Среди законов

Внеклассноет мероприятие предназначено дляучеников 10-11 классов или студентов колледжа. Тема классного часа: «Среди законов». Цель: Формирование нравственности, как высшего качества личности, затронуть проблему морали, способствовать развитию стремления учащихся к оцениванию моральных качеств личности; способствовать духовному и нравственному росту; указать на взаимосвязь прав и свобод, доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.Способствовать формированию правовой грамотности и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема классного часа: «Среди законов»

Группа: 4ГС

Дата проведения: 28 февраля 2014 года.


Цель:

  • Способствовать формированию нравственных качеств личности,

  • Побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; духовному и нравственному росту;

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.

  • Показать единство прав и свобод, доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.

  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.

  • Развивать мышление и воображение;

  • развивать творческие способности.

Форма проведения: практикум.

Подготовительная работа:

  • Подготовить аудиторию.

  • Приготовить основу для «герба»

  • Разработать и приготовить листы с изображениями студентов.

  • Приготовить мультимедийную презентацию.

Оформление, оборудование и инвентарь.

  • Компьютер, проектор, презентация классного часа.

  • На экране с помощью проектора написать тему классного часа.

  • Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые студенты, гости! Я рада приветствовать Вас на классном часе, который я назвала «Среди законов». И эпиграфом к классному часу я бы хотела взять слова из Библии «Не судите и да не судимы будете».


2. Актуализация. Постановка проблемного вопроса

Целесообразные нормы общественных отношений издревле формулировались (записывались) в виде законов. Исполнение законных норм жизнедеятельности людей контролировалось властью.

Один из важнейших принципов, на которых строится общество свободного предпринимательства, это господство закона. Установленные государством правовые нормы одинаковы для всех, и должно существовать не только в государственных документах, но и в жизни. Это и будет правовое государство.

Чтобы обеспечить господство закона, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на президентскую, исполнительную (правительство), законодательную (Федеральное собрание) и судебную власть (суды). Господство закона необходимо для существования экономики свободного предпринимательства, а также для демократического правления. Господство закона способствует социальному процветанию, так как благодаря ему коммерческая деятельность обретает определенность, надёжность. Альтернативный принцип - господство произвола - даёт привилегии лишь некоторым и отстаивается усилиями этих некоторых и только для их собственного блага.

Ваша самореализация будет совершаться в сложном мире общественных отношений, каждый участник которых (семья, колледж, общество в лице различных институтов) осуществляет свои интересы, притязания, потребности. В чём-то интересы всех и каждого совпадают, но могут и противоречить. Отношения всех участников общественных отношений и взаимодействия управляются государством с помощью правового регулирования.

- Каким образом регулируются отношения между людьми?

(ответы студентов)

3. Основная часть мероприятия

Существующая система законов, определяющих права, обязанности и ответственность людей, образуют иерархию, вершиной которой являются международные акты (Всемирная декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка).

На территории РФ правовое регулирование осуществляется Конституцией РФ, которая обладает высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Ни один другой закон не может ей противоречить. Все остальные законы принимаются и действуют во имя и для обеспечения действия положений Конституции РФ, определяющей основополагающие принципы существования государства и гражданского общества и их взаимодействия. Но Конституция определяет лишь общие положения, а непосредственное правовое регулирование общественных отношений, возникающих в различных сферах жизни, осуществляется на основании отраслевых нормативно-правовых актов, которыми являются Федеральные законы (кодексы). Наиболее широкий круг общественных отношений регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК), Уголовным кодексом РФ (УК), Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), Кодексом законов о труде (КЗоТ), Семейным кодексом (СК). Далее идут территориальные, отраслевые законодательства и, наконец, локальные узконаправленные подзаконные акты (уставы, положения, правила).


- Что вы понимаете под правами? Права человека? Гражданина?

(ответы студентов)

Права определяют степень свободы, обязанности степень ответственности. Единство прав и обязанностей является условием для самореализации человек его творческой самостоятельности.

Наиболее существенные права, которые имеют граждане, содержатся в статье 18 Гражданского кодекса. К их числу относятся: право иметь имущества собственности; наследовать и завещать его; заниматься предпринимательской и любой, не запрещённой законом, деятельностью; становиться юридическими лицами; оказывать любые, не противоречащие закону, услуги, иметь иные имущественные и личные имущественные права.

- Какой документ определяет права ребенка?

- Какой еще документ закрепил права ребенка?

Семейный кодекс РФ (1996 г.) впервые закрепил права детей в специальном разделе. Ребёнок имеет право:

- получить фамилию, имя и отчество;

- жить и воспитываться в семье;

- общаться с родителями и другими родственниками;

- получать защиту своих прав и законных интересов;

- выражать своё мнение.

Гражданские права в полном объёме человек получает с наступлением совершеннолетия, т. е. с восемнадцатилетнего возраста.


- Каковы обязанности у родителей перед детьми?

Родители обязаны воспитывать своих детей, должны следить, ухаживать и заботиться о своих детях до тех пор, пока им не исполнится 18 лет (если дети - инвалиды, то обязанность заботиться и содержать своих детей продолжается и после наступления этого возраста).

Трудоспособные дети, достигшие 18-летнего возраста, обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, проявлять о них заботу и внимание.

Родители вправе и обязаны наказывать своего ребёнка за ослушание или разного рода нарушения установленных для них правил. Меру наказания определяют сами родители. Они могут и отшлёпать ребёнка, хотя нигде в законе ни это право, ни запрет не оговариваются, это скорее традиция.

Однако если наказание слишком грубое, неадекватное и физическое воздействие носит систематический характер и превращается в истязание, то родитель может быть привлечён к ответственности по закону и даже лишён родительских прав. Ребёнок может быть в этом случае отобран и взят под защиту государством. В некоторых европейских странах бить ребёнка прямо запрещено законом.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 16 лет, признаётся место жительства их родителей или лиц, их заменяющих (ст. 20 ГК РФ). Жилищный кодекс РФ наделяет всех членов семьи, в том числе несовершеннолетних, равными правами на имеющуюся в их распоряжении площадь.

- Каковы обязанности учащихся перед колледжем?

Дисциплина в колледже поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся. Меры воздействия на нарушителей дисциплины перечисляются в Уставе колледжа или Правилах внутреннего распорядка, и этот перечень расширительному толкованию не подлежит. Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается.

- Какими экономическими правами обладают дети?

Дети имеют право совершать мелкие бытовые сделки (сделки, направленные на удовлетворение каждодневных потребностей семьи: покупка продуктов, товаров хозяйственно-бытового назначения), сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения и государственной регистрации (подарки) и сделки по распоряжению предоставленным имуществом.

Дети от 16 до 18 лет вправе совершать любые сделки с письменного согласия родителей (опекунов).

Разграничивая действия и поступки на возможные, желательные и строго обязательные, показывая, что поощряется, а что запрещается и карается, законы направляют самоактуализацию и самореализацию граждан, формируют правосознание, развивают чувство ответственности за свои поступки, делают целенаправленной волю человека.

- Как вы понимаете следующие высказывания?

(обсуждение цитат)

Среди законов

- Ничто так не способствует людской добродетели, как законодательство (Платон).

- Законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели (Цицерон).

- Законы, чтобы быть полными, должны были бы не только карать, но и награждать (О. Голдсмит).

- Законы пишутся для обыкновенных людей, поэтому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла ( Т. Джефферсон ).

- Создавайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались (Д. Локк).

- Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не обратился в ад (В. Соловьев).

- Право и долг подобны пальмам, которые не принос плодов, если не растут одна рядом с другой (Г. Ламенне).

- Закон - паутина: маленькие насекомые погибают ней, крупные же благополучно пробиваются (Анахарсис)

- Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею (Л.Берне).

- Если кто-нибудь захочет изучить все законы, то у него не будет времени нарушать их (И. Гёте).

- Закон и справедливость - две вещи, которые Бог соединил, а человек разъединил (К. Колтон).

- Тот, кто хочет все регулировать законами, тот скорее возбудит пороки, нежели исправит их (Б. Спиноза).

- Наш долг - это право, которое другие имеют на нас (Ф.Ницше).

- Закон не может сделать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным (Г. Торо).

- Дурные законы в хороших руках исполнителей - хороши; и самые лучшие законы в руках дурных исполнителей - вредны (Фридрих Великий).

- Законы и обычаи, тираны и палачи бессильны против свободы духа, присущей человечеству (Ж. Симон).

- Законы обязаны своей силой нравам (К. Гельвеций).

«Мои права и права других людей» (организационно-деятельностная игра)

Существует область личных прав, социальных норм, которыми все могут пользоваться как механизмом защиты при разрешении всевозможных межличностных конфликтов. Эти права отличаются от юридических, это - моральные права. Они даже не всегда сформулированы, оформлены, могут действовать в ограниченном пространстве, времени, круге общения.

Разделитесь на группы: одна должна выдвинуть и обосновать права, вторая - обязанности учащихся в форме указания, третья - обязанности учащихся в форме запретов. (Отдельным группам можно предложить поработать над формулировкой взаимных прав и обязанностей учащихся и преподавателей, родителей и детей.)

Составленные группами документы могут быть обсуждены и приняты «конституционной комиссией», выбираемой из самых компетентных и авторитетных учащихся. Комиссия составит общую «Декларацию прав и обязанностей учащихся»

Примерное содержание «Декларации»

Вы - учащиеся - имеете право:

- на успех, т. е. иногда ставить себя на первое место;

- просить о помощи и эмоциональной поддержке;

- протестовать против несправедливого обращения или критики;

- быть независимым;

- на свободу совести, т. е. иметь собственное мнение и убеждения; выражать их;

- совершать ошибки, менять свои решения или избирать другой образ действий;

- отвечать отказом на просьбу, не чувствуя за собой вины;

- на человеческое достоинство, т. е. не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям;

- побыть одному(ой), даже если другим хочется вашего общества;

- получать то, за что платите.

Вы - учащиеся - обязаны:

- соблюдать дисциплину в колледже;

- посещать уроки, определённые расписанием;

- здороваться с учителями вставанием;

- соблюдать чистоту;

- выполнять учебные требования преподавателей;

- соблюдать установленные нормы во внешнем виде.

Но вы никогда не обязаны:

- быть безупречным(ой) на 100%;

- следовать за группой (выполнять то, что делает группа);

- любить людей, приносящих вам вред;

- делать приятное неприятным людям;

- чувствовать себя виноватым за свои желания;

- мириться с неприятной ситуацией;

- жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;

- сохранять отношения, ставшие оскорбительными;

- выполнять неразумные требования;

- отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать.

Заявляя свои личные права, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши.

Упражнение «Представление о своей личности среди законов»

Самореализация в общественной жизни невозможна без соблюдения определённых норм поведения, обозначенных законом. Вам предлагается оценить (по пятибалльной системе) степень подготовки к законопослушной жизнедеятельности.

Среди законов




  • Знаю и соблюдаю свои права (ГК, УК, КоАП, КЗоТ, СК)

  • Знаю и соблюдаю свои обязанности

  • Знаю и соблюдаю свои личностные права и обязанности

  • Законопослушный

  • Реализую:

- право на образование;

- право на свободу мысли и слова

Ситуация-проба «Убийство»

В сад повадился вор: он собирал урожай то с грядок, то с деревьев. Хозяин стал дежурить с охотничьим ружьём. Один раз он выстрелил в воздух - вор убежал. В следующий раз он в темноту выстрелил в вора и: а) убил его; б) сделал инвалидом; в) легко ранил.

Задание. Обсудите правовую основу инцидента. Какую позицию, по-вашему, должен принять суд?

Социально-приемлемые позиции: • право собственности • минимально необходимая оборона • незаконность посягательства на жизнь человека • справедливость • ориентация на законы.

4. Подведение итогов

- Какой общий вывод можно сделать по результатам классного часа?

Формулируется вывод:

Разграничивая действия и поступки на возможные, желательные и строго обязательные, показывая, что поощряется, а что запрещается и карается, законы направляют самоактуализацию и самореализацию граждан, формируют правосознание, развивают чувство ответственности за свои поступки, делают целенаправленной волю человека.


© 2010-2022