Внеклассное мероприятие Роль священных деревьев в культово - природоохранных традициях народов Крыма (для учащихся

Цель мероприятия. Дать учащимся общее представление о культово-природоохранных традициях народов Крыма, роли священных деревьев в воспитании бережного отношения к природе. Обучающие задачи. Ознакомить учащихся с такими категориями как священные, мемориальные, тысячелетние деревья. Показать какую роль играли деревья в жизни древних народов населявших Крым. Указать на возможность экологического воспитания, как одной из граней духовного. Развивающие задачи. Способствовать формированию умений и навы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












РОЛЬ СВЯЩЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ

В КУЛЬТОВО-ПРИРОДООХРАННЫХ ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ КРЫМА

(классный час в форме тренинга для учащихся 7-8 классов)




Цель мероприятия. Дать учащимся общее представление о культово-природоохранных традициях народов Крыма, роли священных деревьев в воспитании бережного отношения к природе.

Обучающие задачи. Ознакомить учащихся с такими категориями как священные, мемориальные, тысячелетние деревья. Показать какую роль играли деревья в жизни древних народов населявших Крым. Указать на возможность экологического воспитания, как одной из граней духовного.

Развивающие задачи. Способствовать формированию умений и навыков работу в группах; расширять кругозор; благоприятствовать участию детей в творчестве, поощрять креативность мышления.

Воспитательные задачи. Формировать экологическое мышление, через расширение представлений о природе и человеке; воспитывать любовь к родному краю, малой родине, через понимание красоты и благодатности природы; воспитывать умение критически смотреть на уже известные факты, самостоятельно делать выводы.

Оборудование и материалы. Мультимедийная техника (ноутбук, проектор, экран); диск с презентацией «Священные и мемориальные деревья Крыма»; цветные фотографии некоторых деревьев (пушистый дуб, фисташка туполистная, вяз); переносной стенд; ватманские листы; маркеры; карта Крыма; стикеры; шариковые ручки; микрофон.

Базовые понятия и термины. Священные, мемориальные, тысячелетние деревья.

Тип мероприятия. Классный час. Тренинг.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (мини-лекция); игровые, работа в группах (микрофон, мозговой штурм, инсценировка сказки), самостоятельной работы (изучение текстов); репродуктивные (взаимообучение, «Мифы и реальность»).

Общая длительность мероприятия. 1 час 24 минуты











Ход мероприятия


I. Знакомство «Имя + ассоциация» (5 минут)

Ведущий тренинга (тренер) Добрый день! Я рада приветствовать участников тренинга и хочу пожелать вам с пользой провести время и уйти отсюда с чувством удовлетворения. Вы узнаете много новой и интересной информации, научитесь работать в группах, возможно, обретёте новых друзей. Кое-то из собравшихся здесь знакомы друг с другом, а кто-то видит всех присутствующих впервые, но знакомиться будут все. Для этого, каждый присутствующий на тренинге должен назвать своё имя и дерево, с которым себя ассоциирует. Необходимо пояснить причины данной ассоциации, связав её с определёнными чертами характера. Например, меня, зовут Ольга, я похожа на рябину, плоды которой созревают после первых заморозков: с виду хрупкая, но стойкая и надёжная.

II. Ожидания от тренинга (6 минут)

Тренер. Главная задача тренинга - оправдать ожидания его участников!

Свои ожидания от тренинга вы должны записать на стикерах прикреплённых к спинкам ваших стульев. После того как все напишут ожидания, их необходимо озвучить. Каждый из вас, зачитывает своё ожидание и прикрепляет его к вывешенной на стенде карте Крыма. Вывешиваются ожидания на акваторию. В начале тренинга все вы условно являетесь пловцами, стремящимися достигнуть берегов полуострова. Всем ли это удастся? Надеюсь многим. В конце тренинга мы будем подводить итоги с целью выяснить, оправдались ожидания или нет. Если тренинг вам понравился и оправдал ожидания, то стикер перевешивается на сушу, если нет, остаётся на месте.

Участники тренинга. По очереди выходят, зачитывают ожидания и вывешивают их на карте.

III. Правила тренинга (6 минут)

Тренер. Правила необходимы для того, чтобы работа коллектива была чёткой и безконфликтной. Правил не должно быть много (от 5 до 9, лучше всего 7). Правило признаётся необходимым, только если с ним согласны все члены коллектива. Для создания перечня правил действующих на данном тренинге, участники должны объединиться в три команды по признаку трём цветам (красный, жёлтый, зелёный). Заметьте, не разделиться на три команды, а объединиться. Это важный нюанс. Каждая из команд составляет свой перечень из семи правил. Затем, представитель одной из команд зачитывает правила принятые его командой и записывает их на один из трёх листов формата А3, вывешенных на стенде. Представители оставшихся двух команд, записывают на оставшихся листьях правила принятые их командой. Теперь правила нужно проанализировать. Как правило, многие пункты перекликаются, отличаясь лишь особенностями формулировки. Мы с вами найдём и оставим пять-семь повторяющихся в перечне каждой команды (если ребята затрудняются в выборе правил, тренер должен помочь). Все участники обязаны придерживаться принятых правил.

Участники тренинга. Объединяются в три группы. Каждый из участников группы принимает участие в обсуждении, выработке правил, голосовании.

IV. Основная часть тренинга (48 минут).

Виды деятельности:

- Мозговой штурм (5 минут)

- Микрофон (опрос мнений) (5 минут)

- Мини-лекция (15 минут)

- Дискуссия (6 минут)

- Валеопаузы (2 минуты)

- Групповая работа с текстом и взаимообучение (8 минут)

- Сказка (7 минут)

Варианты объединения в группы: герои сказок, дням рождения, животные.

Тренер. Мозговой штурм, очень действенное упражнение, позволяющее использовать интеллектуальные ресурсы группы на полную мощь. Правила упражнения просты. Я пишу на ватмане слово или фразу, каким-то образом касающиеся тематики сегодняшнего тренинга, а каждый из вас рядом пишет то, что лично знает об этом. Первая фраза «Природоохранные мероприятия».

Участники тренинга. Поочереди называет известный ему факт, раскрывающий содержание фразы и записывают его рядом на плакате.

Например: подкормка птиц и животных зимой, ограничение на охоту и рыбную ловлю в весенний период (размножение), заказники, заповедники, национальные парки, ботанические сады, Красная книга, памятники природы...

Тренер. Когда вам задают вопрос в обычной обстановке знакомые люди, вы можете отнестись к этому несерьозно. В конце концов, вы можете сказать не знаю, или, не хочу отвечать. Другое дело, когда на вас направлены объективы телекамер, а перед носом маячит микрофон. Если не хочешь выглядеть глупее всех придется отвечать, причём обдуманно. В ходе этого упражнения я буду играть роль корреспондента, а вы - населения. Упражнение «Микрофон» полезно ещё и тем, что даёт возможность высказаться каждому, а не только признанным лидерам или тем, кто считает себя умниками. Мировая практика показывает, что головы скромных тихонь часто более наполнены идеями, чем головы крикливых выскочек.

Участники тренинга. Поочереди отвечают на вопросы корреспондента.

Вопросы для микрофона:

- Что такое священные деревья?

- Что такое мемориальные деревья?

- Какие священные деревья вам известны?

- Какие мемориальные деревья вам известны?

Тренер. Психологи утверждают, что человек не может сосредотачивать своё внимание на объекте более 20 минут. Поэтому эффективность работы после указанного срока снижается. Но это времени слишком мало, чтобы успеть проделать сложную коллективную работу. Выход из ситуации был найден. Смена рода деятельности - отдых. Умственную деятельность необходимо чередовать с физической. Так были придуманы валеопаузы. Физические разминки используемые в ходе тренинга. Сейчас мы с вами проведём первую валеопаузу. Повторяйте за мной:

У оленя дом большой (широко разводят руки),

Он глядит в своё окно (изображает руками квадрат),

Мимо заяц пробегал (показывают руками уши зайца и бегут),

В дом к нему стучал (изображают стук).

Тук-тук, дверь открой (изображают стук),

Там в лесу охотник злой (изображают человека с ружьём).

Заяц, заяц забегай (зовущие движения),

Лапу мне давай (протягивают руку)!

Участники тренинга. Повторяют слова и движения за тренером 2-3 раза

Тренер. Упражнение микрофон показало, что вы практически не знакомы с тематикой сегодняшнего тренинга, поэтому следующим пунктом нашей совместной деятельности будет прослушивание мини-лекции. Го вы не должны оставаться пассивными слушателями. По окончании лекции вы должны будете применить полученные знания.

Текст мини-лекции

Дерево является одним из самых универсальных символов духовной культуры человечества. Дерево могло получить статус "святого" , «священного» благодаря следующим факторам:
1. Дерево находится у другого "святого" объекта природы - у "святого" источника, реки, горы, скалы, камня. Такие деревья могли произрастать до проявления святой силы родника или камня, но зачастую специально высаживались у него.
2. Дерево связывалось с каким-либо конкретным религиозным или историческим событием. У дерева могло произойти явление Бога или ангела, просветление ученого, подписание важного договора, победоносная битва и т.д.
3. Дерево могло быть "святым" в силу его исцеляющих телесные болезни и духовные недуги свойств и возможностей.
4. Дерево расположено или посажено в святом церемониальном месте, где происходит чтение молитв или другие виды религиозного общения (деревья у храмов и монастырей).
5. "Святым" дерево могло стать благодаря месту захоронения святого праведного человека.

6. Дерево могло выделятся среди других деревьев своим необычным видом. Это могли быть величественные размеры или очень преклонный возраст дерева, иногда обожествлялись деревья, имеющие необыкновенную форму (сросшиеся или раздвоенные стволы и т.д.) или произраставшие на недоступных местах (на вершине скалы, на одиноком островке и т.д.).

У таких деревьев-долгожителей (возраст которых мог достигать нескольких тысяч лет) и деревьев-великанов (поднимающихся на десятки метров в высоту и имеющих огромной толщины ствол) человек понимал всю

свою ничтожность перед силами Природы и перед Богом, испытывая перед ними искреннее почтение.

Перед пришествием в Таврику христианства местные племена использовали в своих религиозных культах поклонение рощам и отдельным деревьям. В своей активной борьбе с языческими культами христианство (как и другие мировые религии) не смогло окончательно уничтожить пережитки, связанные с почитанием деревьев. Религиозное поклонение деревьям перешло в почитание деревьев, которое приспособилось под новые культурно-религиозные традиции.

Священные деревья Крыма:

1."Четвертом (Церковном) гроте" Качи-Кальена расположен источник Св. Анастасии, в нескольких метрах от которого из трещины в безжизненной известняковой скале растет старое дерево черешни.

2. "Священная дубовая " роща у "пещерного города" Чуфут-Кале называется Балта-Тиймэз. На протяжении нескольких столетий караимы поклоняются у "священных" дубов небесному божеству Тенгри, что является глубоко укоренившимся языческим пережитком, унаследованным ими от своих хазарских предков.

3. Деревья можжевельника на Царской поляне.

4. Вяз - карагач у села Высокое (Керменчик)

5. Три "священных" кипариса растущие в нескольких километрах от Алушты у с. Изобильного.

И многие другие.

Тысячелетние деревья

А.Существующие поныне

1. На вершине г. Ай-Петри растет небольшое, угнетенное ветрами, дерево тиса ягодного.

2. На Южном берегу Крыма встречаются "тысячелетние" деревья другого представителя доледниковой реликтовой флоры Крыма - фисташки туполистной.

3. На горе Ай-Никола растет еще одно уникальное творение крымской средиземноморской флоры - мощное, старое дерево земляничника мелкоплодного - известной "бесстыдницы".

4. Наиболее старый и, похоже, единственный достигший действительно тысячелетнего возраста, дуб скальный со стволом окружностью 8 метров, растет у с. Высокое Бахчисарайского района

5. В долине р. Улу-Узень, чуть ниже с. Генеральское (б. Мега-Потам, Улу-Узень), сохранились два гигантских "тысячелетних" дерева грецкого ореха,

Б. Не дожившие до наших дней

"Говоровский дуб" (срублен в 1922г)

Мемориальные деревья

  1. Классическим мемориальным деревом Крыма является "Суворовский дуб" у Белогорска, под горой Ак-кая;

  2. С именем другого известного в Крыму человека - Федора Карловича Мильгаузена связано дерево каштана конского, произрастающего во дворе пятиэтажного дома № 30 по ул. Фрунзе в Симферополе;

  3. "Пушкинский кипарис", который растет в Гурзуфе у входа в дом, где три недели жил талантливый русский поэт;

  4. Там же, в Гурзуфе, возле памятника А. С. Пушкину растет громадный платан (чинар);

  5. Мемориальным деревом можно считать еже упоминавшийся выше дуб "Богатырь Тавриды" в Симферополе;

  6. Другое дерево дуба черешчатого, возрастом около 300 лет, которое так же можно считать мемориальным, произрастает на углу ул. Павленко и бульвара Ленина;

  7. Дикая маслина на его могиле Волошина на вершине холма Кучук-Янышар в Коктебеле;

  8. Совсем молодое, кем-то посаженое деревце сливы растет на могиле писателя А. Грина в Старом Крыму;

  9. Так, в 2001 году, в канун праздника Нового года, в Феодосии неизвестными вандалами была спилена сосна, росшая на могиле художника И. К. Айвазовского.

Для возникновения мемориальных деревьев, в отличие от деревьев священных, нет необходимости в долгом созревании культовых традиций. Дерево может получить в народе статус мемориального совершенно случайно и за короткий промежуток времени.

Новые мемориальные деревья

  1. "Почтовый дуб". Многовековой (300-400 лет) экземпляр дуба скального растет при входе в Большой каньон Крыма. К сожалению, в 1981 году дуб погиб. Кто-то из местной молодежи с. Соколиного поджег дупло дуба с многочисленными записками;

  2. Еще одним "новым мемориальным" деревом можно считать многосотлетний (окружность ствола 296 см, возраст около 600 лет) грецкий орех, растущий у входа в Долину Приведений на Демерджи;

  3. Чуть ниже Ангарского перевала, по направлению к Алуште, на одном из участков старого шоссе Симферополь-Ялта, растет могучее дерево лесной груши; «Сталинская груша».

Новые мемориальные деревья Евпатории

  1. Сосны на красной горке;

  2. Дуб, посвящённый Пушкину в университете Даля;

  3. Липа, калина и платан, посвящённые Анне Ахматовой, Лесе Украинке и Илье Сельвинскому;

  4. Новогодняя ель на театральной площади

Тренер. Чтобы информация полученная вами в ходе лекции не забылась, каждый из вас получает по проспекту, в котором кратко отражена информация о священных, тысячелетних и мемориальных деревьях нашего солнечного полуострова. А я с вами проведу вторую валеопаузу. Повторяйте за мной:

Пять лунатиков жили на луне (разжатый кулак правой руки показывает число пять, обеими руками в воздухе чертиться воображаемый круг)

Пять лунатиков ворочались во сне (повороты в стороны с прижатыми руками).

Один лунатик упал с луны во сне (скочок в сторону).

Четыре лунатика осталось на луне (показывается пальцами правой пуки)

И т.д. до того, пока не останется ни одного лунатика

Участники тренинга. Повторяют слова и движения за тренером 2 раза.

Тренер. Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование) - обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию. Для проведения дискуссии, все участники тренинга должны объединиться в две группы. Объединение в группы осуществим по признаку любимого героя сказки «Приключения Буратино». Одна группа будет «Буратино», в вторая «Мальвина». Дискуссия на тему

«Нужно ли для охраны природы использовать религиозно - мистические чувства людей?» Группа «Мальвина» будет находить аргументы «За» использование религиозно - мистических чувств людей в деле охраны природы, а вторая «Буратино» будет находить аргументы «Против».

Участники тренинга. Совместно обдумывают, формулируют и выписывают аргументы. Парламентёры от каждой из команд, зачитывают аргументы, выдвинутые своей группой с необходимыми комментариями. Приводят как можно больше доводов в пользу своей точки зрения, пытаясь переубедить оппонентов. Оппоненты могут быть переубеждены или остаться при своём мнении.

Тренер. Психологами и педагогической практикой доказано, что знания полученные пассивно (в виде лекции) усваиваются не более чем на 20%, знания полученные в ходе самостоятельной работы с литературой на 80%.

Памятуя об этом факте, мы с вами примем участие в упражнении, которое называется «Групповая работа с текстом и взаимообучение». В ходе выполнения этого упражнения вы ознакомитесь с морфофизиологическими характеристиками священных деревьев Крыма. В первую очередь объединяетесь в три группы по признаку - любимое животное (лев, дельфин, орёл). Каждая группа получает по тексту, описывающему один из видов деревьев Крыма, встречающихся среди священных. Ребята изучают текст, выделяют главное и определяют рассказчика. Далее, каждый из рассказчиков по очереди обходит все группы кроме свой и кратко знакомит с изученным.

Группа львов работает над изучением морфофизиологической характеристики дуба пушистого (приложение №1).

Группа дельфинов работает над изучением морфофизиологической характеристики фисташки туполистной (приложение №2).

Группа орлов работает над изучением морфофизиологической характеристики вяза (приложение №3).

Участники тренинга. Объединившись во временные рабочие группы, изучают тексты, выделяют главное, обучают.

Тренер. По поводу нашего следующего упражнения, в моих мыслях всплывает отрывок из знаменитой сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане и сыне его Гвидоне»:

…Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок…

Сказка, пожалуй, первая форма обучения человека, с которой он сталкивается ещё в раннем детстве. Сказка учит без принуждения, через понимание последствий поступков положительных и отрицательных героев.

Сейчас, вы ребята, в очередной раз объединитесь в группы, для выполнения задания которое будет по-настоящему творческим. Объединяться в группы будете по принципу геометрических фигур (круги, треугольники, квадраты). Каждая малая группа должна в течение 5 минут придумать сказку «чему может научить дерево» и инсценировать её фрагмент (или всю сказку).

Участники тренинга. Придумывают, и инсценируют сказки собственного сочинения.

V. Закрепление (7 минут)

Тренер. Ребята, наш тренинг близится к финалу. Размышляя о последнем упражнении тренинга, мне вспоминаются слова поговорки:

Дерево узнают по плодам, а человека по делам.

Применительно к сегодняшнему мероприятию, мы должны увидеть, «плоды» наших усилий, т.е. полученные вами умения и навыки. Результативность работы поможет упражнение-игра «Миф или реальность». Я буду зачитывать утверждения, касающиеся темы «Роль священных деревьев в культово-природоохранных традициях народов Крыма». Мы больше не объединяемся в группы. Каждый высказывает собственное мнение.

Утверждения:

  1. Дерево могло получит статус святого если выделялось среди других деревьев своим необычным видом (да);

  2. Говоровский дуб, получил своё название, потому что могло говорить с молящимися (нет);

  3. Священная роща караимов Балта-Тэймез отражает верования евреев (нет);

  4. Балта-Тэймез в переводе с караимского означает «Топор не коснулся».

  5. Наибольший урон деревьям Крыма нанесли тавры (нет);

  6. Христианство боролось с культом почитания деревьев (да);

  7. Карагач это платан (нет);

  8. Суворовский дуб растёт в Симферополе (нет).

  9. В Качи-Кальоне произрастает священная черешня (да).

  10. В институте Даля (г. Евпатория) растёт дуб посвящённый Лермонтову (нет).

  11. Почтовый дуб, сожжённый в 1981г. относился к группе священных деревьев (нет).

  12. На вершине Ай-Никола растёт «тысячелетнее» дерево тиса ягодного (да).

  13. Орех, произрастающий у входа в долину привидений относится к священным (нет).

  14. Сталинская груша, растущая чуть ниже Ангарского перевала, по направлению к Алуште, относится к мемориальным (да).

VI. Итоги (6 минут)

Тренер. Подошло время анализа тренинга. Мы должны проверить, насколько сбылись ожидания его участников. В начале тренинга, вы прикрепили свои ожидания на акватории окружающей полуостров Крым. Сейчас наступил момент истины. Каждый из вас выйдет к карте и решит, перемещать ли свой стикер на сушу.

Участники тренинга. Поочерёдно выходят к стенду с картой полуострова и перемещают стикеры, комментируя свои действия.

Тренер. Поздравляю всех участников тренинга. Сегодня победителями являются все. Потому что даже отрицательный результат - это тоже новый опыт. В целом тренинг оказался полезным и эффективным.

VII. Прощание (6 минут)

Тренер. Даже очень интересное дело обязательно приходит к концу. Пришло время прощаться. Полагаю, вы успели сблизиться в ходе совместной деятельности и почувствовали друг к другу расположение. Теперь вы можете выразить его, в виде добрых пожеланий. Для этого каждый из вас говорит соседу сидящему слева добрые слова.

Участники тренинга. Садятся в виде полукруга (в центре тренер) как в начале тренинга и говорят слова благодарности тренеру и присутствующим, выражают добрые пожелания.



Приложение №1

Дуб пуши́стый (лат. Quércus pubéscens) - вид деревьев из рода Дуб семейства Буковые (Fagaceae). Ареал вида - южный Крым, северная часть Закавказья, Южная Европа и Малая Азия. Имеется в заповедниках Крыма. Образует ксерофитные редколесья на содержащих известь породах. Очень светолюбивый ксерофит. Растет в лесах нижнего пояса на южных склонах гор, поднимаясь на высоту до 400 метров над уровнем моря. Дает высококалорийное топливо. Сеянцы дуба пушистого используются как подвой для неустойчивых к морозу и засухе видов дуба. Невысокое дерево (до 10 метров) с широкой кроной, иногда даже кустарник. Ствол часто извилистый. Молодые побеги сильно опушённые. Листья 5-10 см длиной, очень изменчивые по форме и величине, с 4-8 парами тупых или заострённых лопастей, сверху тёмно-зелёные, голые, снизу серо-зелёные, опушённые. Чешуйки плюски, окружающей жёлудь, также пушистые.

Приложение №2 Фисташка туполистная

Фиста́шка туполистная, или Дикая фисташка, или Кевовое дерево, или Скипидарное дерево, или Ложный бакаут (лат. Pistacia atlantica subsp. mutica) - растение семейства Сумаховые (Anacardiaceae), подвид вида Фисташка атлантическая из рода Фисташка.

Фисташка туполистная - восточносредиземноморско-переднеазиатский элемент, по А. А. Гроссгейму - восточносредиземноморско-иранский. Засухоустойчив, теплолюбив, очень светолюбив. Выдерживает засоление почвы, кальцефил.

Дерево высотой 8-12 м, ствол иногда достигает 1 м в диаметре; растёт медленно - в возрасте 20 лет достигает высоты 1 м, доживает до 1000 лет; крона очень густая, низкосидящая; кора пепельно-серая, трещиноватая на старых ветвях; почки с черепитчато-налегающими чешуями, сидячие, опушённые. Листья сложные, непарноперистые, состоят из 5-7 листочков, черешок в верхней части крылатый; листочки яйцевидные, почти сидячие, сверху блестящие, тёмно-зелёные; края пластинок короткоопушённые, длина листочков 4-5 см, а ширина - до 3 см; листья развёртываются в начале мая, опадают в ноябре. Растения двудомные, цветки однополые, мелкие, невзрачные, зеленоватые; в древостоях преобладают женские особи; тычиночные цветки собраны в широкие метёлки, пестичные - в более редкие метёлки" у мужских цветков чашечка маленькая, пятираздельная, тычинок 5; у женских цветков чашечка трёх- четырёхраздельная; завязь сидячая с коротким столбиков. Плоды - односемянные сухие костянки, краснеющие при созревании; плодоносит с июля по октябрь, начинает плодоносить в возрасте 8-10 лет; обильно плодоносит через 2-3 года.

Приложение №3 Вяз (карагач)

Вяз, или ильм (лат. Úlmus) - род деревьев семейства Вязовые (Ulmaceae).

Ильмы появились около 40 миллионов лет назад [4] и включают в себя несколько десятков видов. Некоторые виды более известны под названиями вяз, берест, карагач.

В виде примеси распространены, главным образом, в подзоне широколиственных лесов, также встречаются в южной и средней части подзоны еловых лесов. Чистые насаждения встречаются редко.

Успешно растут на плодородных почвах, особенно на аллювиальных. Некоторые виды выносят засолённые почвы и относительно сухие местообитания. Все виды довольно теневыносливы, особенно в молодости; при полном освещении растут вполне успешно и образуют мощную крону.

Преимущественно листопадные растения. Высота деревьев иногда достигает 40 м, при диаметре ствола 2 м, некоторые виды растут в виде кустарника. Крона (ботаника) от широко-цилиндрической с закруглённой вершиной до компактно-шаровидной. Ветвление симподиальное; побеги коленчатые. Ветви без колючек и шипов, с тонкими молодыми побегами на главных толстых ветвях. Кора бурая, у молодых деревьев гладкая, позже толстая и грубая, бороздчатая, с продольными трещинами. На ветвях многих южных видов образуются пробковые наросты. Корневая система обычно без стержневого корня, мощная, с отдельными, глубоко идущими корнями и многими боковыми поверхностными.

На сильно подзолистых почвах корневая система поверхностная. Почки сидячие, длиной 2-8 мм, овальные, яйцевидные, острые или тупые, опушенные или голые, с черешчато - налегающими чешуями. Листорасположение очерёдное, двурядно-мозаичное, отчего крона почти не просвечивает и дает густую тень.

Листья короткочерешковые, цельные, реже в верхней части лопастные, при основании неравнобокие, размерами от 4 до 20 см, двояко- или троякозубчатые, редко просто зубчатые, заострённые. Прилистники ланцетные, рано опадающие. Даже на одном побеге листья могут различаться размерами и очертаниями, образуя красивое кружево - так называемую вязь. До созревания плодов листья почти не развиваются и начинают быстро расти только после пожелтения плодов. Осенью перед листопадом пластинка листьев окрашивается в светло-жёлтый цвет или буреет; опадают листья раньше, чем у многих других древесных пород. Цветки мелкие, невзрачные, собраны пучками, сидящими в пазухах листьев, обоеполые, снабжены простым колокольчатым пятираздельным, реже 4-8, околоцветником и таким же количеством тычинок. Завязь верхняя, одногнездая, с одной семяпочкой, сплющенная, переходит в столбик, разделенный на две ветви, представляющие собою два рыльца. Цветки ветроопыляемые, у большинства видов появляются раньше листьев.

Цветут обычно до появления листьев, редко осенью (вяз мелколистный (Ulmus parvifolia)).Плод сплющенный, тонкооболочечный, крылатый орешек, перепончатое крыло которого охватывает семя кругом. Семя чечевицеобразное, без эндосперма. Плоды созревают очень рано, в Санкт-Петербурге в июне, в Крыму и на Кавказе в апреле - мае; разносятся ветром, во влажной почве прорастают через несколько дней. Проросток с двумя обратно-яйцевидными, плоскими, толстоватыми семедолями, за которыми следует 2-3 пары супротивных просто зубчатых листьев.

Южные виды (приземистый (Ulmus pumila), крупноплодный (Ulmus macrocarpa) и другие), растущие на открытых местах, начинают плодоносить с 5-8 лет. Северные лесные виды (вяз шершавый (Ulmus glabra), гладкий (Ulmus laevis), лопастной (Ulmus laciniata) и другие) - с 20-40 лет. Плодоносят растения ежегодно и обильно, давая до 20-30 кг семян на 1 дерево.

Размножаются пнёвой порослью, корневыми отпрысками и семенами. В раннем возрасте растут быстро. (иногда до нескольких сотен лет).

Продолжительность жизни 80-120 лет, доживают до 400 лет. В первый год всходы достигают высоты 10-15 см; затем ежегодный прирост в высоту составляет 30-40 см, и растения сильно ветвятся. В возрасте 40-60 лет годичный прирост около 20 см, позже прирост в высоту падает.




Список использованной литературы

1.Борейко В. Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. - Киев, 2000. - 212 с.

2. Борейко В. Е. Охрана вековых деревьев. - Киев, 2002. - 98 с.

3. Борейко В. Е. Эссе о дикой природе. - Киев, 2000. - 148 с.

4. Воинов Г. В. Парковая растительность Крыма. - Симферополь, 1930.

5. Ена В. Г. Заповедные ландшафты Крыма. - Симферополь: "Таврида", 1989.

6. Лыпа А. Л. Достопримечательные деревья Крыма. - Симферополь: "Крым", 1967.

7. Марков Е. Л. Очерки Крыма. - Симферополь: "Таврия", 1995.

8. Челеби Эвлия. Книга путешествий. - Симферополь: "Таврия", 1999.




© 2010-2022