План-конспект внеурочного занятия клуба «Час общения» на тему «Умение вести беседу»

Цель: создание условий для формирования навыков ведения беседы. Задачи: формирование способности обучающихся к новому способу действия;                выявление понятий «беседа», « общение», умение объяснять эти понятия;                развитие навыков общения в различных ситуациях;                формирование умения противостоять отрицательным воздействиям среды;                развитие творческих способностей и воображения в процессе общения;                воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных умений.   Методы: 1.  Беседы. 2.   Проигрывание и анализ жизненных ситуаций. 3.   Моделирование  ситуаций. 4.  Видеоряд. 5.  Инсценирование. 6.  Метод  проекта.   Формирование УУД:   Личностные действия: выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности. Регулятивные действия: определение цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.   Познавательные действия: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.   Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.    Основные понятия: «беседа», «общение»   Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал, ватман, карандаши, музыка.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект внеурочного занятия по ФГОС

Педагога-психолога Галат О.А.

Дата 10.04.2013год

Клуб « Час общения»

Класс - 5

Тема занятия: « Умение вести беседу»

Тип занятия: проблемно-ценностное общение.

Цель: создание условий для формирования навыков ведения беседы.

Задачи: формирование способности обучающихся к новому способу действия;

выявление понятий «беседа», « общение», умение объяснять эти понятия;

развитие навыков общения в различных ситуациях;

формирование умения противостоять отрицательным воздействиям среды;

развитие творческих способностей и воображения в процессе общения;

воспитание культуры умственного труда, формирование коммуникативных умений.

Методы:

  1. Беседы.

  2. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций.

  3. Моделирование ситуаций.

  4. Видеоряд.

  5. Инсценирование.

  6. Метод проекта.

Формирование УУД:

Личностные действия: выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.

Регулятивные действия: определение цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «беседа», «общение»

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал, ватман, карандаши, музыка.

Этап занятия

Действия учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивационный этап

(1-2 минуты)

- Здравствуйте, ребята. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Введение в проблему занятия.

(5 - 7 мин)

Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра фрагмента «Ералаша». Внимательно послушайте и посмотрите и ответьте на вопрос « В чем ошибка героя? Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?»

( показ слайдов)

- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Что вы понимаете под словом «беседа»?

- Какие правила ведения беседы вы знаете?

- С кем вы чаще всего беседуете?

- А как вы думаете, умеете ли вы вести беседу?

Учащиеся смотрят фрагмент «Ералаша», презентацию.

Ответы детей: о беседе, об общении.


Ответы детей.

Личностные УУД: ценить и принимать правила ведения беседы. Проявлять уважение к собеседнику.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

3. Игра-разминка «Поговорим»

(5 мин)





4. Игра «Контакты »














5.Проигрование ситуаций.






5. Телефонный разговор.







Дополнительное задание.

6.Проблемная ситуация.





5. Проектная деятельность




4.Рефлексия

( 5 мин)

Тогда я предлагаю вам это проверить.

Объединитесь в пары, (пауза) придумайте тему и побеседуйте. На беседу отводится 3 минуты. Во время беседы по моему сигналу один из собеседников встанет, по второму сигналу вы поменяетесь. По 3-му сигналу - присаживаетесь.

Если участники затрудняются в выборе темы для беседы, можно предложить следующие: «Мои планы на каникулы», «Интересный фильм», «Моя любимая игра», «Музыкальная группа»

Рефлексия.

-встаньте, те, кто смог услышать друг друга в беседе?

- хлопните те, кто перебивал своего собеседника. - кивните головой, кто во время беседы реагировали кивком головы, поддакиванием и пр.?

-Как смотрели собеседники друг на друга?

- Легко ли было так вести беседу?

-Интересна ли была беседа партнерам или нет?

-Использовались ли намеки?

- Кто из собеседников говорил больше?

Образуем два круга с одинаковым количеством участников - внутренний и внешний, где внутренний - неподвижный.

Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. При встрече вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное собеседнику, понять, о чем вести речь, и также на приятной ноте расстаться с ним. Задача участников внутреннего круга слушать внимательно описание задачи и войти в роль того человека, о котором идет речь, а также поддерживать разговор.

Перед вами человек, которого вы очень хорошо знаете, но очень долго не виделись, с первого класса. За две - три минуты вы должны поприветствовать его, сказать ему комплимент, спросить, чем он сейчас занимается, и закончить беседу.

Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Начните разговор, попробуйте тактично узнать, в чем дело, успокойте его.

Вы стоите на крылечке и ждете, когда откроют школу. Перед вами незнакомый человек - новенький. Познакомьтесь с ним, заведите разговор, узнайте, как его зовут, сколько ему лет, в каком классе будет учиться, чем любит заниматься. Попрощайтесь. Пожелайте ему удачи в его делах.

Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Ваши действия и слова.

Вас сильно толкнули в толпе. Оглянувшись, вы увидели вашу первую учительницу с тяжелой ношей. Ваша реакция.

Перед вами одноклассник, который сегодня ответил на ваш вопрос умышленно грубо. Попробуйте узнать, что случилось, и завершите разговор так, чтобы конфликт исчез.

Рефлексия:

- Что для вас было сложнее, отвечать на вопросы или начать разговор?

-Что мешало играть роль?

-Скажите, какие качества могут мешать человеку вести беседу, и как с ними бороться? (Злость, неуверенность, страх, стеснительность. Нужно улыбнуться, сказать человеку приятные для него слова, поддержать его, начатый им разговор.)

А вот какие еще качества могут мешать общению, мы сейчас и выясним.

Приглашаю двух желающих.

Вы садитесь в автобус. Автобус переполнен. Мест нет, кроме единственного места, которое заняла своей сумкой дама. Задача входящего пассажира - попробовать, пообщавшись с женщиной, занять это место. Задача дамы - защищать место, где лежит сумка, приводив разные доводы, и стараться не пускать пассажиров на это место.

Рефлексия:

-Как мы общались в этой ситуации?

-Что мешало вежливому общению?

-Верно ли поступала женщина с сумкой, можно ли так себя вести при общении с окружающими?

Теперь покажите верное решение этой проблемы. Аплодисменты.

Одной из разновидностей беседы является телефонный разговор. Значит беседа- это и телефонный разговор с другом, подругой, мамой.

Мы хотим предложить вашему вниманию два телефонных разговора.


  1. Вова-Алла

Вова: Алло, позовите Аллу.

-Алла, что нам задали по литературе?

Алла: Алло, а кто это?

Вова: Это Вова.

Алла: Нам нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.

Вова: А у тебя есть такая книга?

Алла: Да, есть.

Вова: Дашь мне ее почитать?

Алла: Нет, Алина, я сама ее не прочитала.

Вова: А, жаль, пока.

2.Миша - Катя.

Миша: Алло, здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

Катя: Я слушаю.

Миша: Здравствуй, Катя, это Миша. Извини за беспокойство, я не был на уроке и не знаю, что задано?

Катя: Нужно прочитать сказку А.С.Пушкина.

Миша: Катя, у меня нет этой книги, не могла бы ты мне помочь?

Катя: Хорошо, помогу, заходи сейчас за книгой.

Миша: Спасибо, Женя, до свидания.

-Скажите, с кем из участников телефонного разговора вам было бы неприятно общаться? (Ребята говорят, с кем)

-А с кем приятно общаться?

Сегодня мы поговорили о тех правилах, которые помогают общению с людьми в различных жизненных ситуациях.

Говорил ли кто-нибудь вам слова: «Я не хочу с тобой разговаривать!»

Приведите примеры трудностей человека, связанных с отсутствием общения. Что вы будете чувствовать, если с вами не захотят общаться? Как отсутствие общения может повлиять на человека, на его психическое состояние?

Как правильно вести себя во взаимоотношениях с людьми, чтобы тебя не оттолкнули в общении, чтобы с вами было приятно общаться:

Исходя из рассмотренных ситуаций, попробуйте составить «Кодекс правил» «как правильно вести беседу»

Для этого объединитесь в группы. Вспомните правила работы в группах. Выберите лидера.

Давайте еще раз скажем, какие существуют правила ведения беседы?

- Чтобы не забывать эти правила, мы повесим один «Кодекс правил» на классный уголок, и постараемся почаще заглядывать в него. А в торой «Кодекс правил» мы повесим на дверях нашего класса, чтобы не только мы знали и пользовались этими правилами, но и остальные учащиеся нашей школы.

- Можете ли вы сказать о себе, что умеете вести беседу?

- Нужно ли этому учиться?

- Что для этого нужно? (Только ли книжка об этикете?)

Я желаю вам в вашем общении с окружающими людьми как можно чаще встречать культурных собеседников. С которыми приятно общаться. А если на вашем пути встретиться бескультурный собеседник, то не упасть в грязь лицом и достойно суметь выйти из сложившийся ситуации.

Работа детей в парах.


Ответы детей с приведением примеров.


Ролевая игра.











Ответы уч-ся.






Инсценировка проблемной ситуаций.



Ответы учащихся.


Инсценировка ситуации.


Сценка «Телефонный разговор»













Работа в группах, создание и защита проекта «Как правильно вести беседу»


Дети выполняют задания.

Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.




























Личностные УУД:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.


Личностные УУД:

Уважение к личности собеседника, уважение и принятие чужой точки зрения.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.




© 2010-2022