- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа развития классного коллектива
Программа развития классного коллектива
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Маркина Н.А. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа развития классного коллектива
на 2013- 2018 учебный год
Классный руководитель 5 «В» класса
Маркина Наталья Алексеевна
Пояснительная записка.
Воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо
ни с каким другим.
Демокрит
Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Назначение воспитательного процесса в школе как общественно-организованной формы воспитательного воздействия - всестороннее развитие личности ребенка, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, способность к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Цель программы:
Гармоничное развитие личности обучающегося в соответствии с современными требованиями воспитательного процесса, наиболее полная реализация задач воспитательной работы, чтобы она не готовила почвы для негативных явлений, а предупреждала их появление.
Задачи:
-
воспитание позитивных качеств личности
-
выработка активной жизненной позиции
-
формирование способности к самовоспитанию, самообразованию и самоконтролю
-
воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к другим личностям
-
осознание причастности Отечеству, гордости за свою Отчизну
-
воспитание морально-нравственных и эстетических качеств, милосердия
-
формирование интереса и привитие навыков к здоровому образу жизни
-
формирование экологической культуры
Предлагаемая программа воспитательной работы реализует следующие принципы:
-
Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
-
Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка.
-
Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
-
Взаимодействие должно быть справедливым и объективным
-
Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
Направленность программы заключается в гуманистическом воспитании:
-
Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
-
Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.
-
Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
-
Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
-
Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.
Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс традиций класса, которые положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Главное их назначение - сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ воспитательной работы состоит в возможности изучения коллектива поэтапно, на каждой ступени развития по выбранным заранее направлениям.
Актуальность программы состоит в важности включения выбранных педагогом направлений для своей воспитательной работы.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что существует возможность поэтапного изучения коллектива, коррекции воспитательной работы по мере изменения возрастных особенностей школьников.
Возраст учащихся: от 10 лет и старше (учащиеся 5-9 классов)
Продолжительность и этапы воспитательной работы.
Программа рассчитана для воспитательной работы классного руководителя с 5-й по 9-й класс. План работы на год варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты
На первом этапе развития личности 5 класс:
- позитивный настрой, ориентация на успех;
- активная позиция в обучении и общественных делах;
- сплоченность коллектива, взаимопомощь, осознание сопричастности к происходящему в классе и школе.
На втором этапе развития личности 6-9 класс:
- лидерские качества;
- самоконтроль;
- заинтересованность в личностном росте;
- желание и способность включиться в общественную работу;
- способность к выполнению намеченных целей;
- способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, желание самосовершенствоваться;
- формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Содержание программы.
Направления воспитательной работы классного руководителя (5-9 классы)
Направление
Цель направления
Деятельность классного руководителя в этом направлении
"Здоровье"
Приложение 1.
Показать ребенку, семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных и душевных сил, для профессионального становления
-
Сотрудничество с медицинским персоналом школы.
-
Сотрудничество с родителями учащегося.
-
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
-
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
-
Формирование личностной рефлексии по проблеме (коррекции мнения о себе и о своем здоровье).
"Взаимодействие"
Приложение 2.
Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности - это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
-
Изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
-
Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности.
-
Обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, дискуссий, часов общения.
-
Изучения положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики.
"Нравственность"
Приложение 3.
Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
-
Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
-
Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
-
Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
-
Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
-
Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
"Интеллект"
Приложение 4.
Помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное - определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
-
Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
-
Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения при организации внеклассной работы и работы в школе.
-
С помощью внеклассных мероприятий развить позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
"Досуг"
Приложение 5.
Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Необходимость развития инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности.
-
Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
-
Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
-
Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, секций, обществ.
-
Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
-
Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
"Семья"
Приложение 6.
Просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Использование в работе с родителями так называемую, предваряющую реакцию.
-
Изучать семьи учащихся.
-
На основе диагностики организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических или индивидуальных консультаций.
-
Установить контакты с людьми, которые для ребенка наиболее значимы и имеют на него положительное влияние.
-
Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.
-
Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.
Основные формы деятельности:
-
классные часы
-
праздники
-
беседы
-
диспуты
-
викторины
-
конкурсы
-
экскурсии
-
поездки
-
соревнования
-
Игры
-
занятия - практикумы
-
поисковая деятельность
-
проектная деятельность
-
благотворительные мероприятия, акция
-
анкетирования, тестирования, наблюдения
Основные виды деятельности:
-
познавательная
-
игровая
-
творческая
-
спортивная
-
коммуникативная (общение)
-
досуг
-
творческая
Заповеди класса:
НУЖНО: учиться добросовестно, быть чутким, терпеливым, доброжелательным, трудолюбивым.
МОЖНО: спрашивать, если не знаешь, просить помощи, если не справляешься сам.
НЕЛЬЗЯ: учиться без старания, не бороться со своими недостатками, обижаться и критиковать других без видимой на то причины.
ПОМНИ:
-
Наша школа самая лучшая потому, что она - наша.
-
Чтобы в классе дружно жить, дружбой нужно дорожить.
-
Если тебе хорошо, поделись с товарищем.
-
Поспешишь - весь класс насмешишь.
-
Заходя на урок, не думай о секундах свысока.
-
Дорожи дружбой ребят в классе - это твоё «ежечасное трёхразовое питание»
«То, что идёт от сердца, до сердца и доходит»
(Пайэтт)
Двенадцать ежедневных добрых дел для поддержания хорошего микроклимата в классе
-
Будь общителен и доброжелателен с одноклассниками.
-
Не груби, не сквернословь, соблюдай правила поведения для учащихся в школе.
-
Помни, что учитель - твой старший наставник, прислушивайся к его просьбам, советам и рекомендациям.
-
Не проявляй грубости, жестокости и несправедливости к своим товарищам или ровесникам.
-
Не совершай сам и постарайся предостеречь ровесников от противоправных действий (мелких краж, хулиганских поступков).
-
Помни - твой одноклассник в любых ситуациях, твой одноклассник и друг.
-
Помогай учителю в организации досуга.
-
Принимай участие в ежедневной уборке класса.
-
Не будь в стороне от интересных дел.
-
Будь ответственным: пообещал - сдержи слово.
-
Ежедневно оказывай посильную помощь одноклассникам в учёбе.
-
Не забывай, что именно в твоём классе учатся самые замечательные ребята! Они хотят дружить с тобой и нуждаются в твоей помощи.
Традиции класса, которые могут творить чудеса
Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?
1. Это традиция, когда в конце каждого триместра у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания:
"Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!"
"Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!"
Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.
2. Это традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает класса:
-
а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
-
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим? Почему?
-
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?
Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:
а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.
3. Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе "Книги рекордов Гиннеса", в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.
Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.
4. Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса сочиняют рассказ на тему "Моя школа в моей жизни", а в конце учебного года -"Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь", "Самый интересный урок в этом учебном году", "Учитель, рядом с которым всегда тепло".
5. Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
6. Это традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?
а) Учиться честно говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.
7. Это традиция, когда в классе существует "Праздник добрых пожеланий", который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.
Список традиций класса можно было бы продолжить. Главное их назначение - сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.