Сообщение о профессионализме классного руководителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессионализм классного руководителя

Профессионализм - интересное понятие. Кто такой профессионал? Принадлежность к определённому профессиональному цеху, наличие диплома и должностной инструкции автоматически делают работника профессионалом или нет? Профессионализм - это обязательно? или хорошо? или желательно? Чем принципиально действия профессионала отличаются от тех, что выполняет непрофессионал?

Профессионализм - это важная характеристика деятельности в целом и отдельных действий специалиста. Профессионализм предполагает, что специалист точно представляет стратегическую цель своей деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формируя таким образом задачи. Он владеет широким спектром средств решения такого рода задач и может выбрать нужные средства из уже имеющихся и создавать новые. Он руководствуется профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Дело своё умеет делать не так как другие, так как обладает индивидуальным почерком. Остаётся добавить, что все свои действия он совершает не по наитию, а сознательно. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Профессионализм не приходит к человеку одновременно с дипломом, трудовой книжкой или занесением фамилии в штатное расписание. Профессионализм выращивается каждым в самом себе. Это результат особого труда.

В своей статье « Профессионализм классного руководителя» профессор психолого - педагогического университета, кандидат психологических наук Марина Битянова ведёт речь о классном руководителе, гранях его профессионализма. Разговор не простой, так как определить в чём профессионализм классного руководителя, крайне не просто, для этого нужно сначала понять, в чём назначение классного руководителя. Если он своими управляющими действиями « обслуживает» процесс обучения - это одно. Если эта работа направлена на обеспечение процессов социализации - другое. Есть и другие варианты прочтения целей. В этой статье она предлагает свой ответ на вопрос. в чём цель деятельности педагога вообще и классного руководителя в частности, и в чём профессионализм классного руководителя.

В контексте разговора о профессионализме педагога данный выше вопрос порождает

множество новых вопросов:

Что понимать под развитием?

Что именно подлежит сохранению и развитию, как эти процессы и качества называются?

Как выглядит деятельность ,направленная на развитие?

В чём специфика развивающей деятельности педагога предметника, классного руководителя, педагога психолога?

Наконец, что делает классного руководителя « специалистом по развитию, из каких составляющих складывается грань его профессионализма?

Слово развитие - древнеримское,- первоначально оно означало развёртывание свита при чтении. Сейчас понятие « развитие» стало естественной частью мировоззрения человека: развитие земли, Вселенной, природы. языка, Человека. Существует три вида развития: становление - естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий, формирование - процесс изменения деятельности, способов и средств развития, имеющиеся в распоряжении человека. Процессы и закономерности формирования - сердцевина всего образования. Это то содержание, которое мы хотим с помощью педагогических средств переложить из внешнего культурного окружения ребёнка в его внутренний мир. И третий вид - преобразование - процесс саморазвития, движения человека по целям, ценностям и смыслам своего существования. Преобразование присоединяется к процессам становления и формирования на определённых этапах развития. А к подростковому и юношескому возрасту становится доминирующим. Само по себе это не происходит, так как способность к саморазвитию должна быть выращена в человеке. То есть ответственность взрослых - помочь ребёнку

стать способным к саморазвитию, обрести внутренние психологические инструменты управления собой и своей жизнью, а затем дать человеку возможность реализовать свои жизненные планы и устремления.

Таким образом, развитие ребёнка, подростка, юноши и девушки - сложный процесс, который в тех или иных пропорциях содержит в себе становление, формирование и саморазвитие. А профессионализм педагога - в умении организовывать свою работу с учащимися в логике становления. формирования и саморазвития. В первом случае - учитывать логику становления того или иного качества, во втором - грамотно ведя учеников по пути формирования, постепенного выращивания качества, в третьем - передавая самому ученику в руки умение ставить и решать задачи собственного

развития . Если развитие - это, ради чего существует педагогическая деятельность, то умение вычленять, формулировать задачи развития ребёнка - это ещё один, принципиально важный и, наверное, центральный показатель профессионализма педагога. Педагог, анализируя ситуацию развития, возрастные и индивидуальные характеристики своих воспитанников формулирует задачи развития и ставит на их основе собственные задачи деятельности. В том как он это делает - важнейшее проявление его профессионализма. Его обеспечивает целый комплекс психологических и педагогических знаний и умений. Например, представление о том, какие качества и способности человека обеспечивают его образованность и воспитанность, как их развитие преломляется сквозь призму возраста и индивидуально - типологических особенностей. Сюда же нужно отнести знание о логике формирования социально - значимых качеств и ценностных ориентаций личности. Отдельное умение - формулировка собственных задач деятельности.

Далее автор статьи предлагает нам рассмотреть педагогические средства решения задач. Задачи развития, которые нужно решать ребёнку на том или ином этапе жизни , не всегда можно разложить по специалистам: вот эта способность развивается на уроке ( скажем истории ), вот эта в проектной работе, а эта в системе мероприятий классного руководителя. Большинство задач развития обеспечивают специалистов в одну команду. Но при общности задач, средства - разные. И определяются они той системой взаимодействия с учениками . которая имеется в учебном заведении для данного педагога - специалиста. Развивающие возможности деятельности классного руководителя связаны с применением тех методов, которые органично укладываются в систему его взаимодействия с учеником. Есть классный час, а следовательно, возможно применение таких методических средств, как тематическая беседа ( во всём её разнообразии),устные журналы, воспитательная игра, беседы, групповая дискуссия и диспут. Хочу привести примеры из своего опыта работы как, например, устные журналы «Семейные традиции», « Очевидное - невероятное» , диспуты : « Можно ли изменить свой характер», « Можно ли стать красивой» в группе девочек, викторины: « Классики литературы о добре и зле», беседы: « В дружбе - сила», « Секреты здоровья и красоты» , классный час на тему: «Мужское достоинство», « Мужской идеал» и. т.д.

Всё это проводят и другие наши классные руководители в училище, но мы не практикуем , экскурсии, выезды на природу как в школах , а значит не используем игры с погружением , экскурсионной, туристической педагогики. Есть множество возможностей для индивидуального общения с учениками. Следовательно, будут востребованы технологии ценностного диалога. И так далее. Значит, профессионализм классного руководителя - владение различными методическими средствами и в умении их грамотно применять. А высший пилотаж профессионализма - в умении творчески перерабатывать известные средства и создавать авторские, уникальные.

Методический арсенал многих сегодняшних классных руководителей не дотягивает до целей развивающего образования -, сетует автор статьи. « Поговорить» - основной методический приём. И что интересно: эти же люди, но в другой профессиональной позиции - педагога - предметника, - способны задумать и провести интересный, разнообразный по формам и приёмам урок! И это не случайно. Роль и назначение классного руководителя во многих учебных заведениях трактуется плохо и скучно. Очень редко педагог позиционирует себя прежде всего как классного руководителя, а затем уже - предметника. А должно быть наоборот : воспитание на первом месте, а на втором предмет. Настоящий классный руководитель работает с огромной душой. Мероприятия классного руководителя должны носить творческий характер, о не формализм. Пусть меньше, но качественно, чем много, но без результата. А это достигается, когда сами учащиеся в этом заинтересованы. И самое главное из своего опыта я считаю, что большую часть в мероприятиях должны принимать сами учащиеся . и это происходит тогда, когда они готовятся к открытым классным часам , например « Сыны отечества», « Разговор по телефону» , «Праздник круглого пирога» , « За честь Родины» и.т.д.

Во многих учебных заведениях страны имеются освобождённые классные руководители, но и среди них не так уж много высококлассных педагогов, которые могут про себя сказать: « Я полностью реализуюсь как специалист в позиции освобождённого классного руководителя». Побывав в Прибалтийском ПУ в конце 90, я уже там столкнулась с освобождёнными классными руководителями , которые как истинные профессионалы подходили к своей работе, используя в ней ни технологии энергетического подавления ( повышение голоса, нервные удары по столу) ни властные технологии, а технологии интереса ( привлекать внимание ребёнка необычностью )и эмпатии , ( когда педагог умеет смотреть на мир глазами детей, оставаясь в тоже время взрослыми опытными людьми).

(Автор статьи говорит, что имеются ресурсы изменения ситуации. А именно: у классного руководителя как вида педагогической деятельности колоссальный потенциал. В руках классного руководителя как профессионала этот потенциал превращается в качественный процесс развития личности. Но многое нужно сделать для того, чтобы классное руководство осуществлялось настоящими профессионалами. Педагогов нужно учить новой профессии. У неё старое, привычное название « классное руководство», но новое, существенно дополненное содержание.

Сейчас создан центр, где разрабатываются и реализуются программы профессионального развития классных руководителей. Основное внимание уделяется таким аспектам, как знание социокультурных и возрастных задач развитие учащихся , умение ставить задачи собственной деятельности на основе задач развития учащихся, знание современных психолого - педагогических методов и технологий воспитательной работы и умение их применять для решения задач развития. Освоение этих умений и обогащение новыми знаниями приводит к повышению профессиональной самооценки к осознанию себя как профессионала. К росту самоуважения. А только уважающий себя человек способен воспитать самостоятельного, доброжелательно настроенного к миру человека.

И в конце хочу сказать: « А какой же педагог может быть классным руководителем?». Мне кажется, что это педагог, который помнит своё детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН, или наоборот объявили благодарность перед классом, похвалили на родительском собрании.

Профессионализм классного руководителя не только в том, что он много знает, но и много чувствует. И ещё, почему мать шлёпает своего ребёнка, зашедшего в истерике?. Почему кричит учитель на класс, который плохо себя ведёт? Они сталкиваются с полным непониманием и отсутствием адекватного восприятия своего поведения . Недаром говорят: « Как с луны свалился» - про человека, который не вписывается в социальную реальность. Вот его и пытаются втащить в эту реальность. Если делают это не профессионально - то « шлепками и криками». А если профессионально - осторожно и и без насилия.

Профессионализм классного руководителя заключается и в работе с родителями. Только вместе с ними (на родительски собраниях в индивидуальных встречах и беседах, походов на дом) можно воспитать достойного члена общества. А также в работе с трудными подростками. классный руководитель не должен обходить стороной эту категорию детей, а уделять им огромное внимание.

Профессионализм невозможен без самообразования. Это знакомство с методической литературой ( журнал « Классный руководитель», « Воспитание школьников», газеты и брошюры « Классные часы» и.т.д, постоянное знакомство с работой коллег ( на секциях классных руководителей, классных часах и, конечно ,же работа в интернете.

Используемая литература:

  1. Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 2005 г.

2. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М.,2009 г.

3. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/.Под ред.Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 2003г.

4 Педагогика: Учеб.пособие для студентов пед ин-тов/ Ю.К. Бабанского - 2-е изд, доп. И перераб. - М.,Просвещение, 2008 г.





© 2010-2022