- Преподавателю
- Классному руководителю
- Основы духовно-нравственного воспитания ребенка. Внеурочная деятельность «Этика: азбука добра»
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка. Внеурочная деятельность «Этика: азбука добра»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Виноградова Т.П. |
Дата | 13.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Основы духовно-нравственного воспитания ребенка. Внеурочная деятельность «Этика: азбука добра».
Виноградова Татьяна Павловна
Учитель начальных классов
МКОУ «Муромцевский лицей»
Семья - это счастье, любовь и удача
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
"Семья - это группа живущих вместе близких родственников» (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов. Н.Ю.Шведова, москва-1996г.)
Именно семья является организованной социальной группой, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью. Семья - источник физического и духовного формирования здоровой отдельной личности и общества в целом, что подтверждает социальную значимость семьи на уровне государства.
Характеристики семьи:
- Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.
- Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически - общим семейным бюджетом.
- Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
Биологическая: состоит из родителей и детей.
Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Одним из определяющих аспектов в деле воспитания и становления личности ребенка является наличие здорового психологического климата в семье.
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.
В каждой семье формируется свой психологический климат, который является показателем сплоченности членов семьи, т.е. внутрисемейных отношений, и оказывает влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Психологический климат создают сами члены семьи, со временем он может изменяться. И каким он будет - благоприятным или неблагоприятным, зависит только от них самих.
Благоприятный психологический климат имеет следующие признаки::
- сплочённость,
- возможность всестороннего развития личности каждого её члена,
- высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, - чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости,
- гордость за принадлежность к своей семье, ответственность.
Формирование столь значимых нравственных понятий, как:
- любовь,
- уважение, почитание,
- доверие,
- готовность помочь.
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение являются признаками неблагоприятного психологического климата в семье. Такая семья не способна выполнять одну из главных своих функций: формировать здоровую в нравственно-психологическом отношении личность ребенка.
В основе формирования психологического климата семьи и , как следствия этого, ребенка, лежат душевные переживания, настроение, отношение друг к другу, к людям, к происходящему в окружающем мире. Именно здоровый эмоциональный климат в семье помогает уберечь ребенка от многих негативных переживаний, формирует положительный стереотип поведения при возникновении различных психологических ситуаций, когда ребенок находится вне семейного и домашнего пространства, обеспечивает его адекватную регуляцию поведения к жизненным условиям.
Семейный досуг, его организация и проведение, оказывает влияние на формирование благоприятного психологического и эмоционального климата, способствует учебной и общей успешности ребенка. Положительный пример родителей - это половина успеха! Не обязательно заставлять ребенка читать. Часто достаточно родителю самому заниматься домашним чтением. Придет время, когда ребенок возьмет в руки книгу и устроится рядом с вами на диване, задаст вопрос о прочитанном. Если в семье принято родителями заниматься делом по душе, то и у ребенка оно обязательно появится. Главное здесь не переусердствовать с вовлечением ребенка без его желания. Пусть он сначала наблюдает. Предложите ненавязчиво выполнить посильную помощь, поддержите эмоциональный фон, скажите об удовольствии выполнять это дело, его пользе и значимости. А если вы, например, подарите родственнику или соседу продукт своего труда, ребенок будет гордиться вами.
Для формирования здорового психологического климата в семье я предлагаю родителям примерный список совместных семейных дел, при проведении которых закладывается фундамент дружных и крепких отношений в семье. Что является залогом успешного развития ребенка.
Семейные дела (обязанности, досуг):
- Выполнение домашнего задания детей (помощь, советы по организации рабочего места, соблюдение норм и требований по оформлению работы, способов решения и др.)
- Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям (ответить на интересующие вопросы, дать совет, понять и поддержать).
- Организация и проведение семейных праздников и детских торжеств в семье, участие в школьных и классных мероприятиях (совместно детей и родителей).
- Чтение детской литературы по предметам и для расширения кругозора
- Занятия творческими делами (рисованием, танцами и др.)
- Оказание посильной помощи в воспитании и обслуживании младших членов семьи (уход за братом, сестрой, занятия с ними и с родителями совместным досугом).
- Выполнение посильной физической работы по дому (домашних обязанностей) и совместных дел с родителями (уборка квартиры, ремонт и изготовление предметов быта и др).
- Уход за домашними животными и растениями.
На родительском собрании составляем план совместных классных дел, при подготовке и проведении которых могут быть представлены семейные традиции (кухня, досуг и др.), продукты творческих семейных дел (рисунки, поделки, стихи, песни и др.)
Это способствует развитию творческого потенциала и формированию благоприятного эмоционального фона как в каждой семье отдельно, так и «классной» семье в целом.
Семья - это маленький остров в бескрайнем людском океане, и на нем присутствует иная атмосфера. Вне этого острова - проблемы, сложности, бури, ненастья, а здесь тепло, комфортно и уютно. Каждый человек должен быть уверен, что он вернется домой, его примут, утешут, поймут и обязательно помогут.
Многовековая история подтвердила значимость семьи - одного из высших ценностей как для отдельного человека, так и для общества в целом. Во все времена она являлась фундаментом стабильности и надежности, любви и согласия, мира и понимания. Крепкая и дружная семья гармонично воспитывает детей - нашу достойную смену, учит их добру, радости, красоте. В семейном кругу прочно усваивается система основополагающих ценностей, происходит формирование человека как гражданина. Здесь из поколения в поколение передаются традиции и социальный опыт, национальное и культурное достояние. Семья, в которой царят любовь, забота, взаимная поддержка, помогает каждому из нас преодолевать преграды и трудности.
Литература
-
Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс. … канд. психол. наук. Новокузнецк, 1992.
-
Ким Т. К. Воспитательный потенциал семьи // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, № 11, 2008. С. 95-98.
-
Афанасьева Т. М. Семья. -- 2-е издание, перераб. и доп. -- Москва: Просвещение, 1988..
-
Богачёва Н. В. Дети как фактор стабильности семьи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств, № 5, 2004. С. 52-54.
-
Гребенников И. В. Основы семейной жизни: Учебн. пособие. М. : Просвещение, 1991.
-
Соловьёва А. В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодёжи // Научные исследования в образовании, № 5, 2008. С. 58-60.
-
Торохтин В. С. Психологическое здоровье семьи и пути его изучения долголетие // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1996. № 3. С. 36-44.Шнейдер Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. - Изд. 3-е. М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.