Конспект проведения исследовательской работы по теме: Шумная перемена-отдых?

Данная тема очень актуальна, так как учёные всего мира пытаются разобраться, насколько негативное влияние оказывает шум на организм человека. Шумовое загрязнение в современном мире становится всё более опасным. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность. Цель данной работы, показать, что шумовое загрязнение в школе влияет на концентрацию внимания и познавательную активность на уроке, достигнута. Считаю, что работа актуальна и может ...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ средняя школа №229

Адмиралтейского района Санкт - Петербурга



Исследовательская работа

На школьную научно-исследовательскую конференцию

учащихся начальной школы

«Я познаю мир»

тема: « Шумная перемена - отдых?»

Работу выполнили учащиеся 4-а класса:

Баранчук Александра

Воронцова Анжелика

Денисова Валерия

Сёмина Виктория

Научный руководитель:

учитель начальных классов Ефимова Елена Викторовна

Санкт-Петербург

2015



РЕЦЕНЗИЯ

на исследовательскую работу учащихся 4-а класса

Баранчук Александры, Воронцовой Анжелики, Денисовой Валерии, Сёминой Виктории

Тема: «Шумная перемена - отдых?»

Данная тема очень актуальна, так как учёные всего мира пытаются разобраться, насколько негативное влияние оказывает шум на организм человека. Шумовое загрязнение в современном мире становится всё более опасным. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. Казалось бы, какой вред организму может нанести шумная перемена в школе, ведь ученики начальных классов в силу своих психологических особенностей должны активно отдыхать на перемене? Ответить на этот вопрос помогла исследовательская работа учащихся 4 класса. Авторы работы выдвинули гипотезу о том, что шумовое загрязнение на переменах влияет на снижение познавательной активности на уроке. В ходе исследования ученики 4 класса пытались разобраться на сколько шумно и активно ведут себя дети на переменах и отражается ли это на усвоении учебного материала. В ходе решения поставленных задач, авторы изучали литературу по данной проблеме, проводили экспериментальные измерения с помощью естественнонаучной лаборатории ЛабДиск и анкетирование учащихся начальной школы и учителей. Анализ литературы, анкетирование, а так же необходимые измерения позволили авторам сделать выводы о том, что уровень шума на переменах превышает допустимые санитарные нормы, из-за этого многие ребята не могут быстро «включится» в урок, а также перестают воспринимать объяснения учителя. Предложив ребятам провести «тихие перемены» и проанализировав анкеты учителей, авторы работы сделали вывод, что шум, превышающий санитарные нормы, действительно, оказывает негативное влияние на концентрацию внимания и познавательную активность учеников на уроках. На основе проведённой работы, авторы написали некоторые рекомендации для ребят. В целом работа соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским работам. Цель данной работы, показать, что шумовое загрязнение в школе влияет на концентрацию внимания и познавательную активность на уроке, достигнута. Считаю, что работа актуальна и может быть использована при проведении занятий по воспитательной работе со школьниками.

Рецензент: учитель начальных классов Ефимова Е.В.

Тезисы на научно-исследовательскую конференцию учащихся начальной школы ГБОУ средней школы №229 Адмиралтейского района Баранчук Александры, Воронцовой Анжелики, Денисовой Валерии, Сёминой Виктории. Тема: «Шумная перемена - отдых?». Научный руководитель: учитель начальных классов Ефимова Елена Викторовна

Актуальность проблемы: мы считаем эту тему очень актуальной, т.к. в современном мире научно-технический прогресс не стоит на месте, с каждым днём растут и множатся города. Ученые всего мира изучают шум, как экологическую проблему, влияние уровня различных шумов на организм человека и его поведение.

Цель: доказать, что шумовое загрязнение в школе влияет на концентрацию внимания и познавательную активность на уроке..

Гипотеза: мы предполагаем что, снижение уровня шума во время перемены повысит у учащихся умственную работоспособность на уроке.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Выяснить влияние шума на состояние человека.

3. Изучить санитарные нормы шума для образовательных учреждений

4. Провести практические исследования уровня шума в школе.

5. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся

Объект исследования: шум

Предмет иссследования: влияние шума на концентрацию внимания, учебную активность и здоровье человека

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;

  • опытно-экспериментальная работа;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • анализ полученных результатов.

Выводы:

  • Уровень шума во время перемены превышает допустимые санитарные нормы.

  • Проанализировав данные анкет, мы поняли, что 40% опрошенных ребят любят проводить перемены в активных подвижных играх, но большинство (60 %) предпочитают спокойные игры, чтение книг и музыку.

  • Половина опрошенных детей любят слушать громкую музыку в наушниках , большинство ребят могут быстро настроится на урок даже после шумной и активной перемены, но при этом многие из них частично не усваивают материал, который объясняет учитель, что приводит к отставанию по предметам.

  • После измерения, проведённого во время «тихой перемены» оказалось, что уровень шума соответствует норме санитарных требований.

  • Анализ анкет учителей показал, что большинство учителей после « тихой перемены» отмечают у ребят повышение учебной активности и концентрации внимания на уроке.

Рекомендации:

  1. Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

  2. Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

  3. Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

  4. Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

Содержание:

Введение (актуальность, цель, гипотеза, задачи, объект, предмет и методы исследования)…………………………………………………………………………...5

Глава 1 Литературный обзор

  1. Что такое шум…………………………………………..........................6

  2. Влияние шума на человека…………………………………………..6-7

Глава 2 Практическое исследование

2.1.Измерение шумового фона………………………………………………8

2.2. Анкетирование………………………………………………………..9-10

2.3. Анализ полученных результатов…………………………………..10-11

Выводы………………………………………………………………………………...10

Рекомендации..………………………………………………………………………..11

Список литературы……………………………………………………………………12

Приложения………………………………………………………………………..13-14





Актуальность проблемы: мы считаем эту тему очень актуальной, т.к. в современном мире научно-технический прогресс не стоит на месте, с каждым днём растут и множатся города. Ученые всего мира изучают шум, как экологическую проблему, влияние уровня различных шумов на организм человека и его поведение.

Цель: доказать, что шумовое загрязнение в школе влияет на концентрацию внимания и познавательную активность на уроке..

Гипотеза: мы предполагаем что, снижение уровня шума во время перемены повысит у учащихся умственную работоспособность на уроке. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

2. Выяснить влияние шума на состояние человека.

3. Изучить санитарные нормы шума для образовательных учреждений

4. Провести практические исследования уровня шума в школе.

5. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся

Объект исследования: шум

Предмет исследования: влияние шума на концентрацию внимания, учебную активность и здоровье человека

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;

  • опытно-экспериментальная работа;

  • наблюдение;

  • анкетирование;

  • анализ полученных результатов.

Глава 1. Обзор литературы.

Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуком называют такие механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуком, меньшей - инфразвуком. Шум - совокупность звуков различной интенсивности и частоты. С физиологической точки зрения шум - это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук. Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, - децибелах. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а в150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий. Некоторые люди теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно уменьшенной интенсивности. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Интересно, что американский отоларинголог С. Розен установил, что в африканском племени в Судане, не подверженному воздействию цивилизованного шума, острота слуха у шестнадцатилетних представителей в среднем такая же, как у тридцатилетних людей, живущих в шумном Нью-Йорке. У 20% юношей и девушек, часто слушающих модную современную эстрадную музыку, слух оказался притуплённым так же, как у 85-летних стариков. Шум оказывает вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм. Чем выше интенсивность шума, тем хуже мы видим и реагируем на происходящее. Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы. Мы составили таблицы уровней шумов от различных источников и реакций организма на акустические воздействия (в дБ), в каждой следующей таблице уровень шумов увеличивается и вот к каким последствиям это может привести:

  • до 60 дБ уровень шума комфортный

  • при повышении шума до90 дБ появляется головная боль и утомляемость

  • шум в 110 дБ может вызывать понижение слуха, гипертонию и нервный стресс

  • шумы от120 дБ и выше вызывают звуковое опьянение, нарушают сон, разрушают психику, приводят к глухоте

( см. таблицы в приложении 1.1 - 1.4)

Глава 2. Практическое исследование.

Чтобы проверить влияние уровня шума во время перемен на организм учащихся, мы провели измерения с помощью мини лаборатории «ЛабДиск» и получили следующие результаты:

Этаж

Уровень шума,

дБ

Допустимый уровень для

школ по санитарным

нормам - 55дБ

3 этаж

75

недопустимый уровень

4 этаж

80

недопустимый уровень

Так же мы провели опрос школьной медсестры Поповой Веры Петровны

- Какие причины, по-вашему мнению, оказывают влияние на снижение слуха?

- Прежде всего, это, конечно же, так называемый шум города

( транспорт, заводы и т.д.), а так же громкая музыка и крик.

- Как Вы считаете, влияют ли слишком шумные перемены на концентрацию внимания учеников на уроке?

- Да, конечно, но это, также зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. В силу своих возрастных особенностей ученики начальных классов должны активно отдыхать на перемене, но это не значит, что игры должны быть очень шумными, т.к. многие ребята, действительно, не могут после перемены быстро включатся в урок.

Так же нами был проведен опрос учащихся (см. приложение 2.1):

- В какие игры вы предпочитаете играть на перемене?

( из 64 опрошенных учащихся начальной школы с 1-4 класс)

1. Подвижные, активные 40%

2. Настольные 30%

3. Чтение книг 15%

4. Слушаю музыку 5%

5. Игры на планшетах и телефонах 10%

Проанализировав данные, мы поняли, что 40% опрошенных ребят любят проводить перемены в активных подвижных играх, но большинство (60 %) предпочитают спокойные игры, чтение книг и музыку.


да

нет

Любите ли вы слушать громкую музыку?

49%

51%

Слушаете ли вы музыку через наушники?

49%

51%

Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

30%

70%

Бывает ли так, что после шумной перемены вы перестаетё понимать объяснение учителя на уроке?

60%

40%

Можете ли вы быстро настроится на урок после активной шумной перемены?

70%

30%

После этого мы провели анкетирование учащихся по следующим вопросам (см. приложение 2.2) и получили результаты

Таким образом, мы видим, что половина опрошенных детей любят слушать громкую музыку в наушниках, большинство ребят могут быстро настроится на урок даже после шумной и активной перемены, но при этом многие из них частично не усваивают материал, который объясняет учитель, что приводит к отставанию по предметам. Мы решили выяснить, на самом ли деле, шум на переменах влияет на концентрацию внимания и учебную активность учеников на уроке, для этого мы предложили ребятам провести день « тихой перемены», замерили уровень шума и провели анкетирование среди учителей.


1 перемена

2 перемена

3 перемена

Средний

результат

3 этаж

56 дБ

50 дБ

55 дБ

54 дБ

4 этаж

52 дБ

56 дБ

55 дБ

54 дБ

Оказалось, что уровень шума соответствует норме санитарных требований. Проанализировав анкеты учителей (см. приложение 2.2), мы увидели, что большинство учителей после «тихой перемены» отмечают у ребят повышение учебной активности и концентрации внимания на уроке. (Из 5 опрошенных)


да

нет

Быстро ли после активной и шумной перемены

ученики включаются в работу?

0

5 чел

Заметили ли Вы после

« тихой» перемены подъём учебной активности на уроке?

4 чел.

1 чел.

Заметили ли Вы повышение концентрации

внимания на уроке после «тихой» перемены?

4 чел.

1 чел.

По результатам проведенного исследования при помощи ЛабДиска и анкетирования, можно сделать следующие выводы:

  • Уровень шума во время перемены превышает допустимые санитарные нормы.

  • Проанализировав данные анкет, мы поняли, что 40% опрошенных ребят любят проводить перемены в активных подвижных играх, но большинство (60 %) предпочитают спокойные игры, чтение книг и музыку.

  • Половина опрошенных детей любят слушать громкую музыку в наушниках, большинство ребят могут быстро настроится на урок, даже после шумной и активной перемены, но при этом многие из них частично не усваивают материал, который объясняет учитель, что приводит к отставанию по предметам.

  • После измерения, проведённого во время «тихой перемены» оказалось, что уровень шума соответствует норме санитарных требований.

  • Анализ анкет учителей показал, что большинство учителей после «тихой перемены» отмечают у ребят повышение учебной активности и концентрации внимания на уроке.

Таким образом, наша гипотеза о том, что снижение уровня шума на переменах повысит у учащихся умственную работоспособность на уроке, подтвердилась.

На основе проведенных исследований, анализа литературы и анкетирования, мы разработали некоторые рекомендации для учащихся:

  • Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.

  • Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.

  • Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.

  • Отдыхайте в выходные дни на природе («слушайте тишину»).

Как хорошо, что мне дано судьбою,
Услышать голос мамы, шум прибоя,
И трели соловьиной перелив,
И музыки чарующий мотив.
И можно мне на миг остановиться,
И тишиной природы насладиться.
Но в этой тишине услышу я:
Шуршание листвы, простой напев дождя.
Пусть эхо многократно повторит,
Что каждый здесь судьбу благодарит!

(Е. Шуваева)





Список литературы:

  1. Зиятдинов Ш.Г. Шум как экологический фактор. М., Школа пресс, 2005г.

  2. Леонович А.А. Я познаю мир: Физика: Детская энциклопедия - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002г.
    Влияние шума на здоровье человека matrix.com.ru/

  3. Проблема влияния шума на организм человека (conf.muh.ru)

  4. Шумовое загрязнение (vikipedia.ru)

  5. Шумовые загрязнения и влияние шума на человека (sobinform.ru)







Приложения:

Приложение 1.1

Зимний лес в безветренную погоду

0

Комфортный

акустический режим

(при уровне

звука 10-60 дБ)

Шелест листвы

10-30

Шёпот

20-30

Спокойный разговор

40-60

Урок в школе

40-60

Приложение 1.2

Шум на перемене в школе

60-90

Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль.

Телевизор

60-90

Поезд (метро, на железной дороге)

70

Громкий разговор

75

Кричащий человек

80

Приложение 1.3

Шум на перемене в школе

90-110

Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс, язвенная болезнь, гипертония

Цех текстильной фабрики

100

Автомобильный гудок

100

Громко включенный плеер

90-110

Электродрель

90-110

Приложение 1.4

Ткацкий станок

120

Вызывает звуковое опьянение, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте

Транспортный шум оживлённой городской магистрали

120-130

Отбойный молоток

90-130

Реактивный двигатель

130-150

Шум дискотеки

175

Оркестр поп-музыки

110-120

Удар молнии

120-130

Взлет реактивного самолета

140

Старт космической ракеты

150-160

Выстрел из орудия

170

Приложение 2.1

В какие игры вы предпочитаете играть на перемене? ( отметьте «+»)

Подвижные, активные

Настольные

Чтение книг

Слушаю музыку

Игры на планшетах и телефонах



Приложение 2.2

да

нет

Любите ли вы слушать громкую музыку?

Слушаете ли вы музыку через наушники?

Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

Бывает ли так, что после шумной перемены вы перестаетё понимать объяснение учителя на уроке?

Можете ли вы быстро настроится на урок после активной шумной перемены?

Конспект проведения исследовательской работы по теме:Шумная перемена-отдых?


© 2010-2022