• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Доклад на семинар по теме «Гуманизация учебно-воспитательного процесса на основе нравственно-духовного образования в рамках предмета «Самопознание»

Доклад на семинар по теме «Гуманизация учебно-воспитательного процесса на основе нравственно-духовного образования в рамках предмета «Самопознание»

В докладе раскрывается причина и проблемы воспитания детей, связанные с экономическим и политическим реформированием общества.Резкая  дифференциация доходов, массовое обнищание семей,  дезорганизация жизни семей, разрушение семейных традиции, высокая занятость родителей или, напротив, их безработица - вот те причины,  способствующие нравственному и духовному обнищанию детей. В докладе раскрываются принципы гуманизации, говорится об изменении роли учителя. Говорится о создании развивающей предмет...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гуманизация учебно-воспитательного процесса на основе нравственно-духовного образования в рамках предмета «Самопознания».

«Учитель!

Как сильны мы, как много можем сделать,

если любим своё дело, любим тех,

кому служим не покладая рук,

трудимся, проникая в глубины

подлинно гуманной педагогики…»

Ш.А.Амонашвили

Современная жизнь с её быстрым течением, современный мир, с его быстроизменяющимися ценностями вносят свои коррективы перемен во все сферы нашей жизнедеятельности.

Основные проблемы в области воспитания связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются семейные традиции, сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми.

Все больше стало появляться нуклеарных семей, т.е. таких семей, где на первый план выдвигаются отношения между супругами, а не между родителями и детьми как это было раньше. Потребительское отношение общества, где во главу угла ставится материальное благо, переформатирование нашего сознания, всеобщая занятость родителей, которым как всегда не до нравственности и духовности все это послужило нравственно-духовному и гуманному обнищанию общества.

Медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе.

Ассоциацию с такими выброшенными из общества детьми я увидела в следующем стихотворении

Доклад на семинар по теме « Гуманизация учебно-воспитательного процесса на основе нравственно-духовного образования в рамках предмета «Самопознание».

Мимолётному поддавшись чувству,
Как игрушку, завели собаку.
К ближнему любовь:- сродни искусству,
А тут, чуть «ошибся» сразу в драку.
Словно вещь затискали в начале,
А затем, пинка, «что сделал лужу».
Ну, так Вы ж «гулять» не приучали,
А теперь кричим, зачем он нужен.

***

От ЛЮБВИ до эгоизма пропасть,
Равнодушьем мы калечим жизнь.
Лучше уж гуманная жестокость,
Чем, увы, жестокий гуманизм.


Гуманная жестокость, жестокая гуманность. Авторитет и авторитарность - смежные понятия.

К сожалению, у многих эти понятия часто подменяют друг друга.

Сегодня гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Ученик должен быть принят учителем вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок.

Современная личность настолько автономна, что сама порождает отчуждение от социально-значимых ценностей образования. Зачастую образование сводится к достижению потребительско - карьерных целей. К тому же Интернет как повсеместное явление современного этапа развития человечества играет свою негативную роль и приводит к нежелательным последствиям:

  • Бесконечное «кликанье» по кнопкам клавиатуры приводит к тому, что подросток не может более 15 минут ни на чем удерживать внимание. Это формирует у подростков клиповое мозаичное сознание.

  • У современных подростков превалирует виртуальное общение над живым, которое тотально обкрадывает их, в то время как раньше в школу дети приходили не только за учением, но зачастую, и даже в большей степени, за общением.

Такому натиску последствий индивидуализации и информатизации образования можно противопоставить принципы гуманной педагогики.

Принципы гуманистического воспитания.

  • Педагогический оптимизм учителя в отношении каждого ученика (положительные задатки, способности есть у каждого ребенка)

  • Уважение личности ребенка. При анализе действий учащихся рассматривать личность в целом.

  • Проявление всех потенциалов человека (реализация того, что заложено в человеке как возможность);
    Понимание его душевного состояния.

  • Заинтересованность в судьбе ученика.

  • Изменение роли учителя (он - фасилитатор обучения, то есть создатель определенной атмосферы в обучении, при которой учащиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих);

  • Создание ситуации успеха.

  • Главный принцип гуманной педагогики - очеловечивать среду вокруг ребенка. В классе не должно произноситься ни одно слово, которое не наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не всегда объясняется содержание слов, но их внутренний смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно, по крупинке.

Нельзя не сказать о развивающей предметной среде - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности. Предметная среда должна предоставлять ребенку возможность «вычерпывать» из неё информацию.

Реформирование системы образования в нашей стране в духе демократизации и гуманизации коснулось преподавания всех учебных предметов. Ярким примером тому служит внедрение в учебно-воспитательный процесс авторского образовательного проекта первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой «Самопознание».

Только через изменение педагогического сознания на основе понятия духовности и гуманности можно будет преодолеть «бич» образования - авторитаризм с его последствиями бездуховности и безнравственности. Авторитарной педагогике сегодня противостоит гуманная педагогика, которая во главу угла ставит духовные ценности.

На данном этапе развития педагогической идеи назрела насущная необходимость в соединении духовности и гуманизма. Ранее гуманизм и духовность были двумя противоположными философскими концепциями. С духовностью было связано понятие Духа, с гуманизмом - понятие Человека. Теперь эти понятия рассматриваются в единстве. Понятие «духовность» и «гуманность» переплетаются друг с другом. Вместе они - суть гуманной педагогики. Таким образом, современная школа пришла от педагогики сотрудничества к педагогике духовного гуманизма, путем внедрения предмета самопознание.

Необходимость гуманизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя, преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета, помочь им реализоваться как личностям. Поэтому гуманная педагогика, одним из родоначальников которой и является Ш.А. Амонашвили, призвана учить детей гуманистическому способу освоения мира, своего «я» очеловечить процесс познания, помочь увидеть связь всей бесконечно многомерной реальности с человеком, его трудом, талантом, творчеством, жизнью.

Знаете в чем трудность создания гуманной среды?

Самая большая трудность в творении гуманной среды находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм, есть истинный путь педагогики.

Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера,- трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться.

Гуманизация УВП через предмет самопознание предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний и навыков, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование.

Гуманизация образования - это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать», переделать. Возлюбить ближнего своего. Чтобы, как говорится в народе, «какой родился - такой сгодился».

Гуманизация образования не может осуществляться без опоры на чувства учащихся, без переживания ими процесса постижения истины, без проявления к ней эмоционально ценностного отношения. В этом состоит один из важнейших признаков очеловечивания учебного процесса через предмет «Самопознание».

Гуманизация образования, ставящая в центр педагогических усилий личность ребенка, является одной из важнейших проблем в педагогике и школьной практике. Очень важно, чтобы процесс образования воспринимался ребенком не только как необходимость, а вызывал позитивные чувства и проходил в условиях психологического комфорта.

( на доске карточки) Составим синквейн к понятию Гуманность

  1. Гуманность.

  2. Человеколюбивый, толерантный.

  3. Воспитывает, лечит, принимает таким, каков есть.

  4. Система установок личности по отношению к человеку, группе, живому существу, обусловленная нравственными нормами и ценностями.

Ш.А. Амонашвили писал:

«Нельзя, чтобы ребенок взрослел,

обновлял свою жизнь только в школе

или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем

личность, то всё его окружение, все люди, которые

направляют этот процесс, должны составлять

целеустремленную воспитательную среду»

Таким образом, для гуманизации обучения, в первую очередь необходимо создать следующие условия:


1. Создать психологически положительную и комфортную атмосферу на и вне урока, а именно в каждый момент общения. Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая
2. Учесть возрастные и психологические особенности учащихся. Помочь проявлению всех потенциалов учащихся
3. Выбрать оптимальный стиль педагогического общения для каждой конкретной ситуации. Это предполагает «открытость» общения, центрацию на интересах и чувствах ребенка.

Сегодня на уроках вы увидите приемы и формы создания комфортных условий

  • Создание эмоционального настроя (использование картин, репродукции, диафильмов, видеопрограмм, музыки)

  • Использование дидактических игр и игровых приемов

  • Методы положительной мотивации: поощрение, убеждение, соревнование

  • Доброжелательный тон учителя, его такт и знание им индивидуальных и возрастных особенностей детей.

  • Безотметочное оценивание результатов учебно-воспитательной работы, использование в работе рекомендаций психолога, встреча с родителями, введение понятия «свободы учения» Нельзя птицу учить летать в клетке.

Следующее условие

  • Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности.

Важнейшим условием гуманизации в преподавании предмета «Самопознание» является интеграция общечеловеческих ценностей в целостный учебно-воспитательный процесс. Такие ценности передаются только «от сердца к сердцу». Поэтому мы считаем создание всех вышеперечисленных условий преподавания предмета «Самопознание» важным фактором формирования целостной гармоничной личности. А это, в конечном итоге и является целью гуманистически направленного образования.

Какие бы условия мы ни определяли для качественного и перспективного обновления мира образования, основа будет заключаться в смене парадигмы педагогического сознания: если сознание учителя примет категорию духовности как определяющую, то постепенно произойдет переориентация на новые ценности образования, на ценности гуманной педагогики.

Гуманная педагогика - это педагогика, с помощью которой ребенок находит свет в себе и в окружающих.

Сравним модели обучения при традиционном образовании и образовании, построенной на идее гуманизации.

Традиционное образование

Модель образования, построенная на идее гуманизации

Человек - средство

Человек - цель

Приобщение человека к науке и производству

Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе

Формирование знаний, умений и навыков

Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности

Усвоение образца деятельности

Опыт творческой деятельности

Механизмы трансляции и репродукции

Механизмы творчества

Заранее запрограммированы все действия человека

Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт

Ориентация на среднестатистического обучаемого

Учет индивидуальных особенностей

Оценка результата деятельности

Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества

Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований

Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей

Давление на личность через коллектив

Свобода личности

Фетишизация одной теории обучения

Психология творчества

Соответствие конечного результата цели

Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты)

В основе - категория деятельности

В основе - категория взаимодействия

Негативное отношение к части учащихся

Позитивное отношение ко всем учащимся

Стремление к коррекции поведения и личности

Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося

Универсальность требований

Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний - высокий и разный)

Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными

Самопознание и самораскрытие своего "Я"- признак сильной и здоровой личности

Общение - в рамках стабильных ролей

Постоянная смена ролей

«Гуманистическая позиция педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он уже есть, с такой жизнью, которой он уже живет, и включить в содержание своих общений с ним его жизнь во всех ее проявлениях, интересоваться этой жизнью, стать ее соучастником. Умение и готовность принятия других людей, в частности учеников, такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, не давая оценок этим особенностям, то есть толерантность, является основой гуманизации. В образовании это предполагает готовность педагога обучать разных детей по-разному и ценить не оценивая...» Т.О. происходит изменение роли учителя. Он - фасилитатор, создатель определенной атмосферы, при которой дети находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих.

Для успешного проведения учебно-воспитательного процесса в рамках предмета самопознание важно говорить о стремлении учителя сформировать положительные качества личности, невозможно не говорить о гуманном подходе к личности ребенка; определенном подборе методов, средств и приемов в обучении и воспитании каждого ребенка в отдельности и коллектива детей в целом.
В основе гуманизации - деловые и партнерские отношения между учителем и учеником, воспитанником, которые вместе достигают определенной цели, решают задачи обучения и воспитания.

Вся структура урока самопознания пронизана идеей гуманизма. Это введение в учебно-воспитательный процесс критериев моральности и духовности.

Воспитывая гуманность, мы должны помнить о необходимости придать каждому из частичных ее проявлений устойчивость в виде одной черты характера. А это возможно, если источником этих проявлений станут, наряду с требованиями взрослых потребности, интересы, чувства, ценностные ориентации самого воспитанника. Лишь с их развитием гуманность приобретает у подростков стойкий характер, так как потребности, интересы, чувства, убеждения, выполняя роль внутренних побудителей гуманных поступков, являются «строительным материалом» для простых качеств, структурирующих гуманность.

Гуманность - нравственное качество личности. Как же оно формируется? Оно формируется только в процессе взаимоотношений с другими людьми.

Педагогический процесс - это Вы, Ваше настроение, Ваше состояние. Человек должен осознать свою судьбу, свой путь, свою маленькую, но миссию. Причем, поиски ведет сам человек. Но направить его еще в раннем детстве обязан учитель. Гуманная педагогика - самоотверженно помогать детям открыть в себе судьбу. Этому способствуют применение учителями разнообразных методов и приемов на уроках самопознание.

На уроках самопознания учителя призваны помочь своим воспитанникам вырасти добрыми, великодушными, совестливыми людьми, способными на сопереживание, готовыми прийти на помощь любому человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Хочу Вам зачитать строки из «Манифеста гуманной педагогике»

На что направить нашу творческую энергию?

Гуманная педагогика не есть уже проторенная дорога, по которой нам остается достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты. И главным в решении всех этих проблем является наше самосовершенствование. Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое мы вовлекаем детей или отдельно Ребенка. Наше образовательное поле- это отражение нашей сущности. Отсюда - самая фундаментальная проблема гуманной педагогики - самосовершенствование.

У нашего коллектива, коллектива учителей общеобразовательной школы и коллектива учителей музыкальной школы - единая цель. Каждый учитель, как в оркестре, знает свою "партию", чтобы "произведение" зазвучало. И сегодня эти партии сотрудничества вы это увидите на открытых уроках. Именно осуществление на практике гуманизации обучения предполагает хорошее владение педагогами технологией индивидуального подхода к учащимся. Благодаря предмету самопознание учителя решают проблему построения индивидуально-ориентированного образовательного процесса

Сегодня на семинаре вы увидите:

Личностно - ориентированный подход к учащимся, основанный на принципах гуманизации, технологию педагогики сотрудничества, получение практических навыков гуманного общения; диалогическую форму общения

Именно использование диалога как формы общения отвечает целям гуманизации процесса образования.

Диалогическая форма общения способствует превращению ученика из пассивного потребителя знаний в активного участника их добывания. Она приучает школьников к уважительному, терпимому отношению к суждениям других участников диалога. Для успешной организации диалогового общения наши учителя соблюдают ряд психолого-педагогических условий. Во первых, ученик в процессе диалога чувствует уважительное отношение к себе со стороны учителя, имеет возможность возразить учителю, высказать свою точку зрения. Во- вторых, соблюдается уважительное отношение участников диалога друг к другу, возможность выражать свое мнение, быть конкурентоспособным. Воспитание конкурентоспособной личности проводим методом ДОБРО

Д

ДЕЛИТЬСЯ С УЧАЩИМИСЯ ЗНАНИЯМИ, ОПЫТОМ

О

ОДОБРЯТЬ ИХ

Б

БУДИТЬ ИХ ИНТЕРЕС

Р

РАЗДЕЛЯТЬ ИХ ДОВЕРИЕ

О

ОПЕКАТЬ ИХ

А также увидите применение технологии критического мышления (по стратегии 6 шляп мышления), развитие вокально-интонационных навыков, развитие эмоциональной отзывчивости при прослушивании муз произведения, и один из приемов составления определения понятий.

И в заключении своего доклада я хочу сказать, что

если мы видим на наших уроках счастливые лица детей, то большое спасибо С.А. Назарбаевой за этот проект, ставший своеобразным компасом для подрастающего поколения.

И самое главное в работе с детьми всегда помнить, что путь к сердцу ребенка - доброта и гуманность. Добрый учитель или воспитатель, принявший участие в судьбе ребенка, обязательно останется в его памяти.

Главное, сеять, заполнять, напитывать детей высокими понятиями, открывать нравственные ценности.





Список литературы:

  1. Гершупский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании.Педагогика,1992, №5/6.

  2. Григорьева Е.Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку. Дис. канд.пед.наук. Ч.,2000.

  3. Зерняев Е.М. Педагогическое мастерство преподавателя иностранного языка в высшей школе. В сб.: Коммуникативная направленность как условие интенсификации обучения иностранному языку. Чебоксары: ЧГУ, 1998.

  4. Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника. Дис. канд.пед.наук. М. 1994.

10

© 2010-2022