Сообщение на тему Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Школа - интернат № 12» среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»












Сообщение на тему:



«Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении».







Подготовила: воспитатель

Логинова Анна Александровна









г. Пермь, 2015г.

Известно, что юность - возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен и где мне будет интересно? Эти и подобные вопросы встают перед учащимися средних и старших классов.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Человек, выбирающий свою будущую профессию должен достаточно четко представлять ту профессиональную общность, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

Мир профессий велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же исследований, проходящим мероприятиям в 7 классе, учащиеся , например, могут назвать в среднем лишь 30-40 профессий, а о многих профессиях даже и не слышали. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 26% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 29% - по совету родителей, 5% - под влиянием средств массовой информации. Еще 24% руководствуются малозначительными факторами, хорошая зарплата, по профессии родителей, и только 16% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности.

Выбирая будущую профессию, учащиеся, как правило, делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора, способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы - всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования - как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом «Как выбирать профессию?» но и «Когда выбирать профессию?»

Профессиональное самоопределение начинается с самого раннего детства и продолжается до самой глубокой старости. Находясь в социуме, человеку необходимо ощущать себя частью общества, понимать, что он осуществляет ряд значимых функций поэтому задумываясь о профессиональном будущем в современной ситуации начинают довольно рано, для активизации этого процесса используются очень многие механизмы , львиная доля которых приходится на школу (занятие по программам самоопределения, экскурсии на предприятия города и в учебные учреждения, родительские собрания, беседы с родителями, консультации со школьным психологом).

Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут хорошими возможностями, если родители и ребенок начнут планировать карьеру и реализовывать планы с 8-9 класса.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. А на сколько этот выбор будет обдуманным, взвешенным и успешным, зависит от нашей с вами работы. Лидирующую роль в профессиональном самоопределении школьников играет семья, и поэтому одной из основных задач воспитателей среднего и старшего звена является работа с родителями. Содержание и формы работы воспитателей среднего и старшего звена с родителями: - лекции, беседы на родительских собраниях: «Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка», «Перспективы профессии и ориентация учащихся», «Как помочь выпускнику в самоопределении» и т.д. - индивидуальные консультации по обоснованности и целесообразности выбора конкретным участником того или иного профиля предстоящего обучения. Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения, сотрудничество семьи и школы актуально и востребовано всегда. Именно семья и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Как помочь подросткам правильно выбрать профиль своего дальнейшего обучения? И кто должен сделать этот выбор, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в каком-либо учебном заведении - сам ребенок или родители? В этой ситуации может возникнуть много трений между родителями и детьми, родителями и школой. Но в ответственный момент выбора профиля обучения необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были настоящими союзниками. Не все учащиеся в процессе поступления в те или иные учебный учреждения делают осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения. Часто этот выбор происходит вообще без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о его способностях и интересах. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно. И об этом родителям необходимо говорить. Определенная помощь и поддержка взрослых при выборе профиля, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять школьника в этом процессе. Очень важно, чтобы он сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений и осознание своих возможностей. Что можно здесь предложить родителю? В домашних условиях ответить на некоторые вопросы. На первый взгляд очень простые, но важные. Какие у вашего ребенка физические возможности, состояние здоровья? Что он хочет (интересы, склонности, предпочтение)? Что он может (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)? Какой он (характер, особенности поведения)? Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выяснить, что привлекает его в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии. Помочь ознакомиться как можно с большим кругом профессий в избранном им направлении, выбрать группу родственных профессий для углубленного изучения. Выяснить, что его прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.) Сопоставить его возможности с требованиями по избранной им профессии. Узнать потребности города по избранной специальности.

Влияние родителей на выбор профессии их детьми безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.

Сообщение на тему Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении

Нет родителей, которые бы не желали детям добра. Они волнуются за будущее детей, искренне желают им счастья и хотят помочь в выборе профессии. Но родители могут ошибаться. И эти ошибки порой весьма сказываются на судьбе детей. Есть очевидные ошибки - например неумеренная переоценка способностей своих сыновей и дочерей. Казалось бы, именно родители имеют наиболее полное представление о склонностях и способностях детей. Могут сопоставлять желания детей с их реальными возможностями. А в действительности иногда бывает, что родители не сумели найти свое место в жизни, свою работу, полюбить ее. И вот стараются осуществить собственную мечту в своих детях, навязывая им дело, которым не пришлось заниматься самим. Некоторые родители, проявляя бурную заботу о «выгодном», «удобном», «беспроигрышным» устройстве своих сыновей и дочерей в их взрослой жизни, настаивают, чтобы они выбрали престижную, по их мнению, профессию, это, а не другое место учебы. Они уверены, что они, родители, как никто, знают, что нужно их ребенку, что для него лучше. И часто ошибаются, действуют вопреки его подлинным интересам. Любой ценой пытаясь, достичь заветной цели, они порой заставляют ребенка отказываться от «своего» выбора. И если смогут уговорить, то чаще всего результат получается точно такой же, как у них не сложилось, не удалось.

Влиять на формирование интересов, помогать развитию способностей нужно, но навязывать свою волю, не следует даже в том случае, если это вызвано самыми добрыми намерениями. Нельзя решать за детей, нельзя допускать, чтобы забота о детях превращалась в думанье о них. Подростки чрезвычайно нуждаются в помощи, совете, но в то же время они считают себя уже взрослыми и не терпят диктата, давления. В последнем случае может возникнуть психологический бунт, проявляемый либо в форме бурного разлада с родителями, выражающегося в стремлении поступить «назло» родителям, хотя, порой, и вопреки своим интересам, и склонностям, либо в форме полнейшего смирения с судьбой, глубокой апатией. Нужно найти «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайняя позиция: «Пусть все решает сам» и «Что он без меня решит» - в конечном счете приведут к отчуждению между вами.

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

- знания родителями интересов и потребностей ребенка;

- умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели;

- общаться с детьми нестандартно, естественно;

- глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность;

- умение управлять собой, своим поведением, чувствами, исключить во взаимоотношениях с детьми грубость, авторитарность, назидательность, панибратство;

- умение требовать, поощрять и наказывать.

Распространенная ошибка как школьника, так и родителей - автоматически перенос интереса к школьному предмету на будущую профессию, когда уверенную пятерку по какому-то из школьных предметов считают единственным и достаточным условием успешного выбора профессии. Одно дело любить книги и совсем другое - быть учителем без педагогических способностей. Надо оценивать при выборе профессии и свои возможности.

Выбирая профессию, путь ее получения, подростки и родители часто упускают из виду еще одну немаловажную проблему - возможность трудоустройства по выбранной профессии после окончания учебного заведения.

Очень важно помочь ребенку сделать свой правильный выбор более конкретным, пусть ребенок вместе с родителями попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будут реальным проектом, важно, что ребенок продумал сделанный выбор вовремя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу - одно из лучших решений.

Важно помнить родителям, что какой бы жестокой не становилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии, как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решения. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выбирать профессию и образование придется не раз.

Задача взрослого - помочь подростку взрослеть рядом с ним, быть нужным своему ребенку, а это значит, быть всегда настроенным «на его волну», не уходить от трудных вопросов, чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. И взрослым, и детям нужно всегда помнить, что человек «состоит» из души, тела и дела, которое его кормит, одевает, согревает. Выбирает он не профессию в чистом виде, а нечто большее - приемлемые условия и безопасность труда, его доход, среду и «климат» общения, т.е. уровень и образ жизни.

Наиболее типичные ошибки выбора професии

1 группа: « Романтичная» или « интеллигентная» профессия .

Часто оказывается, что для успешной самореализации в профессиях такого рода приходится совершать массу рутинных, неромантичных и иногда даже неинтеллигентных действий. Обратная сторона медали открылась. Ощущение, что без нахальной саморекламы ты никому не нужен. Обида и боль от того, что обстоятельства не позволяют реализовать себя. Типичный пример: ежегодно один только ВГИК выпускает несколько десятков кинорежиссеров. Имена режиссеров, творения которых доходят до зрителя, можно пересчитать по пальцам.

2 группа: « Модная профессия» .

Существует огромный риск того, что через некоторое время будет наблюдаться переизбыток отнюдь несчастливых обладателей этой профессии, а, следовательно безработица и жесткая конкуренция. Закон маятника: резкий подъем -предвестник спада.

3 группа: « Профессия, обещающая большие деньги» .

На поверку оказывается, что профессия не только что-то обещающая, но и требующая немалого: бешеной работоспособности, риска, толстокожести, готовности отказаться от многих других важных дел. Например, биржевые игроки должны постоянно держать «руку на пульсе» (трубку у уха), отсюда- преждевременная седина , заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем .

4 группа: « Трудовые династии или профессия как у…».

Времена и социальные обстоятельства меняются и нет стопроцентных гарантий исследования способностей и склонностей , и даже если кто-то похож на другого во всем остальном, именно в своих профессиональных наклонностях может и отличаться.

Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части своей жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает , что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

Самое главное для ребенка, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни , что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали. Это ощущение придает им уверенность в своих силах и побуждает к достижениям не только учебным, но и профессиональным.

Список источников:

  1. sibac.info/13862

  2. akmepsy.sgu.ru/sites/default/files/9._vagapova.pdf

  3. docs.google.com/document/d/1U5b631_VTzrqFNhSN7tPuKapXcRxfHvupC8WNXhu5wc/edit?hl=ru&pli=1

  4. nadym-9.ru/index/proforientacija/0-149

  5. aplik.ru/dokumenty/interesnoe/rol-semi-v-professionalnom-samoopredelenii-podrostkov/

  6. nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/12/13/roditelskoe-sobranie-pomoshch-semi-v-pravilnom-vybore



© 2010-2022