- Преподавателю
- Классному руководителю
- Система повышения профессиональной и методической компетенции классных руководителей
Система повышения профессиональной и методической компетенции классных руководителей
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подейкина Л.С. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Система повышения профессиональной и методической компетенции классных руководителей
Говорить о высоком уровне профессионального и методического мастерства можно, когда классный руководитель умеет строить воспитательный процесс на диагностической основе, научно обосновывать творческие находки, применять их своевременно и целесообразно, а также критически анализировать свой опыт и опыт коллег.
Эффективное повышение профессиональной компетенции классного руководителя будет проходить только при системном подходе. Такая система в колледже должна складываться из нескольких компонентов:
-
Организация методической помощи классным руководителям.
-
Самообразование педагогов.
-
Анализ и самоанализ работы.
-
Контроль за работой классных руководителей.
Главным методистом по вопросам воспитания в колледже должен быть заместитель директора по воспитательной работе. Поэтому и его уровень знаний и методические способности должны постоянно развиваться, так как именно от него зависит качество методической помощи, а, следовательно, и эффективность повышения профессионального мастерства классных руководителей. Для того, чтобы правильно организовать методическую службу в колледже, нужно знать, какие проблемы волнуют классных руководителей, в чем их затруднения и, наоборот, сильные стороны, выявить положительные моменты в работе педагогов, которые следует распространять. Диагностику и знакомство с опытом педагогов можно проводить через собеседования и анкетирования. Подобную диагностику надо проводить в начале или конце учебного года. Примерные вопросы анкеты для классных руководителей:
- Какие направления воспитательной работы вам больше всего удаются?
- Какими методическими находками вы можете поделиться с коллегами?
- В каких вопросах воспитательной работы вы испытываете затруднения? (планирование, анализ работы, работа с «трудными» подростками, работа с родителями и т.д.)
- Какая конкретно помощь вам необходима?
На основе полученных результатов анкет составляется план работы основного органа методической службы колледжа - Совета классных руководителей. Основными задачами Совета классных руководителей являются повышение научно-практической подготовки классных руководителей, освоение современных концепций воспитания, выработка единых требований, изучение и обобщение опыта работы. В политехническом колледже применяются разнообразные формы методической работы:
- мастер-классы (открытые классные часы, внеклассные мероприятия, открытые занятия кружков);
- «круглые столы» (коллективное обсуждение новых технологий, вопросов педагогики и воспитания, например, тема «Проблема современного воспитания»);
- педагогические консилиумы (обсуждение педагогических проблем в конкретных группах или у отдельных студентов, разработка путей решения проблемы);
- психолого-педагогические семинары (например, «Психолого-педагогическая диагностика групп нового набора», «Взаимодействие колледжа, семьи по профилактике девиантного поведения» и др.);
- тренинги (например, «Стили педагогического общения», «Старые и молодые: конфликт и сотрудничество поколений»);
- творческая гостиная (творческие отчеты классных руководителей о работе, которые затем оформляются в буклеты, диски, демонстрируемые на выставках в методическом кабинете либо в кабинете заместителя директора по ВР).
Немаловажное значение для повышения профессиональной компетенции имеет самообразование классного руководителя. Лучше всего, если тема самостоятельной методической работы будет перекликаться с общеколледжной методической темой. Классному руководителю нужно помнить, что должно быть несколько этапов: теоретический, практический, аналитический. Теоретический этап самостоятельной методической работы включает в себя подбор соответствующей литературы, изучение ее, знакомство с уже существующими исследованиями по данной теме. На основе полученных сведений разрабатывается свой собственный подход к решению поставленной методической проблемы. Это может быть сделано в виде реферата, доклада, статьи. Теоретическое обоснование темы имеет практический выход, т.е. классный руководитель апробирует свою теорию в виде открытых классных часов, мастер-класса. Аналитический этап предполагает составление графиков и мониторинга (например, мониторинга уровня воспитанности), а также обобщение опыта работы внутри колледжа либо на городском и областном уровне. Анализ работы классного руководителя проходит в форме рейтинга. В колледже существует Положение о конкурсе «Самый классный классный». Основными критериями конкурса являются анализ работы с коллективом группы (изучение личности, коррекционная работа, количество и качество проведенных внеклассных мероприятий); анализ работы с родителями (проведение родительских собраний, лекториев, индивидуальных консультаций, отзывы родителей о работе классного руководителя); анализ методической работы (методические разработки, выступления на педсоветах, заседаниях Совета классных руководителей, цикловых методических комиссий). Итоги конкурса подводятся в конце учебного года, победители удостаиваются звания «Лучший классный руководитель», награждаются дипломами.
Контроль за работой классного руководителя является стимулом для повышения профессионального мастерства. Контроль ведется со стороны заместителя директора по ВР:
- промежуточный: один раз в семестр анализируются номенклатурные документы классного руководителя, материалы внеклассных мероприятий;
- посещение тематических десятиминуток и классных часов с обязательным анализом и выработкой рекомендаций;
- открытые внеклассные мероприятия, это своеобразные творческие отчеты классных руководителей о результатах непосредственной работы со студентами и родителями.
В условиях современности большая ответственность за воспитание подрастающего поколения ложится, прежде всего, на педагогов. И оттого, насколько высока компетентность преподавателей в вопросах воспитания, зависит, ни много, ни мало, судьба молодого поколения.