- Преподавателю
- Классному руководителю
- Педагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников
Педагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Перфильева М.А. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации Северодвинска
Конкурс «Инновации в образовании»
Проектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников
Автор: Перфильева М.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 29
Северодвинск
2014
Номинация: инновационный проект
Название проекта: Проектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников.
Актуальность проекта
Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность - наиболее эффективный метод повышения познавательной активности учащихся. Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. А изучение краеведческого материала позволяет сделать процесс обучения более значимым, повысить мотивацию к изучению малой Родины, уровень общей культуры школьников, усилить гуманизацию образования, расширить кругозор.
Проблема проекта
Необходимость формирования познавательной активности учащихся.
Противоречия
Между:
необходимостью формирования культурных компетентностей обучающихся и низкой познавательной активностью младших школьников;
необходимостью получения школьниками в доступной форме знаний о природе и культуре родного края и недостаточный объём методического материала в содержании учебных программ по данной тематике;
целесообразностью использования метода проектов для формирования учебно-познавательных компетенций и отсутствием навыка у младших школьников данного вида деятельности.
Цель: создание условий для развития познавательной активности через включение младших школьников в проектную деятельность на материале краеведческой направленности.
Задачи проекта:
изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
разработать цикл занятий по формированию познавательной активности младших школьников посредством проектной деятельности краеведческой направленности;
создать условия для повышения мотивации учащихся на создание проекта и участие в творческих конкурсах;
реализовать проект в урочной и внеурочной деятельности;
осуществить контроль за динамикой индивидуальных образовательных достижений обучающихся по предметам;
определить перспективы дальнейшего изучения предметов на основе проектной деятельности краеведческой направленности;
обобщить и распространить опыт среди коллег.
Гипотеза проекта
Если в образовательно-воспитательной системе начальной школы применять проектную технологию на основе краеведческого материала, то познавательная активность обучающихся повысится, личностная мотивация к познанию возрастёт, что приведёт к повышению уровня образования.
Новизна проекта
Новизна данного проекта состоит в том, что в процессе его реализации были созданы и апробированы:
система урочных и внеурочных мероприятий краеведческой направленности;
включение материала исследовательских проектов в содержание уроков и во внеурочную деятельность;
создание контрольно-измерительных материалов с учетом краеведческой специфики.
Уникальность проекта:
Инновационность и уникальность данного проекта - создание медиаобразовательной среды, обеспечивающей развитие познавательной активности и потенциальной одаренности каждого ребенка в совместном медиапроекте педагогов, родителей и детей - состоит в продуктивном творческом продукте.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности, формирует большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД - универсальные учебные действия). Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися.
Содержание инновационного проекта:
Проект представлен в виде цикла мероприятий, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Задачи проекта:
Образовательные: обеспечить полноценное восприятие литературного произведения, глубину понимания учащимися текста и специфику его литературной формы; систематически работать над навыками чтения.
Воспитательные: формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Развивающие: освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Формы организации работы:
учебная деятельность;
внеурочная деятельность.
Технологии, методики, используемые в ходе реализации проекта:
проектно-исследовательская;
информационно-коммуникационная;
здоровьесберегающая;
театральная деятельность.
Основные этапы реализации проекта
Проект долгосрочный, сроки реализации проекта: 2012-2013 учебный год.
Этапы:
подготовительный (сентябрь)
- изучение состояния проблемы в теории и практике обучения;
- анализ методической литературы по данной теме;
- выдвижение рабочей гипотезы;
основной ( октябрь 2012 - январь 2013)
- урочная и внеурочная работа краеведческой направленности;
- работа с литературными источниками;
- работа с Интернет- ресурсами;
- краеведческая работа;
- изготовление иллюстративного материала;
- текстовые исследования;
заключительный (февраль 2013)
- анализ проделанной работы по проекту;
- выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;
- обобщение опыта работы над проектом.
Механизмы и условия реализации проекта
Реализация проекта осуществлялась через:
- уроки литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства;
- внеклассные мероприятия;
- индивидуально-групповые занятия;
- участие в Муниципальной социально-педагогической игре «Моя семья».
Календарный план работы
Этап
Содержание работы
Сроки
Подготовительный
Погружение в проблему: изучение состояния проблемы в теории и практике обучения; анализ методической литературы по данной теме; выдвижение рабочей гипотезы.
сентябрь
Основной
Знакомство с произведениями С.Г. Писахова, анкетирование, игра «Магнит»
Посещение городской библиотеки. Знакомство с книжной выставкой, биографией, произведениями С.Г. Писахова.
Семейное чтение сказок. Домашнее задание: выбрать в прочитанной сказке чудо, решить вместе с родителями кроссворд.
Домашнее иллюстрирование сказок.
Коллективный просмотр фильма «Не любо - не слушай» по произведениям С.Г. Писахова.
Урок развития речи «Сочинение по просмотренному фильму».
Семейное чтение сказок.
Домашнее иллюстрирование сказки.
Просмотр спектакля в Драмтеатре «Сказы бабушки трески» по произведениям С.Г. Писахова.
Выбор сказок, которые можно будет изобразить в пластилиновой лепке.
Домашнее иллюстрирование сказки.
Изготовление декораций к выбранным сказкам.
Изготовление кукол- героев сказок С.Г. Писахова. В работе используется техники: рисование, лепка из пластилина.
Фотографирование эпизодов 8 сказок.
Классный конкурс на лучшего чтеца, который будет читать текст за кадром.
Урок-игра «Счастливый случай»
Запись озвучания к каждой сказке.
Подбор музыкального сопровождения к фильму.
Монтаж фильма.
Просмотр мультфильма в классе.
Написание отзывов об участии в проекте.
Показ мультфильма родителям. Анкетирование.
Показ мультфильма школьникам других классов. Анкетирование.
октябрь-
январь
Заключительный
Проведение игры «Магнит»;
Подведение итогов работы над проектом: рефлексия (синквейн), анкетирование.
февраль
Необходимые условия реализации проекта:
действующее законодательство в области образования;
основная образовательная программа начального общего образования;
материально-техническое обеспечение (компьютерное оборудование, фотоаппарат);
информационное обеспечение (сайт МБОУ СОШ № 29, средства массовой информации, группа «В Контакте»);
программно - методическое (Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов);
привлечение родителей учеников к подготовке реквизита и декораций.
Риски проекта:
несоответствие объёма литературного материала и возрастных особенностей младших школьников;
трудность восприятия лексических особенностей языка автора;
отсутствие опыта в данном виде работы;
недостаточность опыта владения компьютерной программой по созданию фильма.
Пути выхода:
подбор текстов сказок учителем или родителями;
предварительная лексическая работа по обогащению словаря учащихся;
консультации для детей и родителей по созданию проекта;
привлечение учителя информатики.
Описание результатов:
-
формирование у учащегося внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, способности к самооценке, умения планировать и контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
-
повышение уровня качества преподаваемых предметов;
-
повышение уровня активности в создании исследовательских проектов краеведческой направленности;
-
повышение интереса к изучению истории, достопримечательностям и культуре родного края.
Результаты участия в конкурсах:
2 место в Городском конкурсе проектных работ учащихся начальных классов «Я познаю мир» 2013 г.;
1 место в Областном конкурсе «Моя малая родина» в номинации «Малая родина через призму объектива» 2013 г.
Оценка результатов проекта.
Методы контроля за результатами проекта: анализ результатов через наблюдение, анкетирование, участие детей в проекте.
Уровень развития познавательной активности учащихся
(по результатам анкетирования школьного психолога)
Следовательно, использование краеведческого материала способствует формированию познавательной активности младших школьников, учебно-воспитательный процесс становится более эффективным.
Приложения к проекту
Приложение № 1
Тематическое планирование цикла занятий
Предмет
Тема
Литературное чтение
Сказки С.Г. Писахова
Чудеса или вымысел в сказках С.Г. Писахова
Особенности языка в сказках С.Г. Писахова
Русский язык
Знакомство с северными словами
Сочинение по спектаклю «Сказки бабушки трески»
Изложение «Собака Розка»
Написание синквейна «Северный сказочник»
Окружающий мир
Природа северного края в произведениях С.Г. Писахова
Труд и быт поморов
Технология
Работа с пластилином. Фигура человека. Герои сказок: люди и животные.
Изобразительное искусство
Северная деревня
Северное сияние
Внеклассная работа
Посещение библиотеки «Бестселлер»: выставка книг автора, игра по станциям, конкурс рисунков по прочитанным сказкам.
Посещение городского драматического театра.
Посещение музея С.Г. Писахова в областном центре.
Проведение мастер- класса по технике Монотипия в музее С.Г. Писахова.
Экскурсия на Северодвинское телевидение. Знакомство с профессиями: декоратор, осветитель, оператор, диктор.
Приложение № 2
Диск с продуктом проектной деятельности - мультфильмом «Писаховы чудеса»
Приложение № 3
Фотографии «Писаховы чудеса»
Приложение № 4
Фотографии к 8 сказкам С.Г. Писахова
Приложение № 5
Анкета, проведённая по итогам проекта. ( Для учащихся)
1.Работать над проектом тебе было интересно?
2. Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности?
3. В работе над проектом тебе оказывали помощь?
4. Ты волновался перед защитой проекта?
5. Твоя презентация тебе понравилась?
6. Тебе удалось решить поставленную проблему?
Анкета, проведённая по итогам проекта. (Для родителей)
-
Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения?
-
Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество?
-
Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?
-
Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы?
-
Проект способствует сплочению коллектива?
-
Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями?
Приложение № 6
Методика оценки познавательной активности учащихся в процессе освоения литературного краеведческого материала.
Методика оценки активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторина .
Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы по сказкам в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.
Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название сказки. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.
Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на тему сказок, сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.
Тест «Зарисовки на экскурсиях». Учащиеся делают зарисовки к сказкам. Оценивается замысел и красота исполнения.
Тест викторина. Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Чудеса в сказках С.Г. Писахова». Оцениваются количество вопросов, отражающих глубину знаний(географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура).
Информационная карта оценки активности учащихся
№
ФИ
Ребусы
Кроссворды
Загадки,
стихи
Сочинение
Рисунок
Вопросы
викторины
Итог
Итог
Шкала оценки: 3 балла - высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); 2 балла - средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; 1 балл - низкий уровень (задание выполнено с помощью других).