• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Педагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников

Педагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковПедагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковПедагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковПедагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковПедагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковПедагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковПедагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьниковУправление образования администрации Северодвинска

Конкурс «Инновации в образовании»




Проектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников


Автор: Перфильева М.А.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 29








Северодвинск

2014

Номинация: инновационный проект

Название проекта: Проектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников.

Актуальность проекта

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника. Гораздо важнее научить ребёнка самостоятельно искать и находить новое, пусть даже новое только для него знание, которое наполняется особым личностным смыслом. Знания тогда перестают быть пустыми, когда человек вырабатывает к ним своё эмоционально-ценностное отношение, когда они являются результатом длительной внутренней работы, самостоятельного поиска.

В настоящее время проектно-исследовательская деятельность - наиболее эффективный метод повышения познавательной активности учащихся. Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. А изучение краеведческого материала позволяет сделать процесс обучения более значимым, повысить мотивацию к изучению малой Родины, уровень общей культуры школьников, усилить гуманизацию образования, расширить кругозор.

Проблема проекта

Необходимость формирования познавательной активности учащихся.

Противоречия

Между:

необходимостью формирования культурных компетентностей обучающихся и низкой познавательной активностью младших школьников;

необходимостью получения школьниками в доступной форме знаний о природе и культуре родного края и недостаточный объём методического материала в содержании учебных программ по данной тематике;

целесообразностью использования метода проектов для формирования учебно-познавательных компетенций и отсутствием навыка у младших школьников данного вида деятельности.

Цель: создание условий для развития познавательной активности через включение младших школьников в проектную деятельность на материале краеведческой направленности.

Задачи проекта:

изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;

разработать цикл занятий по формированию познавательной активности младших школьников посредством проектной деятельности краеведческой направленности;

создать условия для повышения мотивации учащихся на создание проекта и участие в творческих конкурсах;

реализовать проект в урочной и внеурочной деятельности;

осуществить контроль за динамикой индивидуальных образовательных достижений обучающихся по предметам;

определить перспективы дальнейшего изучения предметов на основе проектной деятельности краеведческой направленности;

обобщить и распространить опыт среди коллег.

Гипотеза проекта

Если в образовательно-воспитательной системе начальной школы применять проектную технологию на основе краеведческого материала, то познавательная активность обучающихся повысится, личностная мотивация к познанию возрастёт, что приведёт к повышению уровня образования.

Новизна проекта

Новизна данного проекта состоит в том, что в процессе его реализации были созданы и апробированы:

система урочных и внеурочных мероприятий краеведческой направленности;

включение материала исследовательских проектов в содержание уроков и во внеурочную деятельность;

создание контрольно-измерительных материалов с учетом краеведческой специфики.

Уникальность проекта:

Инновационность и уникальность данного проекта - создание медиаобразовательной среды, обеспечивающей развитие познавательной активности и потенциальной одаренности каждого ребенка в совместном медиапроекте педагогов, родителей и детей - состоит в продуктивном творческом продукте.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности, формирует большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД - универсальные учебные действия). Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися.

Содержание инновационного проекта:

Проект представлен в виде цикла мероприятий, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.

Задачи проекта:

Образовательные: обеспечить полноценное восприятие литературного произведения, глубину понимания учащимися текста и специфику его литературной формы; систематически работать над навыками чтения.

Воспитательные: формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Развивающие: освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Формы организации работы:

учебная деятельность;

внеурочная деятельность.

Технологии, методики, используемые в ходе реализации проекта:

проектно-исследовательская;

информационно-коммуникационная;

здоровьесберегающая;

театральная деятельность.

Основные этапы реализации проекта

Проект долгосрочный, сроки реализации проекта: 2012-2013 учебный год.

Этапы:

подготовительный (сентябрь)

- изучение состояния проблемы в теории и практике обучения;

- анализ методической литературы по данной теме;

- выдвижение рабочей гипотезы;

основной ( октябрь 2012 - январь 2013)

- урочная и внеурочная работа краеведческой направленности;

- работа с литературными источниками;

- работа с Интернет- ресурсами;

- краеведческая работа;

- изготовление иллюстративного материала;

- текстовые исследования;

заключительный (февраль 2013)

- анализ проделанной работы по проекту;

- выявление наиболее эффективных методов и приёмов работы;

- обобщение опыта работы над проектом.

Механизмы и условия реализации проекта

Реализация проекта осуществлялась через:

- уроки литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства;

- внеклассные мероприятия;

- индивидуально-групповые занятия;

- участие в Муниципальной социально-педагогической игре «Моя семья».

Календарный план работы

Этап

Содержание работы

Сроки

Подготовительный

Погружение в проблему: изучение состояния проблемы в теории и практике обучения; анализ методической литературы по данной теме; выдвижение рабочей гипотезы.

сентябрь

Основной

Знакомство с произведениями С.Г. Писахова, анкетирование, игра «Магнит»

Посещение городской библиотеки. Знакомство с книжной выставкой, биографией, произведениями С.Г. Писахова.

Семейное чтение сказок. Домашнее задание: выбрать в прочитанной сказке чудо, решить вместе с родителями кроссворд.

Домашнее иллюстрирование сказок.

Коллективный просмотр фильма «Не любо - не слушай» по произведениям С.Г. Писахова.

Урок развития речи «Сочинение по просмотренному фильму».

Семейное чтение сказок.

Домашнее иллюстрирование сказки.

Просмотр спектакля в Драмтеатре «Сказы бабушки трески» по произведениям С.Г. Писахова.

Выбор сказок, которые можно будет изобразить в пластилиновой лепке.

Домашнее иллюстрирование сказки.

Изготовление декораций к выбранным сказкам.

Изготовление кукол- героев сказок С.Г. Писахова. В работе используется техники: рисование, лепка из пластилина.

Фотографирование эпизодов 8 сказок.

Классный конкурс на лучшего чтеца, который будет читать текст за кадром.

Урок-игра «Счастливый случай»

Запись озвучания к каждой сказке.

Подбор музыкального сопровождения к фильму.

Монтаж фильма.

Просмотр мультфильма в классе.

Написание отзывов об участии в проекте.

Показ мультфильма родителям. Анкетирование.

Показ мультфильма школьникам других классов. Анкетирование.

октябрь-

январь

Заключительный

Проведение игры «Магнит»;

Подведение итогов работы над проектом: рефлексия (синквейн), анкетирование.

февраль

Необходимые условия реализации проекта:

действующее законодательство в области образования;

основная образовательная программа начального общего образования;

материально-техническое обеспечение (компьютерное оборудование, фотоаппарат);

информационное обеспечение (сайт МБОУ СОШ № 29, средства массовой информации, группа «В Контакте»);

программно - методическое (Программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов);

привлечение родителей учеников к подготовке реквизита и декораций.

Риски проекта:

несоответствие объёма литературного материала и возрастных особенностей младших школьников;

трудность восприятия лексических особенностей языка автора;

отсутствие опыта в данном виде работы;

недостаточность опыта владения компьютерной программой по созданию фильма.

Пути выхода:

подбор текстов сказок учителем или родителями;

предварительная лексическая работа по обогащению словаря учащихся;

консультации для детей и родителей по созданию проекта;

привлечение учителя информатики.

Описание результатов:

  • формирование у учащегося внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости обучения, способности к самооценке, умения планировать и контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

  • повышение уровня качества преподаваемых предметов;

  • повышение уровня активности в создании исследовательских проектов краеведческой направленности;

  • повышение интереса к изучению истории, достопримечательностям и культуре родного края.

Результаты участия в конкурсах:

2 место в Городском конкурсе проектных работ учащихся начальных классов «Я познаю мир» 2013 г.;

1 место в Областном конкурсе «Моя малая родина» в номинации «Малая родина через призму объектива» 2013 г.

Оценка результатов проекта.

Методы контроля за результатами проекта: анализ результатов через наблюдение, анкетирование, участие детей в проекте.

Уровень развития познавательной активности учащихся

(по результатам анкетирования школьного психолога)

Следовательно, использование краеведческого материала способствует формированию познавательной активности младших школьников, учебно-воспитательный процесс становится более эффективным.



Приложения к проекту

Приложение № 1

Тематическое планирование цикла занятий

Предмет

Тема

Литературное чтение

Сказки С.Г. Писахова

Чудеса или вымысел в сказках С.Г. Писахова

Особенности языка в сказках С.Г. Писахова

Русский язык

Знакомство с северными словами

Сочинение по спектаклю «Сказки бабушки трески»

Изложение «Собака Розка»

Написание синквейна «Северный сказочник»

Окружающий мир

Природа северного края в произведениях С.Г. Писахова

Труд и быт поморов

Технология

Работа с пластилином. Фигура человека. Герои сказок: люди и животные.

Изобразительное искусство

Северная деревня

Северное сияние

Внеклассная работа

Посещение библиотеки «Бестселлер»: выставка книг автора, игра по станциям, конкурс рисунков по прочитанным сказкам.

Посещение городского драматического театра.

Посещение музея С.Г. Писахова в областном центре.

Проведение мастер- класса по технике Монотипия в музее С.Г. Писахова.

Экскурсия на Северодвинское телевидение. Знакомство с профессиями: декоратор, осветитель, оператор, диктор.




Приложение № 2

Диск с продуктом проектной деятельности - мультфильмом «Писаховы чудеса»











Приложение № 3

Фотографии «Писаховы чудеса»





Приложение № 4

Фотографии к 8 сказкам С.Г. Писахова

Педагогический проектПроектная деятельность на материале краеведческой направленности как средство развития познавательной активности младших школьников


Приложение № 5

Анкета, проведённая по итогам проекта. ( Для учащихся)

1.Работать над проектом тебе было интересно?

2. Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности?

3. В работе над проектом тебе оказывали помощь?

4. Ты волновался перед защитой проекта?

5. Твоя презентация тебе понравилась?

6. Тебе удалось решить поставленную проблему?

Анкета, проведённая по итогам проекта. (Для родителей)

  1. Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения?

  2. Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество?

  3. Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка?

  4. Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы?

  5. Проект способствует сплочению коллектива?

  6. Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями?





Приложение № 6

Методика оценки познавательной активности учащихся в процессе освоения литературного краеведческого материала.

Методика оценки активности учащихся по освоению краеведческого материала состоит из пяти тестов: ребусы; кроссворды; загадки, стихи, сочинение; зарисовки на экскурсиях и в походах, викторина .

Тест «Ребусы». Учащимися составляются ребусы по сказкам в количестве пяти. Оценивается простота, эстетичность оформления ребусов.

Тест «Кроссворды». Учащийся составляет кроссворд, беря за основу название сказки. Учитывается наибольшее количество слов в кроссворде на заданную тему. Составление нескольких кроссвордов поощряется дополнительными баллами.

Тест « Загадки, стихи, сочинение». Учащийся готовит не менее семи загадок на тему сказок, сочиняет стихи или четверостишье, пишет сочинение.

Тест «Зарисовки на экскурсиях». Учащиеся делают зарисовки к сказкам. Оценивается замысел и красота исполнения.

Тест викторина. Каждому учащемуся дается задание составить викторину на тему: «Чудеса в сказках С.Г. Писахова». Оцениваются количество вопросов, отражающих глубину знаний(географические особенности, символика, история улиц и достопримечательностей, растительный и животный мир, традиции и культура).

Информационная карта оценки активности учащихся

ФИ

Ребусы

Кроссворды

Загадки,

стихи

Сочинение

Рисунок

Вопросы

викторины

Итог



Итог


Шкала оценки: 3 балла - высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); 2 балла - средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной литературы; 1 балл - низкий уровень (задание выполнено с помощью других).


© 2010-2022