Беседа - малая родина

Беседа с воспитанниками 4 группы на тему: «Моя малая родина». Цель занятия: Обобщение знаний воспитанников об истории малой родины «Пуровский район». Задачи занятия: 1. ознакомить с промыслами и природными богатствами района; 2. Воспитание чувства любви и гордости за свой край; 3. Формировать здоровую личность ребенка, готовую к самостоятельной жизни в обществе. Тип занятия: Беседа. Оборудование и материалы: План занятия: 1.     Организационно-подготовительный этап 2.     Сообщение темы и цели з...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа с воспитанниками 4 группы на тему:

«Моя малая родина».

Цель занятия:

Обобщение знаний воспитанников об истории малой родины «Пуровский район».

Задачи занятия:

1. ознакомить с промыслами и природными богатствами района;

2. Воспитание чувства любви и гордости за свой край;

3. Формировать здоровую личность ребенка, готовую к самостоятельной жизни в обществе.

Тип занятия: Беседа.

Оборудование и материалы:

План занятия:

  1. Организационно-подготовительный этап

  2. Сообщение темы и цели занятия

  3. Изложение новой темы занятия (далее микротемы)

  4. Заключительный этап беседы

  5. Анализ занятия (рефлексия).

Ход занятия:

Пуровский район образован в 1932 году. А до 14 августа 1944 года он входил в состав Омской области. 1998 году утвержден герб Пуровского района. (слайд)

Первый флаг Пуровского района был утверждён 1997.

Флаг Пуровского района представляет собой синее (голубое) полотнище, на фоне которого - жёлтая (золотистая) полоса с одиннадцатью расположенными углом вверх квадратами в цвет полотнища, сопровождаемая тонкой отвлечённой белой каймой, и в центре в верхней части флага - жёлтый (золотой) песец с хвостом в виде жёлто-белого пламени.

А кто знает что символизирует(значит) флаг?

Геральдический «пояс» воспроизводит национальный орнамент «Оленья тропа».

Образ пушного зверька олицетворяет собой сопряжение национального (традиционного) уклада ведения хозяйства с промышленным освоением района.

Пуровский район получил свое название от реки Пур, в бассейне которой он и расположен.

Кто мне скажет, что значит «Пур» в переводе с ненецкого?

В переводе с ненецкого «Пур» - это большая, бурлящая и шумная река.

Река Пур, делит район пополам, на почти равные по площади лево- и правобережье. (Слайд)

Район представляет собой уникальную территорию российского Крайнего Севера.

«Край суровый и богатый весьма. В лесах красного зверя несчетно. Реки и озера полноводны, рыбою обильны» (на слайд), - так описывали первые землепроходцы заповедные земли, раскинувшиеся на самом севере Западно-Сибирской равнины.

Спустя 400 лет к этому перечню богатств добавились колоссальные запасы нефти и газа, что и определило путь, по которому пошло развитие всего края. В недрах района богатейшие залежей нефти и газа. Начавшаяся в1965 году разработка углеводородов привела к возникновению на территории района новых городов и поселков, автомобильных и железных дорог, нефте- и газопроводов, крупных предприятий, созданных на основе современных технологий переработки природного сырья.

Вы представляете насколько богат наш Пуровский район. Из 175 газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений, разведанных в ЯНАО, 114 расположено на территории Пуровского района. Немало в Пуровском районе и нерудных полезных ископаемых, известно 42 месторождения глины, диатомита, песка, гравия.

Доля добычи газа составляет 45 %, а нефти и газоконденсата - 80 % от всего объема добычи в округе, что соответственно составило 38 % газа и 7 % нефти от добываемых по всей России.

Расскажите мне чем же занимаются коренные жители?

Основное занятие коренных жителей - оленеводство, звероводство, лов рыбы и заготовка дикорастущих растений.

И как вы думаете сколько же оленей в пуровском районе?

В районе насчитывается более 30 тысяч оленей, на зверофермах содержатся около тысячи голов пушного зверя.

А с какой же целью разводится олень и пушной зверь?

Переработку меха и кожи оленей ведут совхозы. Ведется заготовка пантов северного оленя для производства лечебного препаратов.

За каким зверем охотники ходят в лес?

Развито в районе охотничье-промысловое хозяйство. Основными промысловыми видами являются песец, лисица, соболь, горностай, ондатра, белка. Добываются также лось, дикий олень, боровая и водоплавающая дичь. Пуровский рыбокомбинат выпускает копчёную, свежемороженую, вяленую и солёную рыбу. Перспективы развития рыболовства связаны с освоением ресурсов малых и средних озёр.

Согласно древним обычаям ненцев, место для стойбища выбирает шаман рода, именно он указывает на благоприятный для проживания берег. Поэтому, видимо, не случайно населенные пункты района Тарко-Сале, Толька, Халясавэй, Харампур окружает аура, насыщенная теплом и доброжелательным отношением людей друг к другу.

Сказки коренного населения.

Почему совы не видят солнечного света?

Жил старик-сова со своей старухой, и был у них один-единственный сын.
Пришло время сына женить. Сказал тогда старик-сова своей старухе:
- Надо женить нашего сына. Не знаешь ли ты для него жены?
Ответила старуха-сова:
- Я целыми днями в чуме сижу. Что я знаю? Ты повсюду ходишь. Тебе лучше известно, где найти жену для нашего сына.
Сказал на это старик-сова:
- Ну, если ты не знаешь, то я знаю. У воронов есть младшая сестра. Придется нам перекочевать в их землю.
Вот пустились совы в путь. Долго ли, коротко ли кочевали, только доехали без всяких происшествий. Младшую сестру воронов в жёны своему сыну взяли. Сыграли свадьбу. Потом совы обратно в свою землю отправились. Проехали около семи дневных перекочёвок. Остановились, чум поставили. Несколько дней на одном месте живут.
Сестра воронов уж очень черна. И характер у неё вспыльчивый. Никакого поперёк ей сказанного слова не стерпит. А старуха-сова ворчливая, всегда на своём поставить хочет.
Стала однажды молодая невестка волосы расчесывать.
- Бабушка, - говорит она, - мне голову смазать надо бы. Нет ли у тебя мозга из ноги дикого оленя? Старуха-сова заворчала в ответ:
- Мозг из ноги дикого оленя тебе понадобился! Откуда его взять? Твои родные не положили мозгу в твои нарты. Да и чёрную голову, чем ни смажь, всё равно не станет она белой.
Невестка ответила:
- Моя чернота вместе со мной на свет появилась. Так, слово за слово, и поспорили. Рассердилась невестка на свою свекровь и говорит:
- Пока видны ещё мои следы, пойду-ка я обратно в свою землю.
Ушла сестра воронов, а совы перекочевали в свои места. Надо им для сына новую жену искать.
Вот наступила весна. Из тёплых стран прилетели канюки. Сказала тогда старуха-сова:
- В поисках невесты мы по лесам кочевали. А тут девушки-невесты сами к нам приехали. Можно взять в жёны нашему сыну дочь птиц-канюков.
Взяли совы в жёны своему сыну дочь птиц-канюков. Сыграли свадьбу. Вместе жить стали. Невестка всем хороша: добра, работяща, воду и дрова для чума заготовляет, никогда слова грубого не скажет.
Только однажды заболела у невестки голова. С каждым днём всё хуже становится.
Говорит старик-сова своей старухе:
- Хороша наша невестка, как бы не умерла она. Сказала старуха-сова:
- Недалеко от нас живёт, говорят, шаман-мышелов. Нужно его позвать, может быть он вылечит нашу невестку. Пошёл сын совы за шаманом-мышеловом. Пришёл шаман-мышелов, сказал:
- Сделайте для больной чум из дёрна. Пока я лечить буду, в этот чум не входите.
Сделали совы чум из дёрна. Внесли туда больную. Вместе с ней шаман-мышелов вошёл. Семь дней лечит. Совы и близко к чуму подойти не смеют.
Через семь дней стих голос шамана-мышелова. Потом он сказал:
- Откройте двери чума.
Открыл старик-сова двери чума, и шаман-мышелов оттуда стрелой вылетел. Послушала старуха-сова и говорит:
- Не слышно больше стонов нашей больной. Наверно, она поправилась.
Вошли совы в чум, а от дочери канюков только косточки остались.
У старика-совы, у его старухи, у их единственного сына слёзы так и полились. Словно аргиши текут у них слёзы по обеим сторонам клювов.
Стали канюки перекочевывать в тёплые страны, увидели, как плачут совы, и говорят:
- Чего вы так плачете? Есть у нас ведь ещё женские шапки, невесты есть. Если одна умерла, другую дадим. Сказал старик-сова:
- С жёнами из других мест нам не посчастливилось. Будем мы зимовать в своей тундровой земле на тернистом хребте. Может быть, в этих местах найдём невесту своему сыну.
Улетели канюки, а совы опять плакать стали. Так плакали, что глаза у них закрылись. С той поры и не видят совы дневного света.
Этой сказке конец.

Ягодка голубика

Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя.
Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно.
"Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум?" - подумала Лынзермя.
Подняла она голову и увидела белку.
- Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет, шить темно,-сказала Лынзермя.
Но белка, вместо того чтобы послушаться, стала бросать в девушку шишками.
Рассердилась Лынзермя и сказала:
- Белочка, если не перестанешь бросаться шишками, я ударю тебя шестом.
Не слушает белка, продолжает бросаться шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила им белку. Белка упала на землю. Стала Лынзермя снимать с белки шкурку, сама приговаривает:
- Из этой части шкурки. я сошью рукавички. Из этой части шкурки сошью палицу. Из этой части шкурки сошью себе шапку.
Мясо белки она разложила по нартам.
Через некоторое время пришли в чум два незнакомых человека. Лынзермя встала со своего места, вышла на улицу и принесла большой кусок беличьего мяса. Часть мяса она сварила, часть приготовила для еды в сыром виде.
- Видно, ты хорошая хозяйка,-говорят мужчины.- Будь женой одного из нас.
Испугалась Лынзермя. Не знает она этих мужчин. Как за чужого человека замуж идти, в чужие места перекочевывать?
- Как же вы меня понесете? Во что посадите?
- Посадим тебя в рукавицу,-говорят мужчины.
- Пальцами меня там раздавите.
- Посадим тебя за пазуху.
- Шерсть от шубы ко мне там пристанет.
- В пимы тебя посадим.
- Растопчете меня в пимах.
- В шапку тебя посадим.
- Я задохнусь в шапке.
- Куда же тебя посадить?-спрашивают мужчины.
- Посадите меня в этот железный ящичек.
Посадили мужчины Лынзермя в железный ящичек и понесли куда-то. Долго шли. По дороге Лынзермя выскользнула тихонько из ящика через отверстие в замке. Падая зацепилась она за веточку и спряталась под листиками. Сидит на веточке и плачет. Как домой вернуться, не знает.
Пришли мужчины к себе домой, открыли ящичек. Смотрят, нет там Лынзермя. Искали они ее, искали,- нигде найти не могли.
А Лынзермя так плакала на веточке, что вся посинела, совсем маленькая, круглая стала. В ягодку превратилась девушка, в ягодку голубику.
Не сразу найдешь ты ягодку голубику. Прячется она за листочками. Боится, как бы не нашли ее чужие люди.


© 2010-2022