Проблема развития исследовательских навыков младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проблему исследовательского обучения описывали в своих трудах ещё Сократ, Я. А. Коменский. Ж.-Ж. Руссо, Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Дистервег и др. В России идея исследовательского подхода в обучении была впервые выдвинута во второй половине XVIII века. Известное значение для его теоретической разработки и практической реализации имела А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении были раскрыты в трудах К. Д. Ушинского, В. П. Вахтерова, В. И. Водовозова, П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова, В. Я. Стоюнина, Б. Е. Райкова. Ими была раскрыта сущность исследовательского обучения, механизмы развития, психологические, педагогические аспекты. Концептуальные идеи и теоретические разработки в области развития исследовательских навыков у учащихся описаны в трудах С. Т. Шацкого, он разработал схему развития исследовательских навыков у учащихся, в которой указана последовательность этапов проводимого ими исследования. В своей концепции развития исследовательских способностей А.И. Савенков определил знания, умения, навыки, необходимые в исследовательском поиске.

Проблема развития исследовательских навыков младших школьников, остается актуальной и по сей день. В последнее время наблюдается тенденция постепенного смещения общеобразовательной школы как ранее единственного института, где ученик развивается, получает знания, умения и навыки с центра на периферию. Это связано с тем, что школа со своими достаточно устоявшимися содержанием и формами уже не может удовлетворять индивидуальных запросов учащихся к образованию. Таким образом, рамка учения (деятельности обучающихся) становится шире рамки обучения (деятельности преподавателя). В качестве одной из важнейших задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера.

В настоящее время эта проблема разрешима, благодаря переходу школ России на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 273 и зарегистрированный Министерством Юстиции РФ 22 декабря 2009 года.

С введением ФГОС начального общего образования проблема развития исследовательских навыков занимает одно из центральных мест. На данный момент не достаточно разработана технология развития исследовательских навыков учащихся.

Анализ данной проблемы свидетельствует о том, что это явление приобретает в школах массовый характер: возрастает интерес к личности ученого, отмечается, что именно личность, владеющая основами и навыками исследовательского характера способна к самореализации, к созданию новых технологий, к преобразованию социальной действительности. Ученые-педагоги акцентируют внимание на необходимости развития у школьников исследовательских навыков.

Процесс развития у младших школьников исследовательских навыков при изучении естествознания будет более эффективным, если:

- стимулировать у детей интерес к ознакомлению с окружающим миром;

- учащиеся включены в проектно - исследовательскую деятельность;

- продумана система оценивания.

Изучение исторического опыта развития исследовательских обучения показало, что важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, исследования, обсуждение разных мнений и пр.

Обучение школьников специальным умениям, а также развитие у них общих навыков, необходимых в исследовательском поиске - одна из основных практических задач современного образования. Овладение этим важными когнитивными инструментами - залог успешности детской познавательной деятельности. Сам факт эффективного использования ребенком специальных знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор познавательной потребности.

Учителю начальных классов необходимо применять методические приёмы, которые способствуют развитию исследовательских навыков у младших школьников: умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезу, умение задавать вопросы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение наблюдать, умение проводить эксперимент, умение делать выводы и умозаключения, умение структурировать материал, умение работать с текстом, умение защищать и доказывать свои идеи.

Необходимо уметь учитывать критерии оценки развития исследовательских навыков у младших школьников: умение выводить следствия, находить проблему, умение представлять последствия событий и определены на их основе уровни развития исследовательских навыков (высокий, средний, низкий).

Знакомство с возможностями реализации развития исследовательских навыков младшего школьника в условиях ФГОС начального общего образования открывает учителю начальных классов большое поле деятельности для развития у младших школьников исследовательских навыков. Навыков, необходимых для изучения абсолютно всех предметов школьной программы, которые пригодятся и в дальнейшем обучении и мировосприятии. Но, именно изучение естествознания, знакомство с окружающим миром, является стержнем, фундаментом для развития исследовательских навыков младшего школьника. Поскольку на этих уроках учитель может построить свою работу и работу своих «маленьких исследователей» таким образом, что итогом каждого урока, занятия может стать новое открытие!

Таким образом, перед современной начальной общеобразовательной школой сегодня стоят серьёзные задачи осмысления и перехода на второе поколение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.






5

© 2010-2022