- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности Совершенство (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности Совершенство (5 класс)
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сумкина А.А. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
г.о. Королёв мкр. Юбилейный Московской обл.
ул. Школьный проезд, дом 2 тел. (495)515-45-30
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №1»
г.о. Королёв мкр. Юбилейный
____________________/А. В. Ивлев/
«____» _________________ 2015 г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
в 5 классах
основной школы
социального направления
«Совершенство»
Составитель - учитель истории и социальных дисциплин
Сумкина Анна Александровна
Высшая квалификационная категория
2015
I. Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса в рамках социального направления «Совершенство» составлена на основе Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Плана внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Данная рабочая программа предназначена для внеурочной работы с обучающимися 5-го класса основной общеобразовательной школы (исходя из желания обучающихся и социального заказа их законных представителей). Рабочая программа рассчитана 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы - 1 год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты основного общего образования происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для формирования позитивного отношения к активному образу жизни как нормы полноценного существования человека в обществе, социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Такой вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Курс внеурочной деятельности «Совершенство» построен так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности обучающихся;
- сформировать у обучающихся представление о важности роли высокой инициативы и предприимчивости в современном обществе;
- способствовать формированию личности учащихся, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.
- мотивировать обучающихся на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя, на развитие и активное использование присущих детям природные потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Основные воспитательные задачи, которые призван решать данный курс внеурочной деятельности:
- создание условий для развития у школьников способностей адекватного и наиболее полного самопознания и познания других людей.
- Формировать стремление к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентации в нем.
- Расширять знания школьников о чувствах и эмоциях, развитие способности без оценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
- Формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.
Курс «Совершенство» стимулирует активность школьника, направленную на него самого в сравнении с окружающим социумом, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Он поможет учителю сделать ученика субъектом воспитания, а это современная гуманистическая педагогика выдвигает на первый план в успешном развитии человека.
Курс «Совершенство» предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления ребёнком и подростком своей школьной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента его саморазвития.
В курсе в систематизированном виде излагаются знания о человеческой личности, отношениях людей друг с другом и обществом, об общечеловеческих ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности - о многом, что необходимо развивающемуся человеку, но чего нет в учебном плане и программах массовой школы.
Курс «Совершенство личности» есть надпредметный теоретический концентрат, представляющий методологию собственной учебной и внеклассной внешкольной деятельности ребёнка и подростка.
В содержании курса
• Ориентация на возрастные особенности школьников.
• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.
• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.
• Системный подход.
• Амбивалентный подход.
• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств, рефлексивный психоанализ).
• Направленность на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ.
• Компетентностный подход.
• Принцип доминантности.
В методах преподавания
• Ученик - субъект, а не объект процесса обучения.
• Обучение приоритетно по отношению к развитию.
• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности).
• В школьном периоде жизни активно проявляют себя и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка: самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, самообразования, саморегуляции, самореализации.
• Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса:
- предоставить учащимся теорию (методологию) собственной психической деятельности;
- предоставить учащимся выбор деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;
- ознакомить учащихся с историческими, литературными, кинематографическими и иными персонажами и возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определить оптимальный индивидуальный стиль для каждого ребёнка.
• Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.
• Одна из главных целей воспитания - формировать веру личности в самоё себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.
• Технология саморазвития личности - органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев. Таким образом решается проблема преемственности развивающей и традиционной технологий.
• Педагогика сотрудничества.
1. Личностный подход к ребенку, подростку (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать).
2. Опора на все три канала передачи информации: когнитивный, аффективный, действенно-практический.
3. Использование современных аудиовизуальных, мультимедийных, компьютерных средств.
4. Деятельностный подход (связь с социумом, жизнью - пробы).
5. Индивидуальный подход к ребенку (обеспечение выбора индивидуальной траектории развития).
6. Разнообразие применяемых технологий обучения (традиционные, коммуникативные, развивающие, интерактивные и др.).
• Единство и взаимодействие всех субъектов воспитания (семья, учителя-предметники, воспитание, администрация и др.).
ПРОГРАММА ПОСТРОЕНА С СОБЛЮДЕНИЕМ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:
-
добровольность;
-
общественная направленность;
-
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
-
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
-
учет интересов ребенка;
-
содружество и сотворчество детей и взрослых;
-
преемственность, последовательность и систематичность;
-
сознательность и активность учащихся;
-
опора на положительное в человеке, поддержка сильных сторон его личности.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
Данная программа ориентирована на обучающихся 5-6 классов.
Средний школьный возраст - это возраст преобладания эмоций и активного развития личности. В этом возрасте идёт активное линостное становление и взросление подростков, противостояние окружающему миру, переосмысление и принятие принятых в обществе норм физической и санитарно-гигиенической подготовки, поведения и общения, выработка личных норм физического состояния, совершенствование опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа "Совершенство" предлагает каждому ребенку возможность реализоваться в разнообразном творческом подходе к стержневой теме курса, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную "Я - оценку", а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности.
Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры здоровья (физического и духовного), нравственности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать - значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа рассчитана на систематическую работу и реализуется в рамках общешкольного проекта.
Формы организации работы
Проектная деятельность
Проектная деятельность основана на самостоятельной деятельности подростков: поиске информации для решения поставленной задачи, анализе информации, подготовке финального продукта обсуждения. Роль педагога при реализации такого рода мероприятий носит совещательный, а не руководящий характер. Задача учителя - не предоставлять готовую информацию, а консультировать учащихся во время их самостоятельной деятельности, помогать при организации эффективного взаимодействия подростков друг с другом, при необходимости выполнять роль «фильтра» для некоторых из предлагаемых идей.
Данная программа предусматривает такие варианты проектной деятельности, как:
- исследовательские, где подросткам предлагается проанализировать результаты эксперимента или провести свой собственный эксперимент;
- творческие, где результатом деятельности является самостоятельный творческий продукт, придуманный самими.
Дискуссионные формы
Для дискуссионных форм работы выбирается тема, не имеющая единственного, однозначного решения (вряд ли получится дискуссия о правилах чистки зубов, однако можно обсудить варианты организации распорядка дня и т. д.). При выборе темы необходимо учитывать как актуальные интересы детей (обсуждать можно только то, что привлекает внимание), так и имеющийся у них опыт, готовность обсуждать предложенную тему. Основное правило при проведении дискуссии - нет неправильных мнений, любое мнение имеет право на существование (если оно обосновано).
Дискуссии не используются как самостоятельная форма работы, а являются составным компонентом большинства из форм. Это связано с возрастом подростков. С одной стороны, для участия в полноценной дискуссии нужны специальные навыки и умения, которых ещё нет у младших подростков и которые необходимо формировать. С другой стороны, использование элементов дискуссии внутри других организационных форм позволяет удовлетворить стремление подростков к самостоятельности, признанию, взрослости.
Игры
Игровые формы работы позволяют заинтересовать подростков, привлечь их внимание к аспектам проблемы, которые исходно не кажутся значимыми, привлекательными. Большинство игровых форм, используемых в пособии, носят соревновательный характер (Викторина Гигеи, Кулинарная эстафета, игра «Кулинарные посиделки», Спортивный квест).
Мини-лекция
Мини-лекция является составной частью большинства предлагаемых форм работы. Основная цель проведения мини-лекции - представить подросткам необходимый для выполнения последующего задания объём информации.
Продолжительность мини-лекции - не более 7 минут. Её содержание должно включать не более 3-4 основных тезисов. При этом каждый из тезисов следует подкреплять конкретным примером. В своём выступлении следует избегать обилия специальных терминов, причём предварительно нужно уточнить, правильно ли понимают эти термины учащиеся. Выступление не должно быть слишком наукообразным.
Повысит эффективность мини-лекции презентация. Она может состоять из одного слайда, на котором кратко записаны основные тезисы. Этот слайд целесообразно оставить на экране в классе во время последующей работы учащихся как подсказку, помогающую выполнить задание.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «Совершенство»
В результате изучения курса по данной программе у учеников будут сформированы метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия).
Личностные УУД
5 класс
Ценностно-смысловые ориентации личности
Осознает ценность:
-
положительного отношения к миру и другим;
-
творческой самореализации и самовыражения через расширение индивидуального социального опыта;
-
физической и спортивной культуры и традиций народов мира.
Л1
Способен к переживанию разности мнений других людей через сотрудничество и подчинение большинству.
Л2
Знаком с историей России и мира, произведениями классической литературы, живописи и иных видов искусства.
Знаком с понятием общероссийской идентичности, гражданской ответственности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ.
Л3
Морально-нравственные ориентации личности
Имеет опыт переживания нравственных норм из понимания закона, из внешнего данного порядка.
Л4
Знаком с морально-нравственными нормами, принятыми в мировом и национальном социуме.
Обладает позитивной моральной самооценкой и чувством гордости при следовании моральным нормам, опытом переживания чувства стыда и вины при не следовании им.
Л5
Личностное и социальное самоопределение учащегося
Способен к пониманию своих возможностей относительно других и отношений с ними.
Способен к выстраиванию системы социальных отношений в близком и дальнем социальном окружении (семья и общество).
Л6
Способен к начальным формам индивидуализации, понимания своего характера, своих особенностей, привычек и поведения.
Л7
Мотивационно-смысловые компоненты учебной деятельности
Способен реализовывать познавательную потребность через работу в группах.
Сознает возможность выбора через реализацию разной интересующей деятельности в рамках одного модуля.
Способен к реализации проекта по интересующей теме.
Л8
Основы здоровьесберегающих стратегий жизнедеятельности
Сознает ценность здорового образа жизни как альтернативной возможности.
Знаком с культурой поведения в обществе.
Знаком с правилами и практикой этикета
Л9
Регулятивные УУД
Умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с задачами и целью деятельности
Способен к осознанию познавательной проблемы в практической деятельности.
Р1
Волевая саморегуляция личности
Способен к волевой саморегуляции при достижении цели, опираясь на ориентиры, задаваемые учителем
Р4
Способен к физической саморегуляции, соблюдению гигиенических правил, рациона здорового питания, режима времени труда и отдыха.
Р5
Познавательные УУД
Собственная познавательная активность учащегося
Способен к реализации индивидуальной проектной деятельности.
П1
Общие приёмы решения учебных задач
Знаком с основными правилами и принципами работы индивидуально и в коллективе.
П4
Знаком с логическими характеристиками построения предложений в тексте при защите проекта.
П5
Коммуникативные УУД
Социокультурная компетенция личности
Способен объективно воспринимать свой успех в ситуации поединка или соперничества.
К1
Способен к самонаблюдению и выражению своих ожиданий.
Способен к переживанию множества чувств как основы восприятия себя и другого.
Переживает понятие гармонии и равновесия во всех сферах, в том числе и эмоциональной.
К2
Навыки свободного группового и межличностного взаимодействия
Способен к реализации и представлению индивидуального проекта.
Способен к совместной с классом организации тематических мероприятий.
Способен свободно принять правила, подразумевающие обязательное совместное взаимодействие.
К3
Способен обозначить мотивы конфликтной ситуации.
К4
II. Содержание программы.
I. Личность.
Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание - основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.).
II. Самопознание как основа самосовершенствования.
Человек - загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.
III. Качества личности: школа «Кто Я?».
а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.
б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.
в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.
г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.
д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.
е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные - непрочные, системные - отрывочные. Умение применять знания.
ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.
з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.
и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.
к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».
IV. Самосознание, самоощущение.
Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.
V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.
Примеры практических занятий
• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;
• тестирование качеств личности: темперамента, памяти, мышления, способностей, направленности, характера;
• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;
• упражнение «Диалог субличностей»;
• тренинг произвольного внимания, наблюдательности;
• составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;
• составление карты самооценки;
• анализ социальных ситуаций-проб.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№
Название раздела
5 класс
Всего часов
34
1
Личность
4
2
Самопознание как основа самосовершенствования.
8
3
Качества личности: школа «Кто Я?»
9
4
Самосознание, самоощущение.
5
5
Организация (методика) самопознания
8
III. Календарно-тематическое планирование курса
«СОВЕРШЕНСТВО»
В 5 КЛАССЕ
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
5а
5б
5а
5б
1
Знакомство с собой
1
04.09
03.09
2
Образ вашего «Я»
1
11.09
10.09
3
Посмотримся в зеркало
1
18.09
17.09
4
Я и окружающие
1
25.09
24.09
5
Я и окружающие
1
02.10
01.10
6
Вы - человек и Вы - личность
1
09.10
08.10
7
Оценивание себя
1
16.10
15.10
8
Оценивание себя
1
23.10
22.10
9
Сходство и различия наших Я
1
30.10
29.10
10
Как Вы воспринимаете окружающий мир
1
13.11
12.11
11
Внимание, внимание!
1
20.11
20.11
12
Дайте волю воображению
1
27.11
26.11
13
Мир эмоций
1
04.12
03.12
14
Мир эмоций
1
11.12
10.12
15
Настроение «О,кей!»
1
18.12
17.12
16
Темперамент пятого типа
1
25.12
24.12
17
Темперамент пятого типа
1
18
Характер-русский
1
19
Воля. Самостоятельность
1
20
Настоящий друг?
1
21
Защита проекта «Мой друг»
1
22
Основное отличие человека от обезьяны
1
23
Богиня Мнемозина
1
24
Как мы думаем
1
25
Логика мысли
1
26
Решение проблем
1
27
Каждому - по потребностям
1
28
От каждого - по способностям
1
29
«Я» в общении
1
30
Тренинг «Умение общаться»
1
31
Заведи друга-дневник
1
32
Богатство Вашей личности
1
33
Защита проектов «Расскажите о себе»
1
34
Защита проектов «Расскажите о себе»
1
V. Литература и материально-техническое обеспечение
1.Селевко Г.К. Познай себя. Изд.2-е, стереотипное. М.:Народное образование, НИИ школьных технологий, 2009. 96с (серия «Самосовершенствование личности»).
2. «Неповторимые МЫ» Т.Л. Богатырева, Москва «просвещение» 2007г.
3.Уроки самопознания», Е.А. Сорокоумова Москва 2007 г.
4. О. В. Хухлаева, "Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 классы)", Издательство: Генезис, 2005 г.
5.Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты. М., 1996.
6. Енин А. В., Кириченкова Н. С., Моргунова М. А. Конструирование программ: хочу, надо, делаю. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012
7. Степанов С. С. Что вы знаете и не знаете о себе и о других. Психологические наблюдения и тесты. Ростов/н/Д: Феникс, 1996.
8. Вендербильт Э. К. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1998
9. Николаева Т. Н. Этикет и мы. СПб., 2008
2. Интернет-ресурсы:
-
method.novgorod.rcde.ru Методическое хранилище предназначено для дистанционной поддержки учебного процесса.
-
school.edu.ru Российский образовательный портал.
-
100etiket2.ru/11.php
-
iskysstvoetiketa.com/tests/stat/stat4.html
3. Аудиовидеоаппаратура, проекционная аппаратура
. компьютер
. медиадоска/проектор
-
Рассмотрено на заседании ШМО.
Протокол № ___ '' ___ '' _______________ 2015 г.
Руководитель ШМО ________/ /
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________/Л. В. Ляпунова/
'' ___ '' _______________ 2015 г.