Рабочая программа по технологии

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к курсу «Технология»

Рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и на основе авторского курса «Технология» для 2 класса (авторы Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова) и обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по технологии, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. во 2 классах, и в соответствии с требованиями САНПИН.

Количество часов на прохождение программного материала из расчета 34 часа год при 1 ч. в неделю

Цель предмета - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету.

В процессе обучения технологии реализуются следующие задачи:

  • знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов; с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного промысла;

  • развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение;

  • овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, способами планирования последовательности выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;

  • освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г., в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых и общепредметных компетенций.

Содержание образования по труду характеризуется многообразием ручных операций: вырезание, сминание, скручивание, складывание, обрывание, сгибание, комбинирование разных материалов и т. д.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личности учащегося, усилению мотивации к творчеству, воспитанию толерантности, эстетического чувства детей.

Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся.

Особое внимание уделяется мотивированности детей к самостоятельной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей выделять признаки и свойства объектов, организовывать свою деятельность.

Стимулируются активные формы познания: наблюдение, учебный диалог.

Программа 2 класса обеспечивается следующими учебно-методическими комплектами.

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества: Учебник для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Проснякова Т.Н. Рабочие тетради для 2 кл. (Школа волшебников; Волшебные секреты). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 2 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».



Планируемые результаты освоения обучающимися программы по технологии


Личностными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе

является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение чувствовать мир, искусство.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса «Технология» во 2-м классе является формирование следующих знаний и умений.

Иметь представление об эстетических понятиях:

эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По художественно-творческой изобразительной деятельности:

знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика.

Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний.

По трудовой(технико-технологической) деятельности:

знать

-виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;

-конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;

-названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;

-технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

-способы разметки: сгибанием, по шаблону;

-способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;

-виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;

уметь

-под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;

-с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

-самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.

Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.









Тематическое планирование.

Часы

Виды художественной техники

Содержание

4 часа

Лепка

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

Вылепливание сложной формы из нескольких частей путем примазывания одной части к другой (конструктивный способ лепки).

Лепка сложной формы из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).

Лепка из теста, стеарина (можно в домашних условиях).

4 часа

Аппликация

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе.

Плоская аппликация из ткани на бумажной основе.

Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе.

Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.

4 часа

Мозаика

Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания.

Выполнение мозаики из разных материалов

4 часа

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии.

Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

4 часа

Плетение

Объемное косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы.

Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).

Макраме из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

4 часа

Шитье и вышивание

Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».

Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

2 часа

Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм

Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую.

Мозаика из разных геометрических форм.

3 часа

Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм

Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.

Более сложные художественные образы из готовых форм (в том числе из цилиндра и конуса).

3 часа

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.

Выполнение по чертежам летающих моделей.

2 часа

Моделирование несложных объектов из деталей конструктора

34 часов









Поурочное планирование

Тема

Беседы/картины

Наблюдения

Дата

Корректи

ровка

Лепка 4 часа

Знакомство с глиной, ее происхождение. Изготовление посуды из глины

Где таится глина.

06.09


Рисунок на пластилине. Изготовление панно из пластилина «Подводный мир»

История возникновения лепки

13.09


Приемы работы с пластилином. Налепные украшения. Изготовление панно из налепных украшений.

Наблюдения за пластическими свойствами теплого стеарина, теста. Сравнение их со свойствами пластилина.

20.09


Прием работы с пластилином - «вытягивание». Лепка из целого куска. Изготовление жирафа из пластилина.

Животные Африки

27.09

Аппликация 4 часа

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Изготовление ветки с листьями и цветами

История возникновения аппликации.

Слайды с изображением растений

04.10


Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Изготовление из ткани мышонка-фигуриста

Беседа: «Структура строения ткани»

Продольные и поперечные волокна бумаги.

11.10


Объемная аппликация из бумаги или природных материалов на бумажной или картонной основе. Цветочная поляна.

О народных праздниках, обычаях.

18.10


Комбинирование в одной работе различных материалов. Коллаж.

25.10

Объемное моделирование и конструирование из бумаги. 3 часа

Объемная аппликация - спираль (скручивание), сминание, обрывание. Подводное царство

О мифических существах подводного мира.

Сравнение свойств бумаги и ткани (отношение к влаге, прочность).

08.11


Объемная аппликация из птичьих перьев. Птицы

15.11


Выполнение по чертежам летающих моделей.

Знакомство с некоторыми физическими свойствами летающих моделей.

22.11

Мозаика. 4 часа

Приемы мозаичной техники с бумагой. Ваза с цветами.

История возникновения мозаики.

19.11


Мозаика из обрывных кусочков. Собачка

06.12


Мозаика из обрывных кусочков. Птичка Питта

13.12


Приемы изготовления мозаики из гофрированной бумаги Филин на ветке

20.12

Художественное складывание 4 часа

Складывание приемом гофрирования деталей из круга, овала, квадрата, треугольника.

Различные свойства бумаги и ткани, проявляющиеся при складывании.

27.12


Объединение деталей в одном изделии.

17.01


Оригами из бумажного квадрата по схеме.

История возникновения оригами.

24.01


Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

О народном искусстве - кружевные салфетки.

31.01

Плетение 4 часа

Объемное косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата.

История возникновения разных видов плетения.

07.02


Объемное косое плетение в четыре пряди из проволоки, соломы.

О народном искусстве, изготовление куколок из соломы

14.02


Плоское прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке).

21.02


Макраме из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

28.02

Шитье и вышивание. 4 часа.

Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».

О происхождении иглы, пуговицы, тканей.

Наблюдения за строением тканей саржевого и сатинового переплетений.

07.03


Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку».

Сравнение швейных игл по внешнему виду.

14.03


Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

Лицевая и изнаночная сторона ткани.

21.03


Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

Сравнение пуговиц по внешнему виду.

04.04

Плоскостное моделирование и конструирование

из правильных геометрических форм. 2 часа

Аппликация из геометрических фигур, наклеенных так, что одна деталь заходит за другую.

11.04


Мозаика из разных геометрических форм.

17.04

Объемное моделирование и конструирование

из готовых геометрических форм. 4 часа

Сложные технические модели из готовых форм.

25.04


Сложные технические модели из готовых форм.

02.05


Сложные художественные образы из готовых форм (в том числе из цилиндра и конуса).

Знакомство с видами бытовой техники.

16.05

Моделирование несложных объектов

из деталей конструктора. 2 часа.

Моделирование несложных объектов из деталей конструктора

23.05


Урок-выставка

30.05

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса


Иметь представление

Уметь

Знать/понимать

Владеть общеучебными умениями

  • об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;

  • о возникновении аппликации, мозаики, оригами как искусства;


  • лепить из пластилина способом вытягивания;

  • вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

  • вырезать из бумаги полоски на глаз;

  • обрывать бумажные детали по намеченному контуру;

  • плести разными способами из различных материалов;

  • выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;

  • пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;

  • экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;

  • соединять детали разными способами;

  • ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

  • ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

  • планировать последовательность выполнения действий по образцу;

  • контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

  • создавать образы по собственному замыслу.


  • новые термины, данные в учебнике;

  • свойства новых материалов;

  • новые свойства уже встречавшихся материалов;

  • новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

  • новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;

  • новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;

  • новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;


  • анализировать объекты труда, представленные в виде рисунков, схем, чертежей с целью выявления существенных для выполнения работы характеристик;

  • решать творческие задачи по заданным условиям;

  • самостоятельно или с помощью учителя составлять план работы и следовать этому плану;

  • осуществлять контроль на всех этапах работы;

  • договариваться с товарищами при проведении работ группами или парами;


© 2010-2022