Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Вот уже более 20 лет Россия живет в условиях бесконечных реформ. Растет число брошенных и беспризорных детей, и при живых то родителях!? По телевидению все чаще показывают фильмы и передачи о насилии, жестокости, и очень мало о добрых человеческих отношениях между членами семьи и духовно-нравственном воспитании наших детей.

Но даже исторический опыт нашей страны, да и всего человечества, неоспоримо свидетельствует: благополучие общества находится в прямой зависимости от его нравственного состояния. Это ясно понимали мыслители прошлого.

Более близкий к нам по времени священнослужитель, богослов и педагог Иоанн Маслов (1932- 1991г.) писал: «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает».

Можно сказать, что история России 20 века бесспорное тому свидетельство. Забвение нравственных принципов, складывавшихся веками, привело к моральной деградации российского общества.

В 2009 г. был создан проект концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, в котором говорится, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:

  • личностная культура;

  • социальная культура;

  • семейная культура.

Остановлюсь на семейной культуре. Семейная культура - это понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого, а также бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Конечно, основы воспитания с малых лет и даже с первых дней жизни ребенка закладываются, прежде всего, в семье. С родителей главный спрос за нравственные качества молодого поколения. Но и в частности наша школа, через которую проходят в детстве и юности тысячи жителей нашего поселка, не может уклониться от ответственности за формирование душ будущих граждан России.

Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

В 2010 - 2011 г. набрала первый класс, большинство учащихся - домашние дети. В начале учебного года была проведена диагностика по методике Капустиной, определяющая уровень воспитанности учащихся. Были получены следующие результаты: у 50% учащихся низкий уровень воспитанности, у 40% учащихся - средний уровень воспитанности, только у 10% высокий уровень воспитанности. О чем стоило задуматься!

Исходя из полученных результатов диагностики и немалой значимости семьи в воспитании ребенка, были поставлены следующие задачи:

  • создание условий для развития нравственных качеств личности через привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком

  • воспитание души, создание условий для раскрытия творческого потенциала учащихся через участие в школьных конкурсах и классных мероприятиях.

Уже к концу учебного года были заметны результаты.

На графике видно что, по сравнению с началом учебного года к концу учебного года у учащихся повысился высокий уровень развития на 9%, средний остался на прежнем уровне, понизилось количество учащихся с низким уровнем воспитанности на 41% и появилось 32% учащихся с хорошим уровнем воспитанности. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что целенаправленная работа по воспитанию учащихся с привлечением семьи благоприятно влияет на уровень воспитанности.

Свою работу по духовно-нравственному воспитанию я строила по трем

направлениям: работа с учащимися, работа с родителями (семьей), совместная работа родителей и детей.

Общаясь с детьми, с первых дней устанавливала дружеские доверительные отношения и одновременно подводила детей к пониманию необходимости их общего участия в самостоятельных трудовых делах. Каждый ученик, побывав ответственным дежурным в своей группе, учился оценивать действия своих товарищей.

В работе с учащимися по духовно-нравственному воспитанию использовала метод воспитательного диалога. Использовала для чтения детям православную литературу - книгу «Рассказы юной христианке», «Небесный щит». Проблемные вопросы призваны будить интеллект ребенка, ведь ему приходится разбираться в нравственном затруднении. Здесь на лицо активное творчество, а педагог ведет, направляет общий разговор, нередко импровизируя, особенно когда «проблемные вопросы» ставят сами дети. Очень много говорили с детьми о семье, о проведении выходных дней и праздников в семье, об правильных отношениях в семье, об уважении, взаимопонимании и заботе о каждом члене семьи, в меру своих возможностей.

Работа с родителями заключалась в том, чтобы они остались неравнодушны и принимали близко к сердцу неудачи и удачи маленького ученика, помогали, заботились, любили его. С родителями кроме родительских собраний использовались следующие формы работ: анкетирование, индивидуальные и коллективные тематические консультации, день открытых дверей для родителей, посещение семей, привлечение родителей к организации праздников, экскурсий, походов, совместных праздников.

Совместная работа родителей и детей заключалась в совместных мероприятиях или привлечение родителей к этим мероприятиям. Сначала родители приглашались на экскурсии в музей, на «Веселые старты» в качестве болельщиков, затем участвовали в детских праздниках таких как «Посвящение в первоклассники», «Прощание с «Русской азбукой»», «Прощание с 1 классом» в качестве сказочных героев (в роли Бабы-Яги, пирата).

Самым большим совместным мероприятием родителей, детей и педагогов стала организация и проведение семейного праздника «Наша дружная семья».

Праздник начинался с сочиненного стихотворения, в котором говорится что наш класс - это наша дружная семья.

В нашем классе есть Алена,

Оля, Надя и Стефан.

И ещё Сергей, Никита

И Ирина , и Марина

Слава, Вера и Иван -
Это просто дружный клан.

В классе есть у нас две Юли,

Лена есть и Лизы две,

Димы два,

И три Кирилла.
Это вся - наша дружная семья!

Класс был красиво оформлен, на доске сделан букет из цветов, в серединке которых приклеены фотографии учеников и учителя.

Родители совместно с детьми готовили номера к празднику, вместе рисовали плакаты к празднику. На празднике было выбрано жюри и подведены итоги конкурса плакатов на тему: «Моя семья». Праздник записывался на видеокамеру.

И родители, и дети были в восторге от совместной работы. Просмотр видеозаписи и обсуждение праздника было проведено с детьми на внеурочной деятельности и с родителями на родительском собрании. Более активные родители показали пример другим родителям.

В ходе подготовки и проведения семейного праздника произошло раскрытие творческих способностей учащихся: к изобразительной деятельности, трудовой деятельности, к музыке, поэзии.

Готовясь к семейному празднику, две семьи сочинили стихи о семье.

Мы живем своей семьей,

Все у нас в порядке.

Дочка есть и сын растет,

Все как по порядку.

Я сижу с дочуркой дома,

Лизой звать её у нас;

А Димон у нас, большой,

Ходит уже в школу, чтобы

Знанья получать и быть самим собою.

Ну, а папочка у нас,

Звать его Евгений,

Он работает у нас в Гос.учреждении.

(семья Печеркиных)

Моя семья!

У меня семья такая!

Небольшая, но родная:

Папа мой, милиционер.

Он бандитов ловит.

Ну, а мамочка моя,

Мастерица у меня!

Шить, готовить, вышивать

И цветы выращивать.

Все она умеет.

Ну, а Я - уже большая.

В первый класс уже хожу.

Хоть, и что-то не умею…

Но стараюсь и учу!

А ещё сестренка есть

Я её читать учу.

У меня семья такая,

Небольшая, но родная!

(Николаева Лиза, 1-г класс)

Семья Валугиных сочинила и исполнила частушки о семейной традиции - ходить на рыбалку:

Я папулечку люблю

И об этом я пою.

Папа миленький ты мой,

Очень ты рыбак крутой!

Накопаем мы червей

С папой в огороде.

И наловим окуней

На речном болоте.

Дима ловко ловит рыбу

Может плотик смастерить.

И потом из этой рыбы

Будем мы уху варить.

Мы рыбачили зимой

С папой на болоте.

Наловили ротонов -

Накормили всех котов.

Возвращаются с рыбалки

Папа с сыном неспеша.

Наловили много рыбы

Снова чистить до утра.

С папой рыбы наловили,

Еле-еле принесли.

И теперь нам мама Таня

Будет стряпать пироги.

Мама с папой чистят рыбу.

В доме тишь и благодать -

Дима быстро научился

Маме с папой помогать.

Семья Печеркиных сделала фильм о своей семье, 4 семьи участвовало в сценках, семья Кирьяновых приготовила рассказ о семье со слайдами и два музыкальных номера, остальные семьи участвовали в конкурсе плакатов. В заключение, семейного праздника, педагог, родители и дети исполняли песню «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

В ходе праздника было приятно смотреть на лица довольных и улыбающихся детей и взрослых. Участие родителей в совместной деятельности с детьми приносит много радости, положительных эмоций, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.

Воспитание духовно-нравственных качеств, норм поведения, сплочения родителей для единой цели - длительный процесс, и решить эту задачу за четыре года не представляется возможным: впереди еще долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя» детей «в нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, работе с семьей, вовлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, педагогами, на создание между ними атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья и школа станут для ребенка не только источником и основой духовно-нравственного благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем и достойного отношения к школе и педагогам. Об этом говорится в новом государственном федеральном стандарте второго поколения и концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. И все-таки будущее наших детей в наших руках!


Муромяга Юлия Андреевна, учитель начальных классов МОУ Пышминская СОШ, 1 квалификационная категория

© 2010-2022