Формирование развития речи, творческого мышления учащихся через опорные схемы

Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения обширного арсенала образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую элементы различных педагогических технологий: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; технологии развивающего обучения; информационные, игровые технологии. Но вместе с тем я использую элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, которую разработал В.Ф.Ша...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование развития речи, творческого мышления учащихся через опорные схемы на уроках казахского языка

Как известно, человек становится личностью только в процессе взаимодействия, взаимоотношений с другими людьми. Мы не можем сказать о человеке, каков он - добрый или злой, целеустремленный или безалаберный до тех пор, пока не увидим его во взаимодействии с окружающими людьми. Поэтому на уроках очень важны процессы взаимодействия всех участников. Этому способствуют использование на всех этапах урока интерактивного общения через упражнения, разминки, приветствия, игры, тренинги и т.д. Ученик может быть сосредоточен на одной деятельности не более 7 -8 минут. Поэтому необходимо на уроке часто менять вид деятельности. Достаточно уделять им 5-7 минут, и можно снять психологическое утомление и языковой барьер. В процессе несложных упражнений и игр возникают доверительные отношения и как следствие, откровенный разговор по теме урока. А самое главное, создается доброжелательная атмосфера и ситуация успеха для учащихся.

Часто мы жалуемся, что современные дети не хотят учиться. Задумывались ли мы, почему же это происходит? Ведь как мы уже знаем, все дети любознательны, стремятся узнавать новое, исследовать окружающий мир. На самом деле дети жаждут знаний, но они жаждут живых знаний. Еще Ш.А. Амонашвили отмечал, что есть мертвые знания. Это те, о которых мы заведомо знаем, что их можно вовсе не знать; это те, которые забываются сразу, как только сообщаются. Живые знания - это знания, которые одухотворяют человека, способствуют творить новую жизнь. Мы принуждаем наших детей заучивать и запоминать огромный груз мертвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Такое преподавание, основанное на передаче готовых знаний, не способствует ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися. Сегодня существует актуальное понятие «учебное сообщество», при котором ученики и учителя выступают в роли обучающихся. Я как учитель должна научить ученика учиться, самостоятельному усвоению знаний и применению этих знаний на практике. Поэтому приходится искать новые методы и формы обучения для более быстрого и эффективного продвижении в учении. Одним из таких методов является использование опорных схем на уроках, что позволяет систематизировать и обобщать учебный материал с целью углубления и опережения обучения. Сущность данного опыта заключается в том, что процесс обучения строится на использовании опорных схем, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических работ.

Сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом без изучения обширного арсенала образовательных технологий. В своей педагогической практике я использую элементы различных педагогических технологий: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса; технологии развивающего обучения; информационные, игровые технологии. Но вместе с тем я использую элементы технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала, которую разработал В.Ф.Шаталов. Опорные схемы позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся. Использование опорных схем на уроке позволяет сэкономить время, например, на этапах объяснения и обобщения материала и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ. Опорные схемы - это выводы, к которым ученики должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д. Основные схемы должны находиться перед глазами учеников несколько уроков подряд до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно. При оформлении схемы на этапе объяснения нового материала, учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске. В момент обобщения это могут делать и ученики. Опорные схемы обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока. [2]

На своих уроках стараюсь вовлекать учащихся в работу и позволяю принимать активное участие на уроке. Строю урок так, чтобы развивать у учащихся способность к фокусированию внимания на отдельных этапах урока. Детям очень сложно запоминать правила, а тем более на казахском языке. Для этого я использую опорные схемы, позволяющие развивать память, мышление ребенка. Например, при изучении частей речи я использую такую схему:

Зат есім

заттың атын білдіретін сөздер

кім? не? кімдер? нелер? д.с.ж.б.

М: оқушы, дәптер, адамдар, ойыншықтар



При этом комментирую. Комментированное объяснение подобных схем помогает более быстрому запоминанию правил.

При закреплении темы «Предложение» использую вот такие карточки. При выполнении данного задания включается мыслительная деятельность, зрительная память учащихся.

Нүктенің орнына, айтылу сазы мен мазмұнына қарай, тиісті сөйлем атауын қойып жаз

а) _____________сөйлем дегеңіміз - айтылу мақсаты хабарлау, суреттеу,

баяндауды білдіретін сөйлем.

ә)_____________ cөйлем дегеңіміз - айтушының көңіл күйін білдіретін сөйлем.

б) _____________ сөйлем дегеңіміз - біреуге бұйыру, тілек-өтініш ету мақсатында

айтылған сөйлем.

в) _____________ сөйлем дегеңіміз - жауап алу мақсатында сұрай айтылған сөйлем

Одной из главных задач урока казахского языка является развитие разговорной речи, которое формируется с помощью чтения и письма. Для этого я использую журналы и газеты на государственном языке «Балдырган», «Ұлан». В начале урока предлагаю детям чтение жужжанием. В отдельных случаях выбираю небольшие рассказы и предлагаю учащимся, имеющим потенциальные возможности для самостоятельного чтения или пересказа. Но не каждый ученик может перессказать текст. И в том случае я использую опорные схемы. Например, вначале ученики читают текст. Затем я прошу пересказать его с помощью опорной схемы.

Қазақстан Республикасы - ___________құрлығындағы _________. Қазақстанның жері _____ және _____. Табиғаты _______ . Мұнда _____да, _______да, _____ да, _____ де, _____ де бар.

Таким способом заучиваем пословицы, поговорки и даже стихотворения.

Досы көппен ________

Досы ______ сырлас.

Эффективность данного метода заключается в том, что слабоуспевающие дети вовлекаются в работу. Схема является опорой мысли ученика, опорой его деятельности. Она заставляет напрягать мысли учеников. Схемы не нужно "зазубривать", их надо понимать. Если на уроках постоянно обращаться к одним и тем же схемам, то учащиеся рано или поздно их запомнят. Работа по опорным схемам помогает учащимся осознавать, осмысливать, объяснять, обосновывать, доказывать, развивать речь учащихся.

Какой бы предмет мы ни преподавали, следует всегда помнить - мы учим детей. Поэтому, самым важным в процессе обучения является не накопление определенной суммы знаний, а становление достойной личности, живущей согласно внутреннему голосу совести, чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Каждый должен познать себя. Сегодня необходимо гармоничное развитие двух аспектов образования - интеллектуального и нравственно-духовного. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию. Образование должно быть ради жизни, а не только ради заработка на жизнь.




© 2010-2022