- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выдержки из книги Алины Бикеевой для презентации на родительское собрание 5-6 кл
Выдержки из книги Алины Бикеевой для презентации на родительское собрание 5-6 кл
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Паньженская О.В. |
Дата | 25.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
4. Советы усталому родителю вообще и учителю-родителю, в частности
У дельфинов своя жизнь, свой мир и даже, как полагают учёные, свой язык. Дельфины - теплокровные млекопитающие, которые вскармливают своих детёнышей молоком. Дельфины необычны тем, что живут в воде, а дышат воздухом. Но он в воде у дельфина инстинктивно закрывается, и он дышать перестаёт. Любопытно, что дельфины не могут жить ни без воды, ни без воздуха. Малыш у дельфинов рождается в воде. У новорожденного дельфина нет в лёгких воздуха, и он может утонуть, если этого воздуха не глотнёт. Поэтому сразу после рождения детёныша его родители или родственники сразу начинают своими носами и головами выталкивать малыша на поверхность воды, на воздух, поддерживая его с двух сторон, чтобы он не пошёл ко дну. Если этого не сделать, то новорожденный дельфин погибает, он просто-напросто тонет, так как не может дышать в воде. Воздух же на поверхности воды стимулирует открытие специального дыхательного отверстия, которое располагается у дельфина на голове, и малыш делает первый вздох. После этого маленький дельфин уже не нуждается в помощи для осуществления дыхания.]Схематично это выглядит приблизительно так (см. следующую страницу).
Как известно, дельфины обладают интеллектом! Любопытно, что мозг дельфина по своему объёму и весу больше мозга человека. Соотношение мозга к телу: у человека 1 к 50, а у дельфина 1 к 80. Да, эти умнющие животные знают, что делают со своими детёнышами. Да простят меня биологи, если я что-то объяснила не так. Но, на мой взгляд, нам, родителям человеческих детёнышей, есть чему поучиться у мудрых древних животных. Ведь так и нам, уважаемые родители и педагоги, надо выталкивать собственных детей и учеников на поверхность жизни. Выталкивать всеми силами, ни на минуту их не бросая, чтобы они, задохнувшись от нашего невнимания и безвоздушности пространства вдруг не пошли ко дну, ко дну жизни. Чтобы они, наши дети, в этои жизни не утонули. Давайте запомним урок, который нам ненавязчиво преподают умные дельфины.
Советы усталому родителю
Нас никто и никогда не учит быть родителями. Таких учебных предметов нет, наверное, ни в одной программе, возьмите любые учебные заведения. Поэтому почти все мы становимся родителями-самоучками и выполняем свои родительские обязанности по собственному разумению, чисто интуитивно, либо делаем это так, как это делали наши родители с нами. А между тем мы просто обязаны быть отличными родителями, мы должны быть родителями успешными и эффективными. И ещё мы должны поместить своих детей в пространство любви, нашей к ним любви. Иначе наши дети могут вырасти несчастливыми, неуверенными в себе, закомплексованными, неуспешными и не вполне психически здоровыми. Кроме того, если мы - плохие родители, то нам в будущем светят плохие отношения с нашими детьми, и нас ждёт удручающая старость. Хотя, честно сказать, трудно любить собственных детей ежедневно 24 часа в сутки.
Почти философская размышлялка
Обычно мы к своим родным детям испытываем любовь, но иногда случается и ненависть. Признаться в этом себе можно, но своим детям - нив коем случае!
В нашем ежедневном расписании, наряжённом или не очень, строго регламентированном или свободном, в любом расписании обязательно должны быть внесены часы, отведённые нашим родным детям, только детям и никому и ничему больше. Да, общение и любовь по расписанию, если хотите. Но это лучше, чем отсутствие всего этого совсем. Итак, внесите родных детей в своё ежедневное расписание. И живите по этому расписанию.
Почти философская размышлялка
Ребёнок не может быть не прав, потому что он - ребёнок. Неправы всегда взрослые!
Вы много работаете? У вас не остаётся ни времени, ни сил на своих родных детей? Сократите свои рабочие часы. Но ни в коем случае не сокращайте своих родных детей!
Вам не хватает денег? А кому их хватает? К сожалению, мы все в основном живём по антиэкономическому принципу: сколько зарабатываем, столько и тратим. Мы очень быстро осваиваем свое материальное пространство, в котором обитаем, привыкаем у нему. Скажем, если вы в прошлом году зарабатывали 4 тысячи в месяц (сразу .договоримся, что все цифры условны), то вы и жили в материальном поле этих 4 тысяч, и, разумеется, вам этих денег на всё не хватало. Если вы в этом году стали зарабатывать, к примеру, 6 тысяч в месяц, то вы очень быстро освоили новое для себя материальное пространство и уже живёте в нём. И вам опять на всё денег не хватает. Открою вам два больших секрета:
-
Денег всегда не хватает. Миллионерам их тоже не хватает на их миллионерские дела.
-
Никакие деньги не заменят детям «роскоши человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери) с родителями.
Сколько бы вы денег ни стали зарабатывать, их всё равно будет не хватать, так как с увеличением доходов тут же увеличиваются наши потребности и желания. Но, к сожалению, с увеличением доходов семьи не увеличивается количество родительской любви к детям, не увеличивается человечность и теплота отношений в доме, и совсем не увеличивается счастье наших детей. Так стоит ли гнаться за деньгами, прилагая для этого порой сверхчеловеческие усилия?
■ За деньги можно купить кровать, но не сон; еду, но не аппетит; лекарство, но не здоровье; дом, но не домашний очаг; книги, но не ум; украшения, но не красоту; роскошь, но не культуру; развлечения, но не счастье; религию, но не спасение (Поль Брэгг).
■ А уж хороших детей точно ни за какие деньги не купишь. Их можно только вырастить таковыми. И сделать это можем только мы, хорошие родители.
Кстати сказать, гнаться за деньгами никогда не поздно, если уж вам так действительно хочется удовлетворять собственные всё возрастающие потребности. А растить детей в человечной обстановке в настоящей семье может стать поздно, так как наши дети имеют одну удивительную для нас, родителей, особенность - они быстро растут. Поэтому одна из самых грустных реальностей, касающаяся родителей всех времён и народов, - это наше стойкое откладывание общения с собственными детьми на «потом». Мы продолжаем работать и уставать, мы продолжаем гнаться за деньгами, мы так и продолжаем упорно откладывать нашу дружбу со своими родными детьми и общение с ними. Дети наши растут, и это самое «потом» обыкновенно не наступает. Зря мы откладываем собственных детей и свою родительскую жизнь до лучших времён Давайте остановимся в этом нашем настырном откладывании и упрямой уверенности в возможности наверстать упущенное когда-нибудь потом и в собственной правоте. Нет, мы - не правы!/Лучшие времена у нас с вами идут сейчас, в настоящий момент!
Если вы, уважаемые родители, всё же продолжаете откладывать любовь к своим родным детям на «потом», то по крайней мере не обманывайте себя, а сделайте чистосердечное признание: «Я откладываю своих родных детей навсегда! Мне не только сейчас некогда заниматься, общаться и дружить с собственными детьми, мне также некогда будет этим всем заниматься всегда. Потом, позже, у меня уже точно не будет подобной возможности».
Трудно это признать, тяжело в этом сознаться самим себе. Больно, но зато честно, хотя бы перед самим собой честно. Будьте честными с собой. Скажите самому себе: «Я - отвратительный родитель. Я - никудышный родитель. Я - родитель неэффективный, и таковым останусь всегда». И нечего своими суетливыми заботами о пище и одежде детей, а также дарами к праздникам делать вид, что вы - настоящие родители. Нет, видно, родители из вас не очень получились.
Может быть, для многих из вас родительство - это важно, но проходит оно, как генеральная репетиция.
Смотрите, будьте осторожны. Дети, главные зрители жизненного спектакля, разыгрываемого нами, взрослыми, могут на премьеру и не прийти. Поэтому нам, родителям, лучше отказаться от репетиций и осознать, что родительство - это сама премьера. Да-да, ваше талантливое родительство или бездарное и преступное неродительство - это не репетиция. У вас нет возможности проводить репетицию своей жизни. Это - не черновик. У вас нет и не может быть в этом деле черновиков. Нет, вы пишете своё родительство или неродительство набело. Сразу набело, у вас не будет возможностей для переписываний.
Просто призыв: Уважаемые родители, занимайтесь чистописанием, т. е. сразу чистым писанием беловика своей жизни и жизни собственных детей! И ещё. Дорогие родители! Уж коль скоро вы родили детей, не будьте нерадивыми родителями!'*'
Мы просто обязаны быть родителями «радивыми» здесь и сейчас. Другого шанса у нас может не случиться. А измениться и стать лучшими родителями, чем вы есть сейчас, вы можете в любой момент. Решение - за вами. Лишь бы вы приняли его не слишком поздно, когда уже почти не наверстать упущенного. Измениться никогда не стыдно, лишь бы сделать это в лучшую сторону и на собственное благо.
В народе говорят: «Маленькие детки - маленькие бедки, а вырастут детки, и будут большие бедки». Не верьте этому народу и не относитесь к своему ребёнку как к несчастью, к беде, к горю луковому, или к какому-нибудь ещё, как к исчадию ада. Относитесь совсем наоборот как к подарку судьбы, как к радости, счастью, везению и вашему благословению свыше.
■ Маленькие детки - будто бы кофетки! Большие же детятки - словно шоколадки/
Ведь вам крупно повезло быть родителем. Не всем в жизни так везёт с конфетками и шоколадками.
Почти философская размышлялка
В бедах, которые иногда, увы, приносят нам наши дети, виноваты мы, взрослые. Если наши выросшие детки приносят нам большие бедки, значит мы, их родители, что-то напортачили, когда наши детки были маленькими; что-то мы явно делали не так.
К сожалению, а может быть, наоборот, к счастью, мы учителя и педагоги, живём всегда по школьному расписанию, что называется, от звонка до звонка. Ну что ж, такова наша профессиональная лсизнь. Непременно отведите в своём расписании школьных уроков ежедневные^!) часы занятий с собственным ребёнком, часы общения с ним. Лучше уж любовь по расписанию, чем вообще никакой любви. Лучше общение строго по часам, чем полное отсутствие такового.
Просто пожелание: Так не упускайте, чтобы потом не надрываться, навёрстывая. Меняйтесь в лучшую сторону ; ' прямо сейчас. Работайте над качеством своего родитель-ства постоянно. ■ Так не должно быть на свете, чтоб были потеряны
дети!
Когда дети ничьи, это трагедия для всех. Ни при каких обстоятельствах не теряйте своих родных детей!
Наши дети имеют обыкновение вырастать и уходить от нас. И мы, их уже пожилые родители, вдруг открываем для себя это необыкновение жизни и ясалеем о том, чего мы не успели сделать или поделать со своими детьми, пока они были с нами. Ведь родительство - это не просто имение детей в наличии в вашем доме. Это - нечто более сложное, объёмное, энергозатратное и неповторимое. _j и Неповторимое такое никогда! Неисправимое такое
никогда!
В сравнении с ним всё - суета и ерунда!
Так давайте не будем суетиться и тратить свою жизнь на ерунду. Откладывая родных детей на «потом», мы, сами того не осознавая, откладываем свою жизнь, родительскую жизнь, навсегда.
Просто пожелание: Не откладывайте свою жизнь на «потом»! Будьте живы сейчас!
Приложение к советам.
Про животноводческую ферму, работников
сельского хозяйства и многое другое
Мы все время должны учиться быть отличными родителями. Мы не можем себе позволить быть ни плохими родителями, ни посредственными. Это может слишком дорого стоить и нашим детям, и нам самим. Понятно, что при современном ритме жизни мы очень заняты, мы перегружены, переутомлены, испытывая хроническую усталость и нехватку времени. И всё же, не смотря ни на что, мы просто не имеем права бросать своих детей, лишить их общения с нами. И давайте запомним, что обеспечение детей крышей над головой, питанием и одеждой не имеет ничего общего с нашей заинтересованностью жизнью детей, с нашим общением с ними, с нашими совместными вечерами и праздниками, с выходными и каникулами, проводимыми вместе. Кормить детей, обувать и одевать их, обеспечивать их жильём - это слишком мало для них. Это - ничтожно мало. Нашим детям нужно от нас больше, гораздо больше, чем просто кормление и одевание. Это - не самое главное, для чего нашим детям нужны их родители.
Представьте себе хорошую животноводческую ферму. ' Работники фермы заботятся о её обитателях: они вовремя дают животным разные корма," они следят за чистотой помещения, обеспечивая своим подопечным тепло, сухие подстилки и т. д. и т. п. Они считают это главным в своей работе. Но разве мы, родители, можем так относиться к своим родным детям, обращаясь с ними, как с животными, как с домашним скотом?
Как раз поесть и одеться наши дети вполне смогли бы и без нас. Детские дома и приюты предоставляют подобные услуги. Но быть счастливыми без нас наши дети не могут. Освоить эмоциональную культуру, повзрослеть, понять мир вокруг и найти своё место в нём, при этом сохранив собственное физическое и психическое здоровье, нашим детям без нас не удаётся. Для этого им нужны мы, родители.
Запомним: кормление и одевание детей не так уж и важно. Это всё как раз - второстепенно. Подобный уровень общения родителей со своими детьми - это уровень любой приличной животноводческой фермы.
А скот может получиться из наших детей именно в том случае, если в нашем доме, в нашей семье успешно функционирует животноводческая ферма. Да-да, ферма, пусть и современно-модерновая, с компьютерами и разными прочими чудесными, но бездушными техническими средствами. Уважаемые родители, не будьте животноводами, чабанами, пастухами, конюхами и никакими другими скотниками в своей семье. Все вышеперечисленные профессии в сельском хозяйстве нужны и уважаемы, но они совсем не годятся для вашего человеческого дома. Они, увы, не подходят для выстраивания человечных отношений с родными детьми. Это всё - плохие профессии родителей для их детей!
Просто пожелание: желаю вам создать в вашем доме обычную человечную человеческую семью, а не, пусть и хорошо оснащённую, но животноводческую ферму!
А чтобы не получилась ферма вместо семьи, нужно просто общаться со своими детьми, постоянно для этого отодвигая и бросая все остальные дела, в том числе приготовление корма или замену подстилок. Нужно жить интересами своих детей и всё время заниматься с ними конструктивной деятельностью, любой. Нужно разговаривать с ними обо всём, разговаривать бесконечно, обсуждая их дела, советуя им и принимая их. Нужно... Нужно... Да, очень много всего ещё нужно нашим детям от нас. И мы, родители, просто обязаны им всё это предоставить, иногда, возможно, при этом забыв о часах кормления, об идеальной чистоте в доме, о дорогих подарках, которыми мы так ловко, как нам кажется, откупаемся от своих детей, о многочисленных современных электронных и иных игрушках, которыми мы наивно пытаемся заменить нашим детям себя. Обо всём этом можно и забывать. И уж, разумеется, мы должны забыть о собственном покое. Нельзя нам лишь забывать о том, что именно хотим мы в своём доме построить: животноводческую ферму или человеческую семью. А выбор, уважаемые родители, за вами, что именно строить! Так хватит ныть и жаловаться, давайте строить!
Филологическая объяснялка
Английское выражение: to handle somebody with
gloves.
Дословный перевод: обращаться с кем-либо
в перчатках.
Русский эквивалент: обращаться деликатно,
бережно, мягко, осторожно.
Ребёнок нам даётся раз и навсегда. Ну, или два и навсегда. От того., как мы с ним (ними) обращаемся сейчас, зависит вся наша родительская и их детская жизнь потом. В английском языке есть выражение «обращаться с кем-либо в перчатках», т. е. обращаться бережно и осторожно. Хотя, впрочем, наши родительские перчатки могут быть разными. Они порой могут превращаться в «ежовые» рукавицы. Уважаемые родители! Обращайтесь со своими детьми в перчатках!
Во-первых, чтобы не сломать, не деформировать хрупкую детскую психику. Во-вторых, чтобы дети наши были не просто одеты, обуты и сыты, а ещё при этом жизнерадостны и счастливы. И в-третьих, чтобы потом в вашей старости вам не было мучительно больно за то, что ваши уже выросшие дети обращаются с вами «без перчаток», т. е. беспардонно, бесцеремонно и грубо.
Просто пожелание: Пусть взросление ваших детей не будет для вас как гром Среди ясного неба. Пусть оно будет как солнышко среди ясного неба. Желаю вам солнца!
Уважаемые родители, отставляйте в сторону, откладывайте все ваши дела, если к вам обращается ваш ребёнок. Ничего не может быть важнее этого. Слушайте, выслушивайте своих детей. Слушайте терпеливо, заинтересованно и бесконечно долго. Выслушайте до конца всё, что говорит ваш ребёнок. Никаких перебиваний и нетерпимости. Нашим детям непременно нужны внимательные и доброжелательные слушатели. Им крайне необходимы благодарные слушатели. Слушатели, не критикующие и не осуждающие, а принимающие; слушатели, не поучающие и упрекающие, а внимающие и понимающие.
Дорогие учителя-родители, разумеется, вам часто бывает некогда заниматься с собственными детьми. Но., всё же не отдавайте никогда никому своего ребёнка. Не доверяйте своего ребёнка кому-нибудь. Не рассчитывайте, что вашим ребёнком будет заниматься кто-нибудь другой. Если вы поручаете своего ребёнка кому-нибудь другому этот кто-нибудь будет делать с вашим чадом что-нибудь и как-нибудь. Вас это точно устраивает?
У американских психологов есть понятие - «ineffective parenting», что в переводе с английского означает «неэффективное родительство». В своих исследованиях психологи заметили удивительную вещь: оказалось, что дети бывают «трудными» чаще всего не из-за бедности семьи, не из-за отсутствия одного из родителей, а из-за этого самого «неэффективного родительства» взрослых членов семьи. Так давайте будем практиковать эффективное родительство! Давайте родительствовать эффективно!
Ещё одно пожелание: Пусть ваша семья будет насад-ником добра, теплоты и взаимопонимания. Пусть она насаждает всё это в ваших детях. И пусть ваш дом будет рассадником хороших, добрых, здоровых и счастливых детей.
Ещё одно приложение. Про наглядную наглядность.
Я хочу вам немного рассказать про очень наглядную наглядность для родителей, которая часто используется на североамериканском континенте. Про своеобразный «Родительский ликбез на бегу» или «Школу для родителей мимоходом». Эта «Школа» складывается в Америке . и Канаде из целой серии ярких плакатов, помещаемых в общественных местах и транспорте, а также в некоторых бесплатных рекламных газетах. Эти глубоко содержательные плакаты сразу зацепили мой взгляд педагога и родительницы. Они направлены на родительскую учёбу и воспитание. Едешь себе в метро на работу, или стоишь на автобусной остановке, или находишься ещё в каком-либо общественном месте и занимаешься родительским самообразованием, изучая подобные плакаты. У них это называется «Социальная реклама». Она оплачивается государством, так как подобного рода реклама не ставит своей целью получение прибылей, увеличение продаж или популяризацию товаров и услуг. Денег на ней явно не заработать, но можно получить ценнейшие социальные дивиденды.
Приведу сделанные мною копии таких плакатов, обращенных к родителям.
Плакат № 2.
Плакат Л5 I.
Н
а каждом из приведённых плакатов написаны одни и те же слова: «Физическое наказание причиняет вашему ребёнку больше боли, чем вы думаете. Быть родителем - непросто. Но ваше родительство не должно причинять боль вашим детям». Под картинками висят отрывные листочки, которые может взять себе каждый желающий.
Приведу перевод содержания такого листочка-памятки для родителей:
«Физическое наказание может причинить вашему ребёнку вред: физический, эмоциональный, социальный.
Что вы можете сделать для поощрения хорошего поведения вашего ребёнка;установите несколько простых правил, справедливых и понятных вашему ребенку.
• Убедитесь в том, что дети понимают, чего от них ожидают, чтобы им было проще сотрудничать с вами. ■ Планируйте заранее каждый выход из дома с вашим ребёнком; например, отправляясь за покупками, возьмите из дома какую-нибудь игрушку или лакомство.
■ Дайте детям возможность закончить то, чем они занимаются; детям требуется время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой.
■ Слушайте внимательно и старайтесь понять точку зрения собственного ребёнка; помогайте своему ребёнку подобрать нужные слова, чтобы он смог выразить свой чувства.
■ Шутите со своим ребёнком, старайтесь развеселить его;.сделайте так, чтобы он получал удовольствие от того, что вы просите его выполнить.
■ Предлагайте ребёнку несколько вариантов, у него должен быть выбор.
■ Хвалите ребёнка за хорошее поведение и за попытки сделать что-то полезное.
Когда ваш ребёнок ведёт себя плохо:
■ Будьте примером для подражания собственному ребёнку.
-
Покажите ему, как справляться с гневом без крика, ругани и насилия.
-
Берите паузу, чтобы успокоиться.
-
Прежде чем наказывать, остановитесь и подумайте, как физические наказания повлияют на вашего ребёнка.
-
Выбирайте наказание, которое соответствует действиям вашего ребёнка и его возрасту. Например, если ваш четырёхлетний малыш бросает игрушку, ненадолго отберите её у него.
-
Если ваш ребёнок капризничает, дайте ему время успокоиться, прежде чем обсуждать случившееся.
-
Примите для себя решение - не применять к ребёнку физическое наказание.
Физическое наказание причиняет вашему ребёнку больше боли, чем вы думаете. За информацией о мерах наказания детей обращайтесь ...» (указаны организации, адреса и телефоны).
Так вот, по дороге на работу или с работы домой можно не только поразмышлять над тем, какой ты родитель, но и оторвать листочек со специального стенда, сделанного по типу отрывного календаря с советами для родителей. Причём в разных местах и на различных стендах вы найдёте листочки разного содержания. Вот пример другого такого отрывного листочка из своеобразного «Родительского календаря» или «Памятки для родителей»:
«Ваши дети всё слышат.
Ваши разговоры и поступки оказывают огромное влияние на вашего ребёнка, на то, как он относится к питанию и к физической активности. Ваши слова и поступки могут повлиять на самооценку вашего ребёнка. Вы - главный пример для подражания для своего ребёнка.
У детей ко всему формируется своё собственное отношение в раннем возрасте. Большая часть усвоенного ими до 6 лет будет сопровождать их всю жизнь.
Помните:
-
Всегда отмечайте что-то особенное, хорошее, уникальное, что есть в вашем ребёнке, в вас самих и других людях.
-
Избегайте критики собственного тела, тела вашего ребёнка и других людей.
-
Позвольте вашему ребёнку самому решать, сколько ему есть. Вы же решайте, какую пищу предложить, когда и где кушать.
-
Никогда не используйте пищу в качестве поощрения или наказания.
-
Ограничивайте время вашего ребёнка, проводимое у телевизора, за компьютером и с видеоиграми.
-
Лучше пойдите с ним на свежий воздух и поиграйте.
-
Почаще хвалите своего ребёнка за его поступки, поведение и способности.
Родителям на заметку:
-
У активных родителей - активные дети. Вместо того, чтобы просто наблюдать, как играет ваш ребёнок, играйте вместе с ним.
-
Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.
» Отмечайте то, что ваша дочь умеет делать хорошо, а не формы её тела. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.
■ Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
Быть родителем - не всегда легко. Если вам нужна помощь, свяжитесь с нами по телефону:
Отдел здравоохранения г. Торонто. Финансирование данной рекламы предоставлено Министерством здравоохранения Канады и правительством провинции Онтарио».
Мне эти наглядные пособия родительского ликбеза так понравились, что я--ездила с блокнотом и карандашом, срисовывая их везде и переписывая тексты. Темы таких стендов-плакатов и отрывных календарей везде разные.
А однажды мне встретился плакат-призыв такого содержания:
Волонтёретво:
Помогите направить ребёнка на правильный путь. Нам нужны волонтёры, особенно в возрасте от 19 до 26 лет, чтобы общаться с ребятами группы риска и служить им положительным примером. Это будет полезно и им, и вам. Мы подготовим вас к этой работе, и вы сможете работать по своему собственному расписанию. Просто станьте другом!
Обращайтесь по телефону:...»
Так катайся по городу и попутно получай педагогическое, психологическое и родительское образование. Аесли ты ещё молод и не имеешь собственных детей, то всё равно можешь поучаствовать в деле воспитания подрастающего поколения, потренировав свои будущие родительские навыки.
Позаимствовав чужую идею, я решила сама изобразить отношения, но не просто «ребёнок- родитель», а «учительский ребёнок- учитель-родитель». Вот что у меня получилось.
А теперь, уважаемые учителя-родители, попытайтесь сами наглядно представить свои отношения с собственным ребёнком. Вот вам для этого пустые незаполненные рамочки.
Что у вас получилось? Надеюсь, не «Чёрный квадрат» Малевича.
А далее, уважаемые педагоги, можно такое же задание по заполнению пустых квадратов дать и своим ученикам, к примеру, на одном из классных часов. Предложите ребятам изобразить графически отношения со своими родителями, заполнив два пустых квадрата: «Я - мои родители».
Чтобы ученики были более откровенны и открыты, можно не заставлять их подписывать свои рисунки, пусть это будут анонимные ответы. К этой необычной анкете можно добавить ещё и несколько вопросов, написанных учителем на классной доске. Составить вопросник вы можете сами. Придумайте свой или возьмите готовый из соответствующей педагогической литературы. Но непременно включите в него два простых вопроса: 1. Какими ласковыми именами тебя часто называют твои родители? 2. Какими грубыми словами обзывают тебя часто твои родители? Из собственного опыта многолетнего проведения подобной анкеты знаю, что на первый вопрос вы получите коротенький список из нескольких слов. А, к сожалению, на второй вопрос список слов будет очень длинным. Проанализируйте все полученные вами данные. Выпишите наиболее яркие примеры из ответов ребят. И на ближайшем родительском собрании зачитайте их, ни в коем случае не называя имён отвечавших.
Было бы также весьма любопытно ознакомить родителей с рисунками детей. Удивите родителей полученными вами в результате анкетирования ребят данными. Шокируйте их, тем самым заставляя задуматься об отношениях с собственными детьми. Помните, родители ваших учеников - это огромная сила, только нужно суметь этой силой правильно воспользоваться. Ведь родители ваших учеников - это всегда заинтересованная сторона. Вот и воспользуйтесь, а вернее сказать, постоянно, но осторожно, умно и тонко пользуйтесь этой недюжинной силой. Этим огромным потенциалом, этим зарядом, этой, скрытой на первый взгляд, мощнейшей энергией.
Если вы, уважаемые учителя, сумеете воспользоваться этим, то многократно увеличите эффективность собственного труда, так как найдёте себе соратников, единомышленников, сильнейшую группу поддержки. Кроме того, облегчите хотя бы в какой-то мере свой собственный титанический труд и разделите ответственность за чужих детей, так ловко повешенную на нас, учителей, обществом и государством. И возможно, поможете людям наладить хорошие семейные отношения или качественно улучшить имеющиеся.
Только после проведения подобного анкетирования, дорогие учителя-родители, не забудьте, пожалуйста, сами честно и откровенно ответить на все вопросы анкеты. Ответьте и задумайтесь: всё ли правильно вы делаете как родитель?
Эффективного вам анкетирования своих учеников и самоанкетирования!