Сценарий для внеклассного мероприятия Женское лицо войны

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Женское лицо войны»

музыкально-театрализованное представление

Действующие лица:

1.Ведущая

2. Девушка в белом, она же Женщина в черном, как олицетворение
женской судьбы.

3. Ярославна

4. Князь Игорь

5. Лиди Паньшина

6. Лейтенант Саморуков

7. Лейтенант Фомушкин

8. Лейтенант Самойленко

9. Комсорг

10. Подруга Лиды
11.Мама

12. Сын маленький

13. Сын взрослый - десантник

14. Девочка

15. Хор

16. Женский дуэт

17. Солист / гитара/

18. Солистка





ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ВОЙНЫ

Музыкальное оформление - Свиридов. ''Тройка"

Выходит ведущая.

Ведущая - В этом году наша страна отмечает 70 лет со дня Победы в той далекой войне, одной из многих войн, выпавших на долю России.

За свою историю Русская земля по меньшей мере раз в столетие подвергалась опустошительному нашествию. Древняя Русь за 250 лет вынесла свыше 160 внешних войн. В XVI веке Московия воюет 43 года, в XVII веке - 48 лет, в XVIII веке- 56 лет. В целом для России состояние мира является скорее исключением, а война - жестоким правилом.

Говорят, у войны не женское лицо. Но стоит ли забывать женские слезы тех кровавых войн.

Ведущая уходит. На сцене появляется Девушка в белом платье с букетом цветов. Танцуя, напевает песню:

Девушка в белом - Выглянуло солнышко, светит на лугу.

Я навстречу солнышку по траве бегу.

У ручья под ивою слышу соловья.

Самая счастливая в этом мире я.

Я родилась для счастья. В этом мире все рождаются для счастья, - так говорила мне мама. Человек рожден для счастья, как птица для полета, - так написано в книгах. В пении птиц, в цветении лугов, в шелесте листвы, в журчание ручейка, везде и всюду угадывалось вечное и огромное счастье, предначертанное мне свыше. И я ожидала свое женское счастье всей душой, каждую минуту, каждое мгновение. Кто же знал, что все обернется совсем иначе...

Выходит женский дуэт. Девушки выносят красную шаль, которую набрасывают на плечи Девушки в белом. Музыка стихает, Девушка в белом уходит.

Женский дуэт исполняет песню "Любовь и разлука", сл.Б.Окуджавы, муз. И. Шварца.

Еще он не сшит твой наряд подвенечный,

И хор в нашу честь не споет...

А время торопит - возница беспечный,-

И просятся кони в полет. - 2 раза

Ах, только бы тройка не сбилась бы с круга,

Бубенчик не смолк под дугой!

Две вечных подруги - любовь и разлука-

Не ходят одна без другой.

Мы сами раскрыли ворота, мы сами

Счастливую тройку впрягли,

И вот уже что-то сияет над нами

Вот что-то погасло вдали. -2 раза

Святая наука - расслышать друг друга

Сквозь ветер на все времена!

Две страницы вечных - любовь и разлука-

Поделятся с вами сполна.

Чем дольше живем мы, тем годы короче,

Тем слаще друзей голоса.

Ах, только не смолк под дугой колокольчик.

Глаза бы глядели в глаза! -2 раза

То берег, то море, то солнце, то вьюга,

То ласточки, то воронье...

Две вечных дороги - любовь и разлука-

Проходят сквозь сердце мое...

Еще он не сшит твой наряд подвенечный...

Звучит фонограмма Франсиса Гойя. Женский дуэт уходит. Появляется Женщина в черном- это та же исполнительница Девушки в белом, но сейчас она в черном платье с красной шалью на плечах.

Женщина в черном- Струится ветер с теплой стороны,

Леса шумят, поляны зацветают.

Там жизнь!.. Её звуки, её песни, песни вечности.

Цветет рябина, моё дерево. Я- та рябина, испытав на себе дробь дождя, жар солнца, удары молнии, выстояв, я стала красной горькой ягодой. Я лишь рябинка, маленькая, совсем незаметная, одна из горемычных рябинок России.

Я- та невеста, которой не суждено увидеть своего возлюбленного. Я и мать, потерявшая своего сына. Я и жена, не дождавшая своего мужа с поля брани. Слезы скорби неразлучны с женской судьбой. И мое сердце откликается на плач Ярославны, это я над Дунаем оплакиваю своего мужа.

Выходит Ярославна. Женщина в черном уходит. Музыка прекращается.

Ярославна читает отрывок из "Слова о полку Игореве" на древнерусском языке:

На Дунай Ярославнынъ глась ся слышитъ,

Зегзицею незнаема рано кычеть:

"Полечу,- рече,- зегзицею по Дунаеви,

Омочю бебрянъ рукавъ въ Каяле реце,

Утру князю кровавый его раны

на жестоцемъ его теле".

Ярославна рано плачетъ

въ Путивле на забрале, аркучи:

"О ветре, ветрило!

Чему, господине, насильно вееши?

Чему мычеши хиновьскыя стрелки

на своею нетрудною крилцю

на моея лады вой?

Мало ли ти бяшетъ горе подъ облакы веяти,

лелеючи корабли на сине море?

Чему, господине, мое веселие

по ковылию развея?"

Ярославна рано плачеть

Путивлю городу на задороле, аркучи:

"О Днепре Словутицю!

Ты пробилъ еси каменныя горы

сквозе землю Половецкую.

Ты лелеялъ еси на себе Святославли насады

до плеку Кобякова.

Взлелей, господине, мою ладу кь мне,

а быхъ не слала къ нему слезь

на море рано".

Ярославна рано плачетъ

въ Путивле на забрале, аркучи:

"Светлое и тресветлое ельце!

В семь тепло и красно еси:

чему, господине, простре глрячюго свою лучю

на ладе вой?

Въ поле безводне жаждею имь лучи съпряже,

тугою имъ тули затче?"

Прысну море полунощи,

идутъ сморци мылами.

Игореви князю богъ путь кажегь

изъ земли Половецкой

на землю Русскую,

къ отню злату столу.

Выходит хор, Ярославна уходит. Хор исполняет песню "Нет России другой", муз.Б.Терентьева, сл.Е.Синицына.

Хор - Берегите Россию- нет России другой.

Берегите Россию, её тишину и покой.

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.

Ей неведомы страхи и крепка её сталь.

И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию- без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию, нет России другой.

Звучит фонограмма А.Джойса "Осенний сон". Хор уходит, на сцену выходят актеры в военной форме, выстраиваясь в мизансцену "Фотография". Одновременно с ними выходит Женщина в черном.

Женщина в черном - Война- это всегда очень трудно. Это работа от зари до зари. Это бессонные ночи. Но одно желание было всегда- желание нравиться. И мечта, что когда-нибудь придет оно, мое девичье счастье, в скрипящих сапогах, с таким знакомым, с таким привычным запахом пороха, пота и крови.

Придет, я молилась за это счастье, я верила в него. И ждала его как награду за труд, за страх, за боль и за то еще, что не смотря ни на что, вопреки всему я оставалась той, кем была- Женщиной.

Фонограмма прекращается. Актеры инсценируют отрывок из повести Б.Васильева "Ветеран",

Самойленко - Девушки, девушки из банно-прачечного. Это наш отряд с усмешкой называли на фронте "Мыльный пузырь".

Фомушкин - Это ваши руки, самые добрые и небрезгливые. Это вы помогли человеку снова стать человеком.

Комсорг - Барак, в котором шла санобработка, целые сутки был как адская кухня. Особенно страшно было в первом отделении, а всего их было 4. В первом еще не мыли, только раздевали догола и щетками соскребали с тела вшей.

Лена - Во втором отделении стригли, обмывали по одному разу и опять вместе

с волосами таскали жечь целые ведра вшей. Даже старики-санитары, воевавшие и в Германскую, и в Гражданскую, говорили, что в жизни такого не видели.

Лида - В третьем отделении было уже легче. Там только мыли ещё раз. А в четвертом

начинался рай. Там одевали в чистое бельё и клали на носилки

Самойленко - Всю страшную работу внутри барака делали девушки из банно-прачечного отряда.

Лида - Девчонки, влюбилась я, кажется.

Самойленко - Влюбилась или кажется?

Лида - Ой, не знаю, ничего не знаю,

Лена - Это уж не кажется, а вполне точно. Кто он?

Лида - Лейтенант. Мост разминирует, что немцы взорвать не успели.

Самойленко - Сапер, значит. Ясно. Завтра чтоб здесь был, предъявишь, а там решим.

Лена -Крути роман, подружка!

Лида - Он меня в 9 на берегу ждать будет.

Самойленоко - Никаких романов и никаких берегов. По внешнему виду замечаний не имеем, а внутренний ещё надо выяснить. Приведешь на беседу.

Лида - Ой.Тоня...

Самойленко - Не Тоня, а младший лейтенант Самойленко. Беседовать буду я, комсорг и лейтенант Фомушкин, если сочтет нужным. А сейчас спать. Спать без разговоров. В 5 подъем, в 5-30 свидание с корытами. Всё!

Лейтенант- Лейтенант Саморуков на беседу прибыл.

Фомушкин - Тут такое дело. Тут, понимаешь, армия. У бойца ни мамы нету, ни батьки, только мы. его товарищи.

Лейтенант - Я понимаю.

Фомушкин - А боец- девушка. А девушке ошибаться нельзя. Она за свою ошибку всю жизнь расплачиваться будет. Вот ты сапер?

Лейтенант - Сапер.

Фомушкин - Тебе ошибаться нельзя?

Лейтенант - Нельзя.

Фомушкин - Вот и ей тоже, значит, вам двоим ошибаться ну никак нельзя.

Лейтенант - Нет, а мы и не ошибаемся.

Фомушкин - Уверен?

Лейтенант - Уверен.

Фомушник - Тогда доложи, кто ты есть по мирному состоянию, где родился и как думаешь дальше жизнь строить?

Лейтенант - Мать учительница в Москве, отец погиб в 41-м в ополчении.

Комсорг - Домашний адрес"?

Лейтенант: Москва, Каретный ряд, 9. Думаю завтра подать рапорт с просьбой разрешить жениться.

Комсорг - А согласия от невесты имеешь?

Лейтенант - Имею.

Фомушкин - Рапорт мне покажешь. Ну, как говориться, поздравляю, И беги сейчас к бойцу Лидии Паньшиной. Она тебя, паренек, поди заждалась.

Самойленко - Увольнение ей до подъема. Целуйтесь на полную катушку за всех за нас. Поздравляю!

Комсорг - Поздравляю. Лидочка наша замечательная комсомолка. Вот увидите.

Лейтенант - Спасибо, большое спасибо, (уходит, появляется Лидочка Паньшина)

Комсорг - Юбочка сидит отлично.

Лена - Пройдись, Лидочка.

Комсорг - Стоп, стоп, стол. Надень мои сапоги, у твоих голенища широкие, некрасиво.

Лена - Гимнастерку надо на выточках подобрать.

Лида - Это зачем же?

Комсорг - Чтоб грудь смотрелась.

Лида - Это в темноте-то?

Лена - Bee-равно лучше, когда она подчеркнута.

Лида - Думаешь, он смотреть собирается.

Комсорг - Не думаю, конечно, но сначала должен полюбоваться.

Самойленко - Нет. Я знаю что нужно. Знаю, знаю, дура я несчастная, что раньше

не сообразила, (выносит чемоданчик, достает из него блузку. Звучит фонограмма "Вокализ" трио "Меридиан").

Лида - Что ты, что ты. Это же чудо. Это же тебе самой нужно. Это же взять

невозможно

Самойленко - Надевай, говорю
Лида - Зачем! Ну, зачем же?

Самойленко - А затем!

Лида - (подруги окружают Лиду, снимают гимнастерку, одевают белоснежную блузку. Музыка прекращается) Пошла я.

Комсорг - Иди, заждался твой-то.
Лена - Четвертую папироску курит.

Лида - Пошла я, пошла. Помирать буду, день этот вспомню, сестрички вы мои.

(Звучит музыкальный фрагмент из спектакля А.Петрова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты. Лида бросается в объятия подруг, затем убегает.)

Самойленко (смахивая слезу)- Завтра ей до обеда спать. Значит норму её на всех разделим, по справедливости. (Вновь звучит фонограмма АДжойса "Осенний сон", все актеры выстраиваются в мизансцену "Фотография")

Фомушкин - А лейтенант все-таки ошибся.

Самойленко - И через три дня разнесло его на куски незамеченным фугасом.

Комсорг - Лида Паньшина отвоевалась, но замуж так и не вышла.

Лена - То ли сапера своего забыть не смогла...

Лида - То ли другие девушки подросли, помоложе да покрасивее...

Фонограмма звучит громче. С выходом хора актеры уходят. Хор исполняет песню Г.Заволокина "Млечный путь",

Хор - На звезды млечного пути не зря смотрю я часто,

Не потому что я найти по ним мечтаю счастья,

А потому что вижу там, на том пути на Млечном

Всех тех кто ныне дорог нам, хотя ушел навечно.

Припев: По Млечному пути, по вечному пути

Здесь в свое время пролегла дорога.

И мне по ней идти - 3 раза По воле бога.

Я вижу матери лицо, оно в сияние лунном.

Я вижу деда своего на том пути на грудном,

В строю поротно там и тут одни погибшие солдаты.

А жницы письма принесут сожженные когда-то.

Сегодня светлой будет ночь, но не водой и хлебом,

Ничем я не смогу помочь идущим звездным небом.

Я только песню им пошлю, как голубя навстречу

И всем скажу, что всех люблю и помнить буду вечно.

Звучит фонограмма Свиридова "Романс". Хор уходит. Появляется Женщина в черном.

Женщина в черном - О, Господь! Благослови Россию!

Благодать излей на наш народ.

Верен Бог, дарующий нам силу

И покой средь бурей и невзгод!

Мать сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, придержи морозы с метелями, поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие! Дабы кровиночке моей не пришлось со мною расставаться, дабы сын мой не сложил на поле брани свою головушку.

Со словами "Мама, мама" выбегает маленький мальчик, прячется за женщину в черном. Выходит мать. Исполняется миниатюра по мотивам повести С Алексиевич "Цинковые мальчики". Женщина в черном уходит.

Сын - Мама, мама.

Мать - Данилушка, сыночек, где ты?

Сын - Я здесь, мамочка.

Мать - Он у меня маленьким родился, два килограмма . Рос маленький. Обниму!

Мое ты солнышко. Ничего не боялся.

Сын - Только паучков.

Мать - Да, сыночек, только паучков. Моё ты солнышко. Игрушки любил военные.

Пистолет, автомат. Нацепит и марширует.

Сын - Я солдат, я солдат.

Мать- Моё ты солнышко.

Сын - Хочешь, мама, я тебе песенку спою?

Мать - Спой, сыночек.

Сын - (поет) У меня есть шашка, шашка у меня. Мне купила мама быстрого коня. Ты скачи, коняшка, шашка наголо. Ты не бойся, мама, никого.

Со стола ракета целит на врага.

Я ракетчик смелый, твердая рука.

Не погаснет солнце, не погибнет сад.

Ты не бойся, мама, я солдат.

Мать - Мое ты солнышко.

Сын (убегая) - Я солдат, мама, я солдат!

Мать - А потом он вырос. И стал большим красивым парнем. Он стал солдатом,

как мечтал. Писал, что гордится своим десантным полком. Однажды, весенним солнечным утром в дверь позвонили. Я открыла. На пороге стояли военные... И тогда я все поняла.

Мать одевает на голову черный платок. Выходит солист с гитарой. Исполняет песню ЮАнтонова "Снегири", ел. М.Дудина, муз. ЮАнтонова.

Солист-

Это память опять от зари до зари

Беспокойно листает страницы.

И мне снятся всю ночь на снегу снегири,

В белом инее красные птицы.

Белый полдень стоит над Вороньей горой,

Где оглохла зима от обстрела,

Где на рваную землю на снег голубой

Снегириная стая слетела.

У переднего края раскаты гремят,

Похоронки доходят до тыла.

Под Вороньей горою погибших солдат

Снегириная стая накрыла.

Мне все снятся военной поры пустыри,

Где судьба нашей юности спета.

И летят снегири, все летят снегири

Через память мою до рассвета.

И летят снегири, все летят снегири

Через память мою до рассвета.

Солист уходит.

Мать-

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь , не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной сын не возвращается?

Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою,

Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный.

Белый свет не мил, изболелась я.

Возвратись , моя надежда, зернышко моё, зорюшка моя, горюшко моё,

Где же ты?

Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилою.

Ничегошеньки не надо мне, только сына милого.

За лесами моя ластонька, за горами за громадами.

Если выплаканы глазоньки, сердцем плачут матери.

Белый свет не мил. Изболелась я.

Возвратись, моя надежда, зернышко моё, зорюшка моя, горюшко моё,

Где же ты?

Со словами "Где же ты?" выходят Ярославна и Лидия Паньшина. Звучит фонограмма Свиридова "Романс". Выходят князь Игорь, лейтенант Саморуков и десантник-повзрослевший сын. Каждый встает за своей женщиной. Читают стихотворение "Прости" И.Морозова.

Десантник - Прости, что я не добежал до вражеского дзота.

За сто шагов в прицел попал чужого пулемета.

Прости за то, что в том бою не думал о тебе

В чужой стране, в чужом краю, на выжженной земле.

Лейтенант - Я жизнь любил как никогда в походах ли, в атаках.

Моя звезда, твоя беда, поправка к зодиаку.

Прости за лучшие года, возможные с другим.

Прости за то, что никогда никто не повторим.

Князь Игорь - Когда придут мои друзья покаяться за брата,

Прости их, нежная моя, они не виноваты.

Что не спасли, не сберегли, поверь, не их вина.

Они свершили, что смогли, но верх взяла война

Десантник - Прости мне вражий пулемет, что я не добежал.

Прости мне вражий пулемет и что не добежал.

Выход солистки. Исполняется песня М.Минкова на ел. И.Шаферана "Если б не было войны". Во время песни пары расходятся в разные стороны:: Ярославна и князь Игорь во время второго куплета, Лидия Паньшина и лейтенант - на третьем куплете, мать и десантник - на четвертом куплете.

Солистка - Еще до встречи вышла нам разлука,

и все же о тебе я вижу сны.

Ну, разве мы прожили б друг без друга,

Мой милый, если б не было войны -2 раза.

Наверно, я до срока стала старой.

Да только в этом нет твоей вины.

Какой бы мы красивой были парой,

Мой милый, если б не было войны -2 раза.

И снова ты протягиваешь руки.

Зовешь из невозвратной стороны.

Уже ходили б в школу наши внуки,

Мой милый, если б не было войны- 2 раза.

Никто калитку стуком не тревожит.

И глохну я от этой тишины.

Ты б старше был, а я б была б моложе,

Мой милый, если б не было войны - 3 раза.

Вновь звучит фонограмма Свиридова "Романс". Из глубины сцены между образовавшимися группами выходит Женщина в черном. В руках у неё горящая свеча.

Женщина в черном - Я свеча... Таю... Очередная капелька медленно сползает вниз... Таю...Надо мною крик воронов, их мертвое карканье... Горю... Таю... Горю... Потухаю... Вновь воспламеняюсь.

На сцену выходит маленькая девочка в белом платье В руках держит незажженную свечу.

Девочка - Горишь?

Женщина - Да.

Девочка - Тебе больно?

Женщина - Очень,

Девочка - Задую тебя?

Женщина - Подожди еще чуть-чуть. Я лишь капелька свечи, что называется Жизнь.

Девочка - А кто же я?

Женщина - Ты тоже капелька, капелька молодой новой жизни.

Женщина зажигает свечу девочке, отходит в глубь сцены к группе женщин. Девочка исполняет песню Е.Крылатова на ел. Ю.Энтина "Прекрасное Далеко".

Девочка - Слышу голос из Прекрасного Далека.

Голос утренний в серебряной росе.

Слышу голос- и манящая дорога

Кружит голову, как в детстве карусель.

Припев - Прекрасное Далеко, не будь ко мне жестоко.

Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь!

От чистого истока в Прекрасное Далеко,

В Прекрасное Далеко я начинаю путь.

Слышу голос из Прекрасного Далека.

Он зовет меня в чудесные края.

Слышу голос- голос спрашивает строго:

А сегодня что для завтра сделал я.

Припев.

Звучит фонограмма Свиридова 'Тройка". Девочка отходит назад к Женщине в черном. Выходит ведущая.

Ведущая - 67 лет прошло с того памятного 9 мая. Казалось, полвека достаточно, чтобы затянулись кровавые раны, чтобы высохли слезы на глазах матерей и вдов. Но война не дает забыть о себе так просто. Она возвращается к нам Афганистаном, Югославией, Чечней, Осетией, Грузией… Именно поэтому мы собрались сегодня здесь.

Ведь только в деревни нашего небольшого тогда Октябрьского сельсовета не вернулось 250 человек. Это 250 вдов, невест, матерей... Вдовы... Они живут среди нас, состарившиеся, совсем неприметные. Девушки, носящие горькое имя невест войны, так и не свившие своего гнезда, подбитые, как птицы на лету.

Вот оно- ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ВОЙНЫ.

Фонограмма звучит в полную силу. Все участники, находящиеся на сцене, выходят на авансцену.

© 2010-2022