

Неповторимы ты и я.

Помрем - за нас придут другие,

Но это все же не такие -

Уж я не твой, ты не моя.

VIII

Цветы, скажите мне - прощай,

Головками кивая низко,

Что не увидеть больше близко

Ее лицо, любимый край.

Ну что ж! Пускай не увидать!

Я поражен другим цветеньем

И потому словесным пеньем

Земную буду славить гладь.

IX

А люди разве не цветы?

О милая, почувствуй ты,

Здесь не пустынные слова.

Как стебель тулово качая,

А эта разве голова

Тебе не роза золотая?

Цветы людей и в солнь и в стыть

Умеют ползать и ходить.

X

Я видел, как цветы ходили,

И сердцем стал с тех пор добрей,

Когда узнал, что в этом мире

То дело было в Октябре.

Цветы сражалися друг с другом,

И красный цвет был всех бойчей.

Их больше падало под вьюгой,

Но все же мощностью упругой

Они сразили палачей.

XI

Октябрь! Октябрь!

Мне страшно жаль

Те красные цветы, что пали

Головку розы режет сталь,

Но все же не боюсь я стали.

Цветы ходячие земли!

Они и сталь сразят почище,

Из стали пустят корабли,

Из стали сделают жилища.

XII

И потому, что я постиг,

Что мир мне не монашья схима,

Я ласково влагаю в стих,

Что все на свете повторимо.

И потому, что я пою,

Пою и вовсе не впустую,

Я милой голову мою

Отдам, как розу золотую.

< 1924 >

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос.

Не радостно и не легко мне

Покинуть тебя привелось.

Я помню осенние ночи,

Берёзовый шорох теней,

Пусть дни тогда были короче,

Луна нам светила длинней.

Я помню, ты мне говорила:

«Пройдут голубые года,

И ты позабудешь, мой милый,

С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа

Напомнила чувствам опять,

Как нежно тогда я сыпал

Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь

И грустно другую любя,

Как будто любимую повесть

С другой вспоминает тебя.

1925





Анна Снегина (отрывок)

А. Воронскому

«Село, значит, наше - Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью.

Рассажены тополя.

Мы в важные очень не лезем,

Но все же нам счастье дано.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

По праздникам мясо и квас.

Недаром когда-то исправник

Любил погостить у нас.

Оброки платили мы к сроку,

Но - грозный судья - старшина

Всегда прибавлял к оброку

По мере муки и пшена.

И чтоб избежать напасти,

Излишек нам был без тягот.

Раз - власти, на то они власти,

А мы лишь простой народ.

Но люди - все грешные души.

У многих глаза - что клыки.

С соседней деревни Криуши

Косились на нас мужики.

Житье у них было плохое -

Почти вся деревня вскачь

Пахала одною сохою

На паре заезженных кляч.

Каких уж тут ждать обилий,-

Была бы душа жива.

Украдкой они рубили

Из нашего леса дрова.

Однажды мы их застали…

Они в топоры, мы тож.

От звона и скрежета стали

По телу катилась дрожь.

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет!-

И сразу убил старшину.

На нашей быдластой сходке

Мы делу условили ширь.

Судили. Забили в колодки

И десять услали в Сибирь.

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар».

Январь 1925

Батуми














* * *

Цветы мне говорят - прощай,

Головками, склоняясь ниже,

Что я навеки не увижу

Ее лицо и отчий край.

Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!

Я видел их и видел землю,

И эту гробовую дрожь

Как ласку новую приемлю.

И потому, что я постиг

Всю жизнь, пройдя с улыбкой мимо,-

Я говорю на каждый миг,

Что все на свете повторимо.

Не все ль равно - придет другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленной и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

27 января 1925

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

1921

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца.

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,-

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

<1924>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




В процессе организации деятельности литературной гостиной были достигнуты положительные результаты. Опыт работы в данном направлении помог отойти от случайных мероприятий, создать определенную педагогическую концепцию видения роли таких занятий в целостной системе воспитания и совершенствования личности средствами книги, художественного слова. Участники проведенных вечеров включаются в выполнение разнообразных социальных ролей. Из их многочисленных отзывов следует самый главный вывод: привлекательность литературной гостиной в новизне форм и методов, их сочетаний, в открытости, неформальности, творческой атмосфере, а также в системности (в какой-то мере, традиционности) осуществления заседаний гостиной. Вечера литературной гостиной предоставляют студентам значительные возможности реализовать себя в самых различных сферах.







Рецензия

на методическую разработку заседания литературной гостиной

Тема: «Великий поэт Сергей Есенин»



Народный поэт Есенин - наш живой современник.

Стихи Есенина кровно близки нам, нашему времени. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, глобальные проблемы нашего времени. Каких бы глубинных проблем современной народной жизни, сегодняшней действительности мы ни коснулись, мы убеждаемся, что одним из первых, в свое время, о многих из них думал, размышлял Есенин.

Его стихи, прежде всего, обращены к современникам, к их сердцам и душам, к их разуму, но еще больше они обращены к нам. В методической разработке раскрыт материал о женщинах так или иначе связанных с Сергеем Есениным. Здесь же нашли отражение и стихи поэта, посвященные его женщинам. В разработку вошла не только любовная лирика, здесь нашли отражение лирико-философские стихи поэта! Такие, как «Не жалею, не сову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Цветы мне говорят - прощай…» и другие. Сколько в них самого сокровенного, есенинского, лично пережитого поэтом, и одновременно сколько общечеловеческой доброты и сердечного тепла, которого ныне так явно не хватает на нашей планете.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями, имеется приложение, в котором приведены стихи и отрывки из поэмы, упоминаемые в методической разработке. Автор методического материала ясно представляет перспективу своего труда, ориентируясь в основе на воспитание гармонически развитой личности, способной жить в условиях требований настоящего времени.

Материал данной разработки рекомендуется к использованию при подготовке к тематическим классным часам, посвященным творчеству Сергея Есенина.


Председатель комиссии

методического объединения

классных руководителей Н. В. Клемешова

© 2010-2022