Психологическое сопрпровождение акцентуированных подростков

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, не проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотрав...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ №2 Карповой И.М. на городском семинаре для учителей математики: «Внеурочная деятельность в условиях перехода на новые стандарты»

«Психолого - педагогическое сопровождение подростков»

Одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, не проявляется в отклонениях поведения и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными. При этом каждый тип акцентуации имеет свое «слабое место» и оказывается наиболее чувствительным и уязвимым в отношении специфических воздействий. По определению А.Е. Личко, акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей или даже пониженной чувствительности к другим.

Как показывают современные исследования, у одаренных детей наиболее часто возникают и остро протекают внутриличностные конфликты, приводящие к поведенческим проблемам, резкому снижению учебной мотивации и работоспособности. Поэтому учителям, работающим в нашей школе, приходится особенно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся и уметь выстраивать конструктивные отношения с одаренными детьми.

Своевременное распознавание типа акцентуации характера является необходимым для профилактики и коррекции нарушений поведения, эмоциональных срывов или нервно-психических отклонений у подростков (см. Памятку).

Памятка для педагогов по работе с подростками

Тип акцентуации

Основные признаки

Рекомендовано

Гипертимная

Стремление к лидерству, смена увлечений, повышенная активность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску и переоценке своих возможностей. Не любит монотонной работы, дисциплины, бурно реагирует на события.

Разнообразие деятельности и контактов. Деятельность в коллективе. Демократический стиль общения.

Провоцирующими факторами являются: безделье, одиночество, регламентируемая деятельность, эмоциональная ответственность и жесткий контроль.

Циклоидная

Эйфория - гипертимы, дисфория - неустойчивые. Скрытый тип

Гибкая тактика в зависимости от фазы.

Провоцирующими факторами являются перегрузки, притеснения, неожиданность.

Неустойчивая

Непоседливость, непостоянство, зависимость от других, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям, внушаемость

Твердое, властное руководство, строгий режим, порядок Провоцирующими факторами являются бесконтрольность, нецеленаправленное воспитание.

Эмоционально-лабильная

Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль.

Позиция друга-учителя. Одобрение и эмоциональная поддержка. Использование сильных сторон подростка: общительность, добродушие, чуткость, привязанность к другим людям. Провоцирующими факторами являются отвержение близких, потери, утраты.

Конформная

Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», несамостоятельность, безволие, подчинение мнению группы.

Позиция опекающего, развитие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения Провоцирующими факторами являются: отрицательный пример, группа детей, склонных к правонарушениям, смена коллектива.

Истероидная

Жажда внимания. Потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие. Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями. Демонстративность в поведении, претензии на исключительное положение среди сверстников, ненадежность в человеческих отношениях.

Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонстративного поведения. Предоставление «сцены». При работе с такими детьми важна опора на их сильные стороны: упорство, инициативность, коммуникабельность, организаторские способности, энергичность. Провоцирующими факторами являются: публичное лишение ореола, развенчание, изоляция от сверстников.

Шизоидная

Замкнутость и отгороженность. Неумение понимать состояние других людей. Уход в себя, в мир фантазий и грез.

Анонимное обсуждение проблем. Позиция взрослого, разубеждающего, опровергающего неполноценность ребенка. Провоцирующими факторами являются: насильственное помещение в группу, попытки эмоциональных контактов, лидерство.

Астеноневротическая

Повышенная утомляемость, раздражительность. Вялость, пугливость, склонность к неврозам жалобы на все и на всех.

Посильные требования, режим, сбалансированное отношение. Провоцирующими факторами являются: инвалидизация, гипер- и гипоопека, конфликты.

Эпилептоидная

Склонность к тоскливо-злобному настроению. Инертность, грубость. Стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководству, мстительность среди сверстников.

Опора на бережливость и аккуратность. Склонность к ручному труду и коммерции. Провоцирующими факторами являются: отсутствие эмоционального тепла. Жестокость, ущемление эгоистических интересов.

Сензитивная

Чрезмерная чувствительность, мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию. Повышенная впечатлительность. Комплекс неполноценности. Чрезмерные привязанности к родителям и друзьям

Длительные разубеждения, демонстрация нужности для других, опора на интуицию. Эстетические увлечения Провоцирующими факторами являются повышенная моральная и эмоциональная ответственность.

Психостеническая

Тревожная мнительность, робость, страхи. Педантизм. Повышенная чувствительность к порядку, навязчивые идеи, суеверность.

Рациональное разубеждение, поощрение реальной деятельности, занятия спортом без соревнований Провоцирующими факторами являются повышенная ответственность и ситуация выбора.

Т.о. своевременное распознавание типа акцентуации у подростков и адекватное реагирование на неадекватное поведение позволит существенно снизить риск возникновения проявлений асоциального характера, будет способствовать повышению учебной мотивации учащихся, улучшению социализации выпускника школы, на что и направлено внедрение ФГОС нового поколения.

Что касается психологического сопровождения математического образования в МБОУ СОШ №2, то можно сказать следующее: оно начинается с первого года обучения. В нашей школе (поскольку речь идет об интеллектуальной, а именно математической одаренности), большое значение уделяется диагностике уровню развития познавательных процессов учащихся. То есть наряду с изучением самооценки первоклассников, их эмоционального состояния, саморегуляции в деятельности, исследуется еще и уровень развития внимания и наглядно- образного мышления, как предпосылка развития математических способностей. В 3-4-х классах проводится изучение уровня развития психических процессов, в том числе и способности детей к изучению предметов математического цикла. Наиболее успешные ученики пополняют списки одаренных детей. Данные о них передаются учителям второй ступени обучения, осуществляется так называемая преемственность обучения. В дальнейшем проводится диагностика учебной направленности учащихся и соответствия их способностей профилю обучения.

В течение всего периода обучения в школе психологом проводится индивидуальная и групповая работа по коррекции возникающих у детей эмоциональных проблем, проблем внутригруппового взаимодействия и др.



























Выступление педагога-психолога Карповой И.М. на Совете по профилактике правонарушений (2013-14 уч.год)



© 2010-2022