Модель системы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление – формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Такие дети безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей.. Последнее время наблюдается тенденция повышения уровня агрессивности у школьников вообще и наиболее ярко выражена у детей с ЗПР. Очень страдает регулятивная сторона поведения. В данной ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель системы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР

Подготовила

учитель начальных классов высшей категории

ГКОУ РО школы № 7 VII вида г. Азова

БАЙЛОВА И.В

2014 г..

Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья ставит перед педагогом цель: преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру используя «обходные пути» особым образом построенного образования.(Слайд 2)

С 2012 г. на базе ГКОУ РО школы VII вида № 7 г. Азова начала функционировать инновационная площадка по теме: « Организационно -педагогические условия введения и реализации федерального Государственного образовательного стандарта в условиях специальной (коррекционной ) школыVII вида №7»

Результатом работы по внедрению ФГОС должно стать формирование универсальных учебных действий учащихся с ограниченными возможностями здоровья, которые делятся на 4 вида: (Слайд 3)

  1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

  2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

  3. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

  4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.:

Как мы видим, все УУД в своем формировании опираются на зрелую эмоционально-волевую сферу каждого ребенка. Сложностью реализации данного процесса становится незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР которая обусловливает своеобразие формирования их поведения, и личностные особенности. (Слайд 4)

У детей данной категории страдает сфера коммуникации. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы - страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к "эмоционально теплым" отношениями со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения (Е.Н.Васильева (1994), Г.Н.Ефремова (1997)).

При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление - формирование самосознания, самооценки, системы "Я". Такие дети безынициативны, их эмоции недостаточно яркие, они не умеют выразить свое эмоциональное состояние, затрудняются в понимании состояний других людей.. Последнее время наблюдается тенденция повышения уровня агрессивности у школьников вообще и наиболее ярко выражена у детей с ЗПР. Очень страдает регулятивная сторона поведения.

Исходя из этого, назрела необходимость в создании системы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР для дальнейшего формирования универсальных учебных действий и реализации .ФГОС.

Коррекционно-развивающая программа, которая условно названа «Сотвори солнце в себе», нацелена на решение следующих задач: (Слайд 5)

  • компенсация недостатков сенсомоторного развития ребенка как непосредственного канала взаимодействия ребенка с окружающим миром;

  • интенсивное пополнения сенсорного опыта, предполагающего дифференцированную эмоциональную окраску ощущений, испытываемых ребенком;. ;

  • - развитие эмоциональной произвольности, регуляции поведенческих реакций;

  • - обучение конструктивным способам управления собственным поведением и формам общения;

  • развитие компенсаторных функций

Проблема коррекции и развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР требует комплексного подхода как при отборе аспектов, требующих внимания, так и технологий, методик, техник в рамках рассматриваемых аспектов; так и кадрового взаимодействия для решения поставленной цели. На схеме обозначены аспекты деятельности, способствующие коррекции развития эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

Условно выделено 5 аспектов, воздействуя на которые можно добиться положительной динамики в решении данной проблемы: (Слайд 6)

Модель системы коррекции и развития эмоционально-волевой сферы учащихся с ЗПР

Каждый из них включает свой набор технологий, методов и приемов.

Остановимся подробнее на каждом аспекте.

1.Мануальный аспект

Цель: развитие тактильных ощущений; овладение навыками мелкой моторики, ловкостью и сноровкой отдельных движений; включение в отношения с социумом, развитие речи, психических функций и умственное развитие в целом, снятие тревожности Слайд 7-8

  • Пескотерапия (рисование на стекле песком, письмо в «песчаных тетрадях», рисование и моделирование на мокром песке;

  • Светоизотерапия (рисование и письмо красками кистями разных размеров, пальчиками, ладошками, маркерами по образцу, по подложке, самостоятельно);

  • Работа на шнуровальном планшете («рисование» разноцветными шнурами по образцу и самостоятельное составление рисунков по клеточкам, графические диктанты);

  • Работа на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из геометрических и стилизованных фигур, составление предметных, сюжетных картинок, орнаментов, мини-проектов, «постановка» сказок);

  • Работа на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками на основе различных геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и .т.д. );

  • Работа с контруктором «ЛЕГО» (составление различных сюжетных композиций, моделей числа, цифр, букв, схем слов, предложений и т.д. );

  • Кукольный театр с использованием кукол-перчаток;

  • Ниткопись (письмо и рисование нитками на бархатной бумаге или фетре);

  • Рисование ватой на фетре;

  • Оригами

  1. Интеллектуальный аспект

Цель: развитие резервных возможностей интеллектуальной деятельности, задействование тех участков мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решение проблемы неуспешности. (Слайд 9)

  • ИКТ -технологии;

  • Использование адаптированного варианта работы доктора Пола И. Денисова и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга»;

  • Выпуск классного журнала «Классный мир. RU»;

  • Авторская методика «Стихи перед сном» (терапия поэзией);

  • Авторская методика «Учение с увлечением»

  1. Физиологический аспект

Цель: воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни. (Слайд 10)

  • Ароматерапия

  • Спортивные соревнования

  • Час здоровья

  • День здоровья

  • Прогулки-любования

  • Профилактика и коррекция нарушений зрения Шичко-Бейтся

  • Обследование на системе Армис

  1. Психологический аспект

Цель: содействие развитию ребенка, использование конструктивных возможностей психических свойств для усиления и мобилизации личностных свойств ребенка и его адаптивных способностей (Слайд 11)

  • Психотехника «Солнышко»

  • Сказкотерапия (с преобладанием персонифицированных сказок)

  • Ведение Экрана успехов «Мое поведение в школе» (терпимость, сдержанность, игра по правилам)»;

  • Аутотренинги, психотехники по снятию агрессивных состояний

  • «Аллея успеха» (у каждого учащегося есть свое «дерево успеха», на котором отражается участие детей в классных, школьных и т.д. мероприятиях)

  • Проведение тренингов для родителей на родительских собраниях и др

5. Эстетический аспект

Цель: обогащение эмоционального опыта через общение с искусством, освоение социально приемлемых способов эмоционального реагирования эмоциональной регуляции, творческое самораскрытие .(Слайд 12)

  • Музейно-экскурсионная работа

  • Реализация авторской программы «Музыка цвета»- терапия искусством (рисование словом, красками, музыкой, формирование умения видеть необычное в обычном)

Работа по преодолению агрессивных тенденций, коррекции эмоционально-волевой сферы и формированию эмоциональной стабильности, саморегуляции и положительной самооценки ведется в следующих направлениях: .(Слайд 13)

1. Учебная деятельность;

2. Внеурочная деятельность;

3.. Работа с родителями

4. Коррекционная работа

Программа реализуется в течение всего дня в школе при тесном сотрудничестве с родителями

Рассмотрим некоторые формы работы подробнее.

Занятия с использованием пескотерапии, ароматерапии, музыкотерапии, светотерапии, художественной терапии, терапии поэзией

Любимыми занятиями для детей стали занятия с использованием пескотерапии, ароматерапии и музыкотерапии, светотерапии, терапии поэзией.

Пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти.

Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Дети с удовольствием «работают» в песке, фотографируют рисунки на камеры сотовых телефонов и демонстрируют друзьям, родителям, родным и близким. Кроме того, ребята с удовольствием работают в парах, в малых группах и создают коллективные «шедевры».

Занятия с песком проводятся под звучание особо подобранных музыкальных отрывков ( классическая музыка: П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, П.И. Чайковского, В.Вагнера и др.; терапевтическая музыка: «Музыка сфер» доктора Краснова, «Ультрамозг» А. Патрушева)

Музыкальные произведения имеют сложную волновую природу и представляют из себя сложный калейдоскоп частот, амплитуд, затрагивающих различные анализаторные системы.

Возникающие реакции слуховой адаптации активно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка.

Терапия поэзией дает человеку:

  1. Обретение «душевного покоя» - по мнению Д. Байрона, «чтобы обрести мир для своего беспокойного духа»;

  2. Приобретение «душевной радости». По высказыванию Р. Мэя - «здесь радость можно определить как эмоцию, возникающую в момент «повышенного» сознания, как настрой, который сопутствует уверенности в реализации собственных возможностей».;

  3. Эмоциональное отреагирование - освобождение от скорби и печали.

  4. Обретение «счастья в несчастье». Так, А.С. Пушкин говорил о поэзии следующее:


Мы познаем мир посредством языка. Конечно, это выглядит несколько преувеличенно, поскольку мы имеем и чувственный опыт. Но язык, несомненно, обогащает наш опыт, украшая его. Слова не являются простыми, ничего не значащими объектами. Они имеют интонации, связаны с ассоциациями, имеют историю происхождения. Рифма, ритм, метафоры и т.д. не являются лишь украшением, чем-то второстепенным и несущественным. Нет, они уточняют, привносят дополнительный смысл и выразительность. С этой точки зрения деловой язык и язык улицы лишь чахлое подобие и бледная тень настоящего поэтического языка.

Художественная терапия (арт-терапия) Способ психологической реабилитации средствами искусства и художественной деятельности, который применяется в решении эмоциональных проблем человека. Основные функции арт-терапии - компенсирующая, развивающая, обучающая. Педагоги, осуществляющие арт-терапию, специально подбирают художественные произведения картины, музыку, композиции цветов, литературные произведения и прочее, чтобы создать определенную эстетическую среду.

Светотерапия - это применение с профилактической и лечебной целью лучистой энергии различных источников, как искусственных, так и естественных (солнца).

Программа апробирована мной в течение 5 лет на одном из классов начальной школы и дала стабильные положительные результаты по всем аспектам:

  • у 100% учащихся класса наблюдается динамика формирования Я-концепции, коммуникативной, регулятивной функций поведения,

  • обогатился эмоциональный опыт,

  • сформирована адекватная самооценка,

  • стабилизировались эмоциональные контакты с близкими взрослыми,

  • дети учатся ориентироваться в нравственно-этических нормах поведения и т.д., что повлияло и на повышение познавательной и социальной активности детей;

  • 4 учащихся успешно обучаются в школах города, 1 чел. - в лицее)

В настоящее время в школе созданы все условия для реализации программы: все классы оснащены новым оборудованием (интерактивными досками, экранами, проекторами, телевизорами, фото- и видео- техникой, магнитофонами, ноутбуками

Проведена диагностика на начало программы, получены первые результаты: (Слайд 14-19).


  • Повысился процент сформированности познавательных и регулятивных УД у учащихся с ЗПР;

  • Наблюдается положительная динамика активизации познавательной деятельности обучающихся и рост мотивации обучения;

  • Наблюдаются позитивные изменения в коммуникативных связях обучающихся со сверстниками, взрослыми, родными;

  • Повысился уровень воспитанности;

  • Изменился уровень самооценки





© 2010-2022