Рабочая программа внеурочной деятельности Совершенство (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности Совершенство (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»


г.о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.

ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СОШ №1»

г.о. Королёв мкр. Юбилейный

____________________/А. В. Ивлев/

«____» _________________ 2015 г.

М.П.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

в 5 классах

основной школы

социального направления

«Совершенство»







Составитель - учитель истории и социальных дисциплин

Сумкина Анна Александровна

Высшая квалификационная категория




2015

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках социального направления «Совершенство» составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.

Данная рабочая программа предназначена для внеурочной работы с обучающимися 5-го класса основной общеобразовательной школы (исходя из желания обучающихся и социального заказа их законных представителей). Рабочая программа рассчитана 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты основного общего образования происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к активному образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Курс внеурочной деятельности «Совершенство» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:

- максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности обучающихся;

- сформировать у обучающихся представление о важности роли высокой инициативы и предприимчивости в современном обществе;

- способствовать формированию личности учащихся, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.

- мотивировать обучающихся на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя, на развитие и активное использование присущих детям природные потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Основные воспитательные задачи, которые призван решать данный курс внеурочной деятельности:

- создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.

- Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.

- Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

- Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Курс «Совершенство» стимулирует активность школьника, направленную на него самого в сравнении с окружающим социумом, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Он поможет учителю сделать ученика субъектом воспитания, а это современная гуманистическая педагогика выдвигает на первый план в успешном развитии человека.

Курс «Совершенство» предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления ребёнком и подростком своей школьной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента его саморазвития.

В курсе в систематизированном виде излагаются знания о человеческой личности, отношениях людей друг с другом и обществом, об общечеловеческих ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности - о многом, что необходимо развивающемуся человеку, но чего нет в учебном плане и программах массовой школы.

Курс «Совершенство личности» есть надпредметный теоретический концентрат, представляющий методологию собственной учебной и внеклассной внешкольной деятельности ребёнка и подростка.

В содержании курса

• Ориентация на возрастные особенности школьников.

• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.

• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.

• Системный подход.

• Амбивалентный подход.

• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств, рефлексивный психоанализ).

• Направленность на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ.

• Компетентностный подход.

• Принцип доминантности.

В методах преподавания

• Ученик - субъект, а не объект процесса обучения.

• Обучение приоритетно по отношению к развитию.

• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности).

• В школьном периоде жизни активно проявляют себя и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка: самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, самообразования, саморегуляции, самореализации.

• Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса:

- предоставить учащимся теорию (методологию) собственной психической деятельности;

- предоставить учащимся выбор деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;

- ознакомить учащихся с историческими, литературными, кинематографическими и иными персонажами и возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определить оптимальный индивидуальный стиль для каждого ребёнка.

• Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.

• Одна из главных целей воспитания - формировать веру личности в самоё себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.

• Технология саморазвития личности - органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев. Таким образом решается проблема преемственности развивающей и традиционной технологий.

• Педагогика сотрудничества.

1. Личностный подход к ребенку, подростку (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать).

2. Опора на все три канала передачи информации: когнитивный, аффективный, действенно-практический.

3. Использование современных аудиовизуальных, мультимедийных, компьютерных средств.

4. Деятельностный подход (связь с социумом, жизнью - пробы).

5. Индивидуальный подход к ребенку (обеспечение выбора индивидуальной траектории развития).

6. Разнообразие применяемых технологий обучения (традиционные, коммуникативные, развивающие, интерактивные и др.).

• Единство и взаимодействие всех субъектов воспитания (семья, учителя-предметники, воспитание, администрация и др.).

ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА С СОБЛЮДЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:

  • добровольность;

  • общественная направленность;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

  • предоставление самостоятельности и опора на инициативу;

  • учет интересов ребенка;

  • содружество и сотворчество детей и взрослых;

  • преемственность, последовательность и систематичность;

  • сознательность и активность учащихся;

  • опора на положительное в человеке, поддержка сильных сторон его личности.

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ

Данная программа ориентирована на обучающихся 5-6 классов.

Средний школьный возраст - это возраст преобладания эмоций и активного развития личности. В этом возрасте идёт активное линостное становление и взросление подростков, противостояние окружающему миру, переосмысление и принятие принятых в обществе норм физической и санитарно-гигиенической подготовки, поведения и общения, выработка личных норм физического состояния, совершенствование опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.




ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Программа "Совершенство" предлагает каждому ребенку возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную "Я - оценку", а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.

Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры здоровья (физического и духовного), нравственности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.

Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать - значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Программа рассчитана на систематическую работу и реализуется в рамках общешкольного проекта.


Формы организации работы

Проектная деятельность

Проектная деятельность основана на самостоятельной деятельности подростков: поиске информации для решения поставленной задачи, анализе информации, подготовке финального продукта обсуждения. Роль педагога при реализации такого рода мероприятий носит совещательный, а не руководящий характер. Задача учителя - не предоставлять готовую информацию, а консультировать учащихся во время их самостоятельной деятельности, помогать при организации эффективного взаимодействия подростков друг с другом, при необходимости выполнять роль «фильтра» для некоторых из предлагаемых идей. Рабочая программа внеурочной деятельности Совершенство (5 класс)

Данная программа предусматривает такие варианты проектной деятельности, как:

- исследовательские, где подросткам предлагается проанализировать результаты эксперимента или провести свой собственный эксперимент;

- творческие, где результатом деятельности является самостоятельный творческий продукт, придуманный самими.

Дискуссионные формы

Для дискуссионных форм работы выбирается тема, не имеющая единственного, однозначного решения (вряд ли получится дискуссия о правилах чистки зубов, однако можно обсудить варианты организации распорядка дня и т. д.). При выборе темы необходимо учитывать как актуальные интересы детей (обсуждать можно только то, что привлекает внимание), так и имеющийся у них опыт, готовность обсуждать предложенную тему. Основное правило при проведении дискуссии - нет неправильных мнений, любое мнение имеет право на существование (если оно обосновано).

Дискуссии не используются как самостоятельная форма работы, а являются составным компонентом большинства из форм. Это связано с возрастом подростков. С одной стороны, для участия в полноценной дискуссии нужны специальные навыки и умения, которых ещё нет у младших подростков и которые необходимо формировать. С другой стороны, использование элементов дискуссии внутри других организационных форм позволяет удовлетворить стремление подростков к самостоятельности, признанию, взрослости.

Игры

Игровые формы работы позволяют заинтересовать подростков, привлечь их внимание к аспектам проблемы, которые исходно не кажутся значимыми, привлекательными. Большинство игровых форм, используемых в пособии, носят соревновательный характер (Викторина Гигеи, Кулинарная эстафета, игра «Кулинарные посиделки», Спортивный квест).

Мини-лекция

Мини-лекция является составной частью большинства предлагаемых форм работы. Основная цель проведения мини-лекции - представить подросткам необходимый для выполнения последующего задания объём информации.

Продолжительность мини-лекции - не более 7 минут. Её содержание должно включать не более 3-4 основных тезисов. При этом каждый из тезисов следует подкреплять конкретным примером. В своём выступлении следует избегать обилия специальных терминов, причём предварительно нужно уточнить, правильно ли понимают эти термины учащиеся. Выступление не должно быть слишком наукообразным.

Повысит эффективность мини-лекции презентация. Она может состоять из одного слайда, на котором кратко записаны основные тезисы. Этот слайд целесообразно оставить на экране в классе во время последующей работы учащихся как подсказку, помогающую выполнить задание.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Совершенство»


В результате изучения курса по данной программе у учеников будут сформированы метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия).

Личностные УУД

5 класс

Ценностно-смысловые ориентации личности

Осознает ценность:

  • положительного отношения к миру и другим;

  • творческой самореализации и самовыражения через расширение индивидуального социального опыта;

  • физической и спортивной культуры и традиций народов мира.

Л1

Способен к переживанию разности мнений других людей через сотрудничество и подчинение большинству.

Л2

Знаком с историей России и мира, произведениями классической литературы, живописи и иных видов искусства.

Знаком с понятием общероссийской идентичности, гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.

Л3

Морально-нравственные ориентации личности

Имеет опыт переживания нравственных норм из понимания закона, из внешнего данного порядка.

Л4

Знаком с морально-нравственными нормами, принятыми в мировом и национальном социуме.

Обладает позитивной моральной самооценкой и чувством гордости при следовании моральным нормам, опытом переживания чувства стыда и вины при не следовании им.

Л5

Личностное и социальное самоопределение учащегося

Способен к пониманию своих возможностей относительно других и отношений с ними.

Способен к выстраиванию системы социальных отношений в близком и дальнем социальном окружении (семья и общество).

Л6

Способен к начальным формам индивидуализации, понимания своего характера, своих особенностей, привычек и поведения.

Л7

Мотивационно-смысловые компоненты учебной деятельности

Способен реализовывать познавательную потребность через работу в группах.

Сознает возможность выбора через реализацию разной интересующей деятельности в рамках одного модуля.

Способен к реализации проекта по интересующей теме.

Л8

Основы здоровьесберегающих стратегий жизнедеятельности

Сознает ценность здорового образа жизни как альтернативной возможности.

Знаком с культурой поведения в обществе.

Знаком с правилами и практикой этикета

Л9

Регулятивные УУД

Умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с задачами и целью деятельности

Способен к осознанию познавательной проблемы в практической деятельности.

Р1

Волевая саморегуляция личности

Способен к волевой саморегуляции при достижении цели, опираясь на ориентиры, задаваемые учителем

Р4

Способен к физической саморегуляции, соблюдению гигиенических правил, рациона здорового питания, режима времени труда и отдыха.

Р5

Познавательные УУД

Собственная познавательная активность учащегося

Способен к реализации индивидуальной проектной деятельности.

П1

Общие приёмы решения учебных задач

Знаком с основными правилами и принципами работы индивидуально и в коллективе.

П4

Знаком с логическими характеристиками построения предложений в тексте при защите проекта.

П5

Коммуникативные УУД

Социокультурная компетенция личности

Способен объективно воспринимать свой успех в ситуации поединка или соперничества.

К1

Способен к самонаблюдению и выражению своих ожиданий.

Способен к переживанию множества чувств как основы восприятия себя и другого.

Переживает понятие гармонии и равновесия во всех сферах, в том числе и эмоциональной.

К2

Навыки свободного группового и межличностного взаимодействия

Способен к реализации и представлению индивидуального проекта.

Способен к совместной с классом организации тематических мероприятий.

Способен свободно принять правила, подразумевающие обязательное совместное взаимодействие.

К3

Способен обозначить мотивы конфликтной ситуации.

К4


II. Содержание программы.

I. Личность.

Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание - основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.).

II. Самопознание как основа самосовершенствования.

Человек - загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.

III. Качества личности: школа «Кто Я?».

а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.

б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.

в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.

г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.

д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.

е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные - непрочные, системные - отрывочные. Умение применять знания.

ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.

з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.

и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.

к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».

IV. Самосознание, самоощущение.

Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.

V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.

Примеры практических занятий

• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;

• тестирование качеств личности: темперамента, памяти, мышления, способностей, направленности, характера;

• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;

• упражнение «Диалог субличностей»;

• тренинг произвольного внимания, наблюдательности;

• составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;

• составление карты самооценки;

• анализ социальных ситуаций-проб.

ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ


Название раздела

5 класс

Всего часов


34

1

Личность

4

2

Самопознание как основа самосовершенствования.

8

3

Качества личности: школа «Кто Я?»

9

4

Самосознание, самоощущение.

5

5

Организация (методика) самопознания

8


III. Календарно-тематическое планирование курса

«СОВЕРШЕНСТВО»

В 5 КЛАССЕ

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Знакомство с собой

1

04.09

03.09



2

Образ вашего «Я»

1

11.09

10.09



3

Посмотримся в зеркало

1

18.09

17.09



4

Я и окружающие

1

25.09

24.09



5

Я и окружающие

1

02.10

01.10



6

Вы - человек и Вы - личность

1

09.10

08.10



7

Оценивание себя

1

16.10

15.10



8

Оценивание себя

1

23.10

22.10



9

Сходство и различия наших Я

1

30.10

29.10



10

Как Вы воспринимаете окружающий мир

1

13.11

12.11



11

Внимание, внимание!

1

20.11

20.11



12

Дайте волю воображению

1

27.11

26.11



13

Мир эмоций

1

04.12

03.12



14

Мир эмоций

1

11.12

10.12



15

Настроение «О,кей!»

1

18.12

17.12



16

Темперамент пятого типа

1

25.12

24.12



17

Темперамент пятого типа

1





18

Характер-русский

1





19

Воля. Самостоятельность

1





20

Настоящий друг?

1





21

Защита проекта «Мой друг»

1





22

Основное отличие человека от обезьяны

1





23

Богиня Мнемозина

1





24

Как мы думаем

1





25

Логика мысли

1





26

Решение проблем

1





27

Каждому - по потребностям

1





28

От каждого - по способностям

1





29

«Я» в общении

1





30

Тренинг «Умение общаться»

1





31

Заведи друга-дневник

1





32

Богатство Вашей личности

1





33

Защита проектов «Расскажите о себе»

1





34

Защита проектов «Расскажите о себе»

1







V. Литература и материально-техническое обеспечение


1.Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96с (серия «Самосовершенствование личности»).

2. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.

3.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова Москва 2007 г.

4. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.

5.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996.

6. Енин А. В., Кириченкова Н. С., Моргунова М. А. Конструирование программ: хочу, надо, делаю. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012

7. Степанов С. С. Что вы знаете и не знаете о себе и о других. Психологические наблюдения и тесты. Ростов/н/Д: Феникс, 1996.

8. Вендербильт Э. К. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1998

9. Николаева Т. Н. Этикет и мы. СПб., 2008

2. Интернет-ресурсы:

  • method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.

  • school.edu.ru Российский образовательный портал.

  • 100etiket2.ru/11.php

  • iskysstvoetiketa.com/tests/stat/stat4.html

3. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура

. компьютер

. медиадоска/проектор






Рассмотрено на заседании ШМО.

Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г.

Руководитель ШМО ________/ /

Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Л. В. Ляпунова/

'' ___ '' _______________ 2015 г.


© 2010-2022