Социальные технологии как основа, оказывающая существенное влияние на процесс профессионального самоопределения

  Социальные технологии как основа, оказывающая существенное влияние на процесс профессионального самоопределения.    «Ученик - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемо...                                 Рис.1 диаграмма профессиональной подготовки кадров Об этой же проблеме свидетельствует диаграмма профессиональной подготовки кадров (Из «Программы развития рынка труда в Санкт–Петербурге на 2006-2015 годы), рис. 1. Цель педагогического коллектива колледжа: обеспечение необходимого качества подготовки специалистов в соответствии с Госстандартом СПО, НПО, требованиями работодателя и современными социально-экономическими условиями развития общества, формирование высо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.Ю. Родионова

ГБПОУ ИО

Братский политехнический

Колледж

Социальные технологии как основа, оказывающая существенное влияние на процесс профессионального самоопределения.

«Ученик - не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь».

Социальные технологии - методы решения социальных проблем, направленные на формирование условий жизни и развития общества, общественных отношений, социальной структуры с целью обеспечения потребностей человека, создания условий для реализации его потенциальных способностей и интересов, с учетом одобряемой обществом системы ценностей и взаимозависимости между общественным прогрессом и экономическим развитием. По практической направленности различают социально-экономические, организационно-распорядительные, медико-социальные и психолого-педагогические социальные технологии. По способам реализации различают социальные технологии:
- основанные на государственном патернализме;
- основанные на самозащите каждой отдельной личности;
- совмещающие в той или иной мере государственный патернализм и самозащиту личности.

Профессиональная ориентация молодежи - проблема не новая. Если вести отсчет от времени создания первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г. или специализированного бюро в Бостоне в 1908 г., теория и практика профессиональной ориентации уже имеют почти столетнюю историю. В силу изменения требований к подготовке кадров, на всех этапах развития общества профориентационная работа приобретала новое качество.

В современных условиях глобальная информатизация общества будет одной из доминирующих тенденций развития цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию информационных и коммуникационных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество. Именно поэтому перед системой образования сегодня встаёт новая проблема - подготовить подрастающее поколение к самостоятельному принятию решений и ответственным действиям, профессиональной деятельности в высоко информационной среде.

Поэтому одним важнейшим направлением современного образовательного процесса является информатизация.

Информатизация - комплекс мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и оперативного знания во всех видах человеческой деятельности. Главную роль в этом процессе играет интеллект и знания.

Выбор профессии - одно из важнейших решений, принимаемых человеком в жизни, поскольку все хотят, чтобы работа соответствовала интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась. На выбор профессии оказывает влияние множество факторов - это и собственные интересы и способности, и мнение друзей и родителей. Одно из самых серьёзных препятствий для самостоятельного выбора профессии - это недостаток информации о различных специальностях и тех учебных заведениях, где можно получить необходимое образование.

В ГБПОУ ИО «Братский политехнический колледж» основной задачей педагогического коллектива стало проектирование системы работы по профориентации, поиск новых форм и методов взаимодействия, подбор диагностик личностных и нравственных качеств. Такую трудоемкую работу сложно проводить в одиночку, к тому же необходима постоянная координация деятельности. Коллектив работает над созданием системы взаимодействия в профориентационной работе с учащимися учреждений образования г. Братска и Братского района. Для того чтобы работа по профориентации стала практико-ориентированной, необходим анализ реальной ситуации рынка вакансий.

Если взять структуру занятости, то на одного специалиста с высшим образованием требуются два со средним и десять с начальным профессиональным образованием.

Социальные технологии как основа, оказывающая существенное влияние на процесс профессионального самоопределения.


Рис.1 диаграмма профессиональной подготовки кадров

Об этой же проблеме свидетельствует диаграмма профессиональной подготовки кадров (Из «Программы развития рынка труда в Санкт-Петербурге на 2006-2015 годы), рис. 1.

Цель педагогического коллектива колледжа: обеспечение необходимого качества подготовки специалистов в соответствии с Госстандартом СПО, НПО, требованиями работодателя и современными социально-экономическими условиями развития общества, формирование высокого уровня их готовности к профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.

Педагогический коллектив работает под девизом: знаем, умеем, научим.

На основании договоров школ с Братским политехническим колледжем о сотрудничестве и совместной деятельности по профориентации к работе привлекаются:

со стороны школы:

- классные руководители;

- библиотекарь;

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- учащиеся.

со стороны колледжа:

- заместитель директора по учебно-производственной работе;

- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

- старший мастер;

- преподаватели;

- мастера производственного обучения;

- социальный педагог;

- педагог-психолог;

- обучающиеся.

Профориентационная работа в колледже строится двухступенчато.

Первая ступень.

Работа реализуется через образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Она проводится на базе общеобразовательной школы.

Работа с учащимися:

-индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

-консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;

-посещение Дней открытых дверей в колледже;

-тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

-встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;

-встречи с выпускниками школы, обучающимися колледжа;

-оформление информационных стендов по профориентационной работе по направлениям: возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда.

Работа с родителями:

-собрания по профессиональному самоопределению учащихся;

-вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в профориентационную работу;

- пропаганда рабочих профессий среди родителей. Специалисты в сфере занятости свидетельствуют, что личностное самоопределение молодежи может реально снизить социально-экономическую напряженность в регионе, благодаря тому, что сегодняшние выпускники выберут свою профессию с учетом не только своих интересов, но и требований рынка труда.

Профориентационная работа с учащимися 9-11 классов проводится в рамках часов, передаваемых школой на изучение предмета «Технология», где кроме специальных знаний учащиеся получают представление о себе самом, особенностях своей личности, о плане построения профессионального образования и трудоустройства.

Профориентационное мероприятие «День Братского политехнического колледжа» ежегодно проходит в каждой школе города.

Целью работы в этом направлении является создание условий для формирования у выпускника основной школы осознанного выбора в отношении профиля дальнейшего обучения или направления трудовой деятельности.

Вторая ступень

Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств студентов, в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию их профессиональных планов. Ежегодно проводятся областные конкурсы студентов профессионального мастерства по рабочим профессиям. Победители, призёры и все финалисты поощряются ценными, денежными призами, премиями. Городской конкурс «Профессионал» по специальности «Секретарь - референт», в котором принимали участие студентки Братского политехнического колледжа - заняли 3 место; «лучший по профессии автослесарь». По инициативе отдела содействия развитию малого и среднего предпринимательства администрации города Братска прошел городской профессиональный мастер-класс «Современные виды сварки», посвященный Году малого бизнеса в Иркутской области и другие.

Создан банк профессий, который представляет собой электронную базу данных о профессиях и специальностях, реализуемых в колледже, возможностях построения непрерывной образовательной траектории, требованиях работодателей. Кроме того, каждая профессия, специальность имеет подробную профессиограмму.

Мы работаем высококвалифицированным педагогическим коллективом, с высоким уровнем материально-технического оснащения колледжа, возможностью дополнительной профессиональной подготовкой, возможностями для развития творческой и спортивной деятельности студентов, бесплатное получение информационно-справочных услуг через библиотеку, медиатеку и Интернет. Ведется планомерная работа по изучению рынка труда с целью подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей. Анализ выпуска 2011 года и трех последних лет показывает, что ни один выпускник не зарегистрирован в качестве безработного.

Таким образом, реализация двухступенчатого подхода к профориентационной работы с учащимися и студентами Братского политехнического колледжа возможна только в процессе планомерно проводимой работы, усилиями всех социальных партнеров заинтересованных в стабилизации экономики и повышении жизненного уровня каждого жителя нашего города.

1.Алтухов В.В. Как найти себя на рынке труда? «Профкарьера» как инструмент выбора профессионального пути, Студенческая Ярмарка, РТВМедиа, 2006, вып.2.

2.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика. М., Екатеринбург, 2004.

3.Орлова Е.А. Профориентация: работаем с жизненными установками. Психологическая диагностика. 2006.

© 2010-2022