Рабочая программа по кружку Юный репортер (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 57 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики



Принята

на заседании методического объединения учителей русского языка, литературы, истории, КРК, обществознания, географии

МБОУ «СОШ № 57»г. Чебоксары,

протокол №___ от _______20__г.

Утверждена

Приказом МБОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары

№___от ___________ 20___ г.

Директор МБОУ «СОШ №57» г. Чебоксары

______________ Р.Р.Нилова














Программа

кружковых занятий

«Юный репортер»

в 5 А классе











Учитель:

Егорова Инна Анатольевна






Чебоксары, 2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Юный репортер» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возможностей у ребят выражать свои мысли, излагать свои идеи, грамотно научиться выражать чувства явно недостаточно.

А между тем возрастные особенности детей позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности.

Программа «Юный репортер» рассчитана на учащихся пятого класса, увлекающихся литературной и художественно-творческой деятельностью, сможет помочь учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты.

Работа по данной программе поможет учащимся развивать и повышать культуру речи, научит общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Цели обучения

Знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело.

Задачи обучения

развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в данном виде деятельности;

формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

активизировать познавательную мыслительную деятельность;

развивать критическое мышление;

развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;

прививать культуру общения;

воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;

воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.

развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;

формировать творческие способности детей;

уметь анализировать и отбирать полученную информацию;

уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.

Программа рассчитана на 34 часа учебного времени, из расчёта 1 час в неделю. Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная.

Содержание и методы деятельности.

Особенностью методики проведения занятий во внеурочной деятельности является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. Основной упор делается на работу учащихся на уроках русского и чувашского языков (определенные типы игровых разминок: свобода речи, пополнение словарного запаса, дикция: скорость реагирования на происходящее, ориентация в пространстве). На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 10- 12 лет и может преподаваться в общеобразовательном учреждении и в учреждениях дополнительного образования,

Настоящая программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов-34. Продолжительность одного занятия - 45 минут.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, репортажи.

Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов, способствующих их разностороннему личностному развитию.

Занятия в кружке помогут обучающимся оценить свой творческий потенциал.

Технологии, используемые в системе занятий по программе «Юный репортер», ориентированы на то, чтобы обучающийся получил такую практику, которая поможет ему овладеть общеучебными и специальными навыками, позволяющими успешно осваивать программу основной школы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

учащиеся должны уметь:

- определять стиль и тип речи;

- давать характеристику текста публицистического стиля в соответствии с темой и основной мыслью;

- отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

- создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: интервью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

познавательные учебные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

умение структурировать знания;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

коммуникативные универсальные учебные действия:

планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

личностные учебные действия:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; формирование интереса к выполнению творческих проектов; оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

метапредметные результаты освоения программы « Юный репортер» проявляются в расширении круга приёмов составления разных типов плана;

расширении круга структурирования материала; умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами

обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

умении организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Основные направления работы с детьми

  • Общение

  • Речь устная и письменная

  • Работа с текстами, этикетные диалоги, газетно-информационные жанры.



Учебно - тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Журналистика как профессия.

1

2

Функции журналистики.

1

3

Требования к журналисту.

1

4

История российской журналистики

1

5

Жанры журналистики.

1

6

Язык журналистики.

1

7

Стилистические фигуры речи.

1

8

Стилистические фигуры речи.

1

9

Композиция журналистского материала.

1

10

Публицистический стиль.


11

Информационные жанры.

3

12

Аналитические жанры.

4

13

Художественные жанры.

3

14

Практическая работа «Написание статьи».

1

15

Технические средства журналиста.

1

16

Особенности газетного языка.

1

17

Речевая культура.

1

18

Эстетика и дизайн.

1

19

Школьная газета.

1

20

Роль школьной газеты.

1

21

Читатель и его интересы

1

22

Как и о чем писать для школьной газеты?

1

23

Темы газетных публикаций.

1

24

Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта

1

25

Требования к информации.

1

26

Источники информации.

1

27

Заголовки и иллюстрации.

1

28

Интервью.

1

29

Выпуск газеты.

1

30

Выпуск газеты.

1

31

Школьная редакция.

1

32

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

33

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

34

Практическая работа по выпуску школьной газеты.

1

Итого


34





Календарно-тематическое планирование



Содержание программы.


(34 часа)



ТЕМА 1. Вводное занятие. Профессия журналиста (1 час).


Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов.


Формирование представлений о профессии журналиста.


Экскурсия в редакцию районной газеты « Северные нивы».



ТЕМА 2. Функции журналистики (1 час).


Функции журналистики:

✓ информационная;

✓ коммуникативная;

✓ выражение мнений определенных групп;

✓ формирование общественного мнения.


Журналист как представитель определенного слоя общества.


Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.



ТЕМА 3. Требования к журналисту (1 час).


Требования к журналисту:


- компетентность;


- объективность;


- соблюдение профессиональных и этических норм;


- глубокие знания в области литературы, философии и др.;


- владение литературным языком.



ТЕМА 4. История российской журналистики (1 час).


Из истории развития газетного дела.


Журналистика XVIII века.


Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII веке.


Журналистика XIX века.


А.С.Пушкин - публицист. Журналы «Современник», «Отечественные записки».


Журналистика XX века.


Истоки нравственных основ журналистской этики.


Задание. Написать репортаж « Моя школа». Каким должен быть журналист?



ТЕМА 5. Жанры журналистики (1 час).


Жанры журналистики и их особенности.


Интервью - особенности этого жанра, его виды: интервью - монолог, интервью - диалог, интервью - зарисовка, коллективное интервью, анкета.


Статья - роль статьи в газетах и журналах. Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления, яркость литературного изложения.


Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра - заметка информационного характера, заметка - благодарность, заметка - просьба, обращение.


Отличие заметки от корреспонденции.


Репортаж - наглядное представление о том или ином событии, через непосредственное восприятие журналиста - очевидца или действующего лица.


Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.


Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.


Очерк - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого репортажа.


Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.


Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения.



ТЕМА 6. Язык журналистики (1 час).


Слово и понятие. Многозначность слова.


Профессиональная лексика, диалектизмы, жаргонизмы.


Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.


Задание. Подготовить рассказ « Я хочу рассказать о слове ….».



ТЕМА 7-8. Стилистические фигуры речи (2 часа).


Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.


Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.


Задание. Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте. Написать зарисовку о любом времени года, используя определенные стилистические фигуры.



ТЕМА 9. Композиция журналистского материала (1 час).


Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.


Основные структурные связи в рассуждении.


Задание. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите рассказ на тему «Как я провел лето», используя разные типы построения.



ТЕМА 10. Публицистический стиль (1 час).


Выразительные средства языка публицистических произведений.


Заглавие - важный компонент текста. Знакомство с различными видами заголовков.


Задание. Рассмотреть заголовки районной газеты «Северные нивы», попробуйте заменить их, что из этого получится?



ТЕМА 11. Информационные жанры (1час).


Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка, информация-объявление.


Основные требования к информативной публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность, выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты, определение места, времени, обстоятельств).


Задание. Создание текста определенного жанра.



ТЕМА 12. Аналитические жанры (1 час).


Назначение произведений аналитических жанров - сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.


Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья, обозрение, отзыв, рецензия).


Задание. Написать отзыв об осеннем празднике «Золотая осень».



ТЕМА 13. Художественные жанры (1 час).


Художественные жанры: слово, очерк, эссе, фельетон, и др.


Задание. Знакомство с письмами Лихачева. Выразительное чтение писем.


Наблюдения над особенностями очерка, анализ текстов-образцов; создание эссе или фельетона.



ТЕМА 14. Практическая работа «Написание статьи» (1 час).


Написание статьи о проблемах нашего класса Необходимый критерий - выбор одного из публицистических жанров и соблюдение его стилистических норм и особенностей.



ТЕМА 15. Знакомство с оформительским делом (1 час).


Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер).


Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати.


Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция». Фотографирование объектов, просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших.


Дизайн газеты. Классический дизайн газеты. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. С


Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).


Задание. Практическая работа «Фоторепортаж»



ТЕМА 16. Особенности газетного языка (1 час).


Особенности газетного языка.



ТЕМА 17. Речевая культура (1 час).


Культура устной и письменной речи.



ТЕМА 18. Эстетика и дизайн. (1 час).


Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.


Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет. Черты различных дизайнов.


Выбор шрифта для определённого по содержанию текста.


Дизайн школьной газеты.



ТЕМА 19. Школьная газета (1час).


Просмотр материалов школьной газеты. Техническое обеспечение.



ТЕМА 20. Роль школьной газеты (1 час).


Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может достичь? Выбор названия классной газеты.



ТЕМА 21. Читатель и его интересы (1 час).


Кто будет читателем школьной газеты, и что он ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.


Задание. Провести анкетирование.



ТЕМА 22. Как написать статью в школьную газету? (1час).


Жанровые формы. Заметка. Структура заметки. «Новость одной строкой».


Статья в школьную газету «Помни о прошлом».



ТЕМА 23. Темы газетных публикаций (1 час).


Правила расположение новостей. Рубрики. Полосы.


Задание. Составить эскиз газеты.



ТЕМА 24. Заметка-благодарность к Международному женскому дню 8 Марта (1 час).


Правила:


- честность и достоверность;


- краткость и ясность.


Способы предупреждения фактические ошибок:

✓ проверять и перепроверять информацию, особенно цифры, даты, имена и фамилии;



ТЕМА 25. Требования к информации (1 час).


Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость, ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.


Практическая работа. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение.



ТЕМА 26. Источники информации (1 час).


Очевидцы событий. Литературные источники. Интернет-источники (обязательное правило - указание интернет-ссылки на источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.



ТЕМА 27. Заголовки и иллюстрации (1 час).


Объем заголовков, их стилистика. Иллюстрации.


Задание. Придумать 5 заголовков на тему «Школьная страна».



ТЕМА 28. Интервью (1 час).


Основные правила ведения интервью.


Задание. Взять интервью у участника Великой Отечественной войны Бадьярова Е.И.



ТЕМА 29. Выпуск газеты (1 час).


Этапы выпуска номера газеты:

✓ планирование номера газеты;

✓ сбор информации;

✓ подготовка материалов, рубрик, полос;

✓ подбор иллюстраций;

✓ макетирование и верстка номера;

✓ редактирование и вычитка, подписание номера;

✓ обсуждение номера.


Время каждого этапа определяется в зависимости от периодичности выхода газеты.



ТЕМА 30. Школьная редакция (1 час).


Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик (дизайнер).



ТЕМА 31. Практическая работа по выпуску школьной газеты (1 час).


Практикум по выпуску газеты (определение темы, сбор фактов, анализ фактов и составление плана, написание черновика и корректирование плана).



ТЕМА 32. Путевые заметки (1 час)


Понятие о путевых заметках, их основных формах. Композиционные особенности путевых заметок. Субъективный взгляд автора. Привлечение наглядного материала. Место путевых заметок в устной и письменной речи.



ТЕМА 33. Интернет-журналистика (1 час).


Школьный Интернет - сайт.


Работа на ПК


Работа творческими группами. Выбор темы. Подбор материала. Печатание текста


Выбор дизайна работы


Редактирование проекта


Просмотр работ. Обсуждение подготовленных проектов.



ТЕМА 34. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих достижений» (1 час).


Приглашение на занятие всех желающих.


Выставка наиболее интересных материалов и проектов.


Выпуск газеты с отчётом работы кружка «Юный журналист».


















Календарно-тематическое планирование


урока

дата

Тема

Кол-

Во

часов

Требования к уровню подготовки учащихся


Базовые знания

Развитие познавательных

умений

Формирование ценностно-мировоззренческих

ориентаций

Раздел 1. Общение. 2ч

Тема 1. Адресат - кто он? 1ч

1

Адресат - кто он?

1

Знать: понятия «общение», «адресант», «речевая ситуация», два вида информации:, для чего нужна речь.

Уметь: вступать в речевое общение, определять коммуникативное намерение, выбирать словесные средства общения

Формирование

коммуникативной

компетенции

Тема 2. Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории. 1ч

2

Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.

1

Знать: понятие «коммуникативная задача», «сигналы речи». Способы выражения коммуникативных задач, интонацию истинного коммуникативного намерения

Уметь: уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения, прямо и косвенно выражать просьбу.

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

Раздел 2. Виды общения. 1ч

Тема 1. Официальное и неофициальное общение. Классное собрание.1ч

3

Официальное и неофициальное общение. Классное собрание.

1

Знать: виды общения, зависимость выбора тех или иных средств общения от его вида. Словесные и несловесные виды общения, их роль в речевом общении; использование жестов и мимики как интонационных средств, помогающих говорящему полнее и точнее выразить свою мысль. Правила поведения в официальной обстановке и общественных местах.

Уметь: выбирать средство общения, уместно пользоваться жестами и мимикой в соответствии с ситуацией общения

Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни

Раздел 3. Несловесное общение 2ч

Тема 1. Великая сила голоса. Учим голос летать. 1ч

4

Великая сила голоса. Учим голос летать.

1

Знать: отражение чувств в голосе говорящего. Речевая задача и возможности голоса. Интонационный, тембральный, громкостный рисунок голоса.

Уметь: умело пользоваться возможностями голоса для решения коммуникативных задач, определять чувства говорящего. Отражающиеся в голосе

Формирование

коммуникативной

компетенции

Тема 2 .Жесты помогают общаться. 1ч

Тема 3.Уместные и неуместные жесты. 1ч

5

Жесты помогают общаться..

1

Знать: роль жестов в речевом общении. Однозначные и многозначные жесты.

Уметь: определять роль жестов; уместно пользоваться жестами в речевом общении.

Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни

66

Уместные и неуместные жесты.

1

1

Уместные и неуместные жесты. Использование жестов в речевом общении.

Уметь: определять роль жестов; уместно пользоваться жестами в речевом общении.

Содействовать формированию культуры поведения в повседневной жизни

Раздел 4.Учимся слушать 2ч

Тема 1. Слушание бывает разным. 1ч.

7

Слушание бывает разным

1

Знать виды речевой деятельности; виды речи.

Уметь: применять полученные знания в практике речевого общения

Формирование

коммуникативной

компетенции

Тема 2. Установка на восприятие. 1ч

8

Установка на восприятие.

Способы и приемы слушания.

1

Знать: основные способы и приёмы слушания. Почему важно уметь слушать. Роль невербальных средств общения при слушании.

Уметь: различать способы и приёмы слушания, выбирать способы слушания от ситуации общения. Соблюдать правила собеседника.

Формирование культуры речевого общения

Раздел 5. Побеседуем. 2ч

Тема 1. Беседа, ее особенности. 1ч

9

Беседа, ее особенности

1

Знать: что такое беседа. Беседы разных видов: дружеская, этикетная, деловая, научная. Цели беседы. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?

Уметь: применять полученные знания в практике речевого общения

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

Тема 2. Дружеская беседа. 1ч




10
















Дружеская беседа.








1







Знать: Беседы разных видов: дружеская, этикетная, деловая, научная. Цели беседы. Что нужно уметь, чтобы хорошо беседовать?

Уметь: применять полученные знания в практике речевого общения








Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение





Раздел 6. Учимся отвечать 3ч

11


Разные ответы. Как важно начать.

1

Знать: виды ответов, задачи ответов, как строить ответ, план ответа; первые начальные предложения

Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать начало ответа

Формирование культуры речевого общения

12

Развернутый ответ.

1

Знать: построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.

Уметь: строить развёрнутый ответ - устный текст, выбирать

Формирование

коммуникативной

компетенции

13

Основная часть.
Конец - делу венец.

Знать: построение основной части ответа. Доказательства, аргументы, примеры. Концовка ответа. Ключевые слова для доказательства мысли.


Формирование

коммуникативной

компетенции

Раздел 7.Учимся читать.2ч


14


15

Учимся читать учебный текст.

Ознакомительное чтение.

1


1

Знать: цели и виды чтения, задачи ознакомительного и изучающего чтения

Знать: задачи ознакомительного и изучающего чтения.

Уметь: применять полученные знания





Уметь: применять полученные знания

Содействовать социальной адаптации учащихся





Содействовать социальной адаптации учащихся


Раздел 8. Речь правильная и хорошая. 2ч

16

Клише, штампы

1

Знать: понятие «речевой штамп»

Уметь: редактировать тексты, избегая речевых штампов

Формирование

коммуникативной

компетенции

17

Находки

1

Знать: понятие «речевая находка»


Содействовать социальной адаптации учащихся

Раздел 9. Учимся редактировать 1ч

18

Редактирование изучаемых речевых жанров.

1

Знать: понятие

« редактирование речевых жанров»

Уметь: редактировать тексты.

Формирование мировоззренческого кругозора

Раздел 10. Будь вежлив. 2ч

19

Вежливое обращение

1

Знать: что такое комплимент, что такое похвальное слово, языковые средства создания комплиментов и похвальных с слов.

Уметь: создавать комплимент и похвальное слово, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения

Содействовать социальной адаптации учащихся

20

Похвальное слово

1

Знать: что такое комплимент, что такое похвальное слово, языковые средства создания комплиментов и похвальных с слов.

Уметь: создавать комплимент и похвальное слово, используя языковые средства в соответствии с ситуацией общения

Формирование

коммуникативной

компетенции

Тексты и речевые жанры 15 ч

Раздел 11. Тексты и речевые жанры 3ч

21

Что значит изобретать речь. Топ определение

1

Знать: что такое творчество; две разновидности определений: логические и риторические.

Уметь: создавать текст, используя риторические определения

Формирование

коммуникативной

компетенции

22


23


Разные речевые жанры.

Характеристика речевых жанров.

1


1

Речевые жанры. Различие речевых жанров. Жанр представления.

Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим

Уметь: различать речевые жанры, представлять человека и представляться самим

Формирование

коммуникативной компетенции


Формирование

коммуникативной

компетенции


Раздел 12 Вторичные тексты 4ч


24


25



Понятие об аннотации.


Аннотации бывают разными.

1


1


Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций, обязательные и факультативные элементы аннотации

Знать: что такое аннотация, разновидности аннотаций

Уметь: анализировать аннотацию, находить обязательные и факультативные элементы аннотации, определять вид аннотации




Уметь: самостоятельно создавать аннотацию на прочитанную книгу


Формирование

коммуникативной

компетенции








Формирование

коммуникативной

компетенции

26



Предисловие.

1

Знать: что такое отзыв, речевые задачи отзывов


Уметь: писать отзыв.

Уметь: сочинять предисловие




Формирование

коммуникативной

компетенции

27


Отзыв

1

Знать: что такое предисловие, разновидности предисловий


Формирование

коммуникативной

компетенции

Раздел 13. Рассказы 3ч

28

Автор - рассказчик - герой рассказа.

1

Знать: коммуникативное намерение рассказа


Уметь: определять коммуникативное намерение, составлять рассказ


Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

29


30


Услышанный рассказ.


Выдуманные истории.

1


1

Знать: коммуникативное намерение рассказа

Знать: коммуникативное намерение рассказа

Уметь: определять коммуникативное намерение, составлять рассказ

Уметь: определять коммуникативное намерение, составлять рассказ

Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение


Содействовать социальной адаптации учащихся, вступающих в речевое общение

Раздел 14. Спор 1ч


31

Как управлять спором.
Если ты - ведущий.

1

Знать: основные компоненты спора; задачи спора;

Уметь: вести спор, соблюдая правила ведения спора; определять задачи спора.

Формирование

коммуникативной

компетенции

Раздел 15 Сказки и притчи. 1ч


32

Понятие о притче.Уместность ее использования.

1

Знать: жанр притчи, Мораль притчи и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира притчи.

Уметь: определять мораль притчи, выразительно рассказывать притчу

Формирование нравственных основ личности, ориентированной на общечеловеческие ценности

Раздел 16 Личное письмо. 1ч

33


Особенности писем

1


Знать: характеристику письма, основные части письма


Уметь: находить одинаковые части письма



Формирование

коммуникативной

компетенции


Раздел 17. Интервью 1ч

34


Особенности интервью.

Как подготовиться к интервью.

1

Знать: отличия беседы от интервью, особенности интервью, признаки беседы и интервью, правила ведения интервью

Уметь: подготовиться к интервью; работать в паре, составлять интервью

Формирование культуры речевого общения


Методическая литература для педагога.



1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. М.: Высшая школа.1987


2. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы.- М.: Просвещение. 2002


3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1998


4. Кеворков В.В. Рекламный текст. М., 1996


5. Ливанова М.В. Газета в школе. Учебно-методические материалы по организации и выпуску школьного печатного издания. Смоленск, 2011


6. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.


7. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996


8. Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.


9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1997.


10. Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М .,1990



Методическая литература для детей.



1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983


2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001


3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988


4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. - М., 1988














Учебно-методическое обеспечение курса:

1. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100».

2. Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: ООО «Баласс», Издательство «Ювента», 2011.

4.Методические рекомендации к учебнику «Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской, 6 класс, М., «Дрофа», 2007 год.

5. Т.А. Ладыженская. «Живое слово», М., «Просвещение», 2007 год.

6. М.Р. Львов. «Основы теории речи», М., «Просвещение», 2008 год.

7. Е.Н. Никитина. «Русская речь», М., «Дрофа», 2008 год.

8.А.И. Горшков. «Русская словесность», М., «Просвещение», 2007 год.

9. Т.А.Ладыженская, Н.В.Ладыженска я.Уроки риторики в школе. Книга для учителя.2004.МоскваЮвента-Баласс.

10. Н.В.Ладыженская.Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя.2006МоскваЮвента-Баласс

11. Д.Х.Вагапова.Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. 2007. Ростов-на-Дон.«Феникс»

12. Н.Н.Кохтев Риторика 1994, Москва «Просвещение»



© 2010-2022