Внеклассное мероприятие Безмолвные свидетели войны

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7



Разработка внеклассного мероприятия к 70-летию Победы

«Безмолвные свидетели войны»

(виртуальная экскурсия)



Автор: Рысляева И.Е.,

учитель 1 категории









г.Узловая

2015

Пояснительная записка

В любой стране есть национальные праздники, которые значимы для всего народа. Именно они объединяют нацию. В России одним из таких праздников является День Победы. 9 мая 2015 года наша страна отмечает 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Цена этой победы слишком велика: десятки миллионов человеческих жизней…. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания людей военного поколения и мужество советского народа. Уходят из жизни те, кто принимал участие в боях, сражался в тылу врага, трудился в военное время на колхозных полях, стоял у станка. Это наши отцы, деды и прадеды. Они были патриотами своей Родины. Защитниками Отечества становились не только мужчины, но и женщины, старики, дети. Подрастающее поколение не должно забывать эти страшные годы. Но, к сожалению, молодежь мало знает о Великой Отечественной. Одним из возможных путей формирования гражданской зрелости, патриотизма является внеклассная работа.

Проведение данного мероприятий направлено на осознание обучающимися того сурового и героического времени, на чувство сопереживания, сострадания и уважения к поколению, защищавшему нашу Родину, на формирование активной гражданской позиции и воспитание патриотических чувств.

Цели:

- развитие активной гражданской позиции и патриотизма как высших духовно- нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений нашей Родины.

- воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда.

Задачи:

1. Образовательные:

- углубить и расширить имеющиеся знания школьников по истории России и родного края;

- совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке публичных выступлений.

2. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся гордость за свой народ, чувство благодарности и уважения к героическому прошлому нашей Родины;

- пробуждать национальное самосознание, русский духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу;

3. Развивающие:

- реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся;

- развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли.

Форма и методы: виртуальная экскурсия, викторина.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Подготовительная работа к мероприятию:

  1. Информационное классное собрание, на котором объявляем о начале сбора информации по теме «Предметы военной тематики».

  2. Сбор экспонатов (или фото экспонатов) учащимися в музей.

  3. Привлечение родителей к сбору предметов и информации по теме мероприятия.

Подготовка выступающих на данном мероприятии.

Ход занятия:

  1. Актуализация (1)

Вступительное слово учителя.

2015 год - будет юбилейным годом в истории России, годом 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война, небывалая по своим масштабам, массовому героизму на полях сражений, лишениям, самоотверженному труду в тылу, и невыразимому трагизму.

Далеко в прошлое уходят многие судьбоносные исторические события. То, что пришлось пережить нашей Родине в 1941-1945 годах должно на века остаться в памяти народной. Мы с благодарностью вспоминаем славных защитников, отстоявших мир в жестокой битве. Мы учимся у них стойкости и верности Родине.

Ученик:

(Звучит песня «Священная война») (2)

Такою всё дышало тишиною,

Что вся земля ешё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войною

Всего каких-то 5 минут осталось.

Викторина «Что я знаю о той войне?» (3)

  1. Дата начала и окончания Второй мировой войны. (4)
    - 1 сентября 1939 - 2 сентября 1945.

  2. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? (5)
    - По официальной версии Герои Советского Союза Егоров М.А. и Кантария М.В., а также замполит батальона лейтенант А.П. Берест (есть другие версии: лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов; сержант М.П. Минин и старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Н. Лисименко, А.П. Бобров из группы капитана В. Н. Макова и др.)
    Подробную информацию можно найти в статье "Знамя Победы" (Википедия) и в статье В. Яременко "Как водружали флаги Победы на Рейхстаге".

  3. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны.(6)
    - Танк Т-34.

  4. «Дорога жизни» - что это? (7)
    - Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации - по воде, зимой - по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие.

  5. Четырежды Герой Советского Союза. Кто это? (8)
    - Г.К. Жуков (а ещё Л.И. Брежнев).

  6. Назови города - герои. (9)
    - Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость - герой Брест.

  7. Назови трёх выдающихся полководцев Великой Отечественной. (10,11)
    - Маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, К.А. Мерецков, В.И. Чуйков, Ф.И. Толбухин, А.И. Ерёменко, генералы армии Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян и др.

  8. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? (12,13)
    - Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков (Tiger I, Tiger II). «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки (VK1602 Leopard).

  9. После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии? (14)
    - После битвы под Москвой (1941-1942).

  10. Город, в котором в 1945 году проходил суд над главными фашистскими преступниками? (15,16)
    - Нюрнберг.

Вручается грамота «Знаток истории Великой Отечественной войны»

  1. Основная часть (17)

Учитель:

Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в музей, в котором есть экспонаты, рассказывающие нам о войне, побывавшие на войне, их мы назовем «Безмолвные свидетели войны». Вот с ними и познакомимся, они нам «расскажут» о войне, о наших родных, дедах.

Наша экскурсия состоит из 5 «страниц»:

  1. Документы военного времени

  2. Письма с фронта

  3. Фотокарточки

  4. Они видели войну

  5. Боевые награды

1-я страница.

Документы военного времени (18)

Ученик:

Знаем мы всех героев бесстрашных,

Преклоняем колена пред памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты.

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Перед нами документы военнослужащих: военный билет ветерана войны. Этот военный билет прошел войну и сохранился.

Еще мы видим справку, служебную характеристику, которые также прошли через весь фронт и с хозяином вернулись домой. Их тоже передали внуки и внучки.

(20) Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями. Вот перед нами «черный вестник»-похоронка.

2-я страница.

Письма с фронта.

Ученик:

Писали их на смертном рубеже
Под скрежет танков, орудийный рев,
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов...
О, письма фронтовые грозных лет -
Бесценней документов в мире нет!

Учитель:

Сегодня мы с вами будем не просто говорить о ВОВ, а о письмах, солдатских письмах. Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.

Из-за нехватки конвертов родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Письма складывались простым треугольником.

Иногда писали на почтовых карточках.

Письмам приходилось преодолевать большие препятствия на войне. Но небольшие треугольники, весточки без конверта, на казенной бумаге, помогали людям в жизни, потому что в каждом их них были вера, надежда, любовь.

Именно вера в победу, надежда на то, что враг будет разбит, любовь к родным и близким, к родному дому помогли приблизить долгожданный день Победы, а многим - просто выжить в неимоверно трудных условиях. Письма поддерживали, ободряли, призывали к общей цели - победе над фашизмом. Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер солдат, на долю которых выпало страшное испытание.

Их, солдатских треугольников, ждали в каждом доме, ведь они были единственными свидетелями тех солдат, которые писали эти письма.

На дне окопного оврага
Добыл я гильзу из стены.
А в ней истлевшая бумага,
Письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто-то перед боем
Смочил графит карандаша
И с перемазанной губою
Писал, как думал, не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
Писал, склоняясь к фитилю.
И вот слова сожрало время,
И лишь одно сквозит: «люблю».

Ученик:

Прошу Вас, храните солдатские письма.

Они и просты, и порою грустны,

В них столько надежды и вечного смысла,

Прошу Вас: храните солдатские письма,

Тревожную память людской доброты!

А письма на фронт? Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...

Наверное, каждый фронтовик получал письма и он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви.

(24) Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта 16 домашних строк. Написал в 1941-м, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале 1942 не пришёл во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось.

И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел:

Звучит аудиозапись песни «В землянке»

А вы знаете песни, которые помогали солдатам, согревали их и поднимали настроение?

Викторина «Песни в солдатских шинелях» (25)

1. Эта песня была написана В.Лебедевым-Кумачом и А.Александровым в первые дни войны. Её называли «Песня-призыв, песня-воин, песня-полководец, песня-пророк».

О какой песне идёт речь?

(«Священная война»)

2. Авторы этой песни: композитор Н.Богословский, поэт В.Агатов.

Подсказка: «Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь.

И поэтому знаю, со мной ничего не случится».

(«Тёмная ночь»)

3. Стихотворение, из которого родилась эта песня, возникло случайно. Оно не собиралось быть песней. Это были 16 «домашних» строк из письма жене.

«До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага…»

О какой песне идёт речь?

Подсказка: звучит песня - № 16.

(«В землянке»)

4. «У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон…»

Из какой песни эти строки.

(«Три танкиста»)

5. Решением Пловдиевского городского Совета эта песня утверждена официальным гимном города. Как называется эта песня?

(«Алёша»)

6. Песня эта как исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и что выдержать в минувшей войне нашему народу. Она написана вскоре после окончания ВОВ.

Подсказка: звучит фрагмент песни - № 6.

(«Эх, дороги»)

7. О какой песне писала газета «Правда»: «Тухманов и Харитонов создали замечательную песню-поэму о прошлом, которая трогает до слёз ветеранов и заставляет учащённо биться сердца молодых».

Подсказка: «Этот день мы приближали как могли…».

(«День Победы»)

8. Именем популярной в те годы песни, народ «окрестил» новое грозное оружие - реактивные гвардейские миномёты.

(Катюша)

9. Песня-шутка, которую создали композитор А.Новиков и поэт Я.Шведов в начале войны.

Подсказка: песня прозвучала в кинофильме «В бой идут одни старики».

(«Смуглянка»)

10. Первоначальное название этой песни «Пришла и к нам на фронт весна». Что это за песня?

Подсказка: звучит фрагмент песни - № 24.

(«Соловьи»)

Вручается медаль «Знаток военных песен»

3-я страница (26)

Фотокарточки военных лет

Ученик:

Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой,
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть.

Учитель:

Война уходит в прошлое, становясь страницей в учебнике истории. Прошло много лет. Во многих семьях не сохранились документы, фотографии, их просто нет. Не до фото было. А документы - сгорели, потерялись. Жизнь бы сохранить. И тем ценнее для нас то немногое, что смогли уберечь. Подлинные, не за стеклом в музее, а бережно и трепетно хранимые в семье частицы исторических событий, что подкрепляют нашу сопричастность с ними.

Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком.

У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

В письма часто вкладывали фотографии с фронта, чтобы родные и близкие там, в тылу, знали, что с их отцом и братом все хорошо. Сколько их - неизвестных лиц на фотографиях. Вы когда-нибудь задумывались, кто эти люди, откуда, что с ними случилось: может погибли, может живы.

4-я страница. (27)

Мы видели войну.

Учитель:

Перед нами экспонаты-предметы фронтовиков: котелок, саперная лопата, осколок, штык, пуля.

На войне все: от железных смертоносных машин, до скорострельных автоматов, придумано, чтобы как можно эффективнее лишить человека жизни. А для сохранения жизни - совсем немного: ямка в земле и лопатка, которой эту ямку копали. Конечно, я сейчас говорю о пехоте - царице полей. Читая мемуары и воспоминания фронтовиков, мы в первую очередь обращаем внимание на то, что они говорили о своем быте на войне: «Саперная лопатка - удобный маленький инструмент; ты почти не чувствуешь ее вес, когда она висит на поясном ремне, но часто она важнее, чем каска. Нам почти ежедневно приходилось вгрызаться с ее помощью в землю для защиты от пуль и осколков шрапнели. Куда бы мы ни шли, везде было одно и то же; мы окапывались.» Как они сумели выжить, и что еще, помимо смелости и воинского умения, помогло им. В наступлении солдат без лопаты так же невозможен, как и без оружия. К лопате относились с уважением. Лопата не отказывала, что порой случалось с оружием.

Эта лопата и пуля нам передана Снежным десантом, который принес их из раскопок.

5-я страница. (28)

Боевые награды.

Учитель:

Перед нами ордена и медали.

За мужество и героизм, проявленный в боях с немецко-фашистскими захватчиками, бойцы награждались орденами и медалями.

Ордена и медали в Великой Отечественной войне вручались бойцам, проявившим в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащим, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.

За непосредственное участие на фронтах Отечественной войны вручалась медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г.г.».

Во многих семьях, в самых заветных шкатулках хранятся военные реликвии - ордена и медали, добытые в тяжёлых боях. (29,30)

  1. Заключение

О войне написано много научных исследований о стратегии и тактике, много художественных произведений о мужестве и героизме, много снято фильмов и написано песен, прославляющих подвиг русского солдата.

(31) 70 лет прошло со дня той Великой Победы. Но мы должны помнить тех, кто отдал за нас свои жизни. Это наши прадеды, деды, отцы.

Почтим память всех погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания! (наступает минута молчания, стучит метроном.).

  1. Рефлексия. (32)

Звучит песня «Журавли», муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова

Время отодвигает от нас это событие и стираются образы, уходят ветераны, а их души превращаются в журавлей.

Если вам понравилось наше внеклассное мероприятие приклейте на общий лист своего журавлика.

Используемая литература.

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр/авт.-сост. М.В. Видякин и др.- Волгоград: Учитель, 2005.-303с. День Победы Классный час Н.И.Еременко.

  2. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. М., «Просвещение», 1977, стр 104-130.

  3. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности Калининград, 1995

  4. Колесникова И.А.., Бородько Н.М.,.Поляков С.Д, Селиванова Н.А. Воспитательная деятельность педагога М., Академия 2005.

  5. «Классификация форм воспитательной работы» Куприянов Б. , « Воспитание школьников», № 4, 2002 год, стр 93-97

  6. «Классификация форм воспитательной работы» Куприянов Б. , « Воспитание школьников», №5, 2002 год, стр 93-97

  7. Научно-методический журнал Классный руководитель для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. «Мы не должны забывать наших дедов» - сценарий праздника победы для школьников и ветеранов. Говоркян Л.С., педагог-организатор, школа № 21, г.Ереван.

  8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 (10 CD).



© 2010-2022