Программа кружка Тренируем пальчики 1 класс

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа рассмотрена Согласована. Утверждена. Приказ № 222-о от 31.09.2015г.

на заседании методического объединения

педагог-организатор Директор МБОУ СОШ №17

_______ Халанская Л.И. _________ Каркошкина Т.Н.

Протокол № 1 от 28.08.2015г. 29.08.2015г

Руководитель ШМО

_________


МБОУ СОШ №17


Рабочая программа


Кружка « Тренируем пальчики »





Руководитель кружка: Суркова Ольга Фёдоровна.



2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи программы:

  • Научить правильно держать карандаш, ручку.

  • Развивать зрительно-моторные координации.

  • Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

  • Развитие творческой активности, пространственного мышления, фантазии.

  • Формирование навыков исполнительского мастерства.

  • Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.

  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

Программа учебного курса рассчитана на один час в неделю (по вторникам, 5-м уроком), по 30 минут.

Формы работы:

  • беседа

  • дидактическая игра

  • физические упражнения

  • коллективное творчество

  • индивидуальная корректировка действий.

Программа включает в себя следующие разделы:


  • пальчиковая гимнастика

  • пальчиковые игры со стихами

  • штриховка

  • раскрашивание рисунков

  • рисование по точкам

  • игры и действия с предметами

  • работа с конструктором.

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие ручной умелости (выполнение разнообразных практических дел, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность).

  • Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.).

  • Развитие изобразительных и графических умений детей (в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений).

  • Овладение нормами этики поведения.

В конце года учащиеся должны знать:


  • правила поведения на занятиях;

  • правила соблюдения осанки во время письма.

должны уметь:

  • правильно сидеть, правильно держать ручку и тетрадь;

  • правильно выполнять основные линии и графические элементы;

  • копировать различные сочетания штрихов и фигур, срисовывать с образца и рисовать их по памяти, соблюдая размерность, направление штрихов, пропорции, соотношение элементов;

  • различать понятия «лево» и «право», «лист», «страница» и «строка», «верхняя строка», «нижняя строка», «верхний правый (левый) угол», «нижний правый (левый) угол», «середина страницы», «первая, вторая строка»

  • чертить прямые линии разной длины и в разных направлениях, волнистые линии, дуги, круги, овалы; обводить контур изображения; рисовать по клеткам;

  • соблюдать правильное выполнение заданий;

  • рисовать красками и карандашами различными способами;

Учебно-методическое обеспечение.

Оборудование:

счетные палочки;

бусы;

грецкие орехи;

линейка;

пластилин;

разноцветные скрепки;

шнурки;

шаблоны;

образцы готовых изделий;

мяч-прыгун.

Инструменты:

линейка; кисточки; карандаши; трафареты.

Наглядные пособия:

презентации

иллюстрации;

образцы штриховок.

Дидактические материалы:

детская художественная литература;

образцы графических упражнений (диктанты, игры, лабиринты, пальчиковые игры в картинках, рисунки, прописи).


Сентябрь


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Загадки «Домашние животные»

3. Физ. минутка «Ветер»

4. Выкладывание из счетных палочек геометрических фигур «Построй дом для животных»

Счетные палочки, иллюстрации «Домашние животные», образец

8 сентября

2.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Загадки «Явления природы»

3. Физ. минутка «Бабочка»

4. Упражнение: «Обведи шаблон и раскрась»

Шаблоны, цветные карандаши, тетради «Волшебные пальчики»

15 сентября

3.

1. Пальчиковая игра «Улитка»

2. Загадки «Профессии»

3. Физ. минутка

4. Упражнение: «Обведи шаблон и раскрась»

Шаблоны, цветные карандаши, тетради «Волшебные пальчики»

22 сентября

4.

1. Пальчиковая гимнастика

2. Загадки «Герои сказок»

3. Физ. минутка

4. Выкладывание по контуру (горох)

Карточки с изображением контура, горох.

29 сентября

Октябрь


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Массаж пальчиков грецкими орехами.

2. Загадки «Домашние животные»

3. Физ. минутка «Бабочка»

4. «Волшебные дорожки»

Грецкие орехи, иллюстрации «Дикие животные», распечатанные дорожки.

Горизонтальные - "Кто быстрее", вертикальные - "Небесный пилотаж", волнистые - "Морские волны", круговые - "Клубочки", кривые, зигзагообразные.

6 октября

2.


1. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

2. Загадки «Домашние животные»

3. Физ. минутка «Киска»

4. Игры на ориентировку на листе бумаги.

Штриховка по образцу.

Повтори рисунок по клеткам.

Обведи по точкам.

13 октября

3.

1. «Пальцы вместе, пальцы врозь».

2. Загадки «Дикие животные»

3. Физ. минутка «Зайки»

4.Упражнение: сортировка пуговиц (большие, маленькие)

Иллюстрации диких животных, пуговицы разной величины. Сортировка пуговиц в разные контейнеры.

20 октября

4.

1. Пальчиковая игра «Умывалочка»

2. Загадки «Дикие животные»

3. Физ. минутка «Зайки»

4. Упражнение: «Выложи из счетных палочек лодочку»

Иллюстрации «Дикие животные»

Выкладывание лодочки из счетных палочек.

27 октября


Ноябрь


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Пальчиковая игра «Гусь»

2. Загадки «Орудия труда»

3. Физ. минутка «На коне - скакуне»

4. Упражнение: «Обведи шаблон и раскрась»

Иллюстрации, шаблоны, цветные карандаши.

10 ноября

2.

1. Пальчиковая игра «Гусь»

2. Загадки «Мебель»

3. Физ. минутка «Лиса»

4. Упражнение: «Выложи дорожку из фасоли»

Иллюстрации «Мебель», фасоль, полоски бумаги.

17 ноября

3.

1. Пальчиковая игра «Иголочка»

2. Загадки «Овощи»

3. Физ. минутка «Буратино»

4. «Собираем урожай»

Провести линию по середине дорожки, соединяющей животного и еду (уточку к берегу, на котором растет гриб; зайца с морковкой; собаку с костью). Затем предлагается раскрасить эти картинки.

24 ноября












Декабрь


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Пальчиковая игра «Маленькие снежинки»

2. Загадки «Явления природы. Зима»

3. Физ. минутка «Мурочка-снегурочка»

4. Выкладывание из счетных палочек «Елочка»

Иллюстрации «Зима», счетные палочки.

1 декабря

2.


1. Пальчиковая игра «Елочка»

2. Загадки «Герои сказок»

3. Физ. минутка «Как на горке снег»

4. Аппликация «Цыпленок».

Иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных героев.

Изготовление цыпленка из скатанных бумажных шариков желтого цвета.

8 декабря

3.

1. Пальчиковая игра «Елочка»

2. Загадки «Зимняя одежда»

3. Физ. минутка «Как на горке снег»

4. Графический диктант.

Иллюстрации «Зимняя одежда», листочек в клетку для графического диктанта.

15 декабря

4.

1. Пальчиковая игра «Елочка»

2. Загадки «Дикие животные»

3. Физ. минутка «Молотки»

4. Упражнение: «Собери бусы»

Иллюстрации «Дикие животные», бусины разного размера и цвета, леска.

22 декабря










Январь


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.


1. Пальчиковая игра «Умывалочка»

2. Загадки «Любимая сказка»

3. Физ. минутка «Побежали»

4. Упражнение: «Обведи и раскрась шаблон»

Иллюстрации к сказкам, шаблоны, цветные карандаши, ½ альбомного листа

12 января

2.

1. Пальчиковая игра «Десять мышат»

2. Загадки «Явления природы»

3. Физ. минутка «Молотки»

4. «Лодочки под солнцем»

(аппликация с элементами рисования)

Презентация, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы, клей

19 января

3.

1. Пальчиковая игра «Елочка»

2. Загадки «Дикие животные»

3. Физ. минутка «Молотки»

4. «Украсим рукавичку»

½ альбомного листа, цветная бумага, ножницы, клей.

26 января













Февраль


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.


1. Пальчиковая игра «Курица»

2. Загадки «Цифры в стихах»

3. Физ. минутка «Оладушки»

4. Работа со скрепками. «Солнышко смеется»

Иллюстрации «Цифры», карточки с нарисованным контуром цифр.

«Украсить» солнышко разноцветными скрепками, прикрепляя их по длине всего круга.

2 февраля

2.

1. Пальчиковая игра «Сосна»

2. Загадки «Профессии»

3. Физ. минутка «Шел Молчан»

4. Упражнение: « Вылепи из пластилина «Пирамидка»

Иллюстрации «Профессии», пластилин, пирамидка

9 февраля
















Март


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Пальчиковая игра «Иголка»

2. Загадки «Явления природы. Весна»

3. Физ. минутка «Мы - птички»

4. Геометрическая мозаика из треугольников.

Иллюстрации «Явления природы. Весна».

1 марта

2.


1. Пальчиковые позы:«Лиса», «Волк», «Медведь», «Лягушка»

2. Загадки «Птицы»

3. Физ. минутка «Дождик»

4. Упражнение: «Выложи солнышко из мозаики»

Иллюстрации «Птицы», мозаика

7 марта

3.

1. Пальчиковая игра «Солнышко»

2. Загадки «Растения»

3. Физ. минутка «В лес»

4.Упражнение: «Выложи из счетных палочек машину»

Иллюстрации «Растения», счетные палочки

15 марта














Апрель


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Пальчиковая игра «Пчелы»

2. Загадки «Одежда»

3. Физ. минутка «Лиса»

4. Упражнение: «Раскрась картинку»

Иллюстрации «Одежда», цветные карандаши, раскраска

5 апреля

2.


1. Пальчиковая игра «Семейка»

2. Загадки «Цифры в стихах»

3. Физ. минутка «Киска»

4. Упражнение: «Выложи цифры из палочек»

Иллюстрации «Цифры», счетные палочки

12 апреля

6.

1. Пальчиковая игра «Лягушка»

2. Загадки «Части тела»

3. Физ. минутка «Лиса»

4. Упражнение: «Раскрась картинку»

Иллюстрации «Части тела», цветные карандаши, раскраска

19 апреля

7.

1. Пальчиковая игра «Солнышко»

2. Загадки «Части суток»

3. Физ. минутка «Шел Молчан»

4. «Красивые салфетки», орнамент

Презентация, иллюстрации «Части суток», цветная бумага, ножницы, клей

26 апреля









Май


№ п/п

Структура занятия

Используемый материал, содержание работы

Дата проведения

1.

1. Пальчиковая игра «Десять мышат»

2. Загадки «Растения»

3. Физ. минутка «Оладушки»

4. Мозаика. «Цветочек»

Иллюстрации «Растения», мозаика

3 мая

2.


1. Пальчиковая игра «Пчелы»

2. Загадки «Насекомые»

3. Физ. минутка «Мы птички»

4. «Выкладывание из мозаики домика»

Иллюстрации «Насекомые», мозаика

10 мая

3.

1. Пальчиковая игра «Грибы»

2. Загадки «Транспорт»

3. Физ. минутка «Лиса»

4. Нарисуй по точкам по образцу

Иллюстрации «Транспорт», мозаика

17 мая

4.

1. Пальчиковая игра «Солнышко»

2. Загадки «Игрушки»

3. Физ. минутка «Дождик»

4. Дорисуй половинку.

Иллюстрации «Игрушки», шаблоны половинок картинок

24 мая












Список использованной литературы



  1. «Пальчиковые игры» Санкт - Петербург 2012г.


  1. С.В.Бурдина «Знакомство с клеточками» Киров 2010 г.


  1. С.В.Бурдина «Подумай, дорисуй» 2013г.


  1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. - М.: ООО "Дрофа", 2000


  1. Буцикина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников.// Логопед. - 2005. №3


  1. 6. Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Тоноркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль.


  1. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма.


  1. Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. "Радуга", 2002.


© 2010-2022