Открытый классный час на тему: Горький урок Чернобыля

Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа «Горький урок Чернобыля». Автором работы является Емельянов Игорь Алексеевич, учитель физики. Разработка предназначена для студентов колледжа, учеников 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий. Тема мероприятия является актуальной и представляет интерес для студентов колледжа. Содержание методической разработки направлено на достижение таки...
Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»




Методическая разработка открытого классного часа на тему:


Открытый классный час на тему: Горький урок Чернобыля


Автор: Емельянов Игорь Алексеевич,

учитель физики



Одобрено предметно-цикловой комиссией

_______________________________________

Протокол №_____от ______________2015 г.

Председатель ПЦК_____________/Маркина Е.Т.







с. Голынщина - 2015 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Аннотация………………………………………………………………….3


  1. Введение……………………………………………………………………4


  1. Основная часть:


  1. Описание методической разработки………………………………………...5

  2. Сценарий классного часа………………………………………………….….6

4. Список использованной литературы и интернет- ресурсов………..….14










АННОТАЦИЯ


Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа «Горький урок Чернобыля». Автором работы является Емельянов Игорь Алексеевич, учитель физики. Разработка предназначена для студентов колледжа, учеников 10 - 11 классов общеобразовательных школ. Методическая разработка составлена с учетом современных педагогических технологий. Тема мероприятия является актуальной и представляет интерес для студентов колледжа. Содержание методической разработки направлено на достижение таких целей, как повышение экологической грамотности студентов на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС, убеждении в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека..








ВВЕДЕНИЕ

Насилие над природой и её разрушение не прекращаются, а всё сильнее усугубляются. Антропогенное влияние коренным образом изменяет лик Земли. Наша планета больна, и её болезнь - это следствие экологической безграмотности человека. Одним из способов воздействия цивилизации на окружающую среду является атомная энергетика. Даже при малейших авариях на АЭС возникают опасные экологические последствия, захватывающие обширные территории и огромные массы людей. В наши дни необходимо, чтобы каждый понимал, что охрана природы является первоочередной задачей Экологическое воспитание должно быть непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь. Важным этапом экологического воспитания студентов является просветительская работа. Одной из форм, расширяющей и углубляющей экологические знания, является хорошо спланированная работа классного руководителя во внеурочное время.

Мероприятие «Горький урок Чернобыля» проводится в апреле, в день памяти страшных событий на Чернобыльской АЭС. Мероприятия подобного рода способствуют углублению экологической грамотности студентов.

Успешному проведению способствует использование компьютерных технологий. Презентация позволяет наглядно продемонстрировать масштабы экологической катастрофы 1986 года, глубоко и ярко осветить экологические проблемы после аварии на ЧАЭС.




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ



Мероприятие проходит в два этапа:

  1. Подготовительный: Изучение источников (в том числе ИНТЕРНЕТ), обработка информационного материала, создание презентации.

  2. Основной: Представление литературной композиции, посвящённой событиям на ЧАЭС 26 апреля 1986 года с использованием компьютерной презентации.

Цель: повысить экологическую грамотность студентов на примере последствий аварии на Чернобыльской АЭС, убедить в обязательности рационального природопользования для сохранения здоровья человека.

Основные задачи:

  • активизировать эмоциональную сферу личности учащихся;

  • развивать творческую самостоятельность студентов и их интерес к экологическим проблемам;

  • воспитывать чувство уважения к природе и желание её охранять.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Оборудование: выставка книг, презентация, мультимедийное оборудование.






СЦЕНАРИЙ

экологического внеклассного мероприятия (КРУГЛЫЙ СТОЛ)

«Горький урок Чернобыля»

«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учениями» (Н.И. Лобачевский).

Вступительное слово педагога: Добрый день, дорогие друзья и гости!

Тема нашей сегодняшней встречи, посвящена экологии и называется «Горький урок Чернобыля». (СЛАЦД 1)

Земля - это всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды - будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, или исчезновение у берега Камчатки сельди, или авария на атомной электростанции, случившаяся 26 апреля 1986 г. (29 лет назад)

Слово Чернобыль, до тех пор практически никому неизвестное, стало синонимом чего-то страшного, связанного со словами Хиросима, атомная бомба, радиация, белокровие, мутации и т.п. В результате аварии на ЧАЭС в окружающую среду было выброшено 450 типов радионуклидов. Только йода-131 (85% от всех радионуклидов) было выброшено 5•107 Ки (около 1,9•1018 Бк).

Сегодня участники круглого стола поделятся с нами своими знаниями, мыслями, наблюдениями и мы попробуем ответить на вопросы: «Почему дата 26 апреля 1986 года стала черной для всего населения земли?».(«Почему нельзя забывать об этом?»)

Разрешите представить гостей нашего круглого стола:

1. физик

2. эколог

3. врач

4. географ

5. литератор (или библиотекарь)

6. инженер-атомщик

7. ЖИВОЙ СВИДЕТЕЛЬ ТРАГЕДИИ

8 историк

В нашем мероприятии принимают участие студенты колледжа.

Предлагаю вам посмотреть видеосюжет

Видеосюжет о Чернобыльской аварии (СЛАЙД 2)

(Далее ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЩАЯ обучающиеся представляют свои доклады,

сопроводжающиеся демонстрацией слайдов по теме )

ПЕДАГОГ: Давайте выслушаем мнения специалистов. Слово экологу. (СЛАЙД 3-7)

ЭКОЛОГ: В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. Вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и человечество может исчезнуть с лика земли.

Глобальное загрязнение окружающей среды произошло в основном по двум причинам:

1) Неуклонный рост населения планеты.

2) Резкое возрастание в ходе научно-технической революции потребления различных источников энергии.

С середины XIX века в результате промышленной, а затем научно-технической революции человечество в десятки раз увеличило потребление энергии.

ПЕДАГОГ: Т.е таким образом возникла необходимость в создании более мощного и современного источника энергии. А теперь выслушаем мнение физика (СЛАЙД 8-15)

ФИЗИК: Пока самым перспективным источником энергии остаётся ядерная, её запасы не истощаются. АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА - это область техники, основанная на использовании реакции деления атомных ядеp для выработки теплоты и пpоизводства электpоэнергии. Однако стоpонники и пpотивники атомной энеpгетики pезко pасходятся в оценках ее безопасности, надежности и экономической эффективности. Кроме того, шиpоко pаспpостpанено мнение о возможной утечке ядеpного топлива из сфеpы производства электpоэнеpгии и его использовании для пpоизводства ядеpного оpужия. Но атомная энергетика тоже ставит перед человеком определённые проблемы. Это прежде всего утилизация радиоактивных отходов и последствия непредвиденных аварий. Главную опасность представляют радионуклиды, попадающие в организм человека. Самым распространённым путём является пищевая цепочка: радионуклиды из почвы переходят в кормовые растения, овощи и фрукты и, в конечном счёте - на наш стол (в том числе с молоком и мясом).

Демонстрация презентации "Атомная энергетика"

ПЕДАГОГ: Неоспаримый факт, заключается в том, что радиационное заражение очень опасно. Давайте выясним это у эколога (СЛАЙД 16-25)

ЭКОЛОГ: Человек со своими шестью органами чувств, к сожалению не способен заметить, увидеть, услышать, обонять смертельную опасность XX века - радиацию, проникающую всюду действительно невидима, беззвучна, не имеет запаха, и вкуса и дает знать о себе только необратимыми изменения организме - неизлечимым заболеванием (раком). Единственный прибор, который способен сегодня определить опасную дозу излучения, - это механический счетчик Гейгера. Но какие чуткие измерители имеются далеко не у каждого, да и стоят они недешево.

Природа так распорядилась, что если в организме живого существа не хватает какого-нибудь элемента, то происходит его восполнение за счёт химического аналога, в том числе и радиоактивного. В первые недели после аварии на Чернобыльской АЭС основным источником опасности (с медико-биологической точки зрения) были изотопы йода. Йод-131 активно включается в биологическую цепь (путём ингаляционного поступления или в виде солей йода по цепочке растение-молочно-продуктивный скот-человек). Поскольку он накапливается в щитовидной железе, радиоактивный йод прежде всего её и поражает. Попав в щитовидную железу, он облучает окружающие клетки и может нарушить функцию жизненно важных органов, что приводит к замедлению роста, рождению недоношенных детей, развитию рака. Именно йод-131 обусловил дозовые нагрузки на щитовидную железу людей и животных в течение первых двух месяцев после аварии.

После прекращения активных выбросов из реактора основное значение приобрели внешнее облучение, а также внутреннее облучение вследствие попадания в пищевые продукты радионуклидов цезия и стронция. При недостатке в рационе калия и кальция происходит повышенное накопление в организме их аналогов - радиоактивных цезия и стронция. В ряде мест были введены ограничения на использование сельхозугодий и продуктов сельского хозяйства. Сегодня основным источником облучения населения в зоне, пострадавшей от Чернобыльской аварии, является цезий-137, который определяет около 90% суммарной дозы.

ПЕДАГОГ: Итак , что же все таки произошло в то время на Чернобыльской АЭС Слово инженеру-атомщику (СЛАЙД 26-44)

Инженер-АТОМЩИК

Как должна повести себя радиация, упрятанная в стальные оболочки мирных реакторов, если бы она вырвалась наружу? Этого не знал никто. Радиация наружу пока нигде не вырывалась, да и с проблемами такими медики еще не сталкивались. Поэтому о последствиях возможной утечки радиации особенно не задумывались.

"Эксперимент" начался в пятницу 25 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции, располагавшейся примерно в 100 километрах севернее Киева. Его было решено приостановить, чтобы провести ряд технических операций. Однако неожиданно для самих инженеров и техников, обслуживавших реактор, он повел себя нестандартно, буквально вырвался из повиновения. На нем резко повысилась температура, попытки снизить ее ни к чему не привели. Начался пожар. Уже в субботу, 26 апреля 1986 года, произошли два взрыва, плотная металлическая оболочка реактора прорвалась, не выдержала и бетонная защита. Примерно 180 тонн пылающего урана вырвалось наружу. Радиоактивная мощность ядерного реактора в тот момент составляла 1500 атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Однако настоящие масштабы катастрофы выяснились гораздо позднее.

Авария на Чернобыльской АЭС всколыхнула всю страну. Всяческую помощь были готовы оказать из-за границы. За первые дни тушения пожара на энергоблоке погибли 32 человека, 200 человек получили ядерное облучение и были, по сути, обречены. Стало ясно также, что с территории в 200 тысяч квадратных километров, прилегавшей к Чернобылю, на которой проживало примерно 130 тысяч человек, необходимо всех эвакуировать, потому что всем грозила опасность радиоактивного заражения. Но ведь, кроме людей, на этой земле находились домашние животные и птицы. Вся эта территория объявлялась зоной заражения, непригодной для проживания в течение нескольких десятилетий.

На место катастрофы прибыла самая различная техника, в основном военная - самоходки, бульдозеры. Требовалось засыпать горевший реактор, но проблема заключалась в том, что вблизи его человеку нельзя было находиться дольше одной минуты и десяти секунд. Лишние шестьдесят секунд обозначали верную смерть. Чтобы избежать жертв, инженеры предложили прямо на месте монтировать управляемые роботы-бульдозеры, которые по команде двигались бы к реактору и создавали бруствер из бетона, песка, камней. Было решено замуровать четвертый энергоблок в бетонную оболочку, создать вокруг него вечный саркофаг.

В это же время началась дезактивация жилых домов и целых улиц. Сотни поливальных машин лили воду, смывая грязь

Вырвавшийся джинн из Чернобыля принес неисчислимые беды не только Советскому Союзу.

ПЕДАГОГ: Чернобыльская трагедия -это беда всей Европы, давайте узнаем мнение географа (СЛАЙД 45)

ГЕОГРАФ:

Радиоактивное облако, прошедшее над Европой, отравляло землю, растения и животных. В скандинавских странах были вынуждены заколоть 40 тысяч домашних животных, 30000 овец на северо-западе Англии оказались облученными и их тоже уничтожили. Тысячи тонн молока в Германии посчитали отравленными и вылили в землю.

Хотя из реактора произошла утечка всего 3% радиоактивного вещества и только 1% ветер развеял над Западной Европой, последствия были ужасающими. В Скандинавии 40 тысяч оленей, которые являются основой жизнедеятельности лапландцев, получили слишком большую дозу радиации, в результате животные были забиты. В Германии пришлось уничтожить весь урожай овощей и надой молока. По сей день остаются зараженными огромные территории Украины и Белоруссии.

ПЕДАГОГ: Так в чем же причина столь опасной и трагичной аварии, произошедшей на Чернобыльской АЭС? Слово инженеру-атомщику (СЛАЙД 46-51)

Инженер-АТОМЩИК

Как стало известно позднее, основной причиной взрывов и пожаров стали ошибки, совершенные в ходе эксперимента, проводившегося на четвертом реакторе, когда его производительность была снижена на 7% от установленной нормы. Оказалось, что сами контрольные приборы на АЭС не были готовы к отклонению в работе реактора.

И только 6 мая температура ядерного реактора относительно стабилизировалась, но лишь к 30 ноября саркофаг был практически готов. 300 тысяч тонн бетона и 6 тысяч тонн металлов ушло на его сооружение.

В апреле 1991 года советский ученый Владимир Чернышенко сообщал, что советские власти предоставили МАГАТЭ неверные данные, заявив, что выброс в атмосферу составил только 3% радиоактивного вещества в реакторе. В то время как самом на деле выброс составил от 60% до 80%. В.Чернышев имел в виду, что жертвами этого выброса и радиоактивного излучения стали не только взрослые, но и дети, у которые поражена щитовидная железа.

.ПЕДАГОГ: Вот как описывал аварию один из жителей прилегавшего к станции поселка, который непосредственно наблюдал взрыв и пожар на атомной электростанции.

ЖИВОЙ СВИДЕТЕЛЬ:

"26 апреля была суббота; день выдался солнечный, теплый. И наш сосед по дому полез на крышу загорать. Но не прошло и нескольких минут, как он вернулся, сказал, что сегодня с утра что-то сильно печет. И тело действительно быстро покрылось красным налет потом и волдырями, как от ожога. Мы очень удивились. Какое странное солнце! Потом решили вместе слазить на крышу проверить. Вот тогда мы и обратили внимание, что над Чернобыльской станцией появилось яркое зарево. Как будто вспыхнуло еще одно солнце. Там что-то горело. Но что? Энергоблок? Вечером того же дня с моим соседом сделалось плохо. У него началась рвота, поднялась температура. И его сразу отправили в клинику. И только 27 апреля по радио объявили о пожаре на станции и всем рекомендовали не выходить из домов".

.

ПЕДАГОГ: (СЛАЙД 52-53)

Те спасатели, которые прибыли на электростанцию в первые часы после катастрофы, до следующей весны не дожили

Их было 28 - пожарных Чернобыля, первыми вступивших в борьбу с атомной стихией, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора. Командовал ими майор внутренней службы Леонид Петрович Телятников. Рядом с ним в первых рядах огнеборцев находились командиры пожарных караулов 23-летние лейтенанты внутренней службы Виктор Николаевич Кибенок и Владимир Павлович Правик.


Пожарные совершили настоящий подвиг - отвели беду, спасли тысячи человеческих жизней. Шестеро из них - ценой своей жизни.

Чтец

Мы в памяти панфиловцев проносим,
Но снова, хоть для всех войне отбой,
Их, самых первых, тоже двадцать восемь,
Тех, без раздумья кинувшихся в бой.


И если бы глухой ночной порою
Те парни долг не выполнили свой,
Все было бы непоправимей втрое,
И ты, быть может, был бы неживой. Лев Ошанин

В целом, к ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы было привлечено около 800 тыс. граждан Пагубные последствия этой катастрофы могли быть большими, если бы не героизм, мужество и самоотверженные действия участников ликвидации последствий. В народе их назвали «ликвидаторами». Они выполнили свой гражданский долг. Родина высоко оценила их подвиг. 12 человек стали Героями СССР и России. Из 70 тысяч награжденных государственными наградами более 25 тысяч удостоены орденов Мужества.

Однако во время катастрофы пострадали не только ликвидаторы, но и мирное население. Как это отразилось на людях, нам расскажет врач.

ВРАЧ: (СЛАЙД 54-56)

Существует термин «Чернобыльская болезнь». После взрыва на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС пострадало 9 миллионов человек. У местного населения отмечались симптомы: головная боль, сухость во рту, увеличение лимфоузлов, онкологические опухоли гортани и щитовидной железы. Также в районах пострадавших от аварии повысилась заболеваемость сердечно-сосудистой системы, участились вспышки различных инфекций, значительно снизились показатели рождаемости. Частота мутаций среди детей увеличилась в 2,5 раза, аномалии встречались у каждого пятого новорожденного, примерно треть детей рождались с нарушениями психики. Следы Чернобыльского «события» в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 поколений.

В конце XX века в разных странах Европы на излечении находились дети из Чернобыля, получившие большую долю облучения. Зримая катастрофа закончилась, а ее незримые последствия все еще дают о себе знать.

ПЕДАГОГ: А что стало с самим городом ?

ИСТОРИК: (СЛАЙД 57-65)

Авария заставила город Чернобыль и прилежащие территории медленно и мучительно умирать. Вот как его описывают: «Выглядит город как некое полусонное царство блёклых домов и улиц. На многих окнах фольга или прозрачная плёнка - хоть какая-то защита от радиоактивной пыли. Городские краски стёрты - ничего яркого, примечательного. Всё по-осеннему тусклое и серое, как будто смотришь чёрно-белый фильм. Ни одного светофора, еле ползают грузовики и автокраны. Правило передвижения для пешеходов одно, и лучше соблюдать его неукоснительно: нельзя сходить на обочину. Иначе можно угодить в затаившееся радиоактивное пятно...

Живут в городе вахтовики, обслуживающие окончательно оставленные два года назад блоки злосчастной АЭС. График такой: две недели «в радиации», две недели дома. Работают в Зоне примерно 8 тыс. человек. Из них четыре - на самой станции, три - по линии МЧС, 600 милиционеров. Основная форма одежды - защитный комбинезон и тяжёлые башмаки. Женщин совсем мало. Ни цветов, ни аромата духов. Нет и уже, видимо, никогда не будет здесь загса, роддома, школ, техникумов... Но какие-то городские приметы и сегодня сохраняются. Через почтовое отделение ежемесячно проходит около двух тысяч писем. В основном для организаций. По адресам сельских самосёлов, которые не захотели покидать свою радиоактивную родину, почтовый ручеёк скуден - 40-60 посланий. Их развозят не торопясь, раз в месяц, вместе с пенсиями. Сам Чернобыль словно бы исчез с географической карты. Все послания, переводы, газеты поступают на почтовый индекс посёлка Иванкова, который находится неподалёку, но за пределами 30-километровой Зоны.

Выходит в прокажённом городе своя газета - "Чернобыльский вестник". Работают железнодорожная касса, аптека, поликлиника, телеграф, сберегательная касса, кафе, несколько продовольственных магазинов. В каждой точке общепита установлены радиоприёмники (они включены постоянно) и телефон экстренной связи на тот случай, если радиация вырвется из аварийного четвёртого блока. Такая возможность не исключается, и потому над саркофагом, или, как его именуют, объектом "Укрытие", предполагается возвести ещё один гигантский колпак. Ни одного такси, ни одной весёлой компании. Ни рекламы, ни афиш. Такое впечатление, что город заснул. Да и тишина здесь какая-то особая. Давит так, словно давно находишься в замкнутом пространстве. Потом понимаешь, откуда возникает такое настроение. Во всём городе - ни одного ребёнка. Не слышно детского смеха. Чернобыль - город напуганных взрослых, которые добровольно приходят "в радиацию". Чего ради - понятно. Здесь есть работа. За риск и вредность платят (средняя зарплата в Зоне - 150 долларов), деньги не задерживают, АЭС хоть и закрыли, но ещё надо успокоить её плоть, окончательно вывести из эксплуатации сотни тонн ядерного топлива».

ПЕДАГОГ: Столь страшная трагедия нашла свое отражение и в литературе. Слово предоставляется литератору

ЛИТЕРАТОР (проводит экскурс по произведениям советских и зарубежных писателей отразивших Чернобыльскую трагедию в своих произведениях и очерках)

Заключительное слово педагога:

Итак как мы ответим на вопрос «Почему дата 26 апреля 1986 года стала черной для всего населения земли?» (Почему нельзя забывать о Чернобыле?»)

Ответ может быть сформулирован:

СТУДЕНТ: об этом надо помнить, чтобы не повторилось.

СТУДЕНТ: нет страны, которая не пострадала бы от этой катастрофы;

СТУДЕНТ: Поиск альтернативных источников энергии - один из главных вопросов мировой науки и техники.

СТУДЕНТ: по свидетельству медиков последствия Чернобыльской болезни, исчезнут лишь через 40 поколений.

СТУДЕНТ: Угроза повторения катастрофы реальна, т.к. саркофаг может быть разрушен и тогда…

СТУДЕНТ: Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Если оставить все как есть, то уже спустя 20-50 лет, Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение! Давайте любить и охранять природу!

ПЕДАГОГ:

О чернобыльской трагедии забывать нельзя . Чернобыль стал уроком для всего человечества, заставил серьезно пересмотреть требования к надежности и безопасности ядерной энергетики. Атом должен быть мирным, работать во благо людей, а не наносить непоправимый ущерб их здоровью И конечно, мы обязаны всегда помнить тех людей, которые честно и мужественно выполнили свой долг: пожарных, боровшихся с огнем на станции, военнослужащих, строителей, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы. Многие из них пожертвовали собственной жизнью ради жизни других. Нельзя допустить, чтобы оборвалась память сердца, чтобы потомки, забыв прошлое, ещё раз прошли по пути ошибок! Помните Чернобыль

Источники:

  • Игнатенко Е.И. Чернобыль:события и уроки., М., 1983г

  • Чернобыль. Вопросы и ответы. Справочник, М., 1990г

  • Атомная энергетика. История и современность, М.,Наука,1991г

  • 900igr.net/datai/obg/Avarija-na-CHernobylskoj-AES/0007-005-Avarija-na-CHernobylskoj-AES.png;

  • im6-tub-ru.yandex.net/i?id=311781409-04-72&n=21; img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/100/299/100299172_large_010.jpg










13

© 2010-2022