Программа Вместе с мамой для детей 1. 5-3 года

  Образовательная адаптированная программа для учреждений дополнительного образования  по адаптации детей 1,5 – 3 года  к посещению дошкольного учреждения составлена на основе программы «Радуга» Т.И. Гризик, «Топ-хлоп, малыши». «Вместе с мамой» Автор - составитель педагог дополнительного образования Ананьева Анна Александровна Цель: гармоничное развитие ребенка раннего возраста во взаимодействии с мамой.      Основные положения программы: адаптация к детскому саду носит развивающий характер; н...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство бюджетного образования и науки Республики Хакасия.

Управление образования администрации муниципальное Образовательное

Учреждение «Копьёвский районный Дом детского творчества».



Рассмотрено на заседании Методического совета МБОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Согласовано:

Заместитель директора по УВР МБОУ ДОД «Копьёвский районный Дом детского творчества»

Комарова Г.М.

Утверждено:

Директор МБОУ ДОД «Копьёвский районный Дои детского творчества»

Гончар О.Г.

Протокол №

от «____ »________ 2014г.




Образовательная адаптированная программа для

учреждений дополнительного образования

по адаптации детей 1,5 - 3 года к посещению

дошкольного учреждения

составлена на основе программы «Радуга» Т.И. Гризик,

«Топ-хлоп, малыши».

«Вместе с мамой»









1 год обучения







Автор: педагог дополнительного образования:

Ананьева Анна Александровна



Копьево 2014г


Пояснительная записка


При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты. Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка студии.

Цель: гармоничное развитие ребенка раннего возраста во взаимодействии с мамой.

Задачи:

в образовании:

- вызвать у детей радость от общения с окружающими;

- побуждать детей к самостоятельной деятельности;

- формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

- формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

- расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

- обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства, форму, строение и цвет.

в развитии:

- развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать, сопоставлять, обобщать;

- развитие родительской компетентности у мамы;

- развитие умения чувствовать малыша и знать, что ему нужно;

- развитие сенсорных ощущений;

- развитие двигательной активности;

- развитие мелкой моторики.

в воспитании:

- способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;

- способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

- способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

- обеспечивать комфортные условия пребывания в студии.

Основные положения программы: адаптация к детскому саду носит развивающий характер; не допускает дублирования программ дошкольного учреждения; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослым); обеспечивает формирование ценностных установок; готовит переход от игровой к творческой, дошкольной деятельности, инвариантна и готовит к любой системе дошкольного образования.

Новизна состоит в том, что программа включает внедрение новых форм взаимодействия

семьи и детского сада, мониторинг развития каждого ребенка, учет его особенностей,

индивидуализации развития личностных качеств. Психолого-педагогическая поддержка

направлена на успешную адаптацию детей, раннюю социализацию и раскрытие потенциальных

возможностей.

Актуальность данной программы заключается в том, что она является ответом на запрос

родителей - предоставить возможность детям, не посещающим дошкольные учреждения,

получить своевременную социальную адаптацию в общении с другими детьми, взрослыми и

начальное ранее комплексное развитие.

Формы занятий и ведущая деятельность: фронтальная (групповая), по подгруппам - основная форма работы на занятиях, а также игровая, интегрированная, индивидуальная формы работы. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного.

Практическая значимость:

- снижение риска тяжелой адаптации к группе детского сада;

- появление новых форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- активное развитие речи.

Содержание программы


Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознания творческих способностей малыша. Детей раннего возраста ёще рано знакомить с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия должны строиться таким образом, чтобы в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, дети были способны усваивать сходства и различия свойств предметов.

Занятия проходят вместе с мамой, потому как в таком возрасте ребенок очень зависим от мамы физически и эмоционально. Без мамы он чувствует себя не безопасно. Именно через маму происходит познание мира, правил и норм поведения, мотивация к развитию.

На занятиях мама и педагог показывают, как можно выбирать материал, работать с ним и убирать на место. Вскоре ребенок научается делать это самостоятельно.

Именно через собственную деятельность ребенка происходит его истинное развитие. Когда ребенок самостоятельно выбирает себе занятие, трудится, добивается результатов, он испытывает гордость и уверенность в себе, а также желание познавать мир дальше.

Программа «Вместе с мамой» рассчитана на 1 год обучения. Количество учащихся 6 человек.






Характеристика группы


Функционирует с 2014 года

Режим работы - 4-дневная рабочая неделя

Возраст детей - от 1,5 до 3-х лет.

Кол-во детей - 6 человек из них 2 мальчика, 2 девочки.

Занятия в группе раннего развития складываются из игровой и познавательной деятельности, которые представляют собой отработку навыка по таким видам деятельности как:

- пение вместе с мамой;

- движения под музыку,

- упражнения на логику,

- упражнения на внимательность,

- упражнения на социализацию,

- рисование/лепка.

В процессе занятия происходит: стимулирование фантазии и воображения в игровой форме; укрепление эмоциональной связи ребёнок-родитель, обучение совместной деятельности; развитие естественных коммуникативных навыков, ненавязчивая отработка взаимодействия с детьми и взрослыми; тренировка внимания на основе следования сюжетной линии занятия; закладывание основ для дальнейшего развития: обучение цвету, форме, логическому мышлению, тактильным ощущениям, движениям;

развитие речи, обогащение словаря.

















Программа «Вместе с мамой» по адаптации детей к ДОУ,


включает в себя следующие разделы:


  1. «Риторика для маленьких»

  2. «Художественный труд».

  3. «Музыка»



Количество занятий в неделю

  1. Риторика для маленьких - 4

  2. Художественный труд - 2

  3. Музыка - 3

Всего: 9









Календарно-тематическое планирование

Риторика для маленьких

Тема занятия

Кол-во часов

1

Настольный театр «Курочка ряба»

Сентябрь


1 четверть


18 часов





2

Петушок и курочка


3

Петушок, курочка, цыплята


4

Рассматривание игрушек (паровоз, корова, петух)


5

Игра «Чудесный мешочек».

Октябрь


6

Змейка


7

Кто живет в лесу? (рассматривание картинок)


8

Кто, что ест


9

Ветерок


10

Настольный театр «Теремок»

Ноябрь



2 четверть



14 часов

11

Собачка лает


12

Зелёный, желтый, красный


13

Игра-инценировка «Колобок»

Декабрь


14

Игра «Тук-тук»


15

Зимние забавы


16

Новый год


17

Игра-драматизация «Медвежонок и козлята»

Январь



3 четверть





20 часов






18

Игра «Собачка лает»


19

Зайка и его друзья


20

Весёлое путешествие

Февраль


21

Кукла в гости к нам пришла


22

Мой весёлый звонкий мяч


23

Птичка прилетела на ладошку села

Март


24

Подарок для любимой мамы сделают ребята сами


25

Кукольный домик


26

Весенняя капель


27

Солнечные зайчики

Апрель



4 четверть



13 часов


Соберём букет для мамы


28

Воробьишка-хвастунишка


29

На лесной лужайке


30

Вместе весело играть

Май


31

Чтение потешки «Баю-баю, за рекой…»


32

Прятки с предметами










К концу года дети должны уметь:

• эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

• готовить игрушки и место для игры;

• соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

• действовать, соблюдая правилам;

• делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.

• убирать игрушки после занятия;

Дети должны знать:

• различие цвета красный, желтый, зеленый;

• названия образных, спортивных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

• особенности использования разных видов игрушек;

• правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;

• названия некоторых любимых игр.










Календарно-тематическое планирование

Художественный труд

Тема занятия

Кол-во часов

1

Знакомство с пластилином

Сентябрь


1 четверть




9 часов

2

Палочки


3

Карандаши


4

Колбаски


5

Нитки к шарам

Октябрь


6

Палочки к разным флажкам


7

Брёвнышки для избушки


8

Заборчик


9

Морковь


10

Огурец

Ноябрь



2 четверть



7 часов

11

Стебли к цветам


12

Стебли к разноцветным цветам


13

Доски к низкому забору

Декабрь


14

Доски к высокому забору


15

Лесенка узкая


16

Баранки


17

Падает снег

Январь


3 четверть






9 часов

18

Дорожки для машин


19

Пирамидка из колец


20

Шарики

Февраль


21

Украсим сарафан матрёшки


22

Яблоки


23

Оладьи

Март

24

Колечки


25

Солнышко


26

Капель

Апрель



27

Погремушка



4 четверть


8 часов




Птичка


28

Лепёшки


29

Куколка


30

Миска для котёнка

Май


31

По выбору детей


32

Повторение




































К концу года дети должны уметь:

• раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук;

• отламывать от большого кока глины маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу;

• лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином.

• по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру.



Дети должны знать:

• что карандашами, фломастерами, красками, ладошками и кистью можно рисовать.























Календарно-тематическое планирование

Музыка

Тема занятия

Кол-во часов

1

Ладушки-ладошки

Сентябрь


1 четверть


9 часов

2

Тихо-тихо мы сидим


3

Веселые лошадки


4

Погуляем


5

Повторяй за мной

Октябрь


6

Вот как мы умеем


7

Ходим-бегаем


8

Пальчики шагают


9

Пляска с погремушками


10

Ой летали птички

Ноябрь


2 четверть


7 часов

11

Устали ножки


12

Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп


13

Прятки

Декабрь


14

Игра с бубном


15

Солнышко


16

Вот как мы умеем


17

Дай ладошечку

Январь


3 четверть


9 часов

18

Приседай


19

Пляска с куклами


20

Научились мы ходить

Февраль


21

Воробышек и кошка


22

Пляска с платочками


23

Солнышко и дождик

Март


24

Кап-кап


25

Идем-прыгаем


26

Вот как мы умеем

Апрель



27

Вот как солнышко встаёт


28

Пляска с цветочками


4 четверть



8 часов

29

Где же наши ручки


30

Повторение любимых песенок


31

Повторение любимых песенок

Май


32

Повторение любимых песенок


33

Повторение любимых песенок
































К концу года дети должны уметь:

• выполнять образно-игровые движения;

• передавать ритм мелодии в пляске с предметами (развитие чувства ритма, ловкости движений);

• исполнять простейшие плясовые движения, подпевать, исполнять вместе с педагогом повторяющиеся слова.












© 2010-2022