Использование ИКТ в организации и проведении внеклассных мероприятий в школе VIII вида

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В данной статье обосновывается важность и необходимость применения информационно-компьютерных технологий во внеклассной воспитательной работе в школе вообще и, в частности, в специальной коррекционной школе VIII вида. ИКТ в своей работе классные руководители нашей школы используют на протяжении ряда лет. Сначала данные технологии использовались как средство для поиска информации и со...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в организации и проведении внеклассных мероприятий в школе VIII вида.

Ковалик М.Н.

учитель КОУ «Шербакульская СКОШИ VIII вида»

В современном образовании использование информационно-компьютерных технологий отнюдь не дань моде, а необходимость, диктуемая развитием информатизации общества. «Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество» (Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

Использование компьютерных технологий в обучении очевидно и неоспоримо, а в отношении необходимости применения ИКТ в воспитании могут возникать вопросы. Ведь воспитательный процесс строится не столько на усвоении информации и способов её получения и использования, сколько предполагает личностное общение педагога с воспитанником, основывается на чувствах, переживаниях, эмоциях. Тем не менее, сегодня невозможно представить внеурочную деятельность без использования проектора, цифровых фотоаппаратов и видеокамер; неисчерпаемые ресурсы интернета помогают педагогу оптимально и достаточно быстро подобрать материал для работы.

ИКТ в своей работе классные руководители нашей школы используют на протяжении ряда лет. Сначала данные технологии использовались как средство для поиска информации и создания информационно-методических материалов и документов. В последнее время, по мере повышения ИКТ-компетентности педагогов, информационно-компьютерные технологии всё больше используются как средство обеспечения наглядности в как средство обработки информации. При подготовке к мероприятиям нами создаются презентации, видеосюжеты, видеофильмы, слайд-шоу из фотографий. Что помогает сделать мероприятие не только красочным, интересным, но и более эффективным, познавательным.

Английская пословица гласит: «Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации и видеофильма.

Это крайне важно для школьников с ограниченными интеллектуальными возможностями, у которых очень долго ведущим остаётся наглядно-образное мышление. А если учесть тот факт, что у учащихся школ VIII вида очень ограничены представления об окружающем мире, им крайне сложно представить абстрактные понятия, то становится очевидным насколько облегчается их процесс восприятия, когда информация предоставляется им наглядно, образно. Только восприняв информацию, как бы пропустив её «через себя», прочувствовав, ребёнок до конца может осознать степень важности и ценности услышанного и увиденного для себя лично. В этом, на наш взгляд, и заключается успех воспитательного воздействия.

В нашей школе стало традиционным проведение единых тематических классных часов, тематических недель и декад. Классные часы с использованием презентаций, составленных, как правило, самими педагогами, пользуются большим интересом у учащихся. Не меньше интереса вызывают у ребят разные по форме проведения общешкольные мероприятия: тематические линейки, информационные часы, конкурсные программы, в сценарии которых предусмотрены не только презентации, аудио, но и видеосюжеты, короткие видеофильмы или видеоклипы.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.

Опираясь на свой опыт, мы можем сказать, что занятия, мероприятия, включающие видеоклипы, короткие видеосюжеты вызывают у детей больший эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе. А если на экране знакомые лица, эффект удваивается. В таких общешкольных мероприятиях, как, например, конкурсная программа «Мы вместе», проведённая в рамках недели классных руководителей, и на информационном часе «Мы рождены, чтоб сделать мир добрее», проведённом в рамках антивоенной декады, мы использовали созданные нами же видеоклипы о жизни ребят в школе. Настоящим подарком для выпускников являются видеофильмы о них, сделанные силами классного руководителя.

Видеоклипы на известные ребятам песни делают мероприятие более современным и актуальным для школьников. Так при проведении информационных часов, посвящённых Дню Победы, Дню защитника Отечества, мы использовали видеоклипы «Давайте скажем «НЕТ» войне!», «Мамы и папы, мы не хотим войны!», «Русский парень» и пр. Для того, чтобы информация познавательного характера была воспринята и запомнилась ребятам, мы используем в ходе мероприятия короткие видеофильмы по теме мероприятия. Например, на информационном часе к юбилею М. Лермонтова, школьники посмотрели фильм «Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов» (авт. А. Гами), при знакомстве с таким сложным событием в истории нашей страны, как политипические репрессии, учащимся был предложен для просмотра видеосюжет из интернета «День памяти жертв политических репрессий».

Использование видео, помимо презентации и аудио, стало своеобразной изюминкой в нашей воспитательной работе. Учащиеся с удовольствием посещают наши мероприятия, с большим интересом слушают и активно участвуют во всех предложенных конкурсах.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Занятия с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы - это, на наш взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы педагога.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

• как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

• как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

• как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

• как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

• как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

• как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Из опыта своей работы можем сделать вывод о том, что информационно-компьютерные технологии предоставляют педагогу следующие возможности:

- сделать воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным;

- значительно расширить возможности предъявления воспитательной информации, оказывая комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивая оперирование большими объемами информации;

- использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать воспитательный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

- сделать процесс воспитания более привлекательным для детей, повысить интерес к мероприятиям.

© 2010-2022