- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья: Сердце отдаю детям
Статья: Сердце отдаю детям
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шурышева Г.А. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Чепчигашева Кристина, 10 класс
Шурышева Галина Антоновна,
воспитатель
Сердце отдаю детям
В нашей гимназии существует музей, в котором собраны материалы о
выпускниках разных лет и о ветеранах труда.
Увидев стенд«Педагоги гимназии» в музее, я обратила внимание на
женщину в розовом костюме. Ее одухотворенное лицо, глаза, полные глубо-кого смысла, привлекли мое внимание. Я перевела взгляд на краткое содер-жание рассказа о ее жизни. Это была Костякова Галина Давыдовна. Краткое
содержание привлекло мое внимание, и я загорелась желанием узнать о ней
больше.
В гимназии есть добрая традиция: чтить, оказывать помощь ветеранам
труда и войны. В нашем классе ветераном труда, которой мы должны ока-зывать посильную помощь, оказалась именно Галина Давыдовна. Неодно-кратные творческие встречи-беседы с ней дали понять, что это сильный и
волевой человек, одухотворенный прогрессивными идеями, неравнодушный
к судьбе коренного народа. И я поняла, что писать и рассказывать о ней не-обходимо. Галина Давыдовна рассказывала о своей работе в гимназии, о
выпускниках знаменитых и не очень, о смысле жизни и планах на будущее.
Увлекательным и интересным был ее рассказ об истоках и развитии нацио-нальной школы в Хакасии.
Итак, героем моей статьи является педагог-воспитатель, посвятившей не
только свою жизнь воспитанию детей, но и причастной к становлению и
развитию нашего образовательного учреждения: вначале национальной
школы, затем гимназии. О её истории, интересных учениках, педагогах ув-лекательно рассказывала нам Галина Давыдовна. В победном1945-м году
прозвенел первый звонок в Хакасской национальной средней школе. И вот
уже67 лет школа, ныне гимназия отмечает свой день рождения вместе с
годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. А свои первые шаги
школа делала в трудных для всей страны условиях. Воспоминания педагога:
«Осень1945 года…Впервые в Абакане со всех уголков Хакасской автоном-ной области собрались дети- сироты и полусироты, дети скотников и чаба-нов, ветеранов войны. В одном двухэтажном здании помещались учебные
классы и общежитие, пищеблок. Спали по двое на деревянных односпаль-ных топчанах, которые первый директор школы З. Л. Колдышева вместе со
старшими учащимися возила из Усть-Абаканского лесокомбината. Не было
подушек и матрацев, их заменили чехлы, набитые осенней листвой. Не хва-тало одежды, скуден был и продуктовый запас. Но велика тяга учащихся к
287
знаниям и стремление педагогического коллектива открыть глаза детей на
богатство мировой культуры. Не случайно на выпускном вечере учащиеся
подарили учителям бардовскую песню, слегка изменив слова:
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням нашей школы
Ты в сумерках приди.
Там без питья и хлеба,
Поставленный в веках,
Учитель держит небо
На худеньких плечах».
Действительно, на худеньких плечах первых учителей держалось все.
Они готовили здание к занятиям: белили, мыли, шили постельное белье,
таскали мебель, учебники и все необходимое, что удалось собрать, чтобы с
10 октября1945 года начать учебный год. И этот небольшой, но дружный
интернациональный коллектив учителей и воспитателей днем и ночью опе-кали своих питомцев, отдавали им всю теплоту своего сердца. В то время не
было стабильных учебников и программ, учителями приходилось создавать
свои пособия, особенно по родному языку и литературе.
Слова песни«без питья и хлеба» порой переставали быть метафорой,
приобретая прямой смысл. Такова была жизнь всей страны. Но, несмотря на
все трудности, учителя, воспитатели по-прежнему являются основным кос-тяком, сплоченным коллективом, работающим на воспитание и образование
подрастающего поколения хакасского народа. Школа продолжает оставать-ся домом, надежной опорой для сотен ее выпускников. Выпускники разных
лет с особой теплотой отзываются об учителях и воспитателях первых лет. С
первых лет открытия школы в ней работало немало кружков: музыкальных,
хореографических, кружок вязания и художественной вышивки, швейное
дело. Утро в интернате начиналось с физзарядки под духовой оркестр, кото-рым руководил всем любимый Александр Кузьмич Шахов. Это сразу на-страивало учащихся на успешную учебу. Особенно любимы детьми такие
виды спорта как футбол, волейбол, лыжи, легкая атлетика, гимнастика.
Больших успехов добивались учащиеся на спортивных соревнованиях раз-личного уровня. В целом, национальная гимназия за67 лет дала более деся-ти чемпионов мира, Европы и России. Подготовила более пятидесяти масте-ров спорта, спортсменов1 разряда и кандидатов в мастера спорта.
Директор школы много внимания уделял гармоничному развитию лич-ности. После преобразования школы в гимназию кадровый состав на90 %
сохранился. Из общего состава30 % были выпускники гимназии, работаю-щие учителями и воспитателями. Интересным был рассказ Галины Давы-довны о том, как открывалась и начинала работу первая областная нацио-
288
нальная школа. Ведь кроме постановления и здания школы не было ничего.
Не было библиотеки, следовательно, и учебников, и учебных пособий. Для
интерната нужны были постельные принадлежности, одежда, средства ги-гиены, мебель и т. п. и вот, З. Л. Колдышева едет в Министерство просве-щения в Москву. Несколько дней добивалась приема у министра. И дальше,
рассказывая о«приключениях» Зои Леонтьевны в далекой Москве у Галины
Давыдовны меняется выражение лица, оно приобретает такой одухотворен-ный вид, глаза блестят и становятся чуть увлажнёнными, голос немного
дрожит, но во всем ее облике проявляется чувство гордости за свою коллегу.
И тут я понимаю, насколько глубоко Галина Давыдовна глубоко любит свой
народ, школу, детей. Вот о чём она поведала: «В Москве нашего директора
долго не пускали к министру народного образования. И вот тогда она надела
хакасское платье, села по-хакасски на пол и стала повторять им, говоря на
родном языке, сделав вид, что по-русски не понимает ни слова, изредка по-вторяя фамилию министра. Вскоре, оказавшись в его кабинете, на чистом
русском языке объяснила цель своего визита- просьба оказать помощь к
открытию национальной школы. Итог встречи- она привезла целый вагон
одежды, обуви, постельного белья, учебных пособий и т. д.» и вот10 октяб-ря1945 года прозвенел первый звонок в Хакасской областной национальной
средней школе.
Также моя воспитательница Шурышева Галина Антоновна делится
своими воспоминаниями о Галине Давыдовне: «Я приступила к работе в
национальной гимназии им. Н. Ф. Катанова в2001 году. Галина Давыдовна
стала моим духовным наставником. Это был переломный год в моей жизни,
связанный с горечью потерь моих самых близких людей. Она мудрыми со-ветами, словно живительная вода, помогала пережить нелёгкий период в
жизни. Кроме того ознакомила с особенностями и спецификой работы вос-питателя в гимназии. Ведь работа учителя- методиста, преподавателя отли-чается от воспитательской работы. В работе воспитателя, а таковым и была
Галина Давыдовна, присутствуют знания, умения, навыки и учителя, и педа-гога, и воспитателя. Она требует быть воспитанникам и мамой, способной
принять любого ребенка как родного. Вот эти нехитрые и известные всем
истины, уроки жизни Галина Давыдовна с удовольствием дарила мне.
Принцип гуманно-личностного подхода к детям должен превалировать на
обмен услужливости и рабского повиновения детей и, что немаловажно,
формировать их культуру речи. Какой бы деятельностью не занималась,
будучи на заслуженном отдыхе, Галина Давыдовна- это всегда азартный,
вселяющий оптимизм человек. До сих пор Галина Давыдовна ведет актив-ный образ жизни, с удовольствием катается на лыжах, занимается плавани-ем, прыгает с парашюта. Я знаю, что Галина Давыдовна и сейчас не сидит
дома, а занимается общественной работой. Ее приглашают в профессио-нальные учебные заведения, где учащаяся молодежь, в основном это юно-
289
ши, успели полюбить эту мудрую женщину. А если это еще и ребенок- си-рота, то такие подростки всегда ждут Галину Давыдовну к себе в гости».
Такие же теплые слова, можно услышать и от Трояковой Людмилы Мак-симовны: «Галину Давыдовну я считаю своим наставником. Первые рефера-ты, которые я готовила со своими учениками, были созданы с ее помощью.
Она была нашим научным консультантом, т. к. она знает все тонкости напи-сания научно-исследовательского реферата. По всем вопросам мы обраща-лись к ней. В итоге воспитанники занимали призовые места в Муниципаль-ной научно-практической конференции, наши воспитанники становились
дипломантами и лауреатами1, 2, 3 степеней. Основы научного исследова-ния, приобретённые в школе, помогает будущим студентам успешно над
курсовыми и дипломными работами«.
Интересно мнение выпускников школы о любимом воспитателе, вот что
говорит выпускник Сагалаков Вячеслав Юрьевич: «Я до поступления в гим-назию учился в п. Таштып. Жил в деревне и переезд в город был для меня
потрясением. Когда я поступил в гимназию, я попал в10 В класс, классным
руководителем которого являлась Капсаргина Милентина Ивановна, а вос-питателем Костякова Галина Давыдовна. Для меня это был переломный мо-мент, так как смена школы, одноклассников, городской среды стала причи-ной моей нерешительности. Когда я впервые зашел в класс, то почувствовал,
что в нем царит дружба и любовь. Потом я увидел Галину Давыдовну и уже
мог предположить, какой она человек. Теплота и забота Галины Давыдовны
во многом мне помогла! Она помогала разрешать мои проблемы с учёбой.
Больше всего мне памятны походы и поездки с классом, группой ребят! Не
забуду походы в кафе«Лакомка», там мы справляли День именинника и
поездку в Санкт-Петербург. В год окончания школы в2004 году, наш класс
от нее слышал столько напутствующих слов, которые вдохновляли нас на
новые и новые достижения. После окончания школы, где бы ты не встретил
её, она всегда искренне интересуется твоими успехами! Хочется пожелать
ей здоровья и оптимизма на заслуженном отдыхе»
Даря людям свою любовь, Галина Давыдовна не рассказывает о себе и
своих детях, так у нее принято. Мне известно, что ее дети- сын, дочь и внук
живут в Москве. Люди вполне состоявшиеся. Галина Давыдовна большую
часть времени в году проводит с ними. И расстояние между нашими горо-дами ей не помеха. Я думаю, что она продолжает нести свой Светоч дальше,
неся своим близким, своему любимому внуку. Она заслужила простого че-ловеческого счастья! Мне радостно и тепло от того, что счастлива Она.
Галина Давыдовна- действительно высокообразованный человек, так-тичный. Рассказы ее о жизни, о работе, о друзьях ненавязчивы и скромны.
Она никогда не наставляет, не читает нотаций, она учит своим поведением,
поступками, своим отношением к окружающим. Она скромная женщина, ее
скромность во всем: во вкусах, в одежде, в быту.