Статья: Сердце отдаю детям

Эта статья написана моей ученицей Чепчигашевой Кристиной. Посвящается ветерану гимназии Костяковой Г.Д., которая работала воспитателем многие годы. В музее гимназии имеется стенд с фотографией и некоторые архивные документыо Костяковой Г.Д., а также есть книга со статьей "Сердце отдаю детям", изданная в г.Новосибирске. В настоящее время Костякова Г.Д. находится на заслуженном отдыхе, живет в г.Москве и воспитывает внуков. Галина Давыдовна и мне, пришедшей на работу в гимназию воспитателем, оказы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чепчигашева Кристина, 10 класс

Шурышева Галина Антоновна,

воспитатель

Сердце отдаю детям

В нашей гимназии существует музей, в котором собраны материалы о

выпускниках разных лет и о ветеранах труда.

Увидев стенд«Педагоги гимназии» в музее, я обратила внимание на

женщину в розовом костюме. Ее одухотворенное лицо, глаза, полные глубо-кого смысла, привлекли мое внимание. Я перевела взгляд на краткое содер-жание рассказа о ее жизни. Это была Костякова Галина Давыдовна. Краткое

содержание привлекло мое внимание, и я загорелась желанием узнать о ней

больше.

В гимназии есть добрая традиция: чтить, оказывать помощь ветеранам

труда и войны. В нашем классе ветераном труда, которой мы должны ока-зывать посильную помощь, оказалась именно Галина Давыдовна. Неодно-кратные творческие встречи-беседы с ней дали понять, что это сильный и

волевой человек, одухотворенный прогрессивными идеями, неравнодушный

к судьбе коренного народа. И я поняла, что писать и рассказывать о ней не-обходимо. Галина Давыдовна рассказывала о своей работе в гимназии, о

выпускниках знаменитых и не очень, о смысле жизни и планах на будущее.

Увлекательным и интересным был ее рассказ об истоках и развитии нацио-нальной школы в Хакасии.

Итак, героем моей статьи является педагог-воспитатель, посвятившей не

только свою жизнь воспитанию детей, но и причастной к становлению и

развитию нашего образовательного учреждения: вначале национальной

школы, затем гимназии. О её истории, интересных учениках, педагогах ув-лекательно рассказывала нам Галина Давыдовна. В победном1945-м году

прозвенел первый звонок в Хакасской национальной средней школе. И вот

уже67 лет школа, ныне гимназия отмечает свой день рождения вместе с

годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. А свои первые шаги

школа делала в трудных для всей страны условиях. Воспоминания педагога:

«Осень1945 года…Впервые в Абакане со всех уголков Хакасской автоном-ной области собрались дети- сироты и полусироты, дети скотников и чаба-нов, ветеранов войны. В одном двухэтажном здании помещались учебные

классы и общежитие, пищеблок. Спали по двое на деревянных односпаль-ных топчанах, которые первый директор школы З. Л. Колдышева вместе со

старшими учащимися возила из Усть-Абаканского лесокомбината. Не было

подушек и матрацев, их заменили чехлы, набитые осенней листвой. Не хва-тало одежды, скуден был и продуктовый запас. Но велика тяга учащихся к

287

знаниям и стремление педагогического коллектива открыть глаза детей на

богатство мировой культуры. Не случайно на выпускном вечере учащиеся

подарили учителям бардовскую песню, слегка изменив слова:

Когда на сердце тяжесть

И холодно в груди,

К ступеням нашей школы

Ты в сумерках приди.

Там без питья и хлеба,

Поставленный в веках,

Учитель держит небо

На худеньких плечах».

Действительно, на худеньких плечах первых учителей держалось все.

Они готовили здание к занятиям: белили, мыли, шили постельное белье,

таскали мебель, учебники и все необходимое, что удалось собрать, чтобы с

10 октября1945 года начать учебный год. И этот небольшой, но дружный

интернациональный коллектив учителей и воспитателей днем и ночью опе-кали своих питомцев, отдавали им всю теплоту своего сердца. В то время не

было стабильных учебников и программ, учителями приходилось создавать

свои пособия, особенно по родному языку и литературе.

Слова песни«без питья и хлеба» порой переставали быть метафорой,

приобретая прямой смысл. Такова была жизнь всей страны. Но, несмотря на

все трудности, учителя, воспитатели по-прежнему являются основным кос-тяком, сплоченным коллективом, работающим на воспитание и образование

подрастающего поколения хакасского народа. Школа продолжает оставать-ся домом, надежной опорой для сотен ее выпускников. Выпускники разных

лет с особой теплотой отзываются об учителях и воспитателях первых лет. С

первых лет открытия школы в ней работало немало кружков: музыкальных,

хореографических, кружок вязания и художественной вышивки, швейное

дело. Утро в интернате начиналось с физзарядки под духовой оркестр, кото-рым руководил всем любимый Александр Кузьмич Шахов. Это сразу на-страивало учащихся на успешную учебу. Особенно любимы детьми такие

виды спорта как футбол, волейбол, лыжи, легкая атлетика, гимнастика.

Больших успехов добивались учащиеся на спортивных соревнованиях раз-личного уровня. В целом, национальная гимназия за67 лет дала более деся-ти чемпионов мира, Европы и России. Подготовила более пятидесяти масте-ров спорта, спортсменов1 разряда и кандидатов в мастера спорта.

Директор школы много внимания уделял гармоничному развитию лич-ности. После преобразования школы в гимназию кадровый состав на90 %

сохранился. Из общего состава30 % были выпускники гимназии, работаю-щие учителями и воспитателями. Интересным был рассказ Галины Давы-довны о том, как открывалась и начинала работу первая областная нацио-

288

нальная школа. Ведь кроме постановления и здания школы не было ничего.

Не было библиотеки, следовательно, и учебников, и учебных пособий. Для

интерната нужны были постельные принадлежности, одежда, средства ги-гиены, мебель и т. п. и вот, З. Л. Колдышева едет в Министерство просве-щения в Москву. Несколько дней добивалась приема у министра. И дальше,

рассказывая о«приключениях» Зои Леонтьевны в далекой Москве у Галины

Давыдовны меняется выражение лица, оно приобретает такой одухотворен-ный вид, глаза блестят и становятся чуть увлажнёнными, голос немного

дрожит, но во всем ее облике проявляется чувство гордости за свою коллегу.

И тут я понимаю, насколько глубоко Галина Давыдовна глубоко любит свой

народ, школу, детей. Вот о чём она поведала: «В Москве нашего директора

долго не пускали к министру народного образования. И вот тогда она надела

хакасское платье, села по-хакасски на пол и стала повторять им, говоря на

родном языке, сделав вид, что по-русски не понимает ни слова, изредка по-вторяя фамилию министра. Вскоре, оказавшись в его кабинете, на чистом

русском языке объяснила цель своего визита- просьба оказать помощь к

открытию национальной школы. Итог встречи- она привезла целый вагон

одежды, обуви, постельного белья, учебных пособий и т. д.» и вот10 октяб-ря1945 года прозвенел первый звонок в Хакасской областной национальной

средней школе.

Также моя воспитательница Шурышева Галина Антоновна делится

своими воспоминаниями о Галине Давыдовне: «Я приступила к работе в

национальной гимназии им. Н. Ф. Катанова в2001 году. Галина Давыдовна

стала моим духовным наставником. Это был переломный год в моей жизни,

связанный с горечью потерь моих самых близких людей. Она мудрыми со-ветами, словно живительная вода, помогала пережить нелёгкий период в

жизни. Кроме того ознакомила с особенностями и спецификой работы вос-питателя в гимназии. Ведь работа учителя- методиста, преподавателя отли-чается от воспитательской работы. В работе воспитателя, а таковым и была

Галина Давыдовна, присутствуют знания, умения, навыки и учителя, и педа-гога, и воспитателя. Она требует быть воспитанникам и мамой, способной

принять любого ребенка как родного. Вот эти нехитрые и известные всем

истины, уроки жизни Галина Давыдовна с удовольствием дарила мне.

Принцип гуманно-личностного подхода к детям должен превалировать на

обмен услужливости и рабского повиновения детей и, что немаловажно,

формировать их культуру речи. Какой бы деятельностью не занималась,

будучи на заслуженном отдыхе, Галина Давыдовна- это всегда азартный,

вселяющий оптимизм человек. До сих пор Галина Давыдовна ведет актив-ный образ жизни, с удовольствием катается на лыжах, занимается плавани-ем, прыгает с парашюта. Я знаю, что Галина Давыдовна и сейчас не сидит

дома, а занимается общественной работой. Ее приглашают в профессио-нальные учебные заведения, где учащаяся молодежь, в основном это юно-

289

ши, успели полюбить эту мудрую женщину. А если это еще и ребенок- си-рота, то такие подростки всегда ждут Галину Давыдовну к себе в гости».

Такие же теплые слова, можно услышать и от Трояковой Людмилы Мак-симовны: «Галину Давыдовну я считаю своим наставником. Первые рефера-ты, которые я готовила со своими учениками, были созданы с ее помощью.

Она была нашим научным консультантом, т. к. она знает все тонкости напи-сания научно-исследовательского реферата. По всем вопросам мы обраща-лись к ней. В итоге воспитанники занимали призовые места в Муниципаль-ной научно-практической конференции, наши воспитанники становились

дипломантами и лауреатами1, 2, 3 степеней. Основы научного исследова-ния, приобретённые в школе, помогает будущим студентам успешно над

курсовыми и дипломными работами«.

Интересно мнение выпускников школы о любимом воспитателе, вот что

говорит выпускник Сагалаков Вячеслав Юрьевич: «Я до поступления в гим-назию учился в п. Таштып. Жил в деревне и переезд в город был для меня

потрясением. Когда я поступил в гимназию, я попал в10 В класс, классным

руководителем которого являлась Капсаргина Милентина Ивановна, а вос-питателем Костякова Галина Давыдовна. Для меня это был переломный мо-мент, так как смена школы, одноклассников, городской среды стала причи-ной моей нерешительности. Когда я впервые зашел в класс, то почувствовал,

что в нем царит дружба и любовь. Потом я увидел Галину Давыдовну и уже

мог предположить, какой она человек. Теплота и забота Галины Давыдовны

во многом мне помогла! Она помогала разрешать мои проблемы с учёбой.

Больше всего мне памятны походы и поездки с классом, группой ребят! Не

забуду походы в кафе«Лакомка», там мы справляли День именинника и

поездку в Санкт-Петербург. В год окончания школы в2004 году, наш класс

от нее слышал столько напутствующих слов, которые вдохновляли нас на

новые и новые достижения. После окончания школы, где бы ты не встретил

её, она всегда искренне интересуется твоими успехами! Хочется пожелать

ей здоровья и оптимизма на заслуженном отдыхе»

Даря людям свою любовь, Галина Давыдовна не рассказывает о себе и

своих детях, так у нее принято. Мне известно, что ее дети- сын, дочь и внук

живут в Москве. Люди вполне состоявшиеся. Галина Давыдовна большую

часть времени в году проводит с ними. И расстояние между нашими горо-дами ей не помеха. Я думаю, что она продолжает нести свой Светоч дальше,

неся своим близким, своему любимому внуку. Она заслужила простого че-ловеческого счастья! Мне радостно и тепло от того, что счастлива Она.

Галина Давыдовна- действительно высокообразованный человек, так-тичный. Рассказы ее о жизни, о работе, о друзьях ненавязчивы и скромны.

Она никогда не наставляет, не читает нотаций, она учит своим поведением,

поступками, своим отношением к окружающим. Она скромная женщина, ее

скромность во всем: во вкусах, в одежде, в быту.

© 2010-2022